Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ГОСТстрой": Меньшикова-Кавецкая В.В. представитель по доверенности от 18.11.2013, Андриенко О.В. представитель по доверенности от 18.11.2013;
- от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю: Селютина И.А. представитель по доверенности от 09.01.2013;
- от управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Селютина И.А. представитель по доверенности от 09.01.2013;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
на решение от 17.10.2013
по делу N А73-6981/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГОСТстрой"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
о признании недействительным в части решения
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГОСТстрой" (ИНН 2722076203, ОГРН 1082722006916, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (ИНН 2705910355, ОГРН 1022700615134, далее - налоговый орган) с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения налогового органа от 18.02.2013 N 1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в редакции решения управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 16.05.2013 N 13-10/09144, в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 573 226 руб., соответствующих пени в сумме 81 766,66 руб., штрафа в сумме 57 323 руб.
Определением суда первой инстанции от 17.07.2013 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2013 по делу N А73-6981/2013 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 17.10.2013 по делу N А73-6981/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налогового органа и управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители общества против доводов апелляционной жалобы налогового органа возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2013 по делу N А73-6981/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 07.11.2012 N 172 МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю была проведена выездная налоговая проверка ООО "ГОСТстрой" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ряда налогов и сборов, в том числе единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган установил неправомерное занижение обществом налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год в связи с невключением в нее дохода в виде предоставленных из краевого бюджета субвенций для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 9 553 765 руб.
Выводы проверки были отражены в акте выездной налоговой проверки от 29.12.2012, по результатам рассмотрения которого 18.02.2013 заместителем начальника МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю было принято решение N 1 о доначислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год в сумме 573 226 руб., соответствующие пени в сумме 81 766,66 руб., а также пени по налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 63 396 руб.
Кроме того, решением от 18.02.2013 N 1 общество было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), за неуплату (неполную уплату) в результате занижения налоговой базы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в виде штрафа 57 323 руб., по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление в установленный срок НДФЛ - в виде взыскания штрафа в сумме 148 872 руб.
Решением управления от 16.05.2013 N 13-10/71/01944, принятым по результатам рассмотрения жалобы ООО "ГОСТстрой", решение налогового органа от 18.02.2013 N 1 изменено: уменьшена пеня по НДФЛ до 40 744,78 руб. и уменьшена сумма штрафа по статье 123 НК РФ до 148 808 руб.
Общество не согласилось с решением налогового органа в редакции решения управления в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год в сумме 573 226 руб., соответствующих пени в сумме 81 766,66 руб., штрафа в сумме 57 323 руб., и обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил его требования. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными и муниципальными предприятиями, бюджетными учреждениями, допускается: из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
09.02.2010 между администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края и ООО "Межрайтопливо" был заключен договор поручения N 05-2010-С3 (соц), по условиям которого администрация поручает, а ООО "Межрайтопливо" обязуется за вознаграждение организовать завоз нефтепродуктов и угля (топлива), количество и ассортимент которого устанавливается актами Правительства Хабаровского края для предприятий ЖКХ, а также других предприятий, предоставляющих услуги по выработке тепловой и электрической энергии для населения, предприятий и учреждений, прочих социальных нужд муниципального района Хабаровского края в период навигации 2010 года, указанных в приложении N 1, дополнении к приложению договора. В перечень организаций-получателей топлива, вошло ООО "ГОСТстрой".
По договору аренды муниципального имущества от 28.07.2010 N 10-02 с администрацией городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" общество осуществляло деятельность по производству, реализации, распределению и транспортировке тепловой энергии, горячей и холодной воды потребителям на территории г. Николаевска-на-Амуре. При осуществлении указанной деятельности ООО "ГОСТстрой" предоставляло потребителям установленные федеральными законами, законами Хабаровского края, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате оказываемых услуг.
