Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Савановой В.В.,
в судебном заседании участвуют:
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области: не явились, извещены; от ОАО "ЛИИ им. М.М.Громова": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2013 года по делу N А41-52389/13, принятое судьей Козловой М.В. по заявлению ОАО "ЛИИ им. М.М.Громова" (ОГРН 1125040002823) к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области и УФНС России по Московской области об оспаривании решений за N 2117 от 28.06.2013 г. и решения от 06.09.2013 г. за N 07-12/50267 в части предложения уплатить недоимку в размере 103 523 415 руб. 09 коп. и пени в размере 12 088 020 руб. 89 коп.
установил:
ОАО "ЛИИ им. М.М.Громова" (далее также - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 28.06.2013 г. N 2117 в части уплаты недоимки по налогу на прибыль в размере 103 523 415 руб. 09 коп. и пени в размере 12 088 020 руб. 89 коп. (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2013 года по делу N А41-52389/13 требования ОАО "ЛИИ им. М.М.Громова" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2013 года по делу N А41-52389/13 отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В отношении ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова" была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен Акт N 838 от 04.06.2013 (том 1 л.д. 11-51).
По итогам рассмотрения материалов проверки Заместителем начальника инспекции вынесено решение N 2117 от 28.06.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислен налог в сумме 121 039 559,00 руб., пени в размере 31 631, 00 руб. и 13 966 653,46, также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 1 108 156,00 руб.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 6 сентября 2013 N 07-12/50267 решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 28.06.2013 N 2117 было изменено путем снижения размера штрафных санкций по ст. 123 НК РФ, до 110 815 руб., отменено начисление налога на прибыль в размере 16 484 585,00 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1 910 263, 57 руб.
В остальной части решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области оставлено без изменения.
ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова" не согласилось с выводами решения от 28.06.2013 г. N 2117 в части уплаты недоимки по налогу на прибыль в размере 103 523 415 руб. 09 коп. и пени в размере 12 088 020 руб. 89 коп. и обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
На основании Постановления Правительства РФ от 07.05.2008 N 368 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим предприятиям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства" и распоряжения Правительства РФ от 07.07.2009 N 906-р в 2009 году в целях реализации мер по предупреждению банкротства, ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" (далее также - предприятие) была выделена субсидия за счет ассигнований федерального бюджета на 2009 год в размере 600 040 000 руб. на погашение исчисленной по состоянию на 21.12.2008 задолженности, для восстановления платежеспособности и обеспечения работы в условиях рыночной экономики. Эта субсидия была направлена предприятием в 2009 году на погашение просроченных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Указанная задолженность по налогам образовалась у предприятия за период с 2006 года по 2008 год включительно и при начислении была отражена в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Инспекция в своей апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с п. 33 ст. 270 НК РФ, обязано было восстановить в составе внереализационных доходов суммы расходов, ранее включенные предприятием в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством РФ порядке налоги и сборы, погашенных за счет сумм полученных субсидий, и уплатить в бюджет налог на прибыль в размере 103 523 415,09 руб.
25 апреля 2012 ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова" было реорганизовано в форме преобразования в ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова".
ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" являлось федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.
Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В силу ст. 114 ГК РФ, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 2, 8 Федерального закона N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, в связи с чем, учредителем унитарного предприятия также может выступать только Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Согласно положениям Устава ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", утвержденного приказом Руководителя Федерального агентства по промышленности от 09.09.2005 N 439, Предприятие было создано в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13.06.1940 N 1032-398сс.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства.
Данные Правила определяют порядок и условия предоставления из федерального бюджета стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса субсидий на проведение мероприятий по восстановлению их платежеспособности (пункт 1).
Согласно положениям пункта 1 Правил субсидии стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса, в отношении которых арбитражным судом не возбуждено дело о банкротстве, предоставляются на погашение в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), задолженности по заработной плате, по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, либо по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета, открытые организациям - получателям субсидий в кредитных организациях (пункт 7 Правил). Возврат субсидии производится при нарушении условий ее предоставления (пункт 8 Правил). Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (пункт 9 Правил).
На основании постановления Правительства РФ от 07.05.2008 N 368 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим предприятиям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства" и распоряжения Правительства РФ от 07.07.2009 N 906-р в 2009 году в целях реализации мер по предупреждению банкротства, ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" была выделена субсидия за счет ассигнований федерального бюджета на 2009 год в размере 600 040 000 руб. на погашение исчисленной по состоянию на 21.12.2008.
