Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Рябовой С.Э., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" (далее - общество, истец) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А76-9521/2012 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Антонов С.Ю. (доверенность от 11.03.2014, N 547);
- Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района (далее - управление по земельно-имущественным отношениям) - Гараев Т.Р. (доверенность от 29.03.2012 N 74 АА 0750668), руководитель управления Огородов А.В. (распоряжение от 12.11.2012);
- муниципального учреждения "Администрации Чебаркульского муниципального района" (далее - администрация) - Местюков В.А. (доверенность от 09.01.2014 N 11);
- Финансового управления администрации Чебаркульского муниципального района (далее - финансовое управление) - Местюков В.А. (доверенность от 10.01.2014 N 3).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к управлению по земельно-имущественным отношениям, муниципальному образованию Чебаркульский муниципальный район в лице администрации о взыскании в порядке субсидиарной ответственности неосновательного обогащения в размере 1 307 770 руб. 78 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: финансовое управление, муниципальное учреждение "Администрации Тимирязевского сельского поселения", муниципальное учреждение "Администрации Травниковского сельского поселения", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Челябинского филиала (далее - филиал кадастровой палаты).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2013 (судья Мухлынина Л.Д.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 (судьи Карпачева М.И., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда изменено, с управления по земельно-имущественным отношениям, а при недостаточности средств - с Чебаркульского муниципального района в лице администрации за счет казны муниципального района в пользу общества взыскано неосновательное обогащение в размере 184 953 руб. 09 коп.
В кассационной жалобе общество просит данное постановление отменить, ссылаясь на то, что суд апелляционной инстанции, неверно истолковав ст. 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 30 - 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к ошибочному выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:23:0920006:4, 74:23:0911024:8, 74:23:0911024:9, 74:23:0911025:15 относятся к землям под промышленными объектами и при определении их выкупной цены должна применяться ставка земельного налога равная 1,5%. В обоснование своего мнения общество указало на то, что единственным видом его деятельности является производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка, видом разрешенного использования спорных земельных участков является переработка сельскохозяйственной продукции, следовательно, земли, занимаемые объектами недвижимого имущества общества, следует признать землями сельскохозяйственного назначения и применить ставку земельного налога при их выкупе равную 0,3%. Кроме того в силу того, что территориальное зонирование в границах Тимирязевского и Травниковского сельских поселений согласно ст. 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проводилось, доказательства отнесения спорных земельных участков к землям под промышленными объектами отсутствуют.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании постановлений администрации между Управлением муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района (далее - продавец) и обществом подписан договор от 31.08.2011 N 294 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0911024:9 (далее - земельный участок N 9) площадью 33 316 кв. м, расