Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-78425/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2014 г. по делу N А56-78425/2013


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мега-инвест" Погода Д.С. (доверенность от 01.12.2013 б/н), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Привольнева М.А. (доверенность от 26.08.2014 б/н), рассмотрев 21.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мега-инвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2014 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 (судьи Загараева Л.П., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-78425/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Мега-инвест", место нахождения: 188643, Ленинградская область, город Всеволожск, шоссе Дорога жизни, дом 11, ОГРН 1084703000128, ИНН 4703101810 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области, место нахождения: 188640, Ленинградская область, город Всеволожск, Колтушское шоссе, дом 138-а, ОГРН 1044700571860, ИНН 4703011250 (далее - Инспекция), от 09.07.2013 N 4184.
Решением суда первой инстанции от 31.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 31.03.2014 и постановление от 07.07.2014 и принять по делу новый судебный акт - о признании недействительным решения налогового органа.
По мнению подателя жалобы, спорные земельные участки отнесены к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - для дачного строительства, поэтому является правомерным применение при исчислении земельного налога ставки 0,12 процента, установленной в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных объединений. Как утверждает Общество, суды необоснованно не приняли во внимание постановление администрации муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 15.06.2012 N 66 "Об утверждении проекта планирования и проекта межевания", которое свидетельствует о нахождении земельных участков Общества в составе Дачного некоммерческого партнерства "Родные просторы" (далее - ДНП "Родные партнерства"). В деле также имеются доказательства, свидетельствующие об осуществлении дачного строительства, а именно архитектурно-строительный паспорт ТМС 010-06-АСП, договор подряда по обеспечению энергоснабжением от 21.11.2012 N 01 и договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.05.2012 N ОД-4072-12/33862-Э-11. Податель жалобы считает, что для применения пониженной ставки не имеет значения статус собственника земельного участка (некоммерческая или коммерческая организация), спорная ставка установлена применительно к конкретному виду земельного участка, поэтому может применяться и в тех случаях, когда земельный участок передан налогоплательщиком - коммерческой организацией в пользование третьему лицу, ведущему дачное строительство.
В судебном заседании Общество поддержало приведенные в жалобе доводы, а Инспекция в отзыве и его представитель в суде просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Мега-инвест" - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит 115 земельных участков с кадастровыми номерами с 47:07:1047005:2472 по 47:07:1047005:2809, расположенных по адресу: 188681, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Хапо-Ое, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для дачного строительства.
Общество 28.01.2013 представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, в которой исчислило к уплате налог по земельным участкам по ставке 0,12 процента от их кадастровой стоимости.
Налоговая ставка, примененная налогоплательщиком, установлена решением Совета депутатов Всеволожского муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28.11.2011 N 91 "Об установлении и введении в действие земельного налога" в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных объединений.
Инспекция провела камеральную проверку полученной декларации, в ходе которой признала неправомерным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0,12 процентов по земельному налогу. Как указал налоговый орган, земельный налог подлежал исчислению по ставке 1,5 процента, поскольку, устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, законодателем под дачным хозяйством подразумевалась некоммерческая форма землепользования. В данном случае Общество является коммерческой организацией, учредителем некоммерческого объединения граждан не числится, доказательств использования земельных участков для целей, на которые они выделены (дачное строительство, дачное хозяйство), к проверке не представлено.
По итогам проверки Инспекция составила акт от 17.05.2013 N 17752 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений приняла решение от 09.07.2013 N 4184 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить 1 038 345 руб. недоимки по земельному налогу за 2012 год и 45 116 руб. 09 коп. пеней, начисленных за нарушение срока его уплаты. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 103 834 руб. 50 коп. штрафа, размер которого определен с учетом положений статьи 112 НК РФ.
Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области решением от 31.10.2013 N 16-21-03/13706@ оставило без изменения решение Инспекции.
Общество оспорило решение налогового органа от 09.07.2013 N 4184 в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Оценив представленные доказательства и установив, что спорные земельные участки используются Обществом для возведения дачных домов с целью их последующей продажи, суды признали неправомерным применение налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога. Довод Общества о его сотрудничестве с ДНП "Родные партнерства" признан судами несостоятельным, поскольку применение пониженной ставки земельного налога связано с некоммерческим землепользованием. Общество к некоммерческим организациям не относится и в силу специфики своей уставной деятельности может использовать спорные земельные участки только для извлечения прибыли.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Таким образом, названной нормой предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Ставки земельного налога, действовавшие в проверяемый период на территории муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, установлены в пункте 5 решения Совета депутатов Всеволожского муниципального образования Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28.11.2011 N 91 "Об установлении и введении в действие земельного налога".
Так, предусмотрено применение налоговой ставки в размере 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства или животноводства;
- Налоговая ставка в размере 0,15 процентов применяется в отношении земельных участков, находящихся в составе садоводческих и огороднических объединений, а налоговая ставка в размере 0,12 процента - в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных объединений.
В отношении прочих земельных участков применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5 процента.
Вид разрешенного использования "для дачного строительства" в данном перечне не поименован.
Определение понятия "дачное объединение" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 названного Закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
На основании изложенного суды обоснованно указали, что допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,12 процента тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что заявитель к таким субъектам не относится, зарегистрированные за ним земельные участки используются им в коммерческих целях.
Довод Общества о правомерности применения пониженной налоговой ставки, обоснованный фактом безвозмездной передачи земельных участков в пользование ДНП "Родные партнерства", ведущему дачное строительство, получил надлежащую правовую оценку судов.
Действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут являться собственниками земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства".
В то же время по смыслу налогового законодательства пониженные ставки устанавливаются в отношении земельных участков для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства.
Законодательство не предусматривает возможность применения налоговых ставок, установленных в отношении земельных участков, в тех случаях, когда право собственности на них принадлежит коммерческой организации и условия, предусмотренные Законом N 66-ФЗ, не соблюдаются.
Ссылки Общества на то, что общим собранием членов ДНП "Родные партнерства" 26.05.2012 утвержден Регламент застройки жилыми и вспомогательными зданиями, озеленения, благоустройства и устройства инженерных коммуникаций на земельных участках партнерства, в материалах дела имеется архитектурно-строительный паспорт ТМС 010-06-АСП, а также договор подряда по обеспечению энергоснабжением от 21.11.2012 N 01 и договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.05.2012 N ОД-4072-12/33862-Э-11, заключенные ДНП "Родные партнерства" с подрядными организациями, обоснованно отклонены судами.
Согласно пункту 4 статьи 13, пункту 4 статьи 14 и пункту 2 статьи 32 Закона N 66-ФЗ земли общего пользования предоставляются в составе земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства с последующим определением земельного участка каждого из членов некоммерческого объединения и земельного участка для размещения имущества общего пользования. После утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу в соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с проектом организации и застройки территории некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются в собственность членов такого объединения.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок.
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды сделали правильный вывод об обоснованном применении Инспекцией при исчислении земельного налога налоговой ставки в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости, установленной для прочих земельных участков, а не 0,12 процента, как считает Общество.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, привели аргументы, на основании которых отказали в удовлетворении заявленных требований, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не установлено, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения жалобы.
При подаче кассационной жалобы Общество неправильно исчислило и уплатило по чеку-ордеру от 03.09.2014 государственную пошлину в сумме 2000 руб. вместо 1000 руб. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. на основании статьи 78 НК РФ подлежит возврату представителю Общества Погода Даниилу Сергеевичу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А56-78425/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мега-инвест" - без удовлетворения.
Возвратить генеральному директору общества с ограниченной ответственностью "Мега-инвест" Погода Даниилу Сергеевичу из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 03.09.2014.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)