Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.
судей А.Н. Стрекачева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс": представитель Смотров В.А. по доверенности от 10.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11
по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.10.2013 по делу N А32-20864/2012
по заявлению закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс"
ИНН 2328000083
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц Администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района; Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю"
о признании недействительным решения,,
принятое в составе судьи Орловой А.В.,
установил:
ЗАО фирма "Агрокомплекс" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по г. Краснодарскому краю (далее также - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по г. Краснодарскому краю от 17.04.2012 об отказе в зачете земельного налога в размере 3769053,7 руб. уплаченного за период 2010-2011 г.г., об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по г. Краснодарскому краю произвести зачет излишне уплаченного за период 2010-2011 гг. земельного налога в размере 3769053,7 руб. на очередные налоговые периоды.
Решением суда от 11.10.2013 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по г. Краснодарскому краю от 17.04.2012 об отказе в зачете земельного налога в размере 3 769 053,70 руб. уплаченного за период 2010-2011 гг. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 11 по г. Краснодарскому краю возложена обязанность произвести зачет излишне уплаченного за период 2010-2011 г.г. земельного налога в размере 3 769 053,70 руб. на очередные налоговые периоды. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Краснодарскому краю в пользу ЗАО фирма "Агрокомплекс" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 43 845,27 руб. Выдана ЗАО фирма "Агрокомплекс" справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3 909,37 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю через канцелярию поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Протокольным определением суда ходатайство удовлетворено.
От закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс" через канцелярию поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных материалов. Протокольным определением суда дополнительные документы приобщены к материалам дела.
Представитель закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации)
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения утверждена Постановлением главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"
Пунктами 11, 12, 13 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество фирма "Агрокомплекс" является правопреемником ЗАО "Агрофирма "Россия" (СПК Колхоз Племзавод "Россия"), которому на праве собственности и бессрочном пользовании принадлежат земельные участки с/х назначения с кадастровыми номерами 23:13:902000:1313 площадью 16776 га, 23:13:902000:1254 площадью 3658 га, 23:13:0000000:0000 (без номера) площадью 2651,34 га.
В соответствии с законодательством РФ налоговым органом получены сведения за 2010-2011 г. о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:13:0902000:1313-1 421 111 736 руб., 23:13:0902000:1254-309 894 837,45 руб.
На основании ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии с п. 2. ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Сельскохозяйственным производственным кооперативом Колхоз племзавод "Россия" 31.01.2011 г. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на землю за 2010 г., в соответствии с которой налогоплательщик исчислил к уплате налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:13:0902000:1313 в сумме 3 271 320 руб., 23:13:0902000:1254 в сумме 713 310 руб., 23:13:0000000:0000 в сумме 517 011 руб., 18.04.2011 г. Сельскохозяйственный производственный коопера Колхоз племзавод "Россия" представил уточненную декларацию земельному налогу за 2010 г., в соответствии с которой к уплате начисленземельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:13:0902000:1313 в сумме 4 263 335.00 руб., 23:13:0902000:1254 в сумме 929 619.00 руб., 23:13:0000000:0000 в сумме 673 794.00 руб.
Закрытым акционерным обществом "Агрофирма "Россия", являющимся правопреемником Сельскохозяйственного производственного кооператива Колхоз племзавод "Россия" 25.01.2012 г. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на землю за 2011 г. в соответствии с которой налогоплательщик исчислил к уплате налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:13:0902000:1313 в сумме 4 263 335.00 руб., 23:13:0902000:1254 в сумме 929 619.00 руб., 23:13:0000000:0000 в сумме 673 794.00 руб.
Обязанность по уплате вышеуказанных сумм налога исполнена налогоплательщиком в полном объеме.
