Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.10.2014 ПО ДЕЛУ N 03-18/2014, 03-30/2014

Требование: Об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец является собственником земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. по делу N 03-18/2014


Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Комаровской Е.И.,
при секретаре Ф.,
с участием представителя заявителя М. по доверенности О., представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Новгородской области Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

10 октября 2014 года М. обратился в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере <...> руб. значительно превышает его рыночную стоимость. Поскольку кадастровая стоимость влияет на размер взимаемого земельного налога, оплачиваемого им как собственником земельного участка, заявитель полагает его права нарушенными. В целях устранения нарушения своих прав М. просил с учетом положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равной его рыночной стоимости.
При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области и Администрация Боровичского муниципального района Новгородской области.
В судебном заседании представитель заявителя О. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Новгородской области требования не признал, пояснив, что Учреждение своими действиями прав и законных интересов истца не нарушало.
Заявитель М., представители Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области и Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 21.07.2014) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным Приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании установлено, что М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, кадастровой стоимостью <...> рублей.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 года в соответствии с постановлением Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 01.08.2013 года N 3 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
Согласно отчету по определению рыночной стоимости N 17-14 от 11 июня 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью 3 067 кв. м по состоянию на 01.01.2012 года составляет <...> рублей.
Как следует из материалов дела, отчет составлен 11 июня 2014 года по состоянию на 01.01.2012 года, то есть на дату обращения в суд с момента проведения рыночной оценки имущества прошло не более 6 месяцев, и не истек установленный законодательством срок, в течение которого установленная оценщиком цена может быть признана рекомендуемой для совершения сделки.
Оценивая указанный отчет в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ с точки зрения соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся в нем информации и статистического анализа информации о рыночной стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о том, что отчет об оценке отвечает предъявленным к отчетам оценки требованиям, содержит необходимые реквизиты.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Новгородской области не оспорило представленный заявителем отчет об оценке, не представило доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости участка.
Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит установлению в размере рыночной стоимости, определенной на основании указанного выше отчета.
На основании изложенного, требования М. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление М. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 3067 кв. м, расположенного по адресу: <...>., в размере равном его рыночной стоимости <...> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с подачей жалобы через Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 31 октября 2014 года.

Председательствующий
Е.И.КОМАРОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)