Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
истцов - общества с ограниченной ответственностью "КВАНТА", г. Москва - Залетовой И.А., доверенность от 09.01.2014, закрытого акционерного общества "ДИЗЕЛЬМОТОР", г. Балаково - Кокшаровой Н.А., доверенность от 12.12.2013,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2014 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Антонова О.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-16638/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КВАНТА", г. Москва, закрытого акционерного общества "ДИЗЕЛЬМОТОР", г. Балаково, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, г. Саратов, об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов; общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и экспертизы", г. Саратов; Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом Балаковского муниципального образования, г. Балаково Саратовской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КВАНТА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости: земельных участков с кадастровыми номерами 64:40:020214:159, общей площадью 2683 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 02.06.2012 в размере 1 220 000 руб., 64:40:020214:127, общей площадью 40 312 кв. м, размере 13 600 000 руб., 64:40:020214:157, общей площадью 20 815 кв. м, в размере 7 490 000 руб., 64:40:020214:126, общей площадью 15 311 кв. м, в размере 5 690 000 руб. расположенных по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76, обязании внести в Государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков равных их рыночной стоимости.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2013 произведена замена истца общества на его правопреемника закрытое акционерное общество "ДИЗЕЛЬМОТОР" (далее - акционерное общество) в отношении требования об установлении рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные объекты, площадью 15311.0 кв. м кадастровый номер 64:40:020214:126 и обязании внести сведения о рыночной стоимости указанного участка в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014, требования удовлетворены.
Кадастровая палата, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 07.08.2014 на 13:40.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество пользуется земельными участками, на которых расположены принадлежащие ему на праве собственности здания и сооружения: земельным участком площадью 2683 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020214:159, на нем находится нежилое одноэтажное здание (склад сборно-разборный N 2) общей площадью 474,2 кв. м; земельным участком площадью 40 312 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020214:127, на нем находятся нежилое двухэтажное здание блока вспомогательных цехов общей площадью 15 394,5 кв. м и нежилое трехэтажное здание бытового корпуса блока вспомогательных цехов общей площадью 7487,9 кв. м; земельным участком площадью 20 815 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020214:157, на нем находятся: двухэтажное нежилое здание технологической котельной общей площадью 400,7 кв. м, нежилое трехэтажное здание бытового корпуса кузнечно-штамповочного цеха общей площадью 3868 кв. м, одноэтажное нежилое здание автоматической насосной станции пенного пожаротушения общей площадью 100,9 кв. м, два резервуара автоматической насосной станции пенного пожаротушения, общей площадью 278,6 кв. м; земельным участком площадью 15 311 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020214:126, на нем находится одноэтажное нежилое здание автосборочного цеха общей площадью 1759,4 кв. м, имеют разрешенное использование: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", что соответствует 9 группе видов разрешенного использования, находятся в собственности Балаковского муниципального района Саратовской области и в фактическом пользовании общества, поскольку на участках располагаются объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
13.09.2013 земельные участки с кадастровыми номерами 64:40:020214:159 и 64:40:020214:126 предоставлены обществу в собственность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2013 64-ЛД 073608, запись регистрации N 64-64-03 121 2013-046 свидетельством о государственной регистрации права 64-ЛД 073609 от 14.10.2013 запись регистрации N 64-64-03 121 2013-045.
В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 18.10.2013 N 10-КВ общество продало и передало земельный участок с кадастровым номером 64:40:020214:126 и расположенный на нем объект недвижимости - здание автосборочного цеха акционерному обществу.
В связи с чем, судом первой инстанции произведена замена истца общества с ограниченной ответственностью "КВАНТА" на его правопреемника закрытое акционерное общество "ДИЗЕЛЬМОТОР" в отношении требования об установлении рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные объекты, площадью 15 311.0 кв. м кадастровый номер 64:40:020214:126 и обязании внести сведения о рыночной стоимости указанного участка в государственный кадастр недвижимости".
Кадастровая стоимость земельного участка 64:40:020214:159 - 2 004 603 руб. 45 коп., земельного участка 64:40:020214:127 - 30 059 449 руб. 04 коп., земельного участка 64:40:020214:157 - 15 551 927 руб. 25 коп., 64:40:020214:126 - 11 415 269 руб. 16 коп.