25.08.2010 между финансовым управлением администрации Николаевского муниципального района (управление) и ООО "ГОСТстрой" заключен договор на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, в соответствии с пунктом 1.1 которого управление возмещает обществу убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в бюджет Николаевского муниципального района. Плановая сумма возмещения на отопительный сезон 2010-2011 годов составляет 17 000 000 руб.: 2010 год - 7 000 000 руб., 2011 год - 10 000 000 руб.
01.10.2010 между администрацией Николаевского муниципального района и ООО "ГОСТстрой", ООО "ЖКХ Многовершинный", ООО "ЖКХ Пуир", ООО "ЖКХ Озерпах", ООО "ЖКХ Оремиф", ООО "ЖКХ Нижнее Пронге", ООО "ЖКХ Теплоснаб" (получатели) заключен договор поручения N 2/2010-СЗ, в соответствии с пунктом 1.1 которого получатели поручают, а администрация обязуется организовать завоз и оплату нефтепродуктов, угля в навигацию 2010 года, количество и ассортимент которых устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства Хабаровского края, организациям ЖКХ для предоставления услуг по выработке тепловой и электрической энергии населению, предприятиям и учреждениям, финансируемым из краевого и местного бюджетов.
06.12.2010 администрацией Николаевского муниципального района было издано распоряжение N 96-ра о распределении субвенции из краевого бюджета на возмещение организациям убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению в сумме 73 769 773,71 руб., направленных за поставленное в централизованном порядке топливо в навигацию 2010 года для расчета с ООО "Межрайтопливо". Из них сумма субвенций ООО "ГОСТстрой" из краевого бюджета составила 16 178 480,36 руб.
На эту сумму в навигацию 2010 года поставка топлива (угля, мазута) для ООО "ГОСТстрой" произведена ООО "Межрайтопливо" на основании счетов-фактур от 22.07.2010 NN Н35/0049, Н35/0050, Н35/0051, от 23.08.2010 N Н35/00117, от 02.09.2010 N Н35/0114, товарных накладных от 22.07.2010 NN 862, 863, от 23.08.2010 N 1304, актов от 22.07.2010 N 00000867, от 02.09.2010 N 00001291.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения признаются организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. Согласно пункту 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Общество в проверяемый период 2010 года на основании уведомления от 12.11.2009 N 583 применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "Доходы".
Во исполнение определения суда первой инстанции от 06.09.2013 администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края письмом от 21.09.2013 N 1.1-40/2807 сообщила следующее.
За отчетный период 2010 года ООО "ГОСТстрой" начислена субвенция по теплу в размере 6 624 715,68 руб., которая выплачена путем расчета с ООО "Межрайтопливо" за поставленное в 2010 году в централизованном порядке топливо.
За 2011 год ООО "ГОСТстрой" начислена субвенция по теплу в размере 12 367 423,47 руб., которая выплачена в размере 9 553 764,68 руб. путем расчета с ООО "Межрайтопливо" за поставленное в 2010 году в централизованном порядке топливо и перечисления 2 813 658,79 руб. на расчетный счет денежными средствами.
Оплату за 2010-2011 годы подтверждают уведомления от 14.12.2010 N 04-08/1880 (уведомление от 14.12.2010 N 04-08/1874 было указано в письме от 29.04.2013 N 1.1-40/1294 ошибочно, но уведомления идентичны и просто предназначены для разных предприятий), от 31.03.2011 N 05-15/317, платежные поручения от 27.10.2011 N 1692476, от 01.12.2011 N 1930451, от 15.12.2011 N 2039930, от 21.12.2011 N 2089834 на общую сумму 2 813 658,79 руб.
Топливо на сумму 9 553 764,68 руб. было поставлено в адрес ООО "ГОСТстрой" в навигацию 2010 года в составе суммы 16 178 480,36 руб. Остаток топлива ООО "ГОСТстрой", завезенного в централизованном порядке на отопительный сезон 2010-2011 годов, по состоянию на 01.01.2011 составил мазут на сумму 9 235 916,32 руб., уголь на сумму 317 848,36 руб., всего на сумму 9 553 764,68 руб. Оплата ООО "ГОСТстрой" произвело за топливо в 2011 году субвенциями по теплу, которые начислены предприятию за отчетный период 2011 года.
