Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 18.08.2015 N Ф01-3123/2015 ПО ДЕЛУ N А43-16799/2014

Требование: О признании недействительным предписания ЦБ РФ.

Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: ЦБ РФ выдал обществу, не направившему миноритарным акционерам обязательное предложение о выкупе акций, предписание об устранении нарушений законодательства РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу N А43-16799/2014



Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Карпенко П.А. (доверенность от 03.04.2014 N 01/04/04-166д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Газпром"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2014,
принятое судьей Ивановым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015,
принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Мальковой Д.Г.,
по делу N А43-16799/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром"

к Центральному банку Российской Федерации в лице Управления службы Банка России
по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе
о признании недействительным предписания,
третьи лица - открытое акционерное общество "Роснефтегаз",
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Киров",
и
установил:

открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Центрального банка Российской Федерации в лице Управления службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе (далее - Банк, уполномоченный орган) от 30.05.2014 N С59-7-2-2/11013 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Роснефтегаз" (далее - ОАО "Роснефтегаз"), открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Киров" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Киров").
Решением суда от 17.12.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Газпром" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по настоящему делу.
По мнению заявителя жалобы, спор рассмотрен с нарушением правил о подсудности; Банк пропустил срок, установленный для вынесения спорного предписания; проверка была проведена Банком с нарушением Административного регламента исполнения Федеральной службы по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н (далее - Административный регламент), без наличия обязательного разрешения на проведение проверки.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Банк в отзыве отклонил доводы жалобы; просил рассмотреть жалобу без участия представителя.
ОАО "Роснефтегаз" в отзыве не согласилось с доводами жалобы.
Банк и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпром" приобрело акции открытого акционерное общества "Кировоблгаз" (в настоящее время - открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Киров") по договору купли-продажи от 09.04.2013 N 11/Д-2013 РНГ, заключенному с ОАО "Роснефтегаз" во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.11.2010 N 2016-р.
Согласно пункту 6.1 Устава ОАО "Кировоблгаз", утвержденного решением общего собрания акционеров от 19.06.2008 (протокол N 1) уставный капитал этого акционерного общества разделен на 99 591 обыкновенную акцию.
Общество 23.04.2013 приобрело у ОАО "Роснефтегаз" все принадлежащие ему акции открытого акционерного общества "Кировоблгаз" в количестве 2446 обыкновенных акций (что составляет 25,55 процента голосующих акций) (согласно справке об операциях по счету депо ОАО "Газпром" от 22.01.2014 за период с 17.06.2002 по 22.01.2014, справке об операциях по счету депо ОАО "Роснефтегаз" от 22.01.2014 за период с 04.03.2013 по 22.01.2014, представленной депозитарием указанных обществ (открытым акционерным обществом "Газпромбанк") с письмом от 24.01.2014 исх. N 14-3/47 (вх. N 32-14-БР-367 от 24 января 2014 года), справке от 04.02.2014 исх. N И/10/67829 о количестве ценных бумаг на лицевом счете ОАО "Роснефтегаз" и справке от 04.02.2014 исх. N И/10/67830 об операциях, проведенных по лицевому счету ОАО "Роснефтегаз", представленных регистратором (закрытым акционерным обществом "Специализированный регистратор - Держатель реестра акционеров газовой промышленности") с письмом от 04.02.2014 исх. N И/6/4993 (от 06.02.2014 вх. N 32-14-БР-624), списку аффилированных лиц ОАО "Газпром", составленному по состоянию на 30.06.2013, размещенному на сайте заявителя в телекоммуникационной сети Интернет, уведомлению открытого акционерного общества "Роснефтегаз" о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента от 26.04.2013 (от 21.05.2013 вх. N 32-13-2457), уведомлению ОАО "Газпром" о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента (от 10.07.2013 вх. N 32-13-3293), уведомлению ОАО "Газпром" о контролирующих лицах участника (акционера) эмитента (от 10.07.2014 вх. N 32-13-3292).
На 23.04.2013 акционером открытого акционерного "Кировоблгаз", владеющим 50 858 обыкновенными акциями (что составляет 51,1 процента голосующих акций данного акционерного общества), было ОАО "Газпром газораспределение", согласно выписке со счета депо N М40ПЮ000144, представленной депозитарием (открытым акционерным обществом "Акционерный Банк "РОССИЯ") с письмом от 05.02.2014, исх. N 00-692-исх. (от 05.02.2014 вх. N 32-14-БР-565), и списку аффилированных лиц открытого акционерного общества "Кировоблгаз", составленному по состоянию на 30.06.2013 и размещенному на сайте в телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно спискам аффилированных лиц Общества и ОАО "Газпром газораспределение", составленным по состоянию на 30.06.2013 и размещенным в установленном порядке в телекоммуникационной сети Интернет, ОАО "Газпром газораспределение" входит в одну группу лиц с Обществом с 01.10.2004.
Согласно списку аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение", составленному по состоянию на 30.06.2013, уведомлению о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента и прилагаемой к нему схеме описания взаимосвязей между ОАО "Газпром" и организациями, через которых Общество осуществляет право прямо или косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции открытого акционерного общества "Кировоблгаз", представленному Обществом в орган государственного контроля за рынком ценных бумаг, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" владеет 99 процентами обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение".
