Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-30661/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. по делу N А65-30661/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2014 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-30661/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (ОГРН 1091690016417, ИНН 1655174860) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, Управлению Федеральной налоговой службы Республики Татарстан о признании незаконными решений от 23.09.2013 N 21934, от 10.12.2013 N 21404, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - инспекция) от 23.09.2013 N 21934 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения инспекции от 10.12.2013 N 21404 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2014 заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции от 23.09.2013 N 21934 признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 925 323 рублей 50 копеек, а также соответствующих сумм штрафа; в части оспаривания решения инспекции от 10.12.2013 N 21404 производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 решение суда первой инстанции изменено, оспариваемое решение инспекции от 23.09.2013 N 21934 признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 794 237 рублей, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления налогоплательщика. По мнению инспекции, поскольку изменения в кадастр недвижимости в отношении спорного земельного участка внесены 2012 году, измененную стоимость следует исчислять с 01.01.2013.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:2002014:0016, площадью 31 515 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Хлебозаводская, д. 7Б.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 12.08.2013 и принято решение от 23.09.2013 N 21934, которым налогоплательщику доначислено и предложено уплатить 1 588 474 рублей земельного налога, 123 411 рублей 56 копеек пени и 286 698 рублей 25 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2012 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102), а не решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011, вступившего в законную силу в 2012 году.
Решение инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое оставила жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:0016, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011 не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода 2012 года, а применяется с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Изменяя решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Кодекса должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами установлено, что во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011 в государственный кадастр недвижимости 29.06.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:0016, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013, является не состоятельным.
Налоговый орган не вправе был производить доначисление заявителю земельного налога за 2012 год после внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с учетом вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:0016. До внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка налоговым органом в целях налогообложения подлежали применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102.
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что при определении судом первой инстанции конкретного размера земельного налога за 2012 год, подлежащего уплате в бюджет, судом выполнен неверный расчет и, в силу этого, размер земельного налога за 2012 год, подлежащего уплате, в решении суда отражен неверно.
Как указал суд апелляционной инстанции, согласно представленного расчета земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорного земельного участка с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости), сумма земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, с учетом вышеизложенной позиции по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:200214:0016 составляет 1 056 410 рублей.
При этом в расчете общая сумма налога, подлежащего уплате, сложилась из: суммы налога подлежащей исчислению с 01.01.2012 по 30.06.2012 исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением N 1102, составляющей 925 323 рублей 70 копеек; суммы налога, подлежащей исчислению с 01.07.2012 по 31.12.2012 исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011 составляющей 131 086 рублей 30 копеек.
Таким образом, общая сумма земельного налога за 2012 года для общества по данному земельному участку составляет 1 056 410 рублей.
Как усматривается из материалов дела, сумма, исчисленная налогоплательщиком по земельному налогу по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200214:0016 составляет 262 173 рублей. Разница между суммой налога, подлежащего уплате (1 056 410 рублей) и фактически уплаченной (262 173 рублей) составляет 794 237 рублей и подлежит уплате налогоплательщиком.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно изменил решение суда первой инстанции и признал недействительным оспариваемое решение инспекции в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 794 237 рублей, начисления соответствующих сумм пени и штрафа.
Суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу N А65-30661/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)