Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2014 ПО ДЕЛУ N А65-14773/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2014 г. по делу N А65-14773/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представитель открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" - не явился, извещен надлежащим образом,
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - Фахрутдинова Д.М. (доверенность от 09.01.2014 N 24-0.12/000031),
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года по делу N А65-14773/2013 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" (ОГРН 1021603617188, ИНН 1660004229), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (ОГРН 1041630236064, ИНН 1660007156), г. Казань,
о признании недействительным решения от 27 февраля 2013 года N 2.12-0-19/740,

установил:

открытое акционерное общество "Казанский оптико-механический завод" (далее - заявитель, общество, ОАО "Казанский оптико-механический завод") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 6 по Республике Татарстан) о признании недействительным решения от 27.02.2013 N 2.12-0-19/740 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ОАО "Казанский оптико-механический завод" обязано уплатить недоимку по земельному налогу в размере 20 768 357 руб. и внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (л.д. 4-6).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2013 по делу N А65-14773/2013 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 27.02.2013 N 2.12-0-19/740 в части начисления земельного налога за 2011 год, превышающего 17 259 724 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано. Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 6 по Республике Татарстан принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО "Казанский оптико-механический завод" путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2011 год (л.д. 116-120).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д. 126-127).
Налоговая инспекция апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя налоговой инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат 14 земельных участков.
13.11.2012 ОАО "Казанский оптико-механический завод" представлена в Межрайонную ИФНС России N 6 по Республике Татарстан уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 30.01.2013 N 2.12-0-21/210 (л.д. 9-10) Рассмотрев материалы проверки, налоговой инспекцией вынесено решение от 27.02.2013 N 2.12-0-19/740 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого налогоплательщику доначислено и предложено уплатить земельный налог за 2011 год в размере 20 768 657 руб. (л.д. 11-12).
Заявитель, не согласившись с выводами инспекции, обратился в Управление ФНС России по Республике Татарстан с апелляционной жалобой, в которой просил отменить спорное решение налоговой инспекции, полагая, что в отношении трех земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:240201:70, 16:50:240401:22, 16:50:240401:23 должна быть применена кадастровая стоимость в размере рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 N А65-7755/2012.
Решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 08.04.2013 N 2.14-0-18/007532@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение налоговой оставлено без изменения и утверждено (л.д. 15-16).
В решении вышестоящего налогового органа указано, что установленная решением арбитражного суда рыночная стоимость по трем земельным участкам должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, то есть с 01.01.2013. При исчислении земельного налога за 2011 год, считает подлежащим применению кадастровую стоимость земельных участков, установленных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Заявитель, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Из материалов дела видно, что налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суд первой инстанции правильно указал, что налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд первой инстанции, в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сделал правильный вывод, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются Постановлениями Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4453/10, от 26.07.2011 N 2647/11, постановлением ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 по делу N А65-19393/2012, от 26.11.2013 по делу N А65-31315/2012, от 27.12.2013 по делу N А65-10631/2013.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции правильно указал, что не может быть принят и довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-7755/2012.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями пункта 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указано, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 12.05.2012 по делу N А65-12433/2011 удовлетворил требование об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указав, что внесение такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости наступает с момента вступления в законную силу судебного акта.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 16.01.2013 N ВАС 17879/12 по делу А65-33809/2011 указал, что требование общества об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, нежели момент вступления в силу судебного акта, в данном случае с 01.01.2011, не соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Из материалов дела видно, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-7755/2012 вступило в законную силу 03.06.2012, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, не может быть применена с 01.01.2011.
Суд первой инстанции правильно указал, что произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону.
При определении размера земельного налога заявителя за 2011 год суд первой инстанции правомерно исходил из кадастровой стоимости земельных участков заявителя за предыдущий налоговой период - 2010 год и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:240201:70 составила 157 792 345 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:240401:22 составила 134 518 993 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:240401:23 составила 4 994 487 400 руб.
Согласно Решению Казанской городской Думы г. Казани от 29.11.2005 N 2ф-3 "О земельном налоге" (с изм.), налоговая ставка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:240401:22 и 16:50:240401:23 установлена в размере 0,55%, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:240201:70 установлена в размере 1%.
Следовательно, земельный налог к уплате за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:240201:70 должен составить 1 577 923,45 руб. (157 792 345 x 1%); по земельному участку с кадастровым номером 16:50:240401:22 земельный налог должен составить 739 854,46 руб. (134 518 993 x 0,55%); по земельному участку с кадастровым номером 16:50:240401:23 должен составить 27 469 680,7 руб. (4 994 487 400 x 0,55%).
С учетом перерасчета земельного налога по трем вышеуказанным участкам, земельный налог (по всем 14-ти земельным участкам общества) к уплате за 2011 год должен составить 30 561 645 руб., а не 34 070 278 руб., как указывает налоговый орган.
Соответственно, с учетом уплаты заявителем земельного налога за 2011 год в сумме 13 301 921 руб., доначислению подлежит земельный налог в сумме 17 259 724 руб., а не в сумме 20 768 357 руб., как указано в оспариваемом решении.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 27.02.2013 N 2.12-0-19/740 в части начисления земельного налога за 2011 год, превышающего 17 259 724 руб., не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части требование заявителя подлежит удовлетворению. В остальной части требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, обществом уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 29.10.2013 N 5754 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ОАО "Казанский оптико-механический завод" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 29.10.2013 N 5754 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года по делу N А65-14773/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Казанский оптико-механический завод" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Казанский оптико-механический завод" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 29 октября 2013 года N 5754 государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)