Согласно схеме описания взаимосвязей между Обществом и организациями, через которые Общество осуществляет право прямо или косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции открытого акционерного общества "Кировоблгаз", представленной заявителем с уведомлением о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента (от 10.07.2013 вх. N 32-13-3293), ОАО "Газпром" полностью контролирует общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз".
Таким образом, ОАО "Газпром" и общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" входят в одну группу лиц на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Следовательно, ОАО "Газпром" и открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" также входят в одну группу лиц по основанию, указанному в пункте 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Исходя из изложенного, Общество совместно со своим аффилированным лицом с 23.04.2013 приобрело право распоряжаться 76,6 процента голосующих акций открытого акционерного общества "Кировоблгаз".
При этом орган, осуществляющий государственный контроль за рынком ценных бумаг, не установил наличие признаков аффилированности между ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз".
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с 23.04.2013 у Общества возникла обязанность направить обязательное предложение миноритарным акционерам открытого акционерного общества "Кировоблгаз" в течение 35 дней со дня, следующего за днем приобретения акций, то есть с 24.04.2013 и в срок, не позднее 28.05.2013 включительно.
В нарушение требований пункта 1 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" Общество указанную обязанность не исполнило, что послужило основанием для выдачи ему уполномоченным органом оспариваемого предписания.
ОАО "Газпром" не согласилось с предписанием уполномоченного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона Российской Федерации от 22.04.1996 N 39 "О рынке ценных бумаг", Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (далее - Федеральный закон N 251-ФЗ), Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Административным регламентом, Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые предписания приняты уполномоченным органом, соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы ОАО "Газпром" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.
В пункте 4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, разъяснено, что Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1.2 приказа ФСФР России от 21.11.2006 N 06-130/пз-н "О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами" территориальные органы Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляют государственный контроль за приобретением акций открытого акционерного общества, местом нахождения которых являются территории, на которых осуществляют деятельность соответствующие территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам.
ОАО "Газпром газораспределение Киров" (до 10.10.2013 - ОАО "Кировоблгаз", г. Киров) не было включено в список эмитентов, регистрирующим органом для которых является Федеральная служба по финансовым рынкам, утвержденный приказом ФСФР России от 28.10.2008 N 08-42/пз-н, поэтому в силу пункта 1.2 приказа ФСФР России от 21.11.2006 N 06-130/пз-н "О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами" обязательное предложение надлежало направить в адрес территориального органа ФСФР России.
В соответствии с приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 11.10.2011 N 11-47/пз-н территориальным органом ФСФР России, осуществляющим деятельность на территории Кировской области (местонахождение эмитента), являлось РО ФСФР России в ПриФО.
Согласно Федеральному закону N 251-ФЗ с 01.09.2013 Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
На основании пункта 4 статьи 49 Федерального закона N 251-ФЗ Банк России выполняет начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур.
Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 01.09.2013 образована Служба Банка России по финансовым рынкам.
На основании приказа Службы Банка России по финансовым рынкам от 18.09.2013 N 13-10/пз "Об утверждении перечня территорий, на которых территориальные подразделения Службы Банка России по финансовым рынкам осуществляют деятельность" на территории Кировской области деятельность осуществляло МУ СБР в ПФО (г. Нижний Новгород).
Решением Совета директоров Банка России от 29.11.2013 Служба Банка России по финансовым рынкам с 03.03.2014 упразднена, ее полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы иным структурным подразделениям Банка России.
Суды обоснованно отклонили довод Общества о том, что спор рассмотрен с нарушением правил о подсудности.
В соответствии со статьей 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика. Указанной нормой установлено общее правило территориальной подсудности споров, подведомственных арбитражному суду.
В то же время арбитражное процессуальное законодательство предусматривает, что в силу пункта 5 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Применительно к правилам пункта 5 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации выполняет функцию представительства Центрального банка Российской Федерации.
Кроме того, в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оспариванию в суде ненормативный акт, решения, действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц, что предполагает подачу заявления в арбитражный суд по месту нахождения их структурных подразделений (Отделы, Управления и т.п.).
Системное толкование приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что в силу пункта 5 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право выбора подсудности дела в случае обращения с заявлением к Центральному банку, вытекающим из деятельности ее обособленного подразделения, предоставлено заявителю.
В статье 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.
Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
В рассмотренном случае Общество подало заявление в Арбитражный суд Нижегородской области с соблюдением правил подсудности и у суда первой инстанции отсутствовали основания для передачи дела в Арбитражный суд города Москвы.
