Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Радюгиной Е.А.
судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании:
от федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области" (241050, г. Брянск, ул. Советская, д. 4-Б, ОГРН 1123256015310, ИНН 3250532839) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53, ОГРН 1043244026605, ИНН 3250057478) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.10.2013 (судья Запороженко Р.Е.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А09-8262/2012,
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области" (далее - ФГКУ "УВО УМВД по Брянской области", учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - налоговый орган, инспекция) от 26.06.2012 N 21.
которым учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 100 000 руб. по налогу на прибыль организаций за 2009 - 2011 годы, налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2009 - 2011 годы в сумме 2 185 992 руб., начислены пени по налогу на прибыль организаций в сумме 255 476 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2012 по делу учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.04.2013 решение суда оставлено без изменения.
На официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 31.07.2013 опубликовано Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 12527/12, согласно которому судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А06-3121/2011 отменены, а заявление федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области" удовлетворено.
В данном постановлении указано на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
ФГКУ "УВО УМВД по Брянской области" обратилось в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2012 по новым обстоятельствам, в котором просило удовлетворить ранее заявленные требования о признании недействительным решения инспекции от 26.06.2012 N 21.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.09.2013 по настоящему делу указанное заявление учреждения удовлетворено, решение Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2012 отменено.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.10.2013 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение при их принятии норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, оспариваемый ненормативный правовой акт принят по результатам выездной налоговой проверки (акт от 29.05.2012 N 21). Основанием для начисления налога на прибыль за 2009 - 2011 годы явился вывод налогового органа о том, что учреждение, являющееся плательщиком налога на прибыль организаций, за проверяемый период не исчисляло налог и не уплачивало его в бюджет.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 09.08.2012 решение налогового органа оставлено в силе, после чего учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных по правилам главы 25 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (пункт 7 статьи 274 НК РФ).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к категории неналоговых доходов бюджетов после уплаты предусмотренных законодательством налогов.
Поэтому полученные подразделениями вневедомственной охраны, наряду с доходами иных бюджетных организаций от осуществления ими коммерческой деятельности в рамках предоставленных полномочий по осуществлению такой деятельности, не являются средствами целевого финансирования, не учитываемыми в составе доходов для целей налогообложения на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Данные доходы учитываются отдельно от средств целевого финансирования и подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общем порядке
Вместе с тем, как установлено судами, налоговый орган при принятии оспариваемого решения исходил из того, что все расходы ФГКУ "УВО УМВД по Брянской области" финансируются за счет средств федерального бюджета, поэтому в силу пункта 2 статьи 321.1 НК РФ у него отсутствуют расходы, учитываемые для целей налогообложения, и налоговая база по налогу на прибыль равна выручке, полученной по договорам на оказание услуг по охране.
Однако, как правильно указали суды, такой подход противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.07 N 7657/07 и от 23.04.13 N 12527/12. Так, в данных постановлениях указано, что налоговый орган в ходе проверки должен был определить соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного учреждением финансирования и с учетом положений, предусмотренных абзацем 3 пункта 1 и пунктом 4 статьи 321.1 НК РФ, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абзацем 4 пункта 1 статьи 272 и пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ, определить налоговую базу по налогу на прибыль.
Неприменение указанных положений налогового законодательства влечет необоснованное исчисление налога на прибыль в сумме, не соответствующей действительному размеру налогового обязательства учреждения.
При таких обстоятельствах оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа правомерно признан судами недействительным.
Довод кассационной жалобы о том, что судами необоснованно не принят во внимание скорректированный расчет доначисленных к взысканию сумм, произведенный налоговым органом с учетом выявленных сумм доходов и расходов учреждения, суд кассационной инстанции находит несостоятельным.
Обязанность по определению действительных налоговых обязательств налогоплательщика лежит на налоговом органе, но не в произвольном порядке, а в ходе установленных законом мероприятий налогового контроля. Предъявление в суд при рассмотрении спора о взыскании начисленных сумм налогов и пеней скорректированного расчета представляет попытку налогового органа устранить нарушение законодательства, допущенные им в ходе мероприятий налогового контроля, не предусмотренным законом способом.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.10.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 по делу N А09-8262/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2014 ПО ДЕЛУ N А09-8262/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. по делу N А09-8262/2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Радюгиной Е.А.
судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании:
от федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области" (241050, г. Брянск, ул. Советская, д. 4-Б, ОГРН 1123256015310, ИНН 3250532839) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (241037, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53, ОГРН 1043244026605, ИНН 3250057478) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.10.2013 (судья Запороженко Р.Е.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А09-8262/2012,
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области" (далее - ФГКУ "УВО УМВД по Брянской области", учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - налоговый орган, инспекция) от 26.06.2012 N 21.
которым учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 100 000 руб. по налогу на прибыль организаций за 2009 - 2011 годы, налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций за 2009 - 2011 годы в сумме 2 185 992 руб., начислены пени по налогу на прибыль организаций в сумме 255 476 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2012 по делу учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.04.2013 решение суда оставлено без изменения.
На официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 31.07.2013 опубликовано Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 12527/12, согласно которому судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А06-3121/2011 отменены, а заявление федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области" удовлетворено.
В данном постановлении указано на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
ФГКУ "УВО УМВД по Брянской области" обратилось в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2012 по новым обстоятельствам, в котором просило удовлетворить ранее заявленные требования о признании недействительным решения инспекции от 26.06.2012 N 21.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.09.2013 по настоящему делу указанное заявление учреждения удовлетворено, решение Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2012 отменено.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.10.2013 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение при их принятии норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, оспариваемый ненормативный правовой акт принят по результатам выездной налоговой проверки (акт от 29.05.2012 N 21). Основанием для начисления налога на прибыль за 2009 - 2011 годы явился вывод налогового органа о том, что учреждение, являющееся плательщиком налога на прибыль организаций, за проверяемый период не исчисляло налог и не уплачивало его в бюджет.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 09.08.2012 решение налогового органа оставлено в силе, после чего учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных по правилам главы 25 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (пункт 7 статьи 274 НК РФ).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к категории неналоговых доходов бюджетов после уплаты предусмотренных законодательством налогов.
Поэтому полученные подразделениями вневедомственной охраны, наряду с доходами иных бюджетных организаций от осуществления ими коммерческой деятельности в рамках предоставленных полномочий по осуществлению такой деятельности, не являются средствами целевого финансирования, не учитываемыми в составе доходов для целей налогообложения на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Данные доходы учитываются отдельно от средств целевого финансирования и подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общем порядке
Вместе с тем, как установлено судами, налоговый орган при принятии оспариваемого решения исходил из того, что все расходы ФГКУ "УВО УМВД по Брянской области" финансируются за счет средств федерального бюджета, поэтому в силу пункта 2 статьи 321.1 НК РФ у него отсутствуют расходы, учитываемые для целей налогообложения, и налоговая база по налогу на прибыль равна выручке, полученной по договорам на оказание услуг по охране.
Однако, как правильно указали суды, такой подход противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.07 N 7657/07 и от 23.04.13 N 12527/12. Так, в данных постановлениях указано, что налоговый орган в ходе проверки должен был определить соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного учреждением финансирования и с учетом положений, предусмотренных абзацем 3 пункта 1 и пунктом 4 статьи 321.1 НК РФ, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абзацем 4 пункта 1 статьи 272 и пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ, определить налоговую базу по налогу на прибыль.
Неприменение указанных положений налогового законодательства влечет необоснованное исчисление налога на прибыль в сумме, не соответствующей действительному размеру налогового обязательства учреждения.
При таких обстоятельствах оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа правомерно признан судами недействительным.
Довод кассационной жалобы о том, что судами необоснованно не принят во внимание скорректированный расчет доначисленных к взысканию сумм, произведенный налоговым органом с учетом выявленных сумм доходов и расходов учреждения, суд кассационной инстанции находит несостоятельным.
Обязанность по определению действительных налоговых обязательств налогоплательщика лежит на налоговом органе, но не в произвольном порядке, а в ходе установленных законом мероприятий налогового контроля. Предъявление в суд при рассмотрении спора о взыскании начисленных сумм налогов и пеней скорректированного расчета представляет попытку налогового органа устранить нарушение законодательства, допущенные им в ходе мероприятий налогового контроля, не предусмотренным законом способом.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.10.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 по делу N А09-8262/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)