Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 августа 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баукиной Е.А., судей Остаповой Е.А., Проценко А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Равза Р.Р.,
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 июня 2015 года по делу N А84-685/2015 (судья Морозова Н.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Изейдиновой Усние Геннадьевны (ОГРНИП 314910231700297; ИНН 910900057152;
- г. Севастополь) к управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ОГРН 1149204005598; ИНН 9204002997; г. Севастополь, ул. Ленина, 2) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество от 25.03.2015 N 91/001/009/215-220,
при участии третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Главного управления имущественных и земельных отношений (ОГРН 1149204004036; ИНН 9204002122; г. Севастополь, ул. Луначарского, 5),
в присутствии:
от управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - представителя Мокрицкой Натальи Васильевны, действующей на основании доверенности от 03.08.2015,
от индивидуального предпринимателя Изейдиновой Усние Геннадьевны - представителя Сапона Артема Александровича, действующего на основании доверенности от 10.04.2015,
в отсутствие и представителя Главного управления имущественных и земельных отношений,
установил:
индивидуальный предприниматель Изейдинова Усние Геннадьевна обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным отказа управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.06.2015 сообщение управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220 об отказе в государственной регистрации признано недействительным. На управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Изейдиновой Усние Геннадьевны.
Не согласившись с указанным решением Арбитражного суда города Севастополя, управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 23.06.2015 по делу N А84-685/2015 отменить и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, указывает, что:
- - договор аренды земельного участка от 14.03.2014 заключен с Изейдиновой Усние Геннадьевной (далее - Изейдинова У.Г.) как физическим лицом, а не индивидуальным предпринимателем;
- - отказывая в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220 Севреестр руководствовался абзацами 4, 6, 8, 9, 10, 14 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), учитывая, что документы, представленные на государственную регистрацию Изейдиновой У.Г. не соответствуют требованиям части 1 статьи 18 Закона о регистрации;
- - в настоящее время отсутствует вступивший в законную силу нормативно правовой акт города Севастополя, регулирующий отношения в сфере государственной регистрации права аренды на земельные участки, возникшего на основании договоров, подписанных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 23.03.2014 N 6-ФКЗ;
- - положение статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" говорит о том, что государственная регистрация договора аренды земельного участка, заключенного, но не прошедшего государственную регистрацию, в том виде, в котором был заключен сторонами, означает то, что указанный договор подлежит государственной регистрации в представленном заявителем виде. Однако указанная норма не устанавливает обязанность уполномоченного органа в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета осуществлять регистрацию права аренды таких земельных участков в обязательном порядке.
- В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежать собственнику. Статья 6 Закона о регистрации требует до государственной регистрации обременения объекта недвижимости зарегистрировать ранее возникшее право собственности. В настоящее время право государственной собственности на земельные участки в границах города федерального значения Севастополь признается правом государственной собственности города Севастополя. Но законодательные нормы не устанавливают принцип автоматической регистрации права собственности города Севастополя на земельные участки, не переданные в частную собственность по состоянию на 17.03.2014. Право собственности города федерального значения Севастополь на земельный участок, переданный в аренду Изейдиновой У.Г., не зарегистрировано; с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности города федерального значения Севастополь уполномоченный орган государственной власти города не обращался.
- Земельный участок, переданный в аренду Изейдиновой У.Г., не соответствует требованиям статьи 607 ГК РФ. Учитывая, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) граница земельного участка не установлена, невозможно определить объект аренды.
Определением от 22.07.2015 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
Главное управление имущественных и земельных отношений о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма с почтовыми идентификатором 29901187403965, в котором было направлено определение от 22.07.2015; однако явку полномочного представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в судебном заседании в отсутствие представителя главного управления имущественных и земельных отношений.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель Севреестра доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал; представитель Изейдиновой У.Г. возразил против доводов Севреестра, просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и Изейдиновой У.Г. (арендатор) 14.03.2014 заключен договор аренды, согласно которому арендодатель в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 28.01.2014 N 6746 передает, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для завершения строительства пристроенного магазина с кафе, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, находящийся по адресу:
г. Севастополь, ул. Хрусталева, 177-А.
Согласно пункту 2.1. договора в аренду передается земельный участок (кадастровый номер 8536600000:02:011:0096) площадью 0,1243.
В соответствии с кадастровым планом на земельном участке расположено капитальное строение площадью 0,0500 га, под проездами, проходами и площадками - 0,0743 га (пункт 2.2 договора).
В пункте 3.1 договора определен срок его действия - 25 лет.
Сторонами договора 14.03.2014 подписан акт приема-передачи земельного участка (кадастровый номер 8536600000:02:011:0096) площадью 0,1243.
К договору аренды от 14.03.2014 приложены: план земельного участка, кадастровый план земельного участка, акт определения границ земельного участка в натуре (на местности), акт приема-передачи объекта аренды.
