Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания Голяковой Е.С., с участием:
от ОАО "Комета" - представители Соловьев А.Е., дов. от 25 июля 2007 г. N 25/07, Шорникова И.В., дов. от 11 января 2007 г. N 47,
от Правительства Ульяновской области - представители Гордеева О.Ю., дов. от 04 июля 2007 г. N 33-дп, Сергеева Е.И., дов. от 04 июля 2007 г. N 34-дп,
от ФГУП ФКЦ "Земля" - представитель не явился, извещен,
от Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) - представитель не явился, извещен,
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от 3-их лиц: Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Мэрии г. Ульяновска - представитель не явился, извещен,
от Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации (Мэрии) г. Ульяновска - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01-07 августа 2007 г. апелляционную жалобу ОАО "Комета", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2007 г. по делу N А72-2308/2007, судья Каданцев Ю.А.,
по заявлению ОАО "Комета", г. Ульяновск, к Правительству Ульяновской области, г. Ульяновск, ФГУП ФКЦ "Земля", г. Москва, Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), г. Москва, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск,
3-и лица: Управление Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, Мэрия г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации (Мэрии) г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительными кадастровой оценки земли и постановления от 08.01.2004 г. N 1,
установил:
Открытое акционерное общество "Комета" (далее - ОАО "Комета", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Правительству Ульяновской области, к ФГУП ФКЦ "Земля", к Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области о признании недействительной кадастровой оценки одного кв. м и всего земельного участка, общей площадью 301628,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:19, о признании недействительной кадастровой оценки одного кв. м и всего земельного участка, общей площадью 290410,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:44, а также о признании недействительным постановления Главы администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области" в части утверждения в приложении N 24 результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 в отношении земельных участков под кадастровыми номерами 73:24:02 07 04:19 и 73:24:02 07 04:44.
Решением суда от 31 мая 2007 г. заявление ОАО "Комета" о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления Главы администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1 (в части, указанной заявителем) оставлено без удовлетворения, заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения в связи с пропуском срока на обжалование, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО "Комета" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявление Общества, ссылаясь на то, что Общество узнало о нарушении оспариваемым постановлением прав и интересов только в марте 2007 г. после того, как Обществом в коммерческих целях провело оценку рыночной стоимости земельного участка, тогда как законодательством не предусмотрена обязанность землепользователем проведения рыночной оценки земли. При осуществлении кадастровой оценки земель не была учтена рыночная стоимость земельных участков.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГУП ФКЦ "Земля", Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области и 3-их лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители ООО "Комета" поддержали доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление Общества удовлетворить.
Представитель Правительства Ульяновской области просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, требования ОАО "Комета" основаны на том, что указанная в оспариваемых актах величина кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 в отношении земельных участков под кадастровыми номерами 73:24:02 07 04:19 и 73:24:02 07 04:44, принадлежащих Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, значительно завышена. По результатам рыночной оценки земли, полученным из Ульяновской торгово-промышленной палаты, в соответствии с отчетом N 0002/07, выполненным по заказу ОАО "Комета" обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСО ТПП-Ульяновск", рыночная стоимость 1 кв. м земли составила 597,91 руб., тогда как кадастровая стоимость 1 кв. м соответствующего оценочного квартала 73:24:020704 по результатам государственной кадастровой оценки составила 2463 руб. (том 1, л.д. 66-116).
Судом первой инстанции необоснованно отказано Обществу в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Опубликование оспариваемого постановления (14 февраля 2004 г.) не свидетельствует о том, что ОАО "Комета" должно было стать известно о нарушении его прав, связанных с результатами кадастровой оценкой земель, поскольку для определения экономической обоснованности необходимо проведение специальных расчетов в соответствии с установленной законодательством методикой.
О нарушении прав в результате принятия оспариваемого постановления ОАО "Комета" узнало лишь после получения отчета N 0002/07 об оценке земельного участка с кадастровым номером 73:24:02 07 04 (том 1, л.д. 66-116), выполненного по заказу ОАО "Комета" обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСО ТПП-Ульяновск". Указанный отчет был составлен 16 февраля 2007 г., а в Арбитражный суд Ульяновской области ОАО "Комета" обратилось 05 апреля 2007 г.