11.04.2012 г. Закрытым акционерным обществом "Агрофирма "Россия" в инспекцию подано заявление о зачете излишне уплаченного налога, в котором заявитель, ссылаясь на отсутствие сведений о публикации Постановления главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", применяя сведения о среднерыночной цене земли, просил зачесть сумму излишне уплаченного налога 4 981 034.04 руб. в счет предстоящих платежей.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В карточке расчетов с бюджетом по земельному налогу по состоянию на 17.04.2012 г. переплата по земельному налогу составила 30 107.00 руб., на эту сумму и произведен зачет, а в зачете на сумму 4 950 927.04 было отказано, так как по земельному налогу на участки с кадастровыми номерами 23:13:0902000:1313 в сумме 4 263 335.00 руб., 23:13:0902000:1254 в сумме 929 619.00, 23:13:0000000:0000 в сумме 673 794.00 руб. исчисленному в соответствии со ст. 390, 396 Налогового кодекса Российской Федерации на основании кадастровой стоимости установленной Постановлением главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", отсутствовала переплата.
Не согласившись с решением налогового органа ЗАО фирма "Агрокомплекс" обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 17.04.2012 г. N 106 об отказе в зачете земельного налога в размере 4 950 927.04 руб.
Удовлетворяя заявленные требования общества со ссылкой на ненадлежащее опубликование сведений о кадастровой стоимости земельных участков, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что в рассматриваемой ситуации спор между налогоплательщиком и налоговым органом возник в отношении порядка исчисления и уплаты земельного налога за 2010 г. и 2011 г.
Ссылка заявителя на отсутствие сведений о публикации Постановления главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" применительно к порядку исчисления земельного налога за 2010 г. и 2011 г. отклоняется как необоснованная.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил N 316).
Порядок опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления определен Законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Статьей 47 названного Закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В отношении результатов государственной кадастровой оценки земель законом установлен иной специальный порядок их опубликования.
Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
В соответствии с п. 1 Постановления N 52 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков. При этом предоставлять указанные сведения для целей налогообложения они обязаны по письменному заявлению налогоплательщика в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Вместе с тем сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения на основании п. 2 Постановления N 52 должны размещаться на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.
Организации - налогоплательщики земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, на что указывает пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определяется налоговая база организациями и индивидуальными предпринимателями в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу в силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
Таким образом, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно обеспечивать себя сведениями о кадастровой стоимости земельных участков посредством получения сведений через сеть Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Само же по себе не опубликование, соответствующего постановления не является нарушением конституционного принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ (любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения), поскольку в отношении результатов государственной кадастровой оценки земель законом установлен иной специальный порядок их доведения к сведению налогоплательщиков.
При этом утрата доказательств публикации или обнародования нормативного акта сама по себе не свидетельствует, что заинтересованным лицам не была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием, равным образом - даже отсутствие источника опубликования не влияет на свойство нормативности изданного акта и не нарушает прав налогоплательщика, "выполняющего предписание данного акта и уплачивающего налоги в течение длительного времени".
Как установлено апелляционной коллегией в отношении земельных участков 23:13:0902000:1313, 23:13:0902000:1254 кадастровая стоимость утверждена Постановлением главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края".
На сайте филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" www.kadastr-23.ru Постановление N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" размещено 19.11.2009 г. в 08 часов 29 минут (Главная - Документы - Кадастровый учет - Кадастровая оценка земель - Земли сельскохозяйственного назначения -Постановление N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края").
На справочно-информационном сервисе для предоставления пользователям сведений Государственного кадастра недвижимости на территории Российской Федерации - Публичная кадастровая карта http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/, на сайте РосРеестра - rosreestr.ru опубликованы сведения о кадастровой стоимости земельных участков 23:13:0902000:1313, 23:13:0902000:1254. Сервис Публичной кадастровой карты открыт 01.03.2010.
Кроме того, заявитель не опроверг доводы налогового органа о то, что Департамент печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края подтвердил, что в соответствии с п. 5 Постановления главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" указанное выше постановление было фактически опубликовано в газете "Краевые новости" от 20-27 января 2007 г. в N 1.
Кадастровая стоимость земельных участков 23:13:0902000:1313, 23:13:0902000:1254 по сведениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" изложенных в отзыве филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" внесена в государственный кадастр недвижимости 24.01.2007 г., и соответственно сведения в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" и Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" представляются по письменному заявлению налогоплательщика для целей налогообложения с 24.01.2007 г.
На основании сведений филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" в порядке статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком был исчислен к уплате земельный налог, обязанность по уплате была исполнена полностью.
