Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-581/2014

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N 33-581/2014


Судья: Москвин К.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2014 г. апелляционную жалобу Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 9 октября 2013 г. по делу по заявлению Одинцовского городского прокурора об оспаривании Положения о порядке управления находящимися в собственности муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" акциями открытых акционерных обществ, утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 30 ноября 2012 г. N 1/18,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., выслушав объяснения прокурора Тришиной В.В.
установила:

Одинцовский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим Положения о порядке управления находящимися в собственности муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" акциями открытых акционерных обществ (далее - Положение), утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 30 ноября 2012 г. N 1/18. Обосновывая свои требования тем, что Положение относит к полномочиям Совета депутатов Одинцовского муниципального района и главы Одинцовского муниципального района Московской области управление и распоряжение акциями открытых акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности, и предусматривает оформление волеизъявления акционера - Одинцовского муниципального района - решением Совета депутатов в нарушение требований статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьи 17 устава Одинцовского муниципального района. Ссылался, что на момент утверждения оспариваемого положения действовало решение Совета депутатов от 31 октября 2008 г. N 13/26, согласно которому полномочия высших органов управления открытых акционерных обществ - общих собраний акционеров осуществлялись администрацией Одинцовского муниципального района.
Решением Одинцовского городского суда от 9 октября 2013 г. Положение признано недействующим с момента его принятия.
Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Совет депутатов) в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления прокурора отказать, мотивируя тем, что отнесение к компетенции Совета депутатов и главы Одинцовского муниципального района решение вопросов управления и распоряжения акциями открытых акционерных обществ, находящимися в муниципальной собственности, и осуществления волеизъявления акционеров не противоречит действующему законодательству.
Совет депутатов, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Тришиной В.В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5 части 10 статьи 35); глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36); местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (части 1 статьи 37).
Совет депутатов своим решением от 30 ноября 2012 г. N 1/18 утвердил Положение, которое согласно его пункту 1 устанавливает правовые и организационные основы управления находящимися в собственности муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" (далее - Одинцовский муниципальный район) акциями открытых акционерных обществ. Положение в установленном порядке не опубликовано.
Согласно пунктам 3, 4 Положения к полномочиям Совета депутатов Одинцовского муниципального района и главы Одинцовского муниципального района отнесены вопросы по управлению и распоряжению акциями открытых акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности, право Совета депутатов оформлять волеизъявление акционеров по вопросам распределения прибылей и убытков открытых акционерных обществ путем принятия решения. Волеизъявление акционера - Одинцовского муниципального района по иным вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров, оформляется постановлением главы указанного района.
Статьей 103 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров, к исключительной компетенции которого относится утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков.
Пунктом 2 статьи 31 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с этим Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.
В соответствии с Уставом Одинцовского муниципального района к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к компетенции администрации - управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, утвержденном Советом депутатов (подпункт 5 пункта 1 статьи 17, статья 31).
Однако уставом Одинцовского муниципального района к компетенции Совета депутатов и главы муниципального района не отнесены полномочия по управлению муниципальной собственностью и осуществлению прав акционера от имени муниципального района в отношении открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности района. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не относит решение подобных вопросов к компетенции представительного органа муниципального образования. Такими полномочиями в соответствии со статьей 37 названного Федерального закона и статьей 31 устава Одинцовского муниципального района наделена местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
С учетом изложенного вывод суда о том, что непосредственное управление и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе акциями, от имени района осуществляет администрация Одинцовского муниципального района, а представительный орган вправе определить лишь порядок, то есть механизм реализации данных полномочий, основан на приведенных законоположениях и нормах устава Одинцовского муниципального района.
Положение устанавливает порядок реализации полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью Советом депутатов и главой Одинцовского муниципального района, а не администрацией района, в связи с чем обоснованно признано судом недействующим.
Ссылка на статьи 15, 34, 35, 36, 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не имеют правового значения, поскольку данные нормативные положения не регулируют вопросы определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Приведенные в апелляционной жалобе положения устава Одинцовского муниципального района воспроизводят и конкретизируют статьи названного Федерального закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 9 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)