Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2014 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сарыглар Надежды Алдын-ооловны
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 06 декабря 2013 года по делу N А69-2642/2013,
принятое судьей Хертек А.В.,
при выполнении судебного поручения об организации видеоконференц-связи судьей Арбитражного суда Республики Тыва Донгак О.Ш.,
при ведении видеозаписи судебного заседания и составлении протокола о совершении отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Арбитражного суда Республики Тыва Кызыл-оол З.М.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания в Третьем арбитражном апелляционном суде секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии в судебном заседании представителей, присутствующих в Арбитражном суде Республики Тыва:
- от заявителя (индивидуального предпринимателя Сарыглар Надежды Алдын-ооловны): Оюна К.Д., на основании доверенности от 16.06.2013, удостоверения адвоката;
- от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва): Ноокай В.В., на основании доверенности от 12.03.2014, служебного удостоверения; Дагжы А.А., на основании доверенности, служебного удостоверения,
установил:
индивидуальный предприниматель Сарыглар Надежда Алдын-ооловна (ОГРН 304170135600068, ИНН 170106447653) (далее - заявитель, предприниматель Сарыглар Н.А., налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва (ОГРН 1041700531982, ИНН 1701037770) (далее - налоговый орган, МИФНС России N 1 по Республике Тыва) от 25.01.2013 N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- - доначисления налогов в общей сумме 659 000 рублей 70 копеек, в том числе: 241 324 рубля 20 копеек налога на доходы физических лиц за 2010 год; 417 676 рублей 50 копеек налога на добавленную стоимость за 2010 год;
- - начисления пени в общей сумме 184 451 рубль 65 копеек, в том числе: 86 255 рублей 30 копеек за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2010 год; 98 196 рублей 35 копеек за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за 2010 год;
- - привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату в установленный срок налога на доходы физических лиц за 2010 год в виде штрафа в сумме 48 264 рубля 84 копейки, налога на добавленную стоимость за 2010 год в виде штрафа в сумме 83 535 рублей 30 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 06 декабря 2013 года по делу N А69-2642/2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель Сарыглар Н.А. обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявления, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, полагая, что налоговым органом сделан неверный вывод относительно квалификации деятельности предпринимателя (реализация медицинских товаров) в качестве оптовой торговли на основании договора поставки, которая подпадает под общую систему налогообложения; фактически предприниматель осуществляла деятельность по розничной купле-продаже товарами на принципах развозной торговли с использованием автомобиля, что подпадает под специальный режим налогообложения (в виде единого налога на вмененный доход).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобе, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании решения от 02.08.2012 N 45 МИФНС России N 1 по Республике Тыва проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Сарыглар Н.А. по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что в проверяемый период предприниматель Сарыглар Н.А. осуществляла оптовую реализацию товаров (медицинские халаты, пальто ватные, медицинские костюмы, куртки медицинские, комбинезоны мужские, безрукавки утепленные) государственному унитарному предприятию "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва. Последняя отчетность по единому налогу на вмененный доход представлялась предпринимателем за 2 квартал 2007 года за оказание автотранспортных услуг.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 30.11.2012 N 13-11-045, в котором установлены нарушения, в том числе по исчислению налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость за 2010 год.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 25.01.2013 N 3 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату в установленный срок налога на доходы с физических лиц за 2010 год в виде штрафа в размере 48 264 рублей 84 копеек, налога на добавленную стоимость за 2010 год в виде штрафа в размере 83 535 рублей 30 копеек. Кроме того, указанным решением предпринимателю доначислены налог на доходы физических лиц за 2010 год в сумме 241 324 рублей 20 копеек, налог на добавленную стоимость за 2010 год в сумме 417 676 рублей 50 копеек, начислены пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2010 год в размере 86 255 рублей 30 копеек, налога на добавленную стоимость за 2010 год в размере 98 196 рублей 35 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва от 25.06.2013 N 02-21/3545 решение МИФНС России N 1 по Республике Тыва от 25.01.2013 N 3 оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением МИФНС России N 1 по Республике Тыва от 25.01.2013 N 3, предприниматель Сарыглар Н.А. обратилась с вышеуказанным заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части оспариваемого судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 1 по Республике Тыва от 25.01.2013 N 3, вынесенного в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса, о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.