Кроме того, основанием для отмены обжалуемого судебного акта являются следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, суд первой инстанции, самостоятельно определяя размер кадастровой стоимости земельных участков исходя из представленных сведений Торгово-промышленной палаты Краснодарского края, не принял во внимание, что соответствующие результаты кадастровой стоимости земель налогоплательщиком в судебном порядке не оспаривались, орган кадастрового учета не вносил в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости земельного участков.
При этом на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п. п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.01.2007 "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу ст. 16 Федерального закона от 24.01.2007 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости является вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Однако наличие такого решения суда не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В этой связи, налоговая база по земельному налогу за налоговые периоды, предшествующие вступлению в законную силу решения суда, которым кадастровая стоимость земельного участка, установлена равной его рыночной стоимости, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в государственном земельном кадастре по состоянию на 1 января. За указанные периоды земельный налог перерасчету не подлежит.
При этом в данной ситуации, как уже отмечалось ранее, результаты кадастровой стоимости земель налогоплательщиком в судебном порядке в отдельном производстве не оспаривались, орган кадастрового учета не вносил в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости земельного участков. Соответственно, отсутствует вступившее в законную силу решение суда по оспариванию кадастровой стоимости земельного участка и установлению его рыночной стоимости
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу, что общество имело реальную возможность определить свои налоговые обязательства по земельному налогу, руководствуясь показателями кадастровой стоимости земель, установленных Постановлением N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края".
При таких обстоятельствах, поскольку на момент обращения закрытого акционерного общества "Агрофирма "Россия" в инспекцию, с заявлением о зачете налога на сумму 4 950 927.04 руб., переплата отсутствовала, налоговым органом было правомерно отказано в проведении зачета.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение налоговой инспекции законно, в удовлетворении заявления ЗАО фирма "Агрокомплекс" следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 по делу N А32-20864/2012 отменить.
В удовлетворении заявления ЗАО фирма "Агрокомплекс" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Д.В.НИКОЛАЕВ
Судьи
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2014 N 15АП-18215/2013 ПО ДЕЛУ N А32-20864/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2014 г. N 15АП-18215/2013
Дело N А32-20864/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.
судей А.Н. Стрекачева, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс": представитель Смотров В.А. по доверенности от 10.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11
по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.10.2013 по делу N А32-20864/2012
по заявлению закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс"
ИНН 2328000083
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц Администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района; Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю"
о признании недействительным решения,,
принятое в составе судьи Орловой А.В.,
установил:
ЗАО фирма "Агрокомплекс" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по г. Краснодарскому краю (далее также - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по г. Краснодарскому краю от 17.04.2012 об отказе в зачете земельного налога в размере 3769053,7 руб. уплаченного за период 2010-2011 г.г., об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по г. Краснодарскому краю произвести зачет излишне уплаченного за период 2010-2011 гг. земельного налога в размере 3769053,7 руб. на очередные налоговые периоды.
Решением суда от 11.10.2013 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по г. Краснодарскому краю от 17.04.2012 об отказе в зачете земельного налога в размере 3 769 053,70 руб. уплаченного за период 2010-2011 гг. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 11 по г. Краснодарскому краю возложена обязанность произвести зачет излишне уплаченного за период 2010-2011 г.г. земельного налога в размере 3 769 053,70 руб. на очередные налоговые периоды. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Краснодарскому краю в пользу ЗАО фирма "Агрокомплекс" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 43 845,27 руб. Выдана ЗАО фирма "Агрокомплекс" справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3 909,37 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю через канцелярию поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Протокольным определением суда ходатайство удовлетворено.
От закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс" через канцелярию поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных материалов. Протокольным определением суда дополнительные документы приобщены к материалам дела.
Представитель закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации)
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения утверждена Постановлением главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"
Пунктами 11, 12, 13 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество фирма "Агрокомплекс" является правопреемником ЗАО "Агрофирма "Россия" (СПК Колхоз Племзавод "Россия"), которому на праве собственности и бессрочном пользовании принадлежат земельные участки с/х назначения с кадастровыми номерами 23:13:902000:1313 площадью 16776 га, 23:13:902000:1254 площадью 3658 га, 23:13:0000000:0000 (без номера) площадью 2651,34 га.
