Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Бурматовой Г.Е., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области Яковлевой Л.Н. (доверенность от 23.04.2014 N 2.2-30/06041), рассмотрев 02.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.12.2013 (судья Самойлова Т.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А52-2700/2013,
установил:
муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Великие Луки", место нахождения: 182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пр. Ленина, 51/36, ОГРН 1076025002822 (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области (далее - Инспекция) от 27.06.2013 N 2.9-40/3346дсп и требования от 01.08.2013 N 1442 об уплате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), сбора, пеней и штрафа.
Решением суда первой инстанции от 24.12.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.03.2014, требования Учреждения удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, ежемесячные гарантированные компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные решением Великолукской городской Думой от 29.07.2010 N 70 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки" (далее - Положение), подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях, поскольку не являются компенсационными в смысле положений статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), не связаны с возмещением каких-либо расходов муниципальных служащих, носят регулярный характер, осуществляются за фактически отработанное время и не подпадают под действие пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Учреждение извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка соблюдения Учреждением налогового законодательства, в том числе по НДФЛ за период с 01.01.2012 по 13.05.2013, по результатам которой принято решение от 27.06.2013 N 2.9-40/3346дсп, которым Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 33 046 руб., Учреждению предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 330 457 руб., также начислены пени в размере 24 786 руб. 59 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о нарушении Учреждением пункта 1 статьи 210 НК РФ в связи с не включением в состав налогооблагаемой базы по НДФЛ суммы ежемесячно гарантированных компенсационных выплат муниципальным служащим в размере 2 541 975 руб. 36 коп., выплачиваемых в соответствии с Положением. По мнению налогового органа, сумма не исчисленного и не перечисленного Учреждением как налоговым агентом в бюджет НДФЛ составила 330 457 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 26.07.2013 N 2.5-07/5290 решение налогового органа оставлено без изменения.
На основании вступившего в силу решения Инспекции Учреждению выставлено требование N 1442 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 01.08.2013, в котором предложено в срок до 21.08.2013 уплатить пени и штраф по НДФЛ в указанных суммах.
Не согласившись с принятыми Инспекцией решением и требованием, Учреждение обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Учреждения, указав, что спорные выплаты установлены представительным органом самоуправления, как компенсационные, не входят в состав денежного содержания, выплачиваются из иного бюджетного источника и непосредственно связаны с исполнением муниципальными служащими своих обязанностей по трудовому договору, то есть имеют все признаки, указанные в части 3 статьи 217 НК РФ.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по данному налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного Кодекса.
Налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить НДФЛ в бюджет (статьи 24 и 226 НК РФ).
Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, установлен статьей 217 НК РФ.
Согласно абзацу девятому пункта 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: все виды предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения "компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей", следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.
Исходя из статьи 164 ТК РФ, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании приказа "О поощрении работников" Учреждение ежемесячно осуществляло гарантированные компенсационные выплаты муниципальным служащим.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 25-ФЗ муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Оплата труда и другие выплаты производятся в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 25-ФЗ).
Как следует из содержания Положения, ежемесячная гарантированная компенсационная выплата муниципальным служащим предназначена для обеспечения социальной защищенности служащих и соблюдения принципа соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Псковской области.
Названным Положением установлено, что спорная компенсационная выплата производится из средств бюджета города, не входит в состав денежного содержания муниципальных служащих и относится к социальным выплатам.
Кроме того, спорные компенсационные выплаты осуществлялись в рамках муниципальной целевой программы "Противодействие коррупции в органах управления и структурных подразделениях администрации города Великие Луки на 2010 - 2014 годы", утвержденной постановлением администрации города Великие Луки от 31.12.2009 N 117.