Неоформление определения об отказе в передаче дела по подсудности в виде отдельного документа не привело к принятию неверного по существу судебного акта, следовательно, не является основанием к отмене решения суда.
Ссылка Общества на то, что проверка была проведена Банком с нарушением Административного регламента, несостоятельна в силу следующего.
Административным регламентом определены сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальными органами, а также порядок взаимодействия Федеральной службы по финансовым рынкам с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
При исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется, в том числе, за приобретением (выкупом) акций открытых акционерных обществ, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (пункт 5 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (пункт 8 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих юридических и (или) физических лиц: лиц, направляющих документы, связанные с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; лиц, не исполнивших обязанность по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 9 Административного регламента).
В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
В частности, полномочия по рассмотрению обращений, в том числе обращений инвесторов, и возбуждению в связи с этим дел об административных правонарушениях переданы в созданную Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, структурным подразделением которой, осуществляющим ее функции на территории Приволжского федерального округа, является Управление Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе.
Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (протокол от 15.05.2014 N 14) утверждено Положение о Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, в силу пункта 8.3.1 которого одной из функций названной Службы является направление предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (включая нормативные и иные акты Банка России) в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов.
С учетом изложенного оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.
В соответствии с действовавшим на момент вынесения оспариваемых предписаний приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 21.05.2013 N 13-44/пз-н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции проведения проверок организаций, осуществление полномочий по контролю и надзору за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, за исключением субъектов страхового дела, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов" (вступил в законную силу 10.10.2013, далее - приказ 13-44/пз-н) исполнение названной государственной функции включает в себя, в том числе, такую административную процедуру, как проведение проверки отдельных сведений в связи с поступлением в контролирующий орган обращения гражданина.
В пункте 3.10.4 приказа 13-44/пз-н определено, что по результатам проверок РО ФСФР России может быть принято, в том числе, решение о направлении проверяемой организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.
При этом согласно пункту 3.10.6.1 приказа 13-44/пз-н предписание РО ФСФР России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации направляется лицу в целях прекращения и/или предотвращения в дальнейшей деятельности выявленных при проведении проверки нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление соответствующего вида деятельности на финансовом рынке, а также законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Следовательно, в случае обнаружения по результатам проверки отдельных сведений нарушений законодательства Российской Федерации, РО ФСФР России обязано принять одно или несколько решений, предусмотренных пунктом 3.10.4 приказа 13-44/пз-н.
При этом срок, в течение которого по результатам проверки отдельных сведений должно быть вынесено предписание об устранении нарушений, действующим законодательством не установлен, в связи с чем довод ОАО "Газпром" о незаконности предписаний в связи с вынесением их за пределами возможного для вынесения срока, является несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями настоящей главы.
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
- - являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- - занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица; в иных случаях, определенных уставом общества.
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
При этом из пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" следует, что возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
В силу пункта 7 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" положения статьи 84.2 данного закона распространяются на приобретение доли акций открытого общества (пункт 1 статьи 84.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
Правовой смысл приведенных норм сводится к тому, что лицо, приобретшее более определенного количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязательно должно направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций.
Иное толкование приведенной нормы означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае - приобретение акций, а в другом - возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение определенной степени контроля над юридическим лицом как в том, так и в другом случае) у заинтересованного лица наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения. Однако такая ситуация противоречит смыслу положения, регулирующего основания и порядок направления обязательного предложения.
Согласно пункту 1 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Таким образом, с 23.04.2013 у Общества возникла обязанность направить обязательное предложение миноритарным акционерам открытого акционерного общества "Кировоблгаз" в соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые предписания приняты уполномоченным органом, соответствовали нормам действующего законодательства и не нарушали права и законные интересы ОАО "Газпром" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу N А43-16799/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Газпром".
Возвратить открытому акционерному обществу "Газпром" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 22.05.2015 N 25146.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ю.БАШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)