При этом предприятие обязано было использовать предоставляемую ему субсидию исключительно по целевому назначению. Фактически расходы произведены по уплате денежных обязательств, в том числе:
- - в сумме 51 929 600 руб. - на погашение задолженности по оплате труда;
- - в сумме 30 493 324,56 руб. - на погашение кредиторской задолженности.
- - в сумме 234 493 964,90 руб. - на погашение задолженности по начисленным налогам и сборам (НДФЛ и ЕСН);
- - в сумме 283 123 110,54 руб. - на погашение задолженности по начисленным налогам (земельный налог, НДС, водный налог, транспортный налог).
В ходе выездной проверки налоговый орган признал полученные предприятием средства в виде субсидии налогооблагаемым доходом, подлежащим включению в состав внереализационных доходов в 2009 году.
Между тем согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно нормам статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 НК РФ).
При этом доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 Кодекса, и их перечень является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней об уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Из буквального содержания данной нормы следует, что в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но также и в случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
При этом уменьшение сумм рассматриваемой кредиторской задолженности может быть результатом или списания сумм кредиторской задолженности вследствие прощения долга, или погашения такой задолженности путем перечисления денежных средств должником или за должника.
Следовательно, на основании подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ налогоплательщик, включенный в указанный выше перечень стратегических организаций военно-промышленного комплекса и получивший из федерального бюджета целевую субсидию на основании упомянутого выше Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 на погашение кредиторской задолженности по налогам и сборам, вправе не учитывать соответствующие суммы данной субсидии, направленные на погашение этой задолженности по налогам и сборам в составе доходов для целей налогообложения прибыли.
То есть, предоставленная предприятию субсидия на погашение задолженности по налогам и сборам не подлежит отнесению в состав доходов в целях налогообложения прибыли в силу подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в связи с чем изложенный в оспариваемых решениях вывод налоговых органов о том, что налогоплательщик нарушил статью 250 НК РФ вследствие того, что не включил сумму субсидии на погашение задолженности по налогам и сборам, включенным ранее в состав расходов, при ее списании в 2009 году в налоговую базу по налогу на прибыль в сумме 103 523 415 руб. 09 коп., является неправомерным.
Каких-либо оснований полагать, что полученная предприятием целевая субсидия вследствие каких-то нарушений с его стороны подлежит возврату, налоговым органом не приведено.
Инспекция в своей апелляционной жалобе также указывает, что на основании пункта 33 статьи 270 НК РФ ранее включенные предприятием в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 выделяются субсидии, подлежат восстановлению в составе внереализационных доходов, на что указывается в оспариваемом решении налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.
Однако, данный вывод налогового органа не соответствует взаимосвязанным положениям приведенного подпункта 21 пункта 1 статьи 251, а также пункта 18 статьи 250 Кодекса.
Согласно пункту 18 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Таким образом, пункт 18 статьи 250 НК РФ содержит прямую отсылку к подпункту 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса, который предусматривает освобождение от налогообложения по налогу на прибыль сумм выделяемых по решению Правительства Российской Федерации субсидий на уменьшение сумм кредиторской задолженности по налогам и сборам.
Поэтому списание или уменьшение иным образом кредиторской задолженности налогоплательщика по основаниям, указанным в подпункте 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ, специально выделено законодателем в пункте 18 статьи 250 НК РФ как самостоятельное основание исключения такого дохода из состава внереализационных доходов.
Перечень доходов, освобожденных от налогообложения налогом на прибыль, закреплен в статье 251 НК РФ и является исчерпывающим, на что уже указывалось выше.
Кроме того, действие статьи 251 Кодекса распространяется как на доходы от реализации товаров, работ, услуг (статья 249 НК РФ), так и на внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
В системной связи положений подпункта 21 пункта 1 статьи 251 и пункта 18 статьи 250 Кодекса законодатель выделил основания для исключения из налоговой базы по налогу на прибыль сумм целевого бюджетного финансирования, выделенных по решению Правительства Российской Федерации и направленных на погашение налогоплательщиками задолженности по налогам и сборам, поскольку данные денежные суммы по смыслу приведенных норм и по своей правовой природе не являются суммами, полученными в счет увеличения доходов предприятия.
Согласно пункту 33 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
Однако ни положения пункта 33 статьи 270 НК РФ, ни другие нормы главы 25 Кодекса не содержат императивных указаний о необходимости восстановления налогоплательщиком в составе внереализационных доходов сумм налоговых обязательств, включенных ранее в состав расходов при исчислении налога на прибыль (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ), и списанных и (или) уменьшенных иным образом в виде кредиторской задолженности налогоплательщика в порядке подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
Кроме того, с учетом буквального смысла пункта 33 статьи 270 Кодекса законодатель указывает лишь на невозможность включения начисленных налогов "прежних лет" в состав расходов текущего налогового периода (с учетом слова "ранее"), то есть в тот момент, когда производится списание кредиторской задолженности налогоплательщика по основаниям подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса, так как ранее указанные налоговые обязательства уже были включены в состав расходов прежних лет.