В подтверждение указанных письменных пояснений администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края в материалы дела представлены соответствующие доказательства.
Налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2010 год, в связи с невключением в нее дохода в виде предоставленных из краевого бюджета субвенций для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 9 553 765 руб.
Налоговый орган исходит из того, что общество оказывало услуги населению и полученные из бюджета средства представляют собой часть дохода (выручки) общества. Выделенные ООО "ГОСТстрой" из краевого бюджета денежные средства в сумме 9 553 765 руб. в виде субвенций не являются средствами целевого финансирования, в связи с чем, подлежат включению в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ и пунктом 2 статьи 251 НК РФ налогоплательщики при определении налоговой базы не учитывают целевые поступления из бюджета, но общество как коммерческая организация, не признается получателем бюджетных средств.
Между тем, согласно пункту 3.5 указанного выше договора от 25.08.2010 между финансовым управлением администрации Николаевского муниципального района и ООО "ГОСТстрой", в случае, если организация является получателем топлива централизованных поставок, а также на основании заключенных договоров поручений, убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, направляются финансовым управлением централизованной поставки на расчетный счет предприятия-организатора централизованной поставки топлива в качестве оплаты за поставляемое топливо и услуги, связанные с поставкой и доставкой топлива. А в силу пункта 3.6 этого договора ООО "ГОСТстрой", являющаяся получателем централизованных поставок топлива, производит оплату за полученное топливо на основании уведомлений об оплате, полученных от управления.
Кроме того, пунктом 2.2.5 договора поручения от 01.10.2010 N 2/2010-СЗ, заключенного между администрацией Николаевского муниципального района и ООО "ГОСТстрой", ООО "ЖКХ Многовершинный", ООО "ЖКХ Пуир", ООО "ЖКХ Озерпах", ООО "ЖКХ Оремиф", ООО "ЖКХ Нижнее Пронге", ООО "ЖКХ Теплоснаб" предусмотрено, что на основании уведомлений Министерства финансов Хабаровского края об оплате за район за социальное топливо производит распределение оплаты за топливо распоряжениями администрации муниципального района и доводит до получателей уведомления об оплате, являющиеся обязательными для отражения в бухгалтерском учете получателей.
Таким образом, оплата за поставку топлива производилась выделенными обществу субвенциями, которые перечислялись на счет ООО "Межрайтопливо", минуя счет общества. Материалами дела подтверждается расчет поставки топлива и использование денежных средств субсидии по назначению.
Как верно указал суд первой инстанции в данном случае объектом налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, является не поставленное топливо, а суммы субвенций, выделенных ООО "ГОСТстрой" из краевого бюджета.
Ранее сумма компенсации ООО "ГОСТстрой" 16 178 480,36 руб. указывалась в Реестре на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению в счет оплаты топлива по централизованным поставкам к Уведомлению от 14.12.2010 N 04-08/1880 (6т). Но затем Уведомлением от 31.03.2011 N 05-15/317 (6/1т) "О финансировании" ООО "ГОСТстрой" было извещено о том, что в целях ведения достоверного бухгалтерского учета на предприятиях, получающих топливо в централизованном порядке, разделения полученного топлива в навигацию 2010 года на отопительный сезон октябрь - декабрь 2010 года и январь - май 2011 года, финансовое управление администрации Николаевского муниципального района вносит изменения в реестр на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в счет оплаты топлива по централизованным поставкам, доведенного до предприятия уведомлением от 14.12.2010 N 6 т.
В соответствии с Реестром на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению в счет оплаты топлива по централизованным поставкам на отопительный сезон октябрь - декабрь 2010, январь - май 2011 к Уведомлению от 31.03.2011 N 05-15/317 (6/1т) сумма компенсации ООО "ГОСТстрой" в 2010 составила 6 624 715,68 руб., в 2011-9 553 764,68 руб., всего 16 178 480,36 руб.