Между Российской Федерацией и Республикой Крым 18.03.2014 подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (18.03.2014) в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
На основании положений Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) индивидуальный предприниматель Изейдинова У.Г. обратилась в главное управление имущественных и земельных отношений по вопросу перезаключения договора аренды, общей площадью 0,1243 га, расположенного по ул. Хрусталева, 177-А, предоставленного для завершения строительства пристроенного магазина с кафе, подписанного сторонами, но не прошедшего государственную регистрацию.
Письмом от 22.12.2014 N 02-02/2380 главное управление имущественных и земельных отношений сообщило, что в соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона N 46-ЗС в случае, если договор аренды, договор сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, заключен (подписан сторонами), но не прошел государственную регистрацию в установленном на момент такого заключения порядке, договор подлежит государственной регистрации в том виде, в котором был заключен сторонами.
Руководствуясь названным разъяснением, представитель индивидуального предпринимателя Изейдиновой У.Г. Хеба П.В. 12.02.2015 обратился в государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь" с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:03:002011:6, представив на государственную регистрацию следующие документы: доверенность от 19.01.2015 на Хеба П.В.; договор аренды земельного участка от 14.03.2014 в подлинном экземпляре; кадастровый паспорт земельного участка от 03.10.2014 N 91/12/14-3230 в подлинном экземпляре; соглашение о прекращении договора аренды земли от 18.08.2012, подписанное 14.03.2014 в подлинном экземпляре; письмо главного управления имущественных и земельных отношений от 22.12.2014 N 02-02/2330 в подлинном экземпляре; решение Севастопольского городского Совета VI от 28.01.2014 N 6746; копию свидетельства о праве собственности от 04.10.2013 N 10251402; копию выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности от 04.10.2013 N 10251782; квитанцию об оплате государственной пошлины от 10.02.2015 N 760887 на сумму 350 руб.
Уведомлением от 26.02.2015 N 91/001/009/2015-220 Севреестр информировал заявителя о приостановлении государственной регистрации на срок до 25.03.2015 в связи с тем, что:
- - в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации договора аренды необходимо изначально зарегистрировать право собственности арендодателя на объект аренды;
- - невозможно определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, следовательно, договор аренды не считается заключенным и не подлежит государственной регистрации;
- - государственная пошлина за государственную регистрацию заявителем уплачена не в полном размере,
и предложил заявителю в срок до 25.03.2015 представить в Севреестр: заявление и правоустанавливающий документ, свидетельствующий о возникновении права собственности арендодателя на земельный участок; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение государственной регистрации права собственности; договор аренды, содержащий существенные условия, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках.
Представителем Изейдиновой У.Г. 17.03.2015 в государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе" были предоставлены дополнительные документы: договор аренды земельного участка от 14.02.2014 в подлинном экземпляре; акт приема-передачи земельного участка от 14.03.2014 в подлинном экземпляре; акт обследования земельного участка, переданного в аренду предпринимателю Изейдиновой У.Г. от 12.02.2014 в подлинном экземпляре; квитанция об оплате государственной пошлины от 17.03.2015 N 860034 на сумму 1650 руб.
Сообщением от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220 Севреестр отказал Изейдиновой У.Г. в государственной регистрации аренды земельного участка по адресу: г. Севастополь, ул. Хрусталева, 177-А, кадастровый номер 91:03:002011:6, на основании абзацев 4, 6, 8, 9, 10, 14 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с вышеуказанным сообщением об отказе в государственной регистрации аренды, как противоречащим Закону N 6-ФКЗ и Закону N 46-ЗС, индивидуальный предприниматель Изейдинова У.Г. (зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 13.11.2014 N 314910231700297) обратилась 23.04.2015 в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными законом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним указаны, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, договор аренды земельного участка по адресу:
г. Севастополь, ул. Хрусталева, 117-А, представленный Изейдиновой У.Г. на государственную регистрацию заключен 14.03.2014, то есть до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение указанной нормы Закона N 6-ФКЗ Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон N 46-ЗС, который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя (статья 1).
Договор аренды земельного участка от 14.03.2014 заключен сроком на 25 лет, следовательно, согласно статье 210 Гражданского кодекса Украины, положений Закона Украины от 01.07.2004 N 1952-IV "О государственной регистрации вещных прав на недвижимость" подлежал государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона N 46-ЗС в случае если договор аренды, договор сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, заключен (подписан сторонами), но не прошел государственную регистрацию в установленном на момент такого заключения порядке, договор подлежит государственной регистрации в том виде, в котором был заключен сторонами.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Севреестр не имел достаточных оснований для отказа Изейдиновой У.Г. в государственной регистрации договора аренды от 14.03.2014 со ссылкой на абзацы 4, 6, 8, 9, 10, 14 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Согласно абзацам 4, 6, 8, 9, 10, 14 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- - лицо выдававшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- - правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя,
- не предоставлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя,
- в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек и границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 26 Закона о регистрации с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. В случае передачи в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, занятого зданием, сооружением, которые принадлежат нескольким лицам или помещения в которых принадлежат нескольким лицам, с заявлением о государственной регистрации договора аренды такого земельного участка может обратиться одно из лиц, выступающих на стороне арендатора, или арендодатель.