В соответствии с законодательством РФ налоговым органом получены сведения за 2010-2011 г. о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:13:0902000:1313-1 421 111 736 руб., 23:13:0902000:1254-309 894 837,45 руб.
На основании ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии с п. 2. ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Сельскохозяйственным производственным кооперативом Колхоз племзавод "Россия" 31.01.2011 г. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на землю за 2010 г., в соответствии с которой налогоплательщик исчислил к уплате налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:13:0902000:1313 в сумме 3 271 320 руб., 23:13:0902000:1254 в сумме 713 310 руб., 23:13:0000000:0000 в сумме 517 011 руб., 18.04.2011 г. Сельскохозяйственный производственный коопера Колхоз племзавод "Россия" представил уточненную декларацию земельному налогу за 2010 г., в соответствии с которой к уплате начисленземельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:13:0902000:1313 в сумме 4 263 335.00 руб., 23:13:0902000:1254 в сумме 929 619.00 руб., 23:13:0000000:0000 в сумме 673 794.00 руб.
Закрытым акционерным обществом "Агрофирма "Россия", являющимся правопреемником Сельскохозяйственного производственного кооператива Колхоз племзавод "Россия" 25.01.2012 г. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по налогу на землю за 2011 г. в соответствии с которой налогоплательщик исчислил к уплате налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:13:0902000:1313 в сумме 4 263 335.00 руб., 23:13:0902000:1254 в сумме 929 619.00 руб., 23:13:0000000:0000 в сумме 673 794.00 руб.
Обязанность по уплате вышеуказанных сумм налога исполнена налогоплательщиком в полном объеме.
11.04.2012 г. Закрытым акционерным обществом "Агрофирма "Россия" в инспекцию подано заявление о зачете излишне уплаченного налога, в котором заявитель, ссылаясь на отсутствие сведений о публикации Постановления главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", применяя сведения о среднерыночной цене земли, просил зачесть сумму излишне уплаченного налога 4 981 034.04 руб. в счет предстоящих платежей.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В карточке расчетов с бюджетом по земельному налогу по состоянию на 17.04.2012 г. переплата по земельному налогу составила 30 107.00 руб., на эту сумму и произведен зачет, а в зачете на сумму 4 950 927.04 было отказано, так как по земельному налогу на участки с кадастровыми номерами 23:13:0902000:1313 в сумме 4 263 335.00 руб., 23:13:0902000:1254 в сумме 929 619.00, 23:13:0000000:0000 в сумме 673 794.00 руб. исчисленному в соответствии со ст. 390, 396 Налогового кодекса Российской Федерации на основании кадастровой стоимости установленной Постановлением главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", отсутствовала переплата.
Не согласившись с решением налогового органа ЗАО фирма "Агрокомплекс" обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 17.04.2012 г. N 106 об отказе в зачете земельного налога в размере 4 950 927.04 руб.
Удовлетворяя заявленные требования общества со ссылкой на ненадлежащее опубликование сведений о кадастровой стоимости земельных участков, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что в рассматриваемой ситуации спор между налогоплательщиком и налоговым органом возник в отношении порядка исчисления и уплаты земельного налога за 2010 г. и 2011 г.
Ссылка заявителя на отсутствие сведений о публикации Постановления главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" применительно к порядку исчисления земельного налога за 2010 г. и 2011 г. отклоняется как необоснованная.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил N 316).
Порядок опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления определен Законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Статьей 47 названного Закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В отношении результатов государственной кадастровой оценки земель законом установлен иной специальный порядок их опубликования.
Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
В соответствии с п. 1 Постановления N 52 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков. При этом предоставлять указанные сведения для целей налогообложения они обязаны по письменному заявлению налогоплательщика в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Вместе с тем сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения на основании п. 2 Постановления N 52 должны размещаться на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.
Организации - налогоплательщики земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, на что указывает пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определяется налоговая база организациями и индивидуальными предпринимателями в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу в силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
Таким образом, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно обеспечивать себя сведениями о кадастровой стоимости земельных участков посредством получения сведений через сеть Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Само же по себе не опубликование, соответствующего постановления не является нарушением конституционного принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ (любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения), поскольку в отношении результатов государственной кадастровой оценки земель законом установлен иной специальный порядок их доведения к сведению налогоплательщиков.
