Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего Шабаевой Е.И.,
При секретаре З.,
С участием прокурора Фоминой И.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ж. об оспаривании нормативного правового акта,
Ж. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании незаконным постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения в Приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:08:0116001:497.
Свои требования Ж. обосновывает тем, что является собственником земельного участка, общей площадью 30 кв. м, кадастровый номер 63:08:0116001:497, с назначением: земли населенных пунктов, индивидуальное строительство гаража, в подтверждение чего он имеет свидетельство о государственной регистрации права.
Как собственнику земельного участка налоговой инспекцией ему был начислен земельный налог за 2010 год в размере 2 573,91 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка 411 825 руб.
В кадастровом паспорте земельного участка значится, что кадастровая стоимость земельного участка площадью 30 кв. м составляет 411 825 руб., одновременно указан удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м - 1.372 руб. 75 коп.
Учитывая изложенное, заявитель полагает, что в сведениях государственного кадастра недвижимости допущена ошибка, исходя из удельного показателя и размера участка, кадастровая стоимость участка должна составлять 41 182,5 руб.
Для уточнения кадастровой стоимости земельного участка он обращался в ФБУ "Кадастровая палата", где ему был представлен кадастровый паспорт, в котором удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м указанного участка изменился на 13 727,50 руб.
В постановлении Правительства Самарской области N 473 удельный показатель кадастровой стоимости применительно к его участку указан 1372,75.
Он обращался с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, однако решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ему в этом было отказано, со ссылкой на то, что кадастровая стоимость земельного участка рассчитана в соответствии с Постановлением N 473.
На основании изложенного, Ж. просил признать недействующим постановление Правительства Самарской области N 473 в части установления кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере 411 825 руб. и обязать внести исправления в Государственный кадастр недвижимости в части указания стоимости названного земельного участка в размере 41 182,5 руб.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, ФБУ "ФКП Росреестра", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", заявленные требования не признали, считают, что оснований к их удовлетворению не имеется, при принятии постановления Правительством Самарской области нарушений действующего законодательства допущено не было.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что требования удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, считает, что требования Ж. удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно п.п. 1 и 10 указанных Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
В соответствии с п.п. 9.6 - 9.12 названного Регламента Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия представленного отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки, направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в связи с его упразднением возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Из материалов дела усматривается, что постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" определена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Ж. на праве собственности, с кадастровым номером 63:08:0116001:497, площадью 30 кв. м, в размере 411.8825 руб.
Названное постановление Правительства Самарской области было опубликовано в периодическом печатном издании газете "Волжская коммуна".
Судом было установлено, что выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области производилось Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральным кадастровым центром "Земля" на основании государственного контракта.
Указанные работы были выполнены во исполнение постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, постановления Правительства Самарской области от 28.04.2007 N 61 "Об утверждении плана основных мероприятий по завершению работ по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Самарской области на 2007 - 2008 гг. и плана основных мероприятий по созданию системы кадастра недвижимости в Самарской области на 2007 - 2011 годы".
При этом работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Самарской области проводились в строгом соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007 и техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Данные обстоятельства подтверждаются Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, представленным в материалы дела.
Указанный отчет в соответствии с Административным регламентом, на который указано выше, являлся предметом проверки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) на соответствие Методическим указаниям. По результатам проверки Роснедвижимостью был составлен акт проверки данного отчета. В данном акте указано, что Отчет соответствует Методическим указаниям.
Копия указанного акта проверки представлена в материалы дела.
В силу перечисленного выше законодательства, регулирующего отношения по определению кадастровой стоимости земельных участков, усматривается, что уполномоченным органом было установлено соответствие Отчета Методическим рекомендациям. Исходя из действующего законодательства, после проверки Отчета Роснедвижимостью, результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем издания таким органом соответствующего нормативного правового акта.
При этом действующим законодательством не отнесено к компетенции субъекта РФ проверка Отчета на соответствие его Методическим рекомендациям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" принято в пределах полномочий данного органа исполнительной власти субъекта, с соблюдением установленной процедуры, и официально опубликовано.
В связи с перечисленными обстоятельствами доводы заявителя о наличии технической ошибки не могут служить основанием к удовлетворению его требований, поскольку исправление данной ошибки при рассмотрении дела в порядке главы 24 ГПК РФ не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, в судебное заседание представителем ФГУ "ФКП Росреестр" по Самарской области предоставлено решение об исправлении технической ошибки.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении Правительством Самарской области своих полномочий и действующего законодательства при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, заявителем представлено не было.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ требования Ж. удовлетворению не подлежат, т.к. в ходе судебного разбирательства было установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
В удовлетворении заявления Ж. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения в Приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:08:0116001:497 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца.