Представитель Изейдиновой У.Г. (арендатора) 12.02.2015 обратился с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, подписанного с Севастопольским городским Советом (арендодатель) 14.03.2014.
На дату подписания указанного договора аренды Севастопольский городской Совет в соответствии со статьей 9 Земельного кодекса Украины имел полномочия по распоряжению земельными участками в границах города Севастополя и предоставлению в пользование земельных участков коммунальной собственности.
Севреестр полагает, что в соответствии со статьей 6 Закона о регистрации для государственной регистрации договора аренды от 14.03.2014 необходимо было изначально зарегистрировать ранее возникшее право собственности арендодателя (города федерального значения Севастополь) на объект аренды - земельный участок общей площадью 0,1243 га, расположенный по ул. Хрусталева, 177-А.
Однако свидетельством о праве собственности от 04.10.2013 N 10251402 (т. 1, л.д. 24) подтверждается факт государственной регистрации права коммунальной собственности города Севастополя на земельный участок с кадастровым номером 8536600000:02:011:0096 площадью 0,1243 га по адресу: г. Севастополь, ул. Хрусталева, 177-А, который указан в качестве объекта аренды в договоре от 14.03.2014.
В соответствии со статьей 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Кроме того в силу положений статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ и подпунктов 2 и 4 пункта 1 статьи 2 Закона N 46-ЗС право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя, а также все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя по законодательству Российской Федерации независимо от государственной регистрации данного права, возникшего до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты).
При этом согласно пункту 3 статьи 5 Закона N 46-ЗС до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Земельный участок с кадастровым номером 8536600000:02:011:0096 площадью 0,1243 га по адресу: г. Севастополь, ул. Хрусталева, 177-А расположен в Ленинском районе города Севастополя, следовательно, с учетом вышеизложенных правовых норм признается собственностью субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь, право собственности которого было зарегистрировано по законодательству Украины, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 04.10.2013 N 10251402.
В пункте 1 статьи 7 Закона N 46-ЗС закрепляется, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом о регистрации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 46-ЗС в случае осуществления сделки с недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности, регистрация права государственной собственности осуществляется одновременно с регистрацией перехода (обременения) права. Заявление о государственной регистрации права государственной собственности в орган государственной регистрации прав не требуется.
Пунктами 4, 5 статьи 7 Закона N 46-ЗС регламентировано, что в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации, с учетом положений настоящей статьи, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения (обременения) права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами. Представление заявителями таких документов в данном случае требуется только в случаях их отсутствия в названных органах и (или) организациях. Указанные в настоящем пункте документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав.
В случае если документы, являющиеся основаниями для государственной регистрации ранее возникшего права, ограничения (обременения) права, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает перевод на русский язык таких документов. Перевод на русский язык таких документов осуществляется уполномоченными на это должностными лицами органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверяется подписью такого должностного лица и печатью данного органа. Нотариальное свидетельствование перевода таких документов на русский язык или подлинности подписи названного должностного лица, осуществившего перевод, не требуется. Документы, содержащие перевод названных документов, включаются в соответствующие дела правоустанавливающих документов. При необходимости осуществления уполномоченными на это должностными лицами органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, перевода на русский язык указанных в настоящем пункте документов сроки государственной регистрации прав, установленные Законом о регистрации, продлеваются на пять рабочих дней.
Из материалов дела правоустанавливающих документов усматривается, что Изейдинова У.Г. в Севреестр вместе с договором аренды земельного участка от 14.03.2014 представляла: кадастровый паспорт земельного участка от 03.10.2014 N 91/12/14-3230; свидетельство от 04.10.2013 N 10251402 о праве коммунальной собственности города Севастополя на земельный участок с кадастровым номером 8536600000:02:011:0096 площадью 0,1243 га по адресу: г. Севастополь, ул. Хрусталева, 177-А (т. 1, л.д. 53); а также решение Севастопольского городского Совета от 28.01.2014 N 6746 "О прекращении договора аренды земельного участка от 18.04.2012, зарегистрированного 12.09.2012 под номером 853660004000254, площадью 0,1243 га по ул. Хрусталева, 177-А и передаче в аренду сроком на 25 лет предпринимателю Изейдиновой У.Г. земельного участка (кадастровый номер 8536600000:02:011:0096) площадью 0,1243 га для завершения строительства пристроенного магазина с кафе по ул. Хрусталева, 177-А" (т. 1, л.д. 50) и соглашение о прекращении договора аренды от 14.03.2014, согласно которому Севастопольский городской Совет (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Восход" (арендатор) в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 28.01.2014 N 6746 прекратили договор аренды от 18.04.2012 (т. 1 л.д., 51).