Суд первой инстанции сослался на то, что ОАО "Комета" обратилось в арбитражный суд по истечении 2-х налоговых периодов (2005-й и 2006-й годы), в которых при расчете земельного налога применялась оспариваемая кадастровая оценка земли. Однако применение кадастровой оценки земель при расчете земельного налога не свидетельствует о том, что Обществу было известно о нарушении его прав, связанных с расчетом кадастровой стоимости земель, результатами кадастровой оценки земель, проведенной Правительством Ульяновской области. Кроме того, в 2005 г. глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации не действовала, кадастровая стоимость земли не использовалась для расчета земельного налога.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что ОАО "Комета" имело возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права значительно раньше, в связи с чем отказал в восстановлении пропущенного срока.
Как следует из материалов дела, Исполнительным комитетом Ульяновского городского Совета народных депутатов 19 ноября 1991 г. был выдан государственный акт на право пользования землей серии А-1 N 478608 (т. 1, л.д. 38-44), которым за Производственным объединением "Комета" были закреплены в бессрочное и бесплатное пользование 38,2 га земли по ул. Солнечной в Заволжском районе. Постановлением Мэра г. Ульяновска от 13 февраля 2004 г. N 350 (т. 1, л.д. 45) был утвержден проект границ земельного участка ОАО "Комета", ранее переданного по государственному акту от 19 ноября 1991 г. Площадь земельного участка была уточнена и составила 301628,8 кв. м. На указанный земельный участок 1 марта 2006 г. Обществом было получено свидетельство о государственной регистрации права серии 73АТ N 386045 (т. 1, л.д. 46) с указанием кадастрового номера 73:24:02 07 04:19 и уточненного адреса: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78. Постановлением Главы г. Ульяновск от 21 октября 2005 г. N 2519 земельный участок кадастрового номера 73:24:02 07 04:19 площадью 301628,8 кв. м разделен в связи с отчуждением Обществом трех объектов недвижимости и отказом от соответствующих частей земельного участка под объектами недвижимости. В п. 1 постановления от 13 февраля 2004 г. N 350 было внесено изменение в части указания площади земельного участка, которая стала равной 290410,1 кв. м. Свидетельством о государственной регистрации права от 26 июля 2006 г. серии 73АТ N 454284 (т. 1, л.д. 64), выданным Управлением ФРС по Ульяновской области, подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельный участок площадью 290410,1 кв. м с кадастровым номером 73:24:02 07 04:44.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в Ульяновской области проводилась государственная кадастровая оценка земель. Результаты оценки согласовывались областной комиссией по рассмотрению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель и направлены на утверждение Губернатору Ульяновской области. Постановлением Главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 N 1 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области. В соответствии с приложением N 24 к данному постановлению стоимость земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 (в том числе в отношении земельных участков ООО "Комета" под кадастровыми номерами 73:24:02 07 04:19 и 73:24:02 07 04:44, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78) составляет за 1 кв. м 2463 руб. (т. 1, л.д. 150).
ООО "Комета", как землепользователь (на праве постоянного (бессрочного) пользования), является плательщиком земельного налога. С 01 января 2006 г. на территории Ульяновской области вступила в силу гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем изменился порядок расчета земельного налога. Налоговая база согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
По утверждению Общества, проведенная оценка земель и утвержденная оспариваемым постановлением Правительства Ульяновской области кадастровая стоимость указанных земельных участков в результате введения нового способа исчисления налога (в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка) взамен ранее существовавшего (по средним ставкам, дифференцируемым по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории) повлекло значительное увеличение налогового бремени.
ОАО "Комета" обратилось 29 марта 2007 г. в Управление Роснедвижимости по Ульяновской области с письмом N 41/285 о предоставлении возможности ознакомления с материалами по государственной кадастровой оценке земель поселений Ульяновской области, положенной в основу постановления Главы Администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1. Из представленных материалов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области следует, то заказчиком производства работ по кадастровой оценке выступал Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Ульяновской области (в настоящее время - территориальное управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости). Исполнителем работ выступал Институт геоинформационных систем ФКЦ "Земля" (в настоящее время - ФГУП "ФКЦ "Земля"), который подготовил в сентябре 2002 г. Отчет государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области 2002 г., в котором по оценочному квартал 02:07:04 кадастровая стоимость под промышленными объектами была определена оценщиком на уровне 1741,28 руб. за кв. м.
