Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2015 ПО ДЕЛУ N А44-6118/2014

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2015 г. по делу N А44-6118/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного дошкольного учреждения детский сад N 1 "Ручеек" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 декабря 2014 года по делу N А44-6118/2014 (судья Куропова Л.А.),
установил:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 1 "Ручеек" (место нахождения: 175205, Новгородская область, город Старая Русса, улица набережная Глебова, дом 9/2; ИНН 5322011038; ОГРН 1075332000501; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) (место нахождения: 175204, Новгородская область, город Старая Русса, улица Некрасова, дом 22; ИНН 5322008719; ОГРН 1025301189242; далее - управление) о признании незаконным решения от 03.07.2014 N 06301814РК0000315 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 161 107 руб. 64 коп., пеней в сумме 12 531 руб. 59 коп. и штрафа в сумме 32 221 руб. 47 коп., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета образования администрации Старорусского муниципального района (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 15 декабря 2014 года решение признано незаконным в части взыскания с учреждения штрафа в сумме 27 221 руб. 47 коп., в остальной части требований судом отказано. Кроме того, с управления в пользу учреждения взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что имеет право на льготу при расчете страховых взносов, так как доход от образовательной деятельности превышает 70%.
Управление в отзыве требования жалобы не признало, так как применение обычных и пониженных тарифов при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) к единому фонду оплаты труда в зависимости от источников его формирования законом не предусмотрено.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, управлением проведена камеральная проверка расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год, представленного учреждением 12.02.2014 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 22.05.2014 N 06301830000239.
В ходе проверки установлено, что учреждение в 2013 году как страхователь при исчислении страховых взносов применяло льготный тариф, предусмотренный подпунктом "с" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), при этом фондом сделан вывод, что законных оснований для использования льготного тарифа учреждение не имело.
По результатам проверки фондом вынесено решение от 03.07.2014 N 063 018 14 РК 00000315, которым учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 161 107 руб. 64 коп., пеней в сумме 12 531 руб. 59 коп. и штрафа в сумме 32 221 руб. 47 коп.
Не согласившись с решениями управления, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований только в части снижения размера штрафа.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение 2013 года тариф страховых взносов в льготном размере применялся для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12, 14 части 1 настоящей статьи.
Подпунктом "с" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, осуществляющим в качестве основного вида экономической деятельности (классифицируемого в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) такой вид деятельности, как образование.
Материалами дела подтверждается, что основным видом экономической деятельности учреждения в проверяемом периоде является оказание образовательных услуг (ОКВЭД 80) и применение упрощенной системы налогообложения, что соответствует условиям пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
При этом частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ определено, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется по правилам статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Из расчета учреждения по страховым взносам за 2013 год следует, что при расчете соответствия условий на право применения пониженного тарифа учреждение указало сумму доходов, определяемую в соответствии со статьей 346.15 НК РФ за 2013 год в размере 658 219 руб., и в том же размере приняло к исчислению сумму доходов, определяемую в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, в результате чего доля доходов от образовательной деятельности, определяющей право на использование льготного тарифа по пункту 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ составила 100%.
При этом в 2013 году средства целевого бюджетного финансирования у учреждения составили 4 410 614 руб. 20 коп.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
Положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ исключают доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования статья 251 НК РФ относит имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Таким образом, средства целевого финансирования не могут учитываться при расчете размера дохода. Следовательно, учреждение правомерно в целях определения объекта налогообложения по правилам подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ не учитывало субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Вместе с тем, фонд оплаты труда работников учреждения, непосредственно выполняющих полученное учреждением муниципальное задание, формировался из средств целевого бюджетного финансирования в сумме 2 686 800 руб., как и фонд уплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденной смете, раздельный учет отсутствовал.
Данное обстоятельство подтверждается отчетом о финансовых результатах деятельности учреждения, расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Незначительная часть денежных средств от оказания платных услуг (работ) согласно книгам учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, расходовалась на выплату заработной платы. Однако сама по себе книга учета доходов и расходов не позволяет установить кому и в каком качестве выплачивались данные денежные средства.
При этом общий фонд заработной платы составил 2 365 147 руб. 35 коп., в том числе выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами 48 015 руб.
Таким образом, льгота, предусмотренная подпунктом "с" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, применена образовательным учреждением ко всему фонду оплаты труда (в том числе к фонду оплаты труда, формируемому за счет средств целевого бюджетного финансирования), что подтверждается разделом 2 расчета страховых взносов, в котором суммы выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ многократно превышает сумму налогооблагаемых доходов, полученную учреждением вне связи с выполнением муниципального задания и взятую за основу для предъявления права на льготу.
Поскольку основным видом деятельности страхователя является осуществление образовательной деятельности в рамках выполняемого муниципального задания, которая не подлежит налогообложению, то расчет учреждения в целом не отвечает условиям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ. Применение льготного тарифа и фактическое неисчисление страховых взносов повлекли их неуплату за 2013 год в размере 161 107 руб. 64 коп., в том числе в фонд пенсионного страхования в размере 45 382 руб. 34 коп., в фонд обязательного медицинского страхования в размере 115 724 руб. 99 коп.
Позиция учреждения, изложенная в апелляционной жалобе, противоречит природе и целям установления льготных тарифов при исчислении страховых взносов, которые направлены в том числе на снижение бремени обязательных платежей для лиц, осуществляющих, в частности, социально значимую деятельность, и на стимулирование развития такой деятельности субъектами малого предпринимательства и не могут быть направлены на снижение налогового бремени для муниципальной казны.
Приведенные доводы подтверждаются и пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, введенным в действие Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ с 01.01.2012, в силу которого возможно применение льготного тарифа по страховым взносам для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи. Требуемая учреждением льгота не может применяться в отношении выплат, производимых за счет средств бюджетного финансирования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о правомерности и обоснованности доначисления заявителю соответствующих сумм страховых взносов и пеней.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Судом первой инстанции по результатам рассмотрения дела в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа уменьшен до 5000 руб. В указанной части решение суда не обжалуется.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, приведших бы к вынесению неправомерного решения, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 декабря 2014 года по делу N А44-6118/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного дошкольного учреждения детский сад N 1 "Ручеек" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)