Таким образом, Севреестр в оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220 и апелляционной жалобе необоснованно указывает на необходимость изначальной государственной регистрации права собственности на земельный участок города федерального значения Севастополь (арендодателя) по заявлению уполномоченного органа.
Севреестр также ошибочно полагает, что земельный участок, переданный в аренду Изейдиновой У.Г., не соответствует требованиям статьи 607 ГК РФ, так как согласно сведениям ГКН граница земельного участка не установлена, невозможно определить объект аренды.
Как усматривается из содержания представленного на государственную регистрацию договора аренды от 14.03.2014, неотъемлемой частью этого договора являются: план земельного участка, акт определения границ земельного участка в натуре (на местности), кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 8536600000:02:011:0096, акт приема-передачи объекта аренды (в нем отражено, что граница земельного участка закреплена на местности долговременными межевыми знаками).
Перечисленные в договоре аренды от 14.03.2014 сведения в совокупности позволяют однозначно определить объект аренды.
На дату заключения договора аренды земельного участка 14.03.2014 условие договора об объекте аренды не должно было соответствовать положениям статьи 607 ГК РФ и статьи 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации, так как нормы российского законодательства к правоотношениям аренды земельных участков, возникшим в городе Севастополе до 18.03.2014 не применялись.
Как следует из статьи 8 Закона N 46-ЗС сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя. В срок до 1 января 2017 года орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, включает в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, с учетом установленных настоящей статьей особенностей и предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих такие сведения документов, в том числе документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству, обеспечивая при этом:
1) внесение в реестр объектов недвижимости соответствующего кадастрового округа сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров, в порядке, установленном Законом о кадастре, с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости кадастровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 12.02.2015 Изейдинова У.Г. в Севреестр представила также кадастровый паспорт земельного участка от 03.10.2014 N 91/12/14-3230.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании приобщил к материалам дела копию кадастрового паспорта земельного участка от 03.10.2014 N 91/12/14-3230, представленного со стороны Изейдиновой У.Г. для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы Севреестра.
В кадастровом паспорте земельного участка от 03.10.2014 N 91/12/14-3230 содержатся следующие характеристики земельного участка: кадастровый номер 91:03:002011:6, предыдущий номер 8536600000:02:011:0096, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства пристроенного магазина с кафе, площадь 1243 кв. м, местоположение: г. Севастополь по ул. Хрусталева, 177 А. В графе особые отметки действительно указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
Однако с учетом особенностей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастрового учета объектов недвижимости, установленных статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ и Законом N 46-ЗС, не соответствие описания границ земельного участка с кадастровым номером 91:03:002011:6, предыдущий номер 8536600000:02:011:0096, площадью 1243 кв. м, с местоположением:
г. Севастополь по ул. Хрусталева, 177А, требованиям земельного законодательства Российской Федерации не является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды от 14.03.2014.
Арбитражный суд первой инстанции верно указал, что в данном случае Севреестр поставил под сомнение отношения, которые признаны непосредственными их участниками (арендодателем и арендатором), что недопустимо.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал решение Севреестра об отказе в государственной регистрации договора от 14.03.2014, изложенное в сообщении от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220, нарушающим права и законные интересы Изейдиновой У.Г.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции в целом дал правильную оценку спорным правоотношениям и не допустил нарушения норм права, являющихся согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела арбитражный суд первой инстанции не учел, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 201 АПК РФ должны содержаться название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемое решение (в настоящем деле - это Закон N 6-ФКЗ и Закон N 46-ЗС); а согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ должно быть указано конкретно: какие действия должен совершить орган, осуществляющий публичные полномочия, чтобы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона о регистрации если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов. В течение трех рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор обязан уведомить заявителя по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав.
С учетом изложенного на Севреестр следовало возложить обязанность в течение установленного судом срока со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда зарегистрировать договор аренды земельного участка от 14.03.2014 на основании документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов N 91:03:002011:6.
Однако поскольку указанные выше нарушения части 5 статьи 201 АПК РФ не являются предметом апелляционного обжалования, и они не привели к принятию арбитражным судом первой инстанции неправильного решения по существу, суд апелляционной инстанции в силу статьи 270 АПК РФ не усматривает оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Севастополя от 23 июня 2015 года по делу N А84-685/2015.