В досудебном порядке по инициативе истца была проведена рыночная оценка указанных земельных участков. Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и экспертизы" от 25.06.2013 N 0706.13Б/38 по определению рыночной стоимости земельных участков, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:159 - 1 220 000 руб., 64:40:020214:127 - 13 600 000 руб., 64:40:020214:157 - 7 490 000 руб., 64:40:020214:126 - 5 690 000 руб.
Согласно положительного экспертного заключения от 29.06.2013 N 831/06/13 некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз" содержание отчета от 25.06.2013 N 0706.13Б/36 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз".
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на истца обязанность, уплачивать земельный налог и арендную плату в необоснованно завышенном размере, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, в соответствии с которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков его внесения" годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законом, в соответствии с их видами разрешенного использования, предназначенными для иных целей, установлена в размере 2% от его кадастровой стоимости.
Таким образом, размер земельного налога и арендной платы зависит от размера налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Предметом спора по настоящему делу является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Обществом представлен отчет от 25.06.2013 N 0706.13Б/38 об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, согласно которому рыночная стоимость арендуемых земельных участков составляет: с кадастровым номером 64:40:020214:159 - 1 220 000 руб.; с кадастровым номером 64:40:020214:127 - 13 600 000 руб.; с кадастровым номером 64:40:020214:157 - 7 490 000 руб.; с кадастровым номером 64:40:020214:126 - 5 690 000 руб.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что отчет независимого оценщика, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.
Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки.
Действующее законодательство предусматривает презумпцию достоверности отчета независимого оценщика.
Так итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Кроме того, истцом представлено экспертное заключение некоммерческого партнерства, согласно которому отчет от 25.06.2013 N 0706.13Б/36 об оценке рыночной стоимости земельного участка признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Выводы судов кассатором не оспорены.
Рыночная стоимость определена на период оценки ее кадастровой оценки.
Фактически доводы кассационной жалобы повторяют позицию палаты в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу N А57-16638/2013 оставит без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2014 ПО ДЕЛУ N А57-16638/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2014 г. по делу N А57-16638/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
истцов - общества с ограниченной ответственностью "КВАНТА", г. Москва - Залетовой И.А., доверенность от 09.01.2014, закрытого акционерного общества "ДИЗЕЛЬМОТОР", г. Балаково - Кокшаровой Н.А., доверенность от 12.12.2013,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2014 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Антонова О.И., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-16638/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КВАНТА", г. Москва, закрытого акционерного общества "ДИЗЕЛЬМОТОР", г. Балаково, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области, г. Саратов, об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов; общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и экспертизы", г. Саратов; Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом Балаковского муниципального образования, г. Балаково Саратовской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КВАНТА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости: земельных участков с кадастровыми номерами 64:40:020214:159, общей площадью 2683 кв. м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 02.06.2012 в размере 1 220 000 руб., 64:40:020214:127, общей площадью 40 312 кв. м, размере 13 600 000 руб., 64:40:020214:157, общей площадью 20 815 кв. м, в размере 7 490 000 руб., 64:40:020214:126, общей площадью 15 311 кв. м, в размере 5 690 000 руб. расположенных по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76, обязании внести в Государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков равных их рыночной стоимости.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2013 произведена замена истца общества на его правопреемника закрытое акционерное общество "ДИЗЕЛЬМОТОР" (далее - акционерное общество) в отношении требования об установлении рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные объекты, площадью 15311.0 кв. м кадастровый номер 64:40:020214:126 и обязании внести сведения о рыночной стоимости указанного участка в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014, требования удовлетворены.