Согласно имеющемуся в деле протоколу от 02 августа 2002 г. N 2 (т. 2, л.д. 60-62) заседания областной комиссии по рассмотрению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель поселений данная комиссия постановила согласовать результаты по государственной кадастровой оценке земель поселений Ульяновской области со следующими замечаниями: увеличить в 1,5-2 раза кадастровую стоимость по всем видам функционального использования земель (за исключением земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятий сервиса); увеличить в 10 раз кадастровую стоимость земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятий автосервиса. По мнению УМНС России по Ульяновской области, изложенному в протоколе, это позволит при 0,5-0,6% исчислений от кадастровой стоимости увеличить сбор земельного налога в 1,5 раза. Таким образом, участники заседания областной комиссии при утверждении результатов кадастровой оценки земель исходили не из требований нормативно-правовых актов, а интересов бюджета, что противоречит постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения кадастровой оценки земель".
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Из этой нормы следует, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть близка к рыночной стоимости земельного участка. Каких-либо доказательств, свидетельствующих, что окончательная кадастровая оценка земель, принадлежащих ОАО "Комета, была проведена с учетом уровня рыночных цен на земельные участки, в материалы дела не представлено.
Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако Правительство Ульяновской области не доказало, что кадастровая оценка земельных участков, принадлежащих Обществу, и принятое по ее результатам постановление Главы администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1 в части утверждения в приложении N 24 результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 в отношении указанных земельных участков являются экономически обоснованными, учитывают рыночную стоимость земельных участков, как этого требует законодательство о государственной кадастровой оценке земель.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01 июня 2007 г. N А 72-7891/06-4/432.
На основании изложенного решение суда от 31 мая 2007 г. следует отменить, заявление ОАО "Комета" удовлетворить, признать незаконной кадастровую оценку земельного участка площадью 301628,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:19, земельного участка площадью 290410,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:44, признать недействительным постановление Главы администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области в части утверждения в Приложении N 24 результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:02 07 04:19 и 73:24:02 07 04:44..
В соответствии со ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу ОАО "Комета" судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2007 г. по делу N А72-2308/2007 отменить.
Заявление ОАО "Комета" удовлетворить.
Признать незаконной кадастровую оценку земельного участка площадью 301628,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:19, земельного участка площадью 290410,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:44.
Признать недействительным постановление Главы администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области в части утверждения в Приложении N 24 результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:02 07 04:19 и 73:24:02 07 04:44.
Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу открытого акционерного общества "Комета" судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2007 ПО ДЕЛУ N А72-2308/2007
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2007 г. по делу N А72-2308/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания Голяковой Е.С., с участием:
от ОАО "Комета" - представители Соловьев А.Е., дов. от 25 июля 2007 г. N 25/07, Шорникова И.В., дов. от 11 января 2007 г. N 47,
от Правительства Ульяновской области - представители Гордеева О.Ю., дов. от 04 июля 2007 г. N 33-дп, Сергеева Е.И., дов. от 04 июля 2007 г. N 34-дп,
от ФГУП ФКЦ "Земля" - представитель не явился, извещен,
от Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) - представитель не явился, извещен,
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от 3-их лиц: Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Мэрии г. Ульяновска - представитель не явился, извещен,
от Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации (Мэрии) г. Ульяновска - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01-07 августа 2007 г. апелляционную жалобу ОАО "Комета", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2007 г. по делу N А72-2308/2007, судья Каданцев Ю.А.,
по заявлению ОАО "Комета", г. Ульяновск, к Правительству Ульяновской области, г. Ульяновск, ФГУП ФКЦ "Земля", г. Москва, Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), г. Москва, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск,
3-и лица: Управление Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, Мэрия г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации (Мэрии) г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительными кадастровой оценки земли и постановления от 08.01.2004 г. N 1,
установил:
Открытое акционерное общество "Комета" (далее - ОАО "Комета", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Правительству Ульяновской области, к ФГУП ФКЦ "Земля", к Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области о признании недействительной кадастровой оценки одного кв. м и всего земельного участка, общей площадью 301628,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:19, о признании недействительной кадастровой оценки одного кв. м и всего земельного участка, общей площадью 290410,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:44, а также о признании недействительным постановления Главы администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области" в части утверждения в приложении N 24 результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 в отношении земельных участков под кадастровыми номерами 73:24:02 07 04:19 и 73:24:02 07 04:44.
Решением суда от 31 мая 2007 г. заявление ОАО "Комета" о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления Главы администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1 (в части, указанной заявителем) оставлено без удовлетворения, заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения в связи с пропуском срока на обжалование, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО "Комета" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявление Общества, ссылаясь на то, что Общество узнало о нарушении оспариваемым постановлением прав и интересов только в марте 2007 г. после того, как Обществом в коммерческих целях провело оценку рыночной стоимости земельного участка, тогда как законодательством не предусмотрена обязанность землепользователем проведения рыночной оценки земли. При осуществлении кадастровой оценки земель не была учтена рыночная стоимость земельных участков.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГУП ФКЦ "Земля", Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области и 3-их лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители ООО "Комета" поддержали доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление Общества удовлетворить.