В соответствии со статьями 101, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит взысканию с Севреестра в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 июня 2015 года по делу N А84-685/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.БАУКИНА
Судьи
Е.А.ОСТАПОВА
А.И.ПРОЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2015 N 21АП-1452/2015 ПО ДЕЛУ N А84-685/2015
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. по делу N А84-685/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 августа 2015 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баукиной Е.А., судей Остаповой Е.А., Проценко А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Равза Р.Р.,
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 июня 2015 года по делу N А84-685/2015 (судья Морозова Н.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Изейдиновой Усние Геннадьевны (ОГРНИП 314910231700297; ИНН 910900057152;
- г. Севастополь) к управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ОГРН 1149204005598; ИНН 9204002997; г. Севастополь, ул. Ленина, 2) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество от 25.03.2015 N 91/001/009/215-220,
при участии третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Главного управления имущественных и земельных отношений (ОГРН 1149204004036; ИНН 9204002122; г. Севастополь, ул. Луначарского, 5),
в присутствии:
от управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - представителя Мокрицкой Натальи Васильевны, действующей на основании доверенности от 03.08.2015,
от индивидуального предпринимателя Изейдиновой Усние Геннадьевны - представителя Сапона Артема Александровича, действующего на основании доверенности от 10.04.2015,
в отсутствие и представителя Главного управления имущественных и земельных отношений,
установил:
индивидуальный предприниматель Изейдинова Усние Геннадьевна обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным отказа управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.06.2015 сообщение управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220 об отказе в государственной регистрации признано недействительным. На управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Изейдиновой Усние Геннадьевны.
Не согласившись с указанным решением Арбитражного суда города Севастополя, управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 23.06.2015 по делу N А84-685/2015 отменить и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, указывает, что:
- - договор аренды земельного участка от 14.03.2014 заключен с Изейдиновой Усние Геннадьевной (далее - Изейдинова У.Г.) как физическим лицом, а не индивидуальным предпринимателем;
- - отказывая в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220 Севреестр руководствовался абзацами 4, 6, 8, 9, 10, 14 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), учитывая, что документы, представленные на государственную регистрацию Изейдиновой У.Г. не соответствуют требованиям части 1 статьи 18 Закона о регистрации;
- - в настоящее время отсутствует вступивший в законную силу нормативно правовой акт города Севастополя, регулирующий отношения в сфере государственной регистрации права аренды на земельные участки, возникшего на основании договоров, подписанных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 23.03.2014 N 6-ФКЗ;
- - положение статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" говорит о том, что государственная регистрация договора аренды земельного участка, заключенного, но не прошедшего государственную регистрацию, в том виде, в котором был заключен сторонами, означает то, что указанный договор подлежит государственной регистрации в представленном заявителем виде. Однако указанная норма не устанавливает обязанность уполномоченного органа в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета осуществлять регистрацию права аренды таких земельных участков в обязательном порядке.
- В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежать собственнику. Статья 6 Закона о регистрации требует до государственной регистрации обременения объекта недвижимости зарегистрировать ранее возникшее право собственности. В настоящее время право государственной собственности на земельные участки в границах города федерального значения Севастополь признается правом государственной собственности города Севастополя. Но законодательные нормы не устанавливают принцип автоматической регистрации права собственности города Севастополя на земельные участки, не переданные в частную собственность по состоянию на 17.03.2014. Право собственности города федерального значения Севастополь на земельный участок, переданный в аренду Изейдиновой У.Г., не зарегистрировано; с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности города федерального значения Севастополь уполномоченный орган государственной власти города не обращался.
- Земельный участок, переданный в аренду Изейдиновой У.Г., не соответствует требованиям статьи 607 ГК РФ. Учитывая, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) граница земельного участка не установлена, невозможно определить объект аренды.
Определением от 22.07.2015 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
Главное управление имущественных и земельных отношений о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма с почтовыми идентификатором 29901187403965, в котором было направлено определение от 22.07.2015; однако явку полномочного представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в судебном заседании в отсутствие представителя главного управления имущественных и земельных отношений.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель Севреестра доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал; представитель Изейдиновой У.Г. возразил против доводов Севреестра, просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и Изейдиновой У.Г. (арендатор) 14.03.2014 заключен договор аренды, согласно которому арендодатель в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 28.01.2014 N 6746 передает, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для завершения строительства пристроенного магазина с кафе, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, находящийся по адресу:
г. Севастополь, ул. Хрусталева, 177-А.
Согласно пункту 2.1. договора в аренду передается земельный участок (кадастровый номер 8536600000:02:011:0096) площадью 0,1243.
В соответствии с кадастровым планом на земельном участке расположено капитальное строение площадью 0,0500 га, под проездами, проходами и площадками - 0,0743 га (пункт 2.2 договора).
В пункте 3.1 договора определен срок его действия - 25 лет.
Сторонами договора 14.03.2014 подписан акт приема-передачи земельного участка (кадастровый номер 8536600000:02:011:0096) площадью 0,1243.
К договору аренды от 14.03.2014 приложены: план земельного участка, кадастровый план земельного участка, акт определения границ земельного участка в натуре (на местности), акт приема-передачи объекта аренды.