Кадастровая палата, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 07.08.2014 на 13:40.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество пользуется земельными участками, на которых расположены принадлежащие ему на праве собственности здания и сооружения: земельным участком площадью 2683 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020214:159, на нем находится нежилое одноэтажное здание (склад сборно-разборный N 2) общей площадью 474,2 кв. м; земельным участком площадью 40 312 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020214:127, на нем находятся нежилое двухэтажное здание блока вспомогательных цехов общей площадью 15 394,5 кв. м и нежилое трехэтажное здание бытового корпуса блока вспомогательных цехов общей площадью 7487,9 кв. м; земельным участком площадью 20 815 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020214:157, на нем находятся: двухэтажное нежилое здание технологической котельной общей площадью 400,7 кв. м, нежилое трехэтажное здание бытового корпуса кузнечно-штамповочного цеха общей площадью 3868 кв. м, одноэтажное нежилое здание автоматической насосной станции пенного пожаротушения общей площадью 100,9 кв. м, два резервуара автоматической насосной станции пенного пожаротушения, общей площадью 278,6 кв. м; земельным участком площадью 15 311 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020214:126, на нем находится одноэтажное нежилое здание автосборочного цеха общей площадью 1759,4 кв. м, имеют разрешенное использование: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", что соответствует 9 группе видов разрешенного использования, находятся в собственности Балаковского муниципального района Саратовской области и в фактическом пользовании общества, поскольку на участках располагаются объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
13.09.2013 земельные участки с кадастровыми номерами 64:40:020214:159 и 64:40:020214:126 предоставлены обществу в собственность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2013 64-ЛД 073608, запись регистрации N 64-64-03 121 2013-046 свидетельством о государственной регистрации права 64-ЛД 073609 от 14.10.2013 запись регистрации N 64-64-03 121 2013-045.
В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 18.10.2013 N 10-КВ общество продало и передало земельный участок с кадастровым номером 64:40:020214:126 и расположенный на нем объект недвижимости - здание автосборочного цеха акционерному обществу.
В связи с чем, судом первой инстанции произведена замена истца общества с ограниченной ответственностью "КВАНТА" на его правопреемника закрытое акционерное общество "ДИЗЕЛЬМОТОР" в отношении требования об установлении рыночной стоимости земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные объекты, площадью 15 311.0 кв. м кадастровый номер 64:40:020214:126 и обязании внести сведения о рыночной стоимости указанного участка в государственный кадастр недвижимости".
Кадастровая стоимость земельного участка 64:40:020214:159 - 2 004 603 руб. 45 коп., земельного участка 64:40:020214:127 - 30 059 449 руб. 04 коп., земельного участка 64:40:020214:157 - 15 551 927 руб. 25 коп., 64:40:020214:126 - 11 415 269 руб. 16 коп.
В досудебном порядке по инициативе истца была проведена рыночная оценка указанных земельных участков. Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Агентство оценки и экспертизы" от 25.06.2013 N 0706.13Б/38 по определению рыночной стоимости земельных участков, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020214:159 - 1 220 000 руб., 64:40:020214:127 - 13 600 000 руб., 64:40:020214:157 - 7 490 000 руб., 64:40:020214:126 - 5 690 000 руб.
Согласно положительного экспертного заключения от 29.06.2013 N 831/06/13 некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз" содержание отчета от 25.06.2013 N 0706.13Б/36 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, а также требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности НП Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз".
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на истца обязанность, уплачивать земельный налог и арендную плату в необоснованно завышенном размере, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, в соответствии с которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков его внесения" годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законом, в соответствии с их видами разрешенного использования, предназначенными для иных целей, установлена в размере 2% от его кадастровой стоимости.
Таким образом, размер земельного налога и арендной платы зависит от размера налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Предметом спора по настоящему делу является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Обществом представлен отчет от 25.06.2013 N 0706.13Б/38 об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, согласно которому рыночная стоимость арендуемых земельных участков составляет: с кадастровым номером 64:40:020214:159 - 1 220 000 руб.; с кадастровым номером 64:40:020214:127 - 13 600 000 руб.; с кадастровым номером 64:40:020214:157 - 7 490 000 руб.; с кадастровым номером 64:40:020214:126 - 5 690 000 руб.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что отчет независимого оценщика, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.
Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки.
Действующее законодательство предусматривает презумпцию достоверности отчета независимого оценщика.
Так итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Кроме того, истцом представлено экспертное заключение некоммерческого партнерства, согласно которому отчет от 25.06.2013 N 0706.13Б/36 об оценке рыночной стоимости земельного участка признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Выводы судов кассатором не оспорены.
Рыночная стоимость определена на период оценки ее кадастровой оценки.
Фактически доводы кассационной жалобы повторяют позицию палаты в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу N А57-16638/2013 оставит без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)