Апелляционным судом установлено, что Уведомлением 31.03.2011 N 05-15/317 администрация Николаевского муниципального района предоставила ООО "ГОСТстрой" субвенцию по теплу в сумме 9 553 764,68 руб., которое является первичным документом, подтверждающим дату погашения администрацией Николаевского муниципального района задолженности перед ООО "ГОСТстрой". Соответственно, ООО "ГОСТстрой" после получения уведомления в 2011 году отразило в учете получение субвенции и погашение задолженности, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела карточка счета 86.01 за 2011, оборотно-сальдовая ведомость по счету 86 за 2011.
Отклоняется ссылка в апелляционной жалобе на прилагаемую копию карточки общества счета 91.01.7 период 2011 год с отсутствием данных о спорной сумме, поскольку она отсутствует в материалах дела, ее подлинность не заверена обществом. Представитель общества в апелляционной инстанции ее отрицал.
Пунктом 1 статьи 54 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В соответствии с вышеперечисленными документами ООО "ГОСТстрой" за полученное в навигацию 2010 года топливо рассчиталось субвенциями на возмещение организациям убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в 2010 - в сумме 6 624 715,68 руб., в 2011 - в сумме 9 553 764,68 руб.
До 31.03.2011 право на субвенции отчетного периода 2011 года в размере 9 553 765 руб., а соответственно, и на поставленное за счет средств субвенций топливо на сумму 9 553 764,68 руб., у ООО "ГОСТстрой" отсутствовало.
С учетом установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств апелляционный суд считает неправомерным вывод налогового органа о включении в доход общества в налоговый период 2010 года 9 553 764,68 руб., и доначисление обществу за 2010 год единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 573 226 руб., соответствующих пени и штрафа.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2013 по делу N А73-6981/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2013 N 06АП-6318/2013 ПО ДЕЛУ N А73-6981/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. N 06АП-6318/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ГОСТстрой": Меньшикова-Кавецкая В.В. представитель по доверенности от 18.11.2013, Андриенко О.В. представитель по доверенности от 18.11.2013;
- от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю: Селютина И.А. представитель по доверенности от 09.01.2013;
- от управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Селютина И.А. представитель по доверенности от 09.01.2013;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
на решение от 17.10.2013
по делу N А73-6981/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГОСТстрой"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
о признании недействительным в части решения
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГОСТстрой" (ИНН 2722076203, ОГРН 1082722006916, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (ИНН 2705910355, ОГРН 1022700615134, далее - налоговый орган) с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения налогового органа от 18.02.2013 N 1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в редакции решения управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 16.05.2013 N 13-10/09144, в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 573 226 руб., соответствующих пени в сумме 81 766,66 руб., штрафа в сумме 57 323 руб.
Определением суда первой инстанции от 17.07.2013 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2013 по делу N А73-6981/2013 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 17.10.2013 по делу N А73-6981/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налогового органа и управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители общества против доводов апелляционной жалобы налогового органа возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2013 по делу N А73-6981/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 07.11.2012 N 172 МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю была проведена выездная налоговая проверка ООО "ГОСТстрой" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ряда налогов и сборов, в том числе единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган установил неправомерное занижение обществом налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год в связи с невключением в нее дохода в виде предоставленных из краевого бюджета субвенций для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 9 553 765 руб.
Выводы проверки были отражены в акте выездной налоговой проверки от 29.12.2012, по результатам рассмотрения которого 18.02.2013 заместителем начальника МИФНС России N 1 по Хабаровскому краю было принято решение N 1 о доначислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год в сумме 573 226 руб., соответствующие пени в сумме 81 766,66 руб., а также пени по налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 63 396 руб.