Между Российской Федерацией и Республикой Крым 18.03.2014 подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (18.03.2014) в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
На основании положений Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) индивидуальный предприниматель Изейдинова У.Г. обратилась в главное управление имущественных и земельных отношений по вопросу перезаключения договора аренды, общей площадью 0,1243 га, расположенного по ул. Хрусталева, 177-А, предоставленного для завершения строительства пристроенного магазина с кафе, подписанного сторонами, но не прошедшего государственную регистрацию.
Письмом от 22.12.2014 N 02-02/2380 главное управление имущественных и земельных отношений сообщило, что в соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона N 46-ЗС в случае, если договор аренды, договор сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, заключен (подписан сторонами), но не прошел государственную регистрацию в установленном на момент такого заключения порядке, договор подлежит государственной регистрации в том виде, в котором был заключен сторонами.
Руководствуясь названным разъяснением, представитель индивидуального предпринимателя Изейдиновой У.Г. Хеба П.В. 12.02.2015 обратился в государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь" с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 91:03:002011:6, представив на государственную регистрацию следующие документы: доверенность от 19.01.2015 на Хеба П.В.; договор аренды земельного участка от 14.03.2014 в подлинном экземпляре; кадастровый паспорт земельного участка от 03.10.2014 N 91/12/14-3230 в подлинном экземпляре; соглашение о прекращении договора аренды земли от 18.08.2012, подписанное 14.03.2014 в подлинном экземпляре; письмо главного управления имущественных и земельных отношений от 22.12.2014 N 02-02/2330 в подлинном экземпляре; решение Севастопольского городского Совета VI от 28.01.2014 N 6746; копию свидетельства о праве собственности от 04.10.2013 N 10251402; копию выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности от 04.10.2013 N 10251782; квитанцию об оплате государственной пошлины от 10.02.2015 N 760887 на сумму 350 руб.
Уведомлением от 26.02.2015 N 91/001/009/2015-220 Севреестр информировал заявителя о приостановлении государственной регистрации на срок до 25.03.2015 в связи с тем, что:
- - в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации договора аренды необходимо изначально зарегистрировать право собственности арендодателя на объект аренды;
- - невозможно определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, следовательно, договор аренды не считается заключенным и не подлежит государственной регистрации;
- - государственная пошлина за государственную регистрацию заявителем уплачена не в полном размере,
и предложил заявителю в срок до 25.03.2015 представить в Севреестр: заявление и правоустанавливающий документ, свидетельствующий о возникновении права собственности арендодателя на земельный участок; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение государственной регистрации права собственности; договор аренды, содержащий существенные условия, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках.
Представителем Изейдиновой У.Г. 17.03.2015 в государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе" были предоставлены дополнительные документы: договор аренды земельного участка от 14.02.2014 в подлинном экземпляре; акт приема-передачи земельного участка от 14.03.2014 в подлинном экземпляре; акт обследования земельного участка, переданного в аренду предпринимателю Изейдиновой У.Г. от 12.02.2014 в подлинном экземпляре; квитанция об оплате государственной пошлины от 17.03.2015 N 860034 на сумму 1650 руб.
Сообщением от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220 Севреестр отказал Изейдиновой У.Г. в государственной регистрации аренды земельного участка по адресу: г. Севастополь, ул. Хрусталева, 177-А, кадастровый номер 91:03:002011:6, на основании абзацев 4, 6, 8, 9, 10, 14 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с вышеуказанным сообщением об отказе в государственной регистрации аренды, как противоречащим Закону N 6-ФКЗ и Закону N 46-ЗС, индивидуальный предприниматель Изейдинова У.Г. (зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 13.11.2014 N 314910231700297) обратилась 23.04.2015 в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными законом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним указаны, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, договор аренды земельного участка по адресу:
г. Севастополь, ул. Хрусталева, 117-А, представленный Изейдиновой У.Г. на государственную регистрацию заключен 14.03.2014, то есть до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение указанной нормы Закона N 6-ФКЗ Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон N 46-ЗС, который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя (статья 1).
Договор аренды земельного участка от 14.03.2014 заключен сроком на 25 лет, следовательно, согласно статье 210 Гражданского кодекса Украины, положений Закона Украины от 01.07.2004 N 1952-IV "О государственной регистрации вещных прав на недвижимость" подлежал государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона N 46-ЗС в случае если договор аренды, договор сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, заключен (подписан сторонами), но не прошел государственную регистрацию в установленном на момент такого заключения порядке, договор подлежит государственной регистрации в том виде, в котором был заключен сторонами.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Севреестр не имел достаточных оснований для отказа Изейдиновой У.Г. в государственной регистрации договора аренды от 14.03.2014 со ссылкой на абзацы 4, 6, 8, 9, 10, 14 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Согласно абзацам 4, 6, 8, 9, 10, 14 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- - лицо выдававшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- - правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя,
- не предоставлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя,
- в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек и границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 26 Закона о регистрации с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. В случае передачи в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, занятого зданием, сооружением, которые принадлежат нескольким лицам или помещения в которых принадлежат нескольким лицам, с заявлением о государственной регистрации договора аренды такого земельного участка может обратиться одно из лиц, выступающих на стороне арендатора, или арендодатель.
