Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.12.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24145/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2013 г. по делу N А65-24145/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Арзамасов О.С. по доверенности от 11.11.2013,
ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан) - Хабибрахманова Ф.Р. по доверенности от 17.04.2013,
третьего лица (открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля") - Ашрапова Д.Ш. по доверенности от 22.04.2013,
в отсутствие:
ответчика (Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан) - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2013 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-24145/2012
по заявлению потребительского кооператива "База отдыха "Эдем", г. Казань (ИНН 1624005386, ОГРН 1021607354670) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан", г. Казань, открытого акционерного общества "Республиканский кадастровый центр "Земля", г. Казань, об оспаривании решения,

установил:

потребительский кооператив "База отдыха "Эдем" (далее - ПК "База отдыха "Эдем", кооператив, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ, налоговый орган, ответчик-1), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по РТ, ответчик-2) о признании недействительным решения от 26.07.2012 N 8186 о привлечении потребительского кооператива "База отдыха "Эдем" к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с существенным нарушением процедуры принятия решения, признать недействительным решение Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 10.06.2012 N 2.14.0-18/015634с в связи с необоснованностью.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан", открытое акционерное общество "Республиканский кадастровый центр "Земля" (далее - Управление Росреестра по РТ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан", ОАО "Республиканский кадастровый центр "Земля", третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Решение от 26.07.2012 N 8186 признано недействительным. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПК "База отдыха "Эдем". В остальной части заявленных требований производство по заявлению прекращено.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
ОАО "Республиканский кадастровый центр "Земля" в представленном отзыве просит судебные акты по настоящему делу отменить, принять новый судебный акт.
Представители УФНС России по РТ, Управления Росреестра по РТ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. От Управления Росреестра по РТ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Кассационная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке статьей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей УФНС России по РТ, Управления Росреестра по РТ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан", извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной налоговым органом камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу ПК "База отдыха "Эдем" за 2011 год был составлен акт от 04.05.2012 N 6580.
Рассмотрев акт налоговой проверки, возражения на акт от 04.05.2012 N 6580, решения от 04.06.2012 N 8 и N 13, ответчиком-1 было вынесено решение от 26.07.2012 N 8186 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявителю начислен штраф в размере 605 385 руб. за неполную уплату налога, предложено уплатить недоимку по земельному налогу в общей сумме 3 037 463 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с данным решением, кооператив обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по РТ.
Решением УФНС России по РТ в удовлетворении жалобы кооператива отказано.
Указанные обстоятельства послужили обществу основанием для обращения в суд с кассационной жалобой.
Судами установлено, что налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности на основании следующего.
Согласно сведениям о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, представленных Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:24:260203:25, с кадастровой стоимостью на 1 января 2011 года - 645 590 580 руб., расположенный по адресу: г. Казань, Потребительский кооператив "База отдыха "Эдем", с разрешенным видом использования "размещение потребительского кооператива".
В ходе проведения камеральной налоговой проверки ответчиком-1 установлено, что налогоплательщиком занижена налоговая база по земельному налогу на 363 878 711 руб., а также занижена ставка земельного налога, в результате чего занижена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2011 год на 3 037 463 руб.
Ответчик-1 также указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:260203:25, площадью земельного участка 68 500 кв. м рассчитана на основании Постановления Кабинета министров по Республике Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан" и составила 645 590 580 руб. На основании полученного ответа из ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан от 06.07.2012 N 6902-18, документов, представленных ПК База отдыха "Эдем" в ФГУ ЗКП площадь земельного участка была уточнена и изменена на 40 845 кв. м, соответственно, кадастровая стоимость земельного участка, по мнению налогового органа, составила 384 951 054,6 руб.
Кроме того, поскольку на момент вынесения решения у заявителя имелась переплата по земельному налогу в сумме 10 536 руб., которая не полностью перекрывала доначисленную сумму налога, то в связи с этим инспекцией на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы и занижения ставки земельного налога, кооператив был привлечен к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 605 835 руб.
В обоснование своих доводов налоговый орган указал на необходимость применения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Признавая данные выводы налогового органа ошибочными и частично удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Судами установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Как следует из материалов дела, указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Учитывая вышеуказанную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суды верно указали, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Как верно отметили суды, то обстоятельство, что спорный участок отнесен к г. Казани, не может означать (в случае утверждения иной кадастровой стоимости в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1153 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Татарстан", имеющего равную силу, как и постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1102), что налогоплательщику однозначно при исчислении земельного налога надлежит применять большую кадастровую стоимость из утвержденных двух.
В материалы дела ответчиком и третьими лицами не представлены безусловные доказательства, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1153 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Татарстан" имеет ошибки.
Налоговым органом не представлены безусловные доказательства того, что заявитель не мог применять кадастровую стоимость, установленную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1153, в целях уплаты земельного налога.
Между тем, в силу статьи 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Кроме того, в силу частей 6, 7 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Учитывая изложенное, суды обоснованно отнеслись критически к доводу ответчика о том, что заявителю необходимо было применять кадастровую стоимость, установленную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102, когда как налоговым органом не только доначислен земельный налог, но и заявитель привлечен к налоговой ответственности за ее неуплату по статье 122 НК РФ.
Налогоплательщик земельного налога не может нести ответственность за противоречия, имеющие место быть согласно обоим постановлениям; налоговый орган, в свою, очередь не наделен правомочиями по определению приоритета одного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан над другим.
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, суды правомерно не приняли довод ответчика, что сведения, представляемые в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, подлежат неукоснительному использованию, проведение налоговым органом проверки данных сведений не предусмотрено, поскольку сведениями, представляемыми в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими кадастровый учет, о кадастровой стоимости земель, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, то есть по состоянию на 01.01.2011, налоговый орган располагал, но не применил при проведении камеральной налоговой проверки и при вынесении оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования и признали оспариваемое решение налогового органа, которым налогоплательщику за 2011 год начислен земельный налог, исчисленный исходя из кадастровой оценки, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу после 01.01.2011, не соответствующим закону и нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя.
Кроме того, кассационная коллегия считает, что суды также обоснованно признали оспариваемое решение налогового органа в силу нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, а именно, неознакомление общества с результатами дополнительных мероприятий и неизвещение о времени и месте принятия решения по акту проверки.
Судами установлено, что заявитель не ознакомлен с результатами дополнительных мероприятий и не извещен о времени и месте принятия решения по акту проверки.
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что доверенность, выданная на имя Кириллова Е.И., отменена с 01.06.2012, что усматривается из Письма N 3/1 от 25.05.2012. Факт получения акта проверки заявителем не оспаривается.
Суды обоснованно приняли во внимание то обстоятельство, что согласно акту установлена неуплата 1 249 036 руб. земельного налога, когда как по результатам мероприятий дополнительного контроля на основании решения заявителю доначислен 3 037 463 руб. земельного налога.
Таким образом, учитывая, что в силу статьи 200 АПК РФ ответчиком не представлены доказательства надлежащего уведомления, в частности, направления по почте извещения о времени и месте принятия решения по акту проверки, а также с дополнительными мероприятиями налогового контроля заявитель в установленном законом порядке не ознакомлен, суды пришли к правомерному выводу о несоблюдении ответчиком существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Ссылки ответчика и третьих лиц на решение суда по делу N А65-21323/2012 суды обоснованно не приняли во внимание, поскольку указанное решение не имеет преюдициального значения.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов, поскольку основаны на неправильном применении ром материального права.
При изложенных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции нарушения норм материального или процессуального права судебными инстанциями при вынесении оспариваемых судебных актов не установлены, в связи с чем основания к отмене обжалованных судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 по делу N А65-24145/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)