Кроме того, решением от 18.02.2013 N 1 общество было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), за неуплату (неполную уплату) в результате занижения налоговой базы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в виде штрафа 57 323 руб., по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление в установленный срок НДФЛ - в виде взыскания штрафа в сумме 148 872 руб.
Решением управления от 16.05.2013 N 13-10/71/01944, принятым по результатам рассмотрения жалобы ООО "ГОСТстрой", решение налогового органа от 18.02.2013 N 1 изменено: уменьшена пеня по НДФЛ до 40 744,78 руб. и уменьшена сумма штрафа по статье 123 НК РФ до 148 808 руб.
Общество не согласилось с решением налогового органа в редакции решения управления в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год в сумме 573 226 руб., соответствующих пени в сумме 81 766,66 руб., штрафа в сумме 57 323 руб., и обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил его требования. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными и муниципальными предприятиями, бюджетными учреждениями, допускается: из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
09.02.2010 между администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края и ООО "Межрайтопливо" был заключен договор поручения N 05-2010-С3 (соц), по условиям которого администрация поручает, а ООО "Межрайтопливо" обязуется за вознаграждение организовать завоз нефтепродуктов и угля (топлива), количество и ассортимент которого устанавливается актами Правительства Хабаровского края для предприятий ЖКХ, а также других предприятий, предоставляющих услуги по выработке тепловой и электрической энергии для населения, предприятий и учреждений, прочих социальных нужд муниципального района Хабаровского края в период навигации 2010 года, указанных в приложении N 1, дополнении к приложению договора. В перечень организаций-получателей топлива, вошло ООО "ГОСТстрой".
По договору аренды муниципального имущества от 28.07.2010 N 10-02 с администрацией городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" общество осуществляло деятельность по производству, реализации, распределению и транспортировке тепловой энергии, горячей и холодной воды потребителям на территории г. Николаевска-на-Амуре. При осуществлении указанной деятельности ООО "ГОСТстрой" предоставляло потребителям установленные федеральными законами, законами Хабаровского края, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате оказываемых услуг.
25.08.2010 между финансовым управлением администрации Николаевского муниципального района (управление) и ООО "ГОСТстрой" заключен договор на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, в соответствии с пунктом 1.1 которого управление возмещает обществу убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в бюджет Николаевского муниципального района. Плановая сумма возмещения на отопительный сезон 2010-2011 годов составляет 17 000 000 руб.: 2010 год - 7 000 000 руб., 2011 год - 10 000 000 руб.
01.10.2010 между администрацией Николаевского муниципального района и ООО "ГОСТстрой", ООО "ЖКХ Многовершинный", ООО "ЖКХ Пуир", ООО "ЖКХ Озерпах", ООО "ЖКХ Оремиф", ООО "ЖКХ Нижнее Пронге", ООО "ЖКХ Теплоснаб" (получатели) заключен договор поручения N 2/2010-СЗ, в соответствии с пунктом 1.1 которого получатели поручают, а администрация обязуется организовать завоз и оплату нефтепродуктов, угля в навигацию 2010 года, количество и ассортимент которых устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства Хабаровского края, организациям ЖКХ для предоставления услуг по выработке тепловой и электрической энергии населению, предприятиям и учреждениям, финансируемым из краевого и местного бюджетов.
06.12.2010 администрацией Николаевского муниципального района было издано распоряжение N 96-ра о распределении субвенции из краевого бюджета на возмещение организациям убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению в сумме 73 769 773,71 руб., направленных за поставленное в централизованном порядке топливо в навигацию 2010 года для расчета с ООО "Межрайтопливо". Из них сумма субвенций ООО "ГОСТстрой" из краевого бюджета составила 16 178 480,36 руб.
На эту сумму в навигацию 2010 года поставка топлива (угля, мазута) для ООО "ГОСТстрой" произведена ООО "Межрайтопливо" на основании счетов-фактур от 22.07.2010 NN Н35/0049, Н35/0050, Н35/0051, от 23.08.2010 N Н35/00117, от 02.09.2010 N Н35/0114, товарных накладных от 22.07.2010 NN 862, 863, от 23.08.2010 N 1304, актов от 22.07.2010 N 00000867, от 02.09.2010 N 00001291.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения признаются организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой. Согласно пункту 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Общество в проверяемый период 2010 года на основании уведомления от 12.11.2009 N 583 применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "Доходы".