Представитель Изейдиновой У.Г. (арендатора) 12.02.2015 обратился с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, подписанного с Севастопольским городским Советом (арендодатель) 14.03.2014.
На дату подписания указанного договора аренды Севастопольский городской Совет в соответствии со статьей 9 Земельного кодекса Украины имел полномочия по распоряжению земельными участками в границах города Севастополя и предоставлению в пользование земельных участков коммунальной собственности.
Севреестр полагает, что в соответствии со статьей 6 Закона о регистрации для государственной регистрации договора аренды от 14.03.2014 необходимо было изначально зарегистрировать ранее возникшее право собственности арендодателя (города федерального значения Севастополь) на объект аренды - земельный участок общей площадью 0,1243 га, расположенный по ул. Хрусталева, 177-А.
Однако свидетельством о праве собственности от 04.10.2013 N 10251402 (т. 1, л.д. 24) подтверждается факт государственной регистрации права коммунальной собственности города Севастополя на земельный участок с кадастровым номером 8536600000:02:011:0096 площадью 0,1243 га по адресу: г. Севастополь, ул. Хрусталева, 177-А, который указан в качестве объекта аренды в договоре от 14.03.2014.
В соответствии со статьей 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности и пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Кроме того в силу положений статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ и подпунктов 2 и 4 пункта 1 статьи 2 Закона N 46-ЗС право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя, а также все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя по законодательству Российской Федерации независимо от государственной регистрации данного права, возникшего до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты).
При этом согласно пункту 3 статьи 5 Закона N 46-ЗС до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Земельный участок с кадастровым номером 8536600000:02:011:0096 площадью 0,1243 га по адресу: г. Севастополь, ул. Хрусталева, 177-А расположен в Ленинском районе города Севастополя, следовательно, с учетом вышеизложенных правовых норм признается собственностью субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь, право собственности которого было зарегистрировано по законодательству Украины, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 04.10.2013 N 10251402.
В пункте 1 статьи 7 Закона N 46-ЗС закрепляется, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Законом о регистрации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 46-ЗС в случае осуществления сделки с недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности, регистрация права государственной собственности осуществляется одновременно с регистрацией перехода (обременения) права. Заявление о государственной регистрации права государственной собственности в орган государственной регистрации прав не требуется.
Пунктами 4, 5 статьи 7 Закона N 46-ЗС регламентировано, что в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется в порядке и сроки, установленные Законом о регистрации, с учетом положений настоящей статьи, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения (обременения) права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами. Представление заявителями таких документов в данном случае требуется только в случаях их отсутствия в названных органах и (или) организациях. Указанные в настоящем пункте документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав.
В случае если документы, являющиеся основаниями для государственной регистрации ранее возникшего права, ограничения (обременения) права, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает перевод на русский язык таких документов. Перевод на русский язык таких документов осуществляется уполномоченными на это должностными лицами органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверяется подписью такого должностного лица и печатью данного органа. Нотариальное свидетельствование перевода таких документов на русский язык или подлинности подписи названного должностного лица, осуществившего перевод, не требуется. Документы, содержащие перевод названных документов, включаются в соответствующие дела правоустанавливающих документов. При необходимости осуществления уполномоченными на это должностными лицами органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, перевода на русский язык указанных в настоящем пункте документов сроки государственной регистрации прав, установленные Законом о регистрации, продлеваются на пять рабочих дней.
Из материалов дела правоустанавливающих документов усматривается, что Изейдинова У.Г. в Севреестр вместе с договором аренды земельного участка от 14.03.2014 представляла: кадастровый паспорт земельного участка от 03.10.2014 N 91/12/14-3230; свидетельство от 04.10.2013 N 10251402 о праве коммунальной собственности города Севастополя на земельный участок с кадастровым номером 8536600000:02:011:0096 площадью 0,1243 га по адресу: г. Севастополь, ул. Хрусталева, 177-А (т. 1, л.д. 53); а также решение Севастопольского городского Совета от 28.01.2014 N 6746 "О прекращении договора аренды земельного участка от 18.04.2012, зарегистрированного 12.09.2012 под номером 853660004000254, площадью 0,1243 га по ул. Хрусталева, 177-А и передаче в аренду сроком на 25 лет предпринимателю Изейдиновой У.Г. земельного участка (кадастровый номер 8536600000:02:011:0096) площадью 0,1243 га для завершения строительства пристроенного магазина с кафе по ул. Хрусталева, 177-А" (т. 1, л.д. 50) и соглашение о прекращении договора аренды от 14.03.2014, согласно которому Севастопольский городской Совет (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Восход" (арендатор) в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 28.01.2014 N 6746 прекратили договор аренды от 18.04.2012 (т. 1 л.д., 51).