Решение вступило в законную силу 18.06.2012.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.05.2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2012 года
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего Шабаевой Е.И.,
При секретаре З.,
С участием прокурора Фоминой И.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ж. об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Ж. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании незаконным постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения в Приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:08:0116001:497.
Свои требования Ж. обосновывает тем, что является собственником земельного участка, общей площадью 30 кв. м, кадастровый номер 63:08:0116001:497, с назначением: земли населенных пунктов, индивидуальное строительство гаража, в подтверждение чего он имеет свидетельство о государственной регистрации права.
Как собственнику земельного участка налоговой инспекцией ему был начислен земельный налог за 2010 год в размере 2 573,91 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка 411 825 руб.
В кадастровом паспорте земельного участка значится, что кадастровая стоимость земельного участка площадью 30 кв. м составляет 411 825 руб., одновременно указан удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м - 1.372 руб. 75 коп.
Учитывая изложенное, заявитель полагает, что в сведениях государственного кадастра недвижимости допущена ошибка, исходя из удельного показателя и размера участка, кадастровая стоимость участка должна составлять 41 182,5 руб.
Для уточнения кадастровой стоимости земельного участка он обращался в ФБУ "Кадастровая палата", где ему был представлен кадастровый паспорт, в котором удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м указанного участка изменился на 13 727,50 руб.
В постановлении Правительства Самарской области N 473 удельный показатель кадастровой стоимости применительно к его участку указан 1372,75.
Он обращался с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, однако решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ему в этом было отказано, со ссылкой на то, что кадастровая стоимость земельного участка рассчитана в соответствии с Постановлением N 473.
На основании изложенного, Ж. просил признать недействующим постановление Правительства Самарской области N 473 в части установления кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере 411 825 руб. и обязать внести исправления в Государственный кадастр недвижимости в части указания стоимости названного земельного участка в размере 41 182,5 руб.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, ФБУ "ФКП Росреестра", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", заявленные требования не признали, считают, что оснований к их удовлетворению не имеется, при принятии постановления Правительством Самарской области нарушений действующего законодательства допущено не было.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что требования удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, считает, что требования Ж. удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно п.п. 1 и 10 указанных Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
В соответствии с п.п. 9.6 - 9.12 названного Регламента Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия представленного отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки, направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в связи с его упразднением возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Из материалов дела усматривается, что постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" определена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Ж. на праве собственности, с кадастровым номером 63:08:0116001:497, площадью 30 кв. м, в размере 411.8825 руб.
Названное постановление Правительства Самарской области было опубликовано в периодическом печатном издании газете "Волжская коммуна".
Судом было установлено, что выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области производилось Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральным кадастровым центром "Земля" на основании государственного контракта.
Указанные работы были выполнены во исполнение постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, постановления Правительства Самарской области от 28.04.2007 N 61 "Об утверждении плана основных мероприятий по завершению работ по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Самарской области на 2007 - 2008 гг. и плана основных мероприятий по созданию системы кадастра недвижимости в Самарской области на 2007 - 2011 годы".
При этом работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Самарской области проводились в строгом соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007 и техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Данные обстоятельства подтверждаются Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, представленным в материалы дела.
Указанный отчет в соответствии с Административным регламентом, на который указано выше, являлся предметом проверки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) на соответствие Методическим указаниям. По результатам проверки Роснедвижимостью был составлен акт проверки данного отчета. В данном акте указано, что Отчет соответствует Методическим указаниям.
Копия указанного акта проверки представлена в материалы дела.
В силу перечисленного выше законодательства, регулирующего отношения по определению кадастровой стоимости земельных участков, усматривается, что уполномоченным органом было установлено соответствие Отчета Методическим рекомендациям. Исходя из действующего законодательства, после проверки Отчета Роснедвижимостью, результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем издания таким органом соответствующего нормативного правового акта.
При этом действующим законодательством не отнесено к компетенции субъекта РФ проверка Отчета на соответствие его Методическим рекомендациям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" принято в пределах полномочий данного органа исполнительной власти субъекта, с соблюдением установленной процедуры, и официально опубликовано.
В связи с перечисленными обстоятельствами доводы заявителя о наличии технической ошибки не могут служить основанием к удовлетворению его требований, поскольку исправление данной ошибки при рассмотрении дела в порядке главы 24 ГПК РФ не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, в судебное заседание представителем ФГУ "ФКП Росреестр" по Самарской области предоставлено решение об исправлении технической ошибки.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении Правительством Самарской области своих полномочий и действующего законодательства при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, заявителем представлено не было.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ требования Ж. удовлетворению не подлежат, т.к. в ходе судебного разбирательства было установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Ж. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения в Приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:08:0116001:497 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца.
Решение вступило в законную силу 18.06.2012.
Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА
Е.И.ШАБАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)