Представитель Правительства Ульяновской области просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, требования ОАО "Комета" основаны на том, что указанная в оспариваемых актах величина кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 в отношении земельных участков под кадастровыми номерами 73:24:02 07 04:19 и 73:24:02 07 04:44, принадлежащих Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, значительно завышена. По результатам рыночной оценки земли, полученным из Ульяновской торгово-промышленной палаты, в соответствии с отчетом N 0002/07, выполненным по заказу ОАО "Комета" обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСО ТПП-Ульяновск", рыночная стоимость 1 кв. м земли составила 597,91 руб., тогда как кадастровая стоимость 1 кв. м соответствующего оценочного квартала 73:24:020704 по результатам государственной кадастровой оценки составила 2463 руб. (том 1, л.д. 66-116).
Судом первой инстанции необоснованно отказано Обществу в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Опубликование оспариваемого постановления (14 февраля 2004 г.) не свидетельствует о том, что ОАО "Комета" должно было стать известно о нарушении его прав, связанных с результатами кадастровой оценкой земель, поскольку для определения экономической обоснованности необходимо проведение специальных расчетов в соответствии с установленной законодательством методикой.
О нарушении прав в результате принятия оспариваемого постановления ОАО "Комета" узнало лишь после получения отчета N 0002/07 об оценке земельного участка с кадастровым номером 73:24:02 07 04 (том 1, л.д. 66-116), выполненного по заказу ОАО "Комета" обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСО ТПП-Ульяновск". Указанный отчет был составлен 16 февраля 2007 г., а в Арбитражный суд Ульяновской области ОАО "Комета" обратилось 05 апреля 2007 г.
Суд первой инстанции сослался на то, что ОАО "Комета" обратилось в арбитражный суд по истечении 2-х налоговых периодов (2005-й и 2006-й годы), в которых при расчете земельного налога применялась оспариваемая кадастровая оценка земли. Однако применение кадастровой оценки земель при расчете земельного налога не свидетельствует о том, что Обществу было известно о нарушении его прав, связанных с расчетом кадастровой стоимости земель, результатами кадастровой оценки земель, проведенной Правительством Ульяновской области. Кроме того, в 2005 г. глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации не действовала, кадастровая стоимость земли не использовалась для расчета земельного налога.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что ОАО "Комета" имело возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права значительно раньше, в связи с чем отказал в восстановлении пропущенного срока.
Как следует из материалов дела, Исполнительным комитетом Ульяновского городского Совета народных депутатов 19 ноября 1991 г. был выдан государственный акт на право пользования землей серии А-1 N 478608 (т. 1, л.д. 38-44), которым за Производственным объединением "Комета" были закреплены в бессрочное и бесплатное пользование 38,2 га земли по ул. Солнечной в Заволжском районе. Постановлением Мэра г. Ульяновска от 13 февраля 2004 г. N 350 (т. 1, л.д. 45) был утвержден проект границ земельного участка ОАО "Комета", ранее переданного по государственному акту от 19 ноября 1991 г. Площадь земельного участка была уточнена и составила 301628,8 кв. м. На указанный земельный участок 1 марта 2006 г. Обществом было получено свидетельство о государственной регистрации права серии 73АТ N 386045 (т. 1, л.д. 46) с указанием кадастрового номера 73:24:02 07 04:19 и уточненного адреса: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78. Постановлением Главы г. Ульяновск от 21 октября 2005 г. N 2519 земельный участок кадастрового номера 73:24:02 07 04:19 площадью 301628,8 кв. м разделен в связи с отчуждением Обществом трех объектов недвижимости и отказом от соответствующих частей земельного участка под объектами недвижимости. В п. 1 постановления от 13 февраля 2004 г. N 350 было внесено изменение в части указания площади земельного участка, которая стала равной 290410,1 кв. м. Свидетельством о государственной регистрации права от 26 июля 2006 г. серии 73АТ N 454284 (т. 1, л.д. 64), выданным Управлением ФРС по Ульяновской области, подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельный участок площадью 290410,1 кв. м с кадастровым номером 73:24:02 07 04:44.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в Ульяновской области проводилась государственная кадастровая оценка земель. Результаты оценки согласовывались областной комиссией по рассмотрению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель и направлены на утверждение Губернатору Ульяновской области. Постановлением Главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 N 1 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области. В соответствии с приложением N 24 к данному постановлению стоимость земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 (в том числе в отношении земельных участков ООО "Комета" под кадастровыми номерами 73:24:02 07 04:19 и 73:24:02 07 04:44, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78) составляет за 1 кв. м 2463 руб. (т. 1, л.д. 150).