Таким образом, Севреестр в оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220 и апелляционной жалобе необоснованно указывает на необходимость изначальной государственной регистрации права собственности на земельный участок города федерального значения Севастополь (арендодателя) по заявлению уполномоченного органа.
Севреестр также ошибочно полагает, что земельный участок, переданный в аренду Изейдиновой У.Г., не соответствует требованиям статьи 607 ГК РФ, так как согласно сведениям ГКН граница земельного участка не установлена, невозможно определить объект аренды.
Как усматривается из содержания представленного на государственную регистрацию договора аренды от 14.03.2014, неотъемлемой частью этого договора являются: план земельного участка, акт определения границ земельного участка в натуре (на местности), кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 8536600000:02:011:0096, акт приема-передачи объекта аренды (в нем отражено, что граница земельного участка закреплена на местности долговременными межевыми знаками).
Перечисленные в договоре аренды от 14.03.2014 сведения в совокупности позволяют однозначно определить объект аренды.
На дату заключения договора аренды земельного участка 14.03.2014 условие договора об объекте аренды не должно было соответствовать положениям статьи 607 ГК РФ и статьи 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации, так как нормы российского законодательства к правоотношениям аренды земельных участков, возникшим в городе Севастополе до 18.03.2014 не применялись.
Как следует из статьи 8 Закона N 46-ЗС сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя. В срок до 1 января 2017 года орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, включает в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, с учетом установленных настоящей статьей особенностей и предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих такие сведения документов, в том числе документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству, обеспечивая при этом:
1) внесение в реестр объектов недвижимости соответствующего кадастрового округа сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров, в порядке, установленном Законом о кадастре, с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости кадастровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 12.02.2015 Изейдинова У.Г. в Севреестр представила также кадастровый паспорт земельного участка от 03.10.2014 N 91/12/14-3230.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании приобщил к материалам дела копию кадастрового паспорта земельного участка от 03.10.2014 N 91/12/14-3230, представленного со стороны Изейдиновой У.Г. для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы Севреестра.
В кадастровом паспорте земельного участка от 03.10.2014 N 91/12/14-3230 содержатся следующие характеристики земельного участка: кадастровый номер 91:03:002011:6, предыдущий номер 8536600000:02:011:0096, категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства пристроенного магазина с кафе, площадь 1243 кв. м, местоположение: г. Севастополь по ул. Хрусталева, 177 А. В графе особые отметки действительно указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
Однако с учетом особенностей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастрового учета объектов недвижимости, установленных статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ и Законом N 46-ЗС, не соответствие описания границ земельного участка с кадастровым номером 91:03:002011:6, предыдущий номер 8536600000:02:011:0096, площадью 1243 кв. м, с местоположением:
г. Севастополь по ул. Хрусталева, 177А, требованиям земельного законодательства Российской Федерации не является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды от 14.03.2014.
Арбитражный суд первой инстанции верно указал, что в данном случае Севреестр поставил под сомнение отношения, которые признаны непосредственными их участниками (арендодателем и арендатором), что недопустимо.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал решение Севреестра об отказе в государственной регистрации договора от 14.03.2014, изложенное в сообщении от 25.03.2015 N 91/001/009/2015-220, нарушающим права и законные интересы Изейдиновой У.Г.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции в целом дал правильную оценку спорным правоотношениям и не допустил нарушения норм права, являющихся согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела арбитражный суд первой инстанции не учел, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 201 АПК РФ должны содержаться название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемое решение (в настоящем деле - это Закон N 6-ФКЗ и Закон N 46-ЗС); а согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ должно быть указано конкретно: какие действия должен совершить орган, осуществляющий публичные полномочия, чтобы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона о регистрации если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов. В течение трех рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор обязан уведомить заявителя по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав.
С учетом изложенного на Севреестр следовало возложить обязанность в течение установленного судом срока со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда зарегистрировать договор аренды земельного участка от 14.03.2014 на основании документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов N 91:03:002011:6.
Однако поскольку указанные выше нарушения части 5 статьи 201 АПК РФ не являются предметом апелляционного обжалования, и они не привели к принятию арбитражным судом первой инстанции неправильного решения по существу, суд апелляционной инстанции в силу статьи 270 АПК РФ не усматривает оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Севастополя от 23 июня 2015 года по делу N А84-685/2015.
В соответствии со статьями 101, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит взысканию с Севреестра в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 июня 2015 года по делу N А84-685/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.БАУКИНА
Судьи
Е.А.ОСТАПОВА
А.И.ПРОЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)