Судом апелляционной инстанции проверена процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вынесения оспариваемого решения о привлечении к налоговой ответственности, установленная статьями 100 - 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Существенных нарушений не установлено, налогоплательщику была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения и возражения. Процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки заявителем не оспаривается.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган доказал законность решения в части вывода об осуществлении заявителем оптовой торговли в спорный период, в силу следующего.
Согласно статье 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога предусматривает освобождение от обязанностей, в том числе по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
В силу подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие, в том числе, розничную торговлю через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Розничной торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.08.1999 N 242-ст, оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. При этом к розничной торговле не относится реализация товаров в соответствии с договорами поставки.
В силу статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации" разъясняется, что под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе, приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.
Пунктом 34 постановления Федеральной службы Государственной статистики от 03.11.2004 N 50 "Об утверждении порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения" установлено, что в целях статистического наблюдения, оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, для перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи).
Таким образом, из выше приведенного правового регулирования следует, что одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, является осуществление этой деятельности через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети, а основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара, при этом, форма оплаты (наличный или безналичный расчет) и категория покупателей (физические или юридические лица) правового значения не имеют, однако, для правильной квалификации отношений, установлению подлежат фактические взаимоотношения сторон, их документальное оформление, способ реализации продавцом того или иного товара.
Предприниматель, полагает, что осуществляемая ею предпринимательская деятельность подпадает под действие единого налога на вмененный доход, поскольку реализация товаров производилась предпринимателем на основании договоров розничной купли-продажи путем осуществления развозной торговли.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что сложившиеся в 2010 году между предпринимателем и государственным унитарным предприятием "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва отношения фактически являются поставкой товаров.
По договорам купли-продажи (от 04.01.2010 на сумму 663 300 рублей, от 05.05.2010 на сумму 271 800 рублей, от 07.05.2010 на сумму 382 000 рублей, от 05.07.2010 на сумму 164 720 рублей, от 09.08.2010 на сумму 163 030 рублей, от 01.11.2010 на сумму 164 408 рублей, от 20.12.2010 на сумму 422 950 рублей, от 28.12.2010 на сумму 88 217 рублей) продавец обязуется передать в собственность покупателя товары. Товар передается одной партией. Продавец обязуется осуществить доставку товара. Покупатель обязуется произвести предоплату равными долями до поставки товара за наличный расчет.
За реализованные товары предпринимателем выставлялись счета-фактуры, товарные накладные (в которых отражены ассортимент товара, цена товара без указания налога на добавленную стоимость).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные операции по реализации товара отвечают признакам оптовой торговли, поскольку конечной целью использования приобретаемого товара не связано с личным использованием, товар приобретался для обеспечения деятельности организации (государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва). Отпуск товара оформлялся товарными накладными, предпринимателем выставлялись счета-фактуры, осуществлялась доставка товара. Счета-фактуры, товарные накладные и расходные кассовые ордера свидетельствуют об исполнении договора поставки.
Довод предпринимателя о том, что деятельность по розничной купли - продаже носила развозной характер, не подтверждается материалами дела.
Согласно определению, сформулированному в государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р "Торговля. Термины и определения", к развозной торговле относится розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.
Розничная торговля в силу пункта 2 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает признаком публичности, в то время как поставка - разновидность договора купли-продажи и согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором не является.
В данном случае доставка предпринимателем товара является способом исполнения обязательства по договору поставки и не свидетельствует о развозной розничной торговле, подпадающей под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Доказательств реализации предпринимателем товара (развозной торговли) иным лицам, кроме государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва, в материалы дела не представлено.
В отношении реализации товара в режиме оптовой торговли предприниматель налоги по общей системе налогообложения не исчисляла и не уплачивала, так же как и не исчисляла и не уплачивала единый налог на вмененный доход, раздельный учет не вела.
Поскольку полученный налогоплательщиком доход от реализации товара государственному унитарному предприятию "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва не связан с осуществлением розничной торговли, налоговый орган правомерно применил общую систему налогообложения и доначислил предпринимателю, в том числе налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость.
Пунктами 1, 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Доказательств фактически произведенных расходов, связанных с извлечением дохода, предпринимателем ни налоговому органу, ни суду не представлено.