Во исполнение определения суда первой инстанции от 06.09.2013 администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края письмом от 21.09.2013 N 1.1-40/2807 сообщила следующее.
За отчетный период 2010 года ООО "ГОСТстрой" начислена субвенция по теплу в размере 6 624 715,68 руб., которая выплачена путем расчета с ООО "Межрайтопливо" за поставленное в 2010 году в централизованном порядке топливо.
За 2011 год ООО "ГОСТстрой" начислена субвенция по теплу в размере 12 367 423,47 руб., которая выплачена в размере 9 553 764,68 руб. путем расчета с ООО "Межрайтопливо" за поставленное в 2010 году в централизованном порядке топливо и перечисления 2 813 658,79 руб. на расчетный счет денежными средствами.
Оплату за 2010-2011 годы подтверждают уведомления от 14.12.2010 N 04-08/1880 (уведомление от 14.12.2010 N 04-08/1874 было указано в письме от 29.04.2013 N 1.1-40/1294 ошибочно, но уведомления идентичны и просто предназначены для разных предприятий), от 31.03.2011 N 05-15/317, платежные поручения от 27.10.2011 N 1692476, от 01.12.2011 N 1930451, от 15.12.2011 N 2039930, от 21.12.2011 N 2089834 на общую сумму 2 813 658,79 руб.
Топливо на сумму 9 553 764,68 руб. было поставлено в адрес ООО "ГОСТстрой" в навигацию 2010 года в составе суммы 16 178 480,36 руб. Остаток топлива ООО "ГОСТстрой", завезенного в централизованном порядке на отопительный сезон 2010-2011 годов, по состоянию на 01.01.2011 составил мазут на сумму 9 235 916,32 руб., уголь на сумму 317 848,36 руб., всего на сумму 9 553 764,68 руб. Оплата ООО "ГОСТстрой" произвело за топливо в 2011 году субвенциями по теплу, которые начислены предприятию за отчетный период 2011 года.
В подтверждение указанных письменных пояснений администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края в материалы дела представлены соответствующие доказательства.
Налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2010 год, в связи с невключением в нее дохода в виде предоставленных из краевого бюджета субвенций для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 9 553 765 руб.
Налоговый орган исходит из того, что общество оказывало услуги населению и полученные из бюджета средства представляют собой часть дохода (выручки) общества. Выделенные ООО "ГОСТстрой" из краевого бюджета денежные средства в сумме 9 553 765 руб. в виде субвенций не являются средствами целевого финансирования, в связи с чем, подлежат включению в налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ и пунктом 2 статьи 251 НК РФ налогоплательщики при определении налоговой базы не учитывают целевые поступления из бюджета, но общество как коммерческая организация, не признается получателем бюджетных средств.
Между тем, согласно пункту 3.5 указанного выше договора от 25.08.2010 между финансовым управлением администрации Николаевского муниципального района и ООО "ГОСТстрой", в случае, если организация является получателем топлива централизованных поставок, а также на основании заключенных договоров поручений, убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, направляются финансовым управлением централизованной поставки на расчетный счет предприятия-организатора централизованной поставки топлива в качестве оплаты за поставляемое топливо и услуги, связанные с поставкой и доставкой топлива. А в силу пункта 3.6 этого договора ООО "ГОСТстрой", являющаяся получателем централизованных поставок топлива, производит оплату за полученное топливо на основании уведомлений об оплате, полученных от управления.