При этом утрата доказательств публикации или обнародования нормативного акта сама по себе не свидетельствует, что заинтересованным лицам не была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием, равным образом - даже отсутствие источника опубликования не влияет на свойство нормативности изданного акта и не нарушает прав налогоплательщика, "выполняющего предписание данного акта и уплачивающего налоги в течение длительного времени".
Как установлено апелляционной коллегией в отношении земельных участков 23:13:0902000:1313, 23:13:0902000:1254 кадастровая стоимость утверждена Постановлением главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края".
На сайте филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" www.kadastr-23.ru Постановление N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" размещено 19.11.2009 г. в 08 часов 29 минут (Главная - Документы - Кадастровый учет - Кадастровая оценка земель - Земли сельскохозяйственного назначения -Постановление N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края").
На справочно-информационном сервисе для предоставления пользователям сведений Государственного кадастра недвижимости на территории Российской Федерации - Публичная кадастровая карта http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/, на сайте РосРеестра - rosreestr.ru опубликованы сведения о кадастровой стоимости земельных участков 23:13:0902000:1313, 23:13:0902000:1254. Сервис Публичной кадастровой карты открыт 01.03.2010.
Кроме того, заявитель не опроверг доводы налогового органа о то, что Департамент печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края подтвердил, что в соответствии с п. 5 Постановления главы администрации Краснодарского края N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" указанное выше постановление было фактически опубликовано в газете "Краевые новости" от 20-27 января 2007 г. в N 1.
Кадастровая стоимость земельных участков 23:13:0902000:1313, 23:13:0902000:1254 по сведениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" изложенных в отзыве филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" внесена в государственный кадастр недвижимости 24.01.2007 г., и соответственно сведения в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" и Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" представляются по письменному заявлению налогоплательщика для целей налогообложения с 24.01.2007 г.
На основании сведений филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" в порядке статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком был исчислен к уплате земельный налог, обязанность по уплате была исполнена полностью.
Кроме того, основанием для отмены обжалуемого судебного акта являются следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, суд первой инстанции, самостоятельно определяя размер кадастровой стоимости земельных участков исходя из представленных сведений Торгово-промышленной палаты Краснодарского края, не принял во внимание, что соответствующие результаты кадастровой стоимости земель налогоплательщиком в судебном порядке не оспаривались, орган кадастрового учета не вносил в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости земельного участков.
При этом на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п. п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.01.2007 "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу ст. 16 Федерального закона от 24.01.2007 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости является вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Однако наличие такого решения суда не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В этой связи, налоговая база по земельному налогу за налоговые периоды, предшествующие вступлению в законную силу решения суда, которым кадастровая стоимость земельного участка, установлена равной его рыночной стоимости, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в государственном земельном кадастре по состоянию на 1 января. За указанные периоды земельный налог перерасчету не подлежит.
При этом в данной ситуации, как уже отмечалось ранее, результаты кадастровой стоимости земель налогоплательщиком в судебном порядке в отдельном производстве не оспаривались, орган кадастрового учета не вносил в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости земельного участков. Соответственно, отсутствует вступившее в законную силу решение суда по оспариванию кадастровой стоимости земельного участка и установлению его рыночной стоимости
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу, что общество имело реальную возможность определить свои налоговые обязательства по земельному налогу, руководствуясь показателями кадастровой стоимости земель, установленных Постановлением N 1071 от 30.11.2006 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края".
При таких обстоятельствах, поскольку на момент обращения закрытого акционерного общества "Агрофирма "Россия" в инспекцию, с заявлением о зачете налога на сумму 4 950 927.04 руб., переплата отсутствовала, налоговым органом было правомерно отказано в проведении зачета.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение налоговой инспекции законно, в удовлетворении заявления ЗАО фирма "Агрокомплекс" следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 по делу N А32-20864/2012 отменить.
В удовлетворении заявления ЗАО фирма "Агрокомплекс" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Д.В.НИКОЛАЕВ
Судьи
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)