При этом абзацем 4 пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок для случаев, если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей. В этом случае профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
Согласно решению налогового органа от 25.01.2013 N 3 налоговым органом при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц:
- - в качестве дохода учтен доход, полученный от реализации товара государственному унитарному предприятию "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва в сумме 2 320 425 рублей (без учета налога на добавленную стоимость);
- - в качестве профессиональных налоговых вычетов учтены расходы в сумме 464 085 рублей (20% общей суммы доходов).
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.
Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком не представлены.
Согласно решению налогового органа от 25.01.2013 N 3 налоговым органом при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость:
- - в качестве дохода учтен доход, полученный от реализации товара государственному унитарному предприятию "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва в сумме 2 320 425 рублей (1 квартал 2010 года - 663 300 рублей, 2 квартал 2010 года - 653 800 рублей, 3 квартал 2010 года - 327 750 рублей, 4 квартал 2010 года - 675 575 рублей);
- - налоговые вычеты 0,00 рублей.
Налогоплательщиком не исчислен и не уплачен в бюджет налог на доходы физических лиц за 2010 год в сумме 241 324 рубля 20 копеек, налог на добавленную стоимость за 2010 год в сумме 417 676 рублей 50 копеек. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременную уплату налогов налогоплательщику начислены пени: по налогу на доходы физических лиц за 2010 год в размере 86 255 рублей 30 копеек; по налогу на добавленную стоимость за 2010 год в размере 98 196 рублей 35 копеек.
На основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц за 2010 год налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 48 264 рублей 84 копеек; за неуплату налога на добавленную стоимость за 2010 год налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 83 535 рублей 30 копеек.
Арифметически расчет налогового органа недоимки, пени, штрафа заявителем не оспорен.
На основании изложенного, решение налогового органа от 25.01.2013 N 3 не противоречит требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и интересов налогоплательщика.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлены основания для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Тыва от 06 декабря 2013 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы, в том числе связанные с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя (предпринимателя Сарыглар Н.А.).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 06 декабря 2013 года по делу N А69-2642/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2014 ПО ДЕЛУ N А69-2642/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2014 г. по делу N А69-2642/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2014 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сарыглар Надежды Алдын-ооловны
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 06 декабря 2013 года по делу N А69-2642/2013,
принятое судьей Хертек А.В.,
при выполнении судебного поручения об организации видеоконференц-связи судьей Арбитражного суда Республики Тыва Донгак О.Ш.,
при ведении видеозаписи судебного заседания и составлении протокола о совершении отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Арбитражного суда Республики Тыва Кызыл-оол З.М.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания в Третьем арбитражном апелляционном суде секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии в судебном заседании представителей, присутствующих в Арбитражном суде Республики Тыва:
- от заявителя (индивидуального предпринимателя Сарыглар Надежды Алдын-ооловны): Оюна К.Д., на основании доверенности от 16.06.2013, удостоверения адвоката;
- от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва): Ноокай В.В., на основании доверенности от 12.03.2014, служебного удостоверения; Дагжы А.А., на основании доверенности, служебного удостоверения,
установил:
индивидуальный предприниматель Сарыглар Надежда Алдын-ооловна (ОГРН 304170135600068, ИНН 170106447653) (далее - заявитель, предприниматель Сарыглар Н.А., налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва (ОГРН 1041700531982, ИНН 1701037770) (далее - налоговый орган, МИФНС России N 1 по Республике Тыва) от 25.01.2013 N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- - доначисления налогов в общей сумме 659 000 рублей 70 копеек, в том числе: 241 324 рубля 20 копеек налога на доходы физических лиц за 2010 год; 417 676 рублей 50 копеек налога на добавленную стоимость за 2010 год;
- - начисления пени в общей сумме 184 451 рубль 65 копеек, в том числе: 86 255 рублей 30 копеек за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2010 год; 98 196 рублей 35 копеек за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за 2010 год;
- - привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату в установленный срок налога на доходы физических лиц за 2010 год в виде штрафа в сумме 48 264 рубля 84 копейки, налога на добавленную стоимость за 2010 год в виде штрафа в сумме 83 535 рублей 30 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 06 декабря 2013 года по делу N А69-2642/2013 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель Сарыглар Н.А. обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявления, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, полагая, что налоговым органом сделан неверный вывод относительно квалификации деятельности предпринимателя (реализация медицинских товаров) в качестве оптовой торговли на основании договора поставки, которая подпадает под общую систему налогообложения; фактически предприниматель осуществляла деятельность по розничной купле-продаже товарами на принципах развозной торговли с использованием автомобиля, что подпадает под специальный режим налогообложения (в виде единого налога на вмененный доход).