Инспекция также указывает на получение субсидии не от учредителя предприятия, так как согласно положениям Устава ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", утвержденного приказом Руководителя Федерального агентства по промышленности от 09.09.2005 N 439, Предприятие было создано в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13.06.1940 N 1032-398сс.
Предприятие находилось в ведомственном подчинении Федерального агентства по промышленности. Функции учредителя предприятия осуществляли Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по промышленности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 1.4 Устава).
Таким образом, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" на праве хозяйственного ведения, в период июня 2004 по май 2008 года осуществляли - Федеральное агентство по промышленности и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Указом Президента РФ от 12 мая 2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство промышленности и энергетики РФ было преобразовано в Министерство промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг РФ) и Министерство энергетики РФ с соответствующим распределением функций между этими министерствами.
Согласно пп. 1, 5.4 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", Минпромторг РФ осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.
В соответствии с п. 102 Приложения N 2 "Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минпромторга РФ" (распоряжение Правительства РФ от 24.12.2008 N 1954-р "О перечнях федеральных государственных учреждений, федеральных государственных предприятий и федеральных казенных предприятий, отнесенных к ведению Минпромторга РФ"), ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" отнесено к ведению Минпромторга РФ.
Таким образом, на момент заключения договора от 20.07.2009 N 920092143000.18.938 о предоставлении субсидии стратегической организации оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, заключенного между Предприятием и Минпромторгом РФ, а также на момент поступления субсидии на расчетный счет Предприятия (платежное поручение N 641 от 24.07.2009) Минпромторг РФ являлся уполномоченным представителем собственника имущества, закрепленного за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
Вследствие чего, предприятие получило субсидию от Минпромторга РФ, являющегося на тот момент уполномоченным представителем собственника имущества ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" и правомерно не отразило во внереализационных доходах для целей налогообложения по налогу на прибыль полученную субсидию, основывая свою позицию на пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2013 г. по делу N А41-52389/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2014 ПО ДЕЛУ N А41-52389/13
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. по делу N А41-52389/13
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Савановой В.В.,
в судебном заседании участвуют:
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области: не явились, извещены; от ОАО "ЛИИ им. М.М.Громова": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2013 года по делу N А41-52389/13, принятое судьей Козловой М.В. по заявлению ОАО "ЛИИ им. М.М.Громова" (ОГРН 1125040002823) к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области и УФНС России по Московской области об оспаривании решений за N 2117 от 28.06.2013 г. и решения от 06.09.2013 г. за N 07-12/50267 в части предложения уплатить недоимку в размере 103 523 415 руб. 09 коп. и пени в размере 12 088 020 руб. 89 коп.
установил:
ОАО "ЛИИ им. М.М.Громова" (далее также - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 28.06.2013 г. N 2117 в части уплаты недоимки по налогу на прибыль в размере 103 523 415 руб. 09 коп. и пени в размере 12 088 020 руб. 89 коп. (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2013 года по делу N А41-52389/13 требования ОАО "ЛИИ им. М.М.Громова" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2013 года по делу N А41-52389/13 отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В отношении ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова" была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен Акт N 838 от 04.06.2013 (том 1 л.д. 11-51).
По итогам рассмотрения материалов проверки Заместителем начальника инспекции вынесено решение N 2117 от 28.06.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислен налог в сумме 121 039 559,00 руб., пени в размере 31 631, 00 руб. и 13 966 653,46, также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 1 108 156,00 руб.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 6 сентября 2013 N 07-12/50267 решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 28.06.2013 N 2117 было изменено путем снижения размера штрафных санкций по ст. 123 НК РФ, до 110 815 руб., отменено начисление налога на прибыль в размере 16 484 585,00 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1 910 263, 57 руб.
В остальной части решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области оставлено без изменения.
ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова" не согласилось с выводами решения от 28.06.2013 г. N 2117 в части уплаты недоимки по налогу на прибыль в размере 103 523 415 руб. 09 коп. и пени в размере 12 088 020 руб. 89 коп. и обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
На основании Постановления Правительства РФ от 07.05.2008 N 368 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим предприятиям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства" и распоряжения Правительства РФ от 07.07.2009 N 906-р в 2009 году в целях реализации мер по предупреждению банкротства, ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" (далее также - предприятие) была выделена субсидия за счет ассигнований федерального бюджета на 2009 год в размере 600 040 000 руб. на погашение исчисленной по состоянию на 21.12.2008 задолженности, для восстановления платежеспособности и обеспечения работы в условиях рыночной экономики. Эта субсидия была направлена предприятием в 2009 году на погашение просроченных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Указанная задолженность по налогам образовалась у предприятия за период с 2006 года по 2008 год включительно и при начислении была отражена в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Инспекция в своей апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с п. 33 ст. 270 НК РФ, обязано было восстановить в составе внереализационных доходов суммы расходов, ранее включенные предприятием в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством РФ порядке налоги и сборы, погашенных за счет сумм полученных субсидий, и уплатить в бюджет налог на прибыль в размере 103 523 415,09 руб.
25 апреля 2012 ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова" было реорганизовано в форме преобразования в ОАО "ЛИИ им. М.М. Громова".
ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" являлось федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.
Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В силу ст. 114 ГК РФ, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 2, 8 Федерального закона N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, в связи с чем, учредителем унитарного предприятия также может выступать только Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Согласно положениям Устава ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", утвержденного приказом Руководителя Федерального агентства по промышленности от 09.09.2005 N 439, Предприятие было создано в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13.06.1940 N 1032-398сс.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства.
Данные Правила определяют порядок и условия предоставления из федерального бюджета стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса субсидий на проведение мероприятий по восстановлению их платежеспособности (пункт 1).
Согласно положениям пункта 1 Правил субсидии стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса, в отношении которых арбитражным судом не возбуждено дело о банкротстве, предоставляются на погашение в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), задолженности по заработной плате, по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, либо по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета, открытые организациям - получателям субсидий в кредитных организациях (пункт 7 Правил). Возврат субсидии производится при нарушении условий ее предоставления (пункт 8 Правил). Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (пункт 9 Правил).
На основании постановления Правительства РФ от 07.05.2008 N 368 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим предприятиям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства" и распоряжения Правительства РФ от 07.07.2009 N 906-р в 2009 году в целях реализации мер по предупреждению банкротства, ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" была выделена субсидия за счет ассигнований федерального бюджета на 2009 год в размере 600 040 000 руб. на погашение исчисленной по состоянию на 21.12.2008.
При этом предприятие обязано было использовать предоставляемую ему субсидию исключительно по целевому назначению. Фактически расходы произведены по уплате денежных обязательств, в том числе:
- - в сумме 51 929 600 руб. - на погашение задолженности по оплате труда;
- - в сумме 30 493 324,56 руб. - на погашение кредиторской задолженности.
- - в сумме 234 493 964,90 руб. - на погашение задолженности по начисленным налогам и сборам (НДФЛ и ЕСН);
- - в сумме 283 123 110,54 руб. - на погашение задолженности по начисленным налогам (земельный налог, НДС, водный налог, транспортный налог).
В ходе выездной проверки налоговый орган признал полученные предприятием средства в виде субсидии налогооблагаемым доходом, подлежащим включению в состав внереализационных доходов в 2009 году.
Между тем согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно нормам статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 НК РФ).
При этом доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 Кодекса, и их перечень является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней об уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Из буквального содержания данной нормы следует, что в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но также и в случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
При этом уменьшение сумм рассматриваемой кредиторской задолженности может быть результатом или списания сумм кредиторской задолженности вследствие прощения долга, или погашения такой задолженности путем перечисления денежных средств должником или за должника.
Следовательно, на основании подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ налогоплательщик, включенный в указанный выше перечень стратегических организаций военно-промышленного комплекса и получивший из федерального бюджета целевую субсидию на основании упомянутого выше Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 на погашение кредиторской задолженности по налогам и сборам, вправе не учитывать соответствующие суммы данной субсидии, направленные на погашение этой задолженности по налогам и сборам в составе доходов для целей налогообложения прибыли.
То есть, предоставленная предприятию субсидия на погашение задолженности по налогам и сборам не подлежит отнесению в состав доходов в целях налогообложения прибыли в силу подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в связи с чем изложенный в оспариваемых решениях вывод налоговых органов о том, что налогоплательщик нарушил статью 250 НК РФ вследствие того, что не включил сумму субсидии на погашение задолженности по налогам и сборам, включенным ранее в состав расходов, при ее списании в 2009 году в налоговую базу по налогу на прибыль в сумме 103 523 415 руб. 09 коп., является неправомерным.
Каких-либо оснований полагать, что полученная предприятием целевая субсидия вследствие каких-то нарушений с его стороны подлежит возврату, налоговым органом не приведено.
