Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2014 N 15АП-617/2014 ПО ДЕЛУ N А53-18163/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. N 15АП-617/2014

Дело N А53-18163/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.
судей И.Г. Винокур, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области: представитель Смирнов В.Ю. по доверенности от 09.01.2014
от открытого акционерного общества фирма "Актис": представитель Луценко С.В. по доверенности от 09.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества фирма "Актис"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.12.2013 по делу N А53-18163/2013
по заявлению открытого акционерного общества фирма "Актис"
ИНН 6165111480 ОГРН 1036165026589
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области
о признании незаконным решения
принятое в составе судьи Штыренко М.Е.

установил:

Открытое акционерное общество фирма "Актис" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Ростовской области (далее также - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 8925 от 26 июня 2013 года.
Решением суда от 05.12.2013 в удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом фирмой "Актис" требований отказано. Обеспечительные меры, принятые определением суда от 27.08.2013, о приостановлении действия решения Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Ростовской области N 8925 от 26.06.2013 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменены.
Открытое акционерное общество Фирма "Актис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области представил перед судом отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель открытого акционерного общества фирма "Актис" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.01.2013 ООО фирма "Актис" представила в Межрайонную ИФНС России N 13 по Ростовской области уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу по итогам отчетного периода за 1 квартал 2010 года.
По результатам камеральной проверки установлено исчисление авансовых платежей по земельному налогу, подлежащих уплате в бюджет, в заниженном размере, в связи с чем, налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 20.05.2013 N 32877.
На основании указанного акта налоговым органом принято решение N 8925 от 26.06.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу была доначислена сумма авансового платежа в размере 57 886 рублей, начислены пени по состоянию на 26.06.2013 в сумме 13 243,35 рублей.
Основанием для доначисления суммы авансового платежа, исчисленной в заниженном размере, послужило следующее.
Земельный налог за земельный участок 61:55:0020904:15 за 2010 год исчислен заявителем, исходя из кадастровой стоимости 76 665 380 рублей, налоговая база определена в размере 39 099 343 рубля, авансовые платежи исчислены с суммы 146 623 рубля.
За земельный участок с кадастровым номером 61:55:0020903:31 сумма авансового платежа исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 64 803 646 рублей, определена в сумме 243 014 рублей.
В обоснование указанных расчетов налогоплательщик ссылается на решение суда по делу N А53-25305/2012, вступившее в законную силу 28.01.2013, которым кадастровая стоимость земельного участка 61:55:0020904:15 была установлена в размере его рыночной стоимости - 76 665 380 рублей по состоянию на 01.01.2007; на решение суда по делу N А53-25306/2012, вступившее в законную силу 22.03.2013, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:55:002:0903:31 была установлена в размере его рыночной стоимости - 64 803 646 рублей по состоянию на 01.01.2007.
Заявитель полагает, что поскольку указанными судебными актами кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007, то при расчете уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2010 года подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ч. 1 ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом в силу п. 1 статьи 393 НК РФ признается календарный год.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из указанных положений НК РФ следует, что налогоплательщики самостоятельно исчисляют земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января отчетного года.
Положения ст. 390 НК РФ корреспондируют положениям п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Порядок определения кадастровой стоимости установлен ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, было предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункте 3 данной статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельных участков кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает два способа определения кадастровой стоимости земельный участком:
- - посредством проведения государственной кадастровой оценки земель;
- - путем определения рыночной стоимости земельных участков.
Рыночная стоимость определяется на основании заключения оценщика в судебном порядке.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель в рассматриваемом периоде устанавливался Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области проводилась в 2007 году во исполнение Постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области N 163 от 25.04.2007 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007 и с применением Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N П/0152 от 29.06.2007.
Постановлением Администрации Ростовской области N 212 от 28.04.2008 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" в соответствии с нормами пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации были утверждены результаты расчета средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земель, представленные в Администрацию Ростовской области Управлением Роснедвижимости по Ростовской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:55:002090:15, принадлежащего обществу, определена в размере 392 480 893 рублей, земельного участка с кадастровым номером 61:55:0020903:31-320 020 758 рублей.
Решениями арбитражного суда по делам N А53-25305/2012, N А53-25306/2012 кадастровая стоимость земельных участков 61:55:0020904:15, 61:55:002:0903:31 была установлена в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007-76 665 380 рублей и 64 803 646 рублей соответственно.
В соответствии с п. п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.01.2007 "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу ст. 16 Федерального закона от 24.01.2007 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости является вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Однако наличие такого решения суда не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В этой связи, налоговая база по земельному налогу за налоговые периоды, предшествующие вступлению в законную силу решения суда, которым кадастровая стоимость земельного участка, установлена равной его рыночной стоимости, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в государственном земельном кадастре по состоянию на 1 января. За указанные периоды земельный налог перерасчету не подлежит.
Судом первой инстанции правильно указано, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010 год в отношении спорных земельных участков подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Администрации Ростовской области N 212 от 28.04.2008.
Данная правовая позиция подтверждена определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2013 года N ВАС-8250/13 (по делу N А60-36593/2011).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговая инспекция правомерно произвела доначисления суммы авансового платежа, исходя из кадастровой стоимости земельных участков 61:55:002090:15-392 480 893 рубля, 61:55:0020903:31-320 020 758 рублей соответственно, в виду чего отсутствуют основания для признания недействительным решения Межрайонной ФНС России N 13 по Ростовской области от 26.06.2013 N 8925 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В удовлетворении требований ООО фирма "Актис" следует отказать.
Доводы заявителя жалобы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Апелляционный суд считает, что оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 000 руб. следует возвратить обществу из федерального бюджета на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2013 по делу N А53-18163/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу фирма "Актис" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 20.12.2013 г. N 16304 госпошлину в сумме 1000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Д.В.НИКОЛАЕВ

Судьи
И.Г.ВИНОКУР
Н.В.ШИМБАРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)