Таким образом, спорные выплаты определены решением представительного органа местного самоуправления как компенсационные, которые связаны с выполнением муниципальными служащими своих трудовых обязанностей, не входят в состав денежного содержания, то есть обладают всеми признаками, указанными в абзаце девятом пункта 3 статьи 217 НК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24.12.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014 по делу N А52-2700/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2014 ПО ДЕЛУ N А52-2700/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу N А52-2700/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Бурматовой Г.Е., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области Яковлевой Л.Н. (доверенность от 23.04.2014 N 2.2-30/06041), рассмотрев 02.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.12.2013 (судья Самойлова Т.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А52-2700/2013,
установил:
муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Великие Луки", место нахождения: 182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пр. Ленина, 51/36, ОГРН 1076025002822 (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области (далее - Инспекция) от 27.06.2013 N 2.9-40/3346дсп и требования от 01.08.2013 N 1442 об уплате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), сбора, пеней и штрафа.
Решением суда первой инстанции от 24.12.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.03.2014, требования Учреждения удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, ежемесячные гарантированные компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные решением Великолукской городской Думой от 29.07.2010 N 70 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки" (далее - Положение), подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях, поскольку не являются компенсационными в смысле положений статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), не связаны с возмещением каких-либо расходов муниципальных служащих, носят регулярный характер, осуществляются за фактически отработанное время и не подпадают под действие пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Учреждение извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка соблюдения Учреждением налогового законодательства, в том числе по НДФЛ за период с 01.01.2012 по 13.05.2013, по результатам которой принято решение от 27.06.2013 N 2.9-40/3346дсп, которым Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 33 046 руб., Учреждению предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 330 457 руб., также начислены пени в размере 24 786 руб. 59 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о нарушении Учреждением пункта 1 статьи 210 НК РФ в связи с не включением в состав налогооблагаемой базы по НДФЛ суммы ежемесячно гарантированных компенсационных выплат муниципальным служащим в размере 2 541 975 руб. 36 коп., выплачиваемых в соответствии с Положением. По мнению налогового органа, сумма не исчисленного и не перечисленного Учреждением как налоговым агентом в бюджет НДФЛ составила 330 457 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 26.07.2013 N 2.5-07/5290 решение налогового органа оставлено без изменения.
На основании вступившего в силу решения Инспекции Учреждению выставлено требование N 1442 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 01.08.2013, в котором предложено в срок до 21.08.2013 уплатить пени и штраф по НДФЛ в указанных суммах.
Не согласившись с принятыми Инспекцией решением и требованием, Учреждение обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Учреждения, указав, что спорные выплаты установлены представительным органом самоуправления, как компенсационные, не входят в состав денежного содержания, выплачиваются из иного бюджетного источника и непосредственно связаны с исполнением муниципальными служащими своих обязанностей по трудовому договору, то есть имеют все признаки, указанные в части 3 статьи 217 НК РФ.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по данному налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного Кодекса.
Налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить НДФЛ в бюджет (статьи 24 и 226 НК РФ).
Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, установлен статьей 217 НК РФ.
Согласно абзацу девятому пункта 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: все виды предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения "компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей", следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.
Исходя из статьи 164 ТК РФ, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании приказа "О поощрении работников" Учреждение ежемесячно осуществляло гарантированные компенсационные выплаты муниципальным служащим.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 25-ФЗ муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Оплата труда и другие выплаты производятся в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 25-ФЗ).
Как следует из содержания Положения, ежемесячная гарантированная компенсационная выплата муниципальным служащим предназначена для обеспечения социальной защищенности служащих и соблюдения принципа соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Псковской области.
Названным Положением установлено, что спорная компенсационная выплата производится из средств бюджета города, не входит в состав денежного содержания муниципальных служащих и относится к социальным выплатам.
Кроме того, спорные компенсационные выплаты осуществлялись в рамках муниципальной целевой программы "Противодействие коррупции в органах управления и структурных подразделениях администрации города Великие Луки на 2010 - 2014 годы", утвержденной постановлением администрации города Великие Луки от 31.12.2009 N 117.
Таким образом, спорные выплаты определены решением представительного органа местного самоуправления как компенсационные, которые связаны с выполнением муниципальными служащими своих трудовых обязанностей, не входят в состав денежного содержания, то есть обладают всеми признаками, указанными в абзаце девятом пункта 3 статьи 217 НК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24.12.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014 по делу N А52-2700/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)