Инспекция в своей апелляционной жалобе также указывает, что на основании пункта 33 статьи 270 НК РФ ранее включенные предприятием в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 выделяются субсидии, подлежат восстановлению в составе внереализационных доходов, на что указывается в оспариваемом решении налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.
Однако, данный вывод налогового органа не соответствует взаимосвязанным положениям приведенного подпункта 21 пункта 1 статьи 251, а также пункта 18 статьи 250 Кодекса.
Согласно пункту 18 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Таким образом, пункт 18 статьи 250 НК РФ содержит прямую отсылку к подпункту 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса, который предусматривает освобождение от налогообложения по налогу на прибыль сумм выделяемых по решению Правительства Российской Федерации субсидий на уменьшение сумм кредиторской задолженности по налогам и сборам.
Поэтому списание или уменьшение иным образом кредиторской задолженности налогоплательщика по основаниям, указанным в подпункте 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ, специально выделено законодателем в пункте 18 статьи 250 НК РФ как самостоятельное основание исключения такого дохода из состава внереализационных доходов.
Перечень доходов, освобожденных от налогообложения налогом на прибыль, закреплен в статье 251 НК РФ и является исчерпывающим, на что уже указывалось выше.
Кроме того, действие статьи 251 Кодекса распространяется как на доходы от реализации товаров, работ, услуг (статья 249 НК РФ), так и на внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
В системной связи положений подпункта 21 пункта 1 статьи 251 и пункта 18 статьи 250 Кодекса законодатель выделил основания для исключения из налоговой базы по налогу на прибыль сумм целевого бюджетного финансирования, выделенных по решению Правительства Российской Федерации и направленных на погашение налогоплательщиками задолженности по налогам и сборам, поскольку данные денежные суммы по смыслу приведенных норм и по своей правовой природе не являются суммами, полученными в счет увеличения доходов предприятия.
Согласно пункту 33 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
Однако ни положения пункта 33 статьи 270 НК РФ, ни другие нормы главы 25 Кодекса не содержат императивных указаний о необходимости восстановления налогоплательщиком в составе внереализационных доходов сумм налоговых обязательств, включенных ранее в состав расходов при исчислении налога на прибыль (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ), и списанных и (или) уменьшенных иным образом в виде кредиторской задолженности налогоплательщика в порядке подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
Кроме того, с учетом буквального смысла пункта 33 статьи 270 Кодекса законодатель указывает лишь на невозможность включения начисленных налогов "прежних лет" в состав расходов текущего налогового периода (с учетом слова "ранее"), то есть в тот момент, когда производится списание кредиторской задолженности налогоплательщика по основаниям подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса, так как ранее указанные налоговые обязательства уже были включены в состав расходов прежних лет.
Инспекция также указывает на получение субсидии не от учредителя предприятия, так как согласно положениям Устава ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", утвержденного приказом Руководителя Федерального агентства по промышленности от 09.09.2005 N 439, Предприятие было создано в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13.06.1940 N 1032-398сс.
Предприятие находилось в ведомственном подчинении Федерального агентства по промышленности. Функции учредителя предприятия осуществляли Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по промышленности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 1.4 Устава).
Таким образом, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" на праве хозяйственного ведения, в период июня 2004 по май 2008 года осуществляли - Федеральное агентство по промышленности и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Указом Президента РФ от 12 мая 2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство промышленности и энергетики РФ было преобразовано в Министерство промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг РФ) и Министерство энергетики РФ с соответствующим распределением функций между этими министерствами.
Согласно пп. 1, 5.4 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", Минпромторг РФ осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.
В соответствии с п. 102 Приложения N 2 "Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минпромторга РФ" (распоряжение Правительства РФ от 24.12.2008 N 1954-р "О перечнях федеральных государственных учреждений, федеральных государственных предприятий и федеральных казенных предприятий, отнесенных к ведению Минпромторга РФ"), ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" отнесено к ведению Минпромторга РФ.
Таким образом, на момент заключения договора от 20.07.2009 N 920092143000.18.938 о предоставлении субсидии стратегической организации оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, заключенного между Предприятием и Минпромторгом РФ, а также на момент поступления субсидии на расчетный счет Предприятия (платежное поручение N 641 от 24.07.2009) Минпромторг РФ являлся уполномоченным представителем собственника имущества, закрепленного за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
Вследствие чего, предприятие получило субсидию от Минпромторга РФ, являющегося на тот момент уполномоченным представителем собственника имущества ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" и правомерно не отразило во внереализационных доходах для целей налогообложения по налогу на прибыль полученную субсидию, основывая свою позицию на пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2013 г. по делу N А41-52389/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)