ООО "Комета", как землепользователь (на праве постоянного (бессрочного) пользования), является плательщиком земельного налога. С 01 января 2006 г. на территории Ульяновской области вступила в силу гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем изменился порядок расчета земельного налога. Налоговая база согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
По утверждению Общества, проведенная оценка земель и утвержденная оспариваемым постановлением Правительства Ульяновской области кадастровая стоимость указанных земельных участков в результате введения нового способа исчисления налога (в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка) взамен ранее существовавшего (по средним ставкам, дифференцируемым по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории) повлекло значительное увеличение налогового бремени.
ОАО "Комета" обратилось 29 марта 2007 г. в Управление Роснедвижимости по Ульяновской области с письмом N 41/285 о предоставлении возможности ознакомления с материалами по государственной кадастровой оценке земель поселений Ульяновской области, положенной в основу постановления Главы Администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1. Из представленных материалов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области следует, то заказчиком производства работ по кадастровой оценке выступал Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Ульяновской области (в настоящее время - территориальное управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости). Исполнителем работ выступал Институт геоинформационных систем ФКЦ "Земля" (в настоящее время - ФГУП "ФКЦ "Земля"), который подготовил в сентябре 2002 г. Отчет государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области 2002 г., в котором по оценочному квартал 02:07:04 кадастровая стоимость под промышленными объектами была определена оценщиком на уровне 1741,28 руб. за кв. м.
Согласно имеющемуся в деле протоколу от 02 августа 2002 г. N 2 (т. 2, л.д. 60-62) заседания областной комиссии по рассмотрению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель поселений данная комиссия постановила согласовать результаты по государственной кадастровой оценке земель поселений Ульяновской области со следующими замечаниями: увеличить в 1,5-2 раза кадастровую стоимость по всем видам функционального использования земель (за исключением земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятий сервиса); увеличить в 10 раз кадастровую стоимость земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятий автосервиса. По мнению УМНС России по Ульяновской области, изложенному в протоколе, это позволит при 0,5-0,6% исчислений от кадастровой стоимости увеличить сбор земельного налога в 1,5 раза. Таким образом, участники заседания областной комиссии при утверждении результатов кадастровой оценки земель исходили не из требований нормативно-правовых актов, а интересов бюджета, что противоречит постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения кадастровой оценки земель".
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Из этой нормы следует, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть близка к рыночной стоимости земельного участка. Каких-либо доказательств, свидетельствующих, что окончательная кадастровая оценка земель, принадлежащих ОАО "Комета, была проведена с учетом уровня рыночных цен на земельные участки, в материалы дела не представлено.
Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако Правительство Ульяновской области не доказало, что кадастровая оценка земельных участков, принадлежащих Обществу, и принятое по ее результатам постановление Главы администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1 в части утверждения в приложении N 24 результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 в отношении указанных земельных участков являются экономически обоснованными, учитывают рыночную стоимость земельных участков, как этого требует законодательство о государственной кадастровой оценке земель.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01 июня 2007 г. N А 72-7891/06-4/432.
На основании изложенного решение суда от 31 мая 2007 г. следует отменить, заявление ОАО "Комета" удовлетворить, признать незаконной кадастровую оценку земельного участка площадью 301628,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:19, земельного участка площадью 290410,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:44, признать недействительным постановление Главы администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области в части утверждения в Приложении N 24 результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:02 07 04:19 и 73:24:02 07 04:44..
В соответствии со ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу ОАО "Комета" судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2007 г. по делу N А72-2308/2007 отменить.
Заявление ОАО "Комета" удовлетворить.
Признать незаконной кадастровую оценку земельного участка площадью 301628,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:19, земельного участка площадью 290410,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Брестская, 78, с кадастровым номером 73:24:02 07 04:44.
Признать недействительным постановление Главы администрации Ульяновской области от 08 января 2004 г. N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области в части утверждения в Приложении N 24 результата государственной кадастровой оценки земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:02 07 04 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:02 07 04:19 и 73:24:02 07 04:44.
Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу открытого акционерного общества "Комета" судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)