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобе, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании решения от 02.08.2012 N 45 МИФНС России N 1 по Республике Тыва проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Сарыглар Н.А. по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что в проверяемый период предприниматель Сарыглар Н.А. осуществляла оптовую реализацию товаров (медицинские халаты, пальто ватные, медицинские костюмы, куртки медицинские, комбинезоны мужские, безрукавки утепленные) государственному унитарному предприятию "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва. Последняя отчетность по единому налогу на вмененный доход представлялась предпринимателем за 2 квартал 2007 года за оказание автотранспортных услуг.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 30.11.2012 N 13-11-045, в котором установлены нарушения, в том числе по исчислению налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость за 2010 год.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 25.01.2013 N 3 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату в установленный срок налога на доходы с физических лиц за 2010 год в виде штрафа в размере 48 264 рублей 84 копеек, налога на добавленную стоимость за 2010 год в виде штрафа в размере 83 535 рублей 30 копеек. Кроме того, указанным решением предпринимателю доначислены налог на доходы физических лиц за 2010 год в сумме 241 324 рублей 20 копеек, налог на добавленную стоимость за 2010 год в сумме 417 676 рублей 50 копеек, начислены пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2010 год в размере 86 255 рублей 30 копеек, налога на добавленную стоимость за 2010 год в размере 98 196 рублей 35 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва от 25.06.2013 N 02-21/3545 решение МИФНС России N 1 по Республике Тыва от 25.01.2013 N 3 оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением МИФНС России N 1 по Республике Тыва от 25.01.2013 N 3, предприниматель Сарыглар Н.А. обратилась с вышеуказанным заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части оспариваемого судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 1 по Республике Тыва от 25.01.2013 N 3, вынесенного в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса, о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.
Судом апелляционной инстанции проверена процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вынесения оспариваемого решения о привлечении к налоговой ответственности, установленная статьями 100 - 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Существенных нарушений не установлено, налогоплательщику была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения и возражения. Процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки заявителем не оспаривается.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган доказал законность решения в части вывода об осуществлении заявителем оптовой торговли в спорный период, в силу следующего.
Согласно статье 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога предусматривает освобождение от обязанностей, в том числе по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
В силу подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие, в том числе, розничную торговлю через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Розничной торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.08.1999 N 242-ст, оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. При этом к розничной торговле не относится реализация товаров в соответствии с договорами поставки.
В силу статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации" разъясняется, что под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе, приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). Однако в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.
Пунктом 34 постановления Федеральной службы Государственной статистики от 03.11.2004 N 50 "Об утверждении порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения" установлено, что в целях статистического наблюдения, оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, для перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи).
Таким образом, из выше приведенного правового регулирования следует, что одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, является осуществление этой деятельности через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети, а основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара, при этом, форма оплаты (наличный или безналичный расчет) и категория покупателей (физические или юридические лица) правового значения не имеют, однако, для правильной квалификации отношений, установлению подлежат фактические взаимоотношения сторон, их документальное оформление, способ реализации продавцом того или иного товара.
Предприниматель, полагает, что осуществляемая ею предпринимательская деятельность подпадает под действие единого налога на вмененный доход, поскольку реализация товаров производилась предпринимателем на основании договоров розничной купли-продажи путем осуществления развозной торговли.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что сложившиеся в 2010 году между предпринимателем и государственным унитарным предприятием "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва отношения фактически являются поставкой товаров.
По договорам купли-продажи (от 04.01.2010 на сумму 663 300 рублей, от 05.05.2010 на сумму 271 800 рублей, от 07.05.2010 на сумму 382 000 рублей, от 05.07.2010 на сумму 164 720 рублей, от 09.08.2010 на сумму 163 030 рублей, от 01.11.2010 на сумму 164 408 рублей, от 20.12.2010 на сумму 422 950 рублей, от 28.12.2010 на сумму 88 217 рублей) продавец обязуется передать в собственность покупателя товары. Товар передается одной партией. Продавец обязуется осуществить доставку товара. Покупатель обязуется произвести предоплату равными долями до поставки товара за наличный расчет.