Кроме того, пунктом 2.2.5 договора поручения от 01.10.2010 N 2/2010-СЗ, заключенного между администрацией Николаевского муниципального района и ООО "ГОСТстрой", ООО "ЖКХ Многовершинный", ООО "ЖКХ Пуир", ООО "ЖКХ Озерпах", ООО "ЖКХ Оремиф", ООО "ЖКХ Нижнее Пронге", ООО "ЖКХ Теплоснаб" предусмотрено, что на основании уведомлений Министерства финансов Хабаровского края об оплате за район за социальное топливо производит распределение оплаты за топливо распоряжениями администрации муниципального района и доводит до получателей уведомления об оплате, являющиеся обязательными для отражения в бухгалтерском учете получателей.
Таким образом, оплата за поставку топлива производилась выделенными обществу субвенциями, которые перечислялись на счет ООО "Межрайтопливо", минуя счет общества. Материалами дела подтверждается расчет поставки топлива и использование денежных средств субсидии по назначению.
Как верно указал суд первой инстанции в данном случае объектом налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, является не поставленное топливо, а суммы субвенций, выделенных ООО "ГОСТстрой" из краевого бюджета.
Ранее сумма компенсации ООО "ГОСТстрой" 16 178 480,36 руб. указывалась в Реестре на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению в счет оплаты топлива по централизованным поставкам к Уведомлению от 14.12.2010 N 04-08/1880 (6т). Но затем Уведомлением от 31.03.2011 N 05-15/317 (6/1т) "О финансировании" ООО "ГОСТстрой" было извещено о том, что в целях ведения достоверного бухгалтерского учета на предприятиях, получающих топливо в централизованном порядке, разделения полученного топлива в навигацию 2010 года на отопительный сезон октябрь - декабрь 2010 года и январь - май 2011 года, финансовое управление администрации Николаевского муниципального района вносит изменения в реестр на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в счет оплаты топлива по централизованным поставкам, доведенного до предприятия уведомлением от 14.12.2010 N 6 т.
В соответствии с Реестром на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению в счет оплаты топлива по централизованным поставкам на отопительный сезон октябрь - декабрь 2010, январь - май 2011 к Уведомлению от 31.03.2011 N 05-15/317 (6/1т) сумма компенсации ООО "ГОСТстрой" в 2010 составила 6 624 715,68 руб., в 2011-9 553 764,68 руб., всего 16 178 480,36 руб.
Апелляционным судом установлено, что Уведомлением 31.03.2011 N 05-15/317 администрация Николаевского муниципального района предоставила ООО "ГОСТстрой" субвенцию по теплу в сумме 9 553 764,68 руб., которое является первичным документом, подтверждающим дату погашения администрацией Николаевского муниципального района задолженности перед ООО "ГОСТстрой". Соответственно, ООО "ГОСТстрой" после получения уведомления в 2011 году отразило в учете получение субвенции и погашение задолженности, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела карточка счета 86.01 за 2011, оборотно-сальдовая ведомость по счету 86 за 2011.
Отклоняется ссылка в апелляционной жалобе на прилагаемую копию карточки общества счета 91.01.7 период 2011 год с отсутствием данных о спорной сумме, поскольку она отсутствует в материалах дела, ее подлинность не заверена обществом. Представитель общества в апелляционной инстанции ее отрицал.
Пунктом 1 статьи 54 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В соответствии с вышеперечисленными документами ООО "ГОСТстрой" за полученное в навигацию 2010 года топливо рассчиталось субвенциями на возмещение организациям убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в 2010 - в сумме 6 624 715,68 руб., в 2011 - в сумме 9 553 764,68 руб.
До 31.03.2011 право на субвенции отчетного периода 2011 года в размере 9 553 765 руб., а соответственно, и на поставленное за счет средств субвенций топливо на сумму 9 553 764,68 руб., у ООО "ГОСТстрой" отсутствовало.
С учетом установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств апелляционный суд считает неправомерным вывод налогового органа о включении в доход общества в налоговый период 2010 года 9 553 764,68 руб., и доначисление обществу за 2010 год единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 573 226 руб., соответствующих пени и штрафа.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2013 по делу N А73-6981/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)