Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-831/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N А65-831/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Крыловой П.Г. (доверенность от 10.01.2014),
ответчика - Чукаевой Н.Б. (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Леспром", Кировская область, и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Кувшинов В.Е., Семушкин В.С.)
по делу N А65-831/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Леспром", Кировская область (ОГРН 1114307000301, ИНН 4317006802) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании решения недействительным в части,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Леспром", Кировская область (далее - ООО "Леспром", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 25.11.2013 N 2.12-0-19/6005 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 140 679 рублей, пени в сумме 10 709 рублей 25 копеек и привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 28 135 рублей 80 копеек и по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в части размера штрафа, превышающего 1000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014, заявление удовлетворено частично. Решение Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ о привлечении к налоговой ответственности от 25.11.2013 N 2.12-0-19/6005 признано недействительным в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 35 178 рублей, соответствующих ему сумм пени и штрафа, а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа, превышающего 3517 рублей. В удовлетворении остальной части заявления отказано. На Межрайонную ИФНС России N 6 по РТ возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить в части удовлетворенных требований заявителя и отказать в удовлетворении заявления ООО "Леспром" в полном объеме. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению инспекции, новую кадастровую стоимость по спорному земельному участку при исчислении земельного налога следует применять по состоянию с 01.01.2013.
В кассационной жалобе ООО "Леспром" также не согласилось с принятыми судебными актами и просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом общество считает, что измененная кадастровая стоимость равная рыночной стоимости должна применяться с 01.09.2012, а не с 29.10.2012.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей заявителя, ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:250802:219, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Вольская, 32.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по итогам которой вынесено решение от 25.11.2013 N 2.12-0-19/6005 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере 53 992 рублей исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 13 276 000 рублей, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 по делу N А65-17041/2012.
Решением инспекции от 25.11.2013 N 2.12-0-19/6005 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 35 169 рублей 75 копеек, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 28 135 рублей 80 копеек. Кроме того, заявителю доначислен земельный налог в сумме 140 679 рублей и пени в сумме 10 709 рублей 25 копеек.
Указанным решением сумма налога исчислена исходя из кадастровой стоимости в размере 47 867 427 рублей, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26.12.2013 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налогового органа утверждено.
Считая, что решение налогового органа нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, ООО "Леспром" оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции частично удовлетворили заявленные требования ввиду следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 по делу N А65-17041/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:250802:219 в размере 13 276 000 рублей.
Указанное судебное решение основано на правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2012 по делу N А65-17041/2012 в государственный кадастр недвижимости 29.10.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, что влечет возможность применения новой кадастровой стоимости с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:250802:219, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 29.10.2012.
При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013, является несостоятельным.
Налоговый орган не вправе был производить доначисление заявителю земельного налога за 2012 год после внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с учетом вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:250802:219. До внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка налоговым органом в целях налогообложения подлежали применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
При данных обстоятельствах судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение инспекции в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 35 178 рублей, соответствующих ему сумм пени и штрафа является незаконным.
Также суды правомерно с учетом смягчающих ответственность обстоятельств снизили размер штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в 10 раз - до 3517 рублей.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по делу N А65-831/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)