За реализованные товары предпринимателем выставлялись счета-фактуры, товарные накладные (в которых отражены ассортимент товара, цена товара без указания налога на добавленную стоимость).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные операции по реализации товара отвечают признакам оптовой торговли, поскольку конечной целью использования приобретаемого товара не связано с личным использованием, товар приобретался для обеспечения деятельности организации (государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва). Отпуск товара оформлялся товарными накладными, предпринимателем выставлялись счета-фактуры, осуществлялась доставка товара. Счета-фактуры, товарные накладные и расходные кассовые ордера свидетельствуют об исполнении договора поставки.
Довод предпринимателя о том, что деятельность по розничной купли - продаже носила развозной характер, не подтверждается материалами дела.
Согласно определению, сформулированному в государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р "Торговля. Термины и определения", к развозной торговле относится розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.
Розничная торговля в силу пункта 2 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает признаком публичности, в то время как поставка - разновидность договора купли-продажи и согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором не является.
В данном случае доставка предпринимателем товара является способом исполнения обязательства по договору поставки и не свидетельствует о развозной розничной торговле, подпадающей под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Доказательств реализации предпринимателем товара (развозной торговли) иным лицам, кроме государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва, в материалы дела не представлено.
В отношении реализации товара в режиме оптовой торговли предприниматель налоги по общей системе налогообложения не исчисляла и не уплачивала, так же как и не исчисляла и не уплачивала единый налог на вмененный доход, раздельный учет не вела.
Поскольку полученный налогоплательщиком доход от реализации товара государственному унитарному предприятию "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва не связан с осуществлением розничной торговли, налоговый орган правомерно применил общую систему налогообложения и доначислил предпринимателю, в том числе налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость.
Пунктами 1, 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Доказательств фактически произведенных расходов, связанных с извлечением дохода, предпринимателем ни налоговому органу, ни суду не представлено.
При этом абзацем 4 пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок для случаев, если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей. В этом случае профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
Согласно решению налогового органа от 25.01.2013 N 3 налоговым органом при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц:
- - в качестве дохода учтен доход, полученный от реализации товара государственному унитарному предприятию "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва в сумме 2 320 425 рублей (без учета налога на добавленную стоимость);
- - в качестве профессиональных налоговых вычетов учтены расходы в сумме 464 085 рублей (20% общей суммы доходов).
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.
Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком не представлены.
Согласно решению налогового органа от 25.01.2013 N 3 налоговым органом при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость:
- - в качестве дохода учтен доход, полученный от реализации товара государственному унитарному предприятию "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва в сумме 2 320 425 рублей (1 квартал 2010 года - 663 300 рублей, 2 квартал 2010 года - 653 800 рублей, 3 квартал 2010 года - 327 750 рублей, 4 квартал 2010 года - 675 575 рублей);
- - налоговые вычеты 0,00 рублей.
Налогоплательщиком не исчислен и не уплачен в бюджет налог на доходы физических лиц за 2010 год в сумме 241 324 рубля 20 копеек, налог на добавленную стоимость за 2010 год в сумме 417 676 рублей 50 копеек. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременную уплату налогов налогоплательщику начислены пени: по налогу на доходы физических лиц за 2010 год в размере 86 255 рублей 30 копеек; по налогу на добавленную стоимость за 2010 год в размере 98 196 рублей 35 копеек.
На основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц за 2010 год налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 48 264 рублей 84 копеек; за неуплату налога на добавленную стоимость за 2010 год налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 83 535 рублей 30 копеек.
Арифметически расчет налогового органа недоимки, пени, штрафа заявителем не оспорен.
На основании изложенного, решение налогового органа от 25.01.2013 N 3 не противоречит требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и интересов налогоплательщика.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлены основания для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Тыва от 06 декабря 2013 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы, в том числе связанные с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя (предпринимателя Сарыглар Н.А.).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 06 декабря 2013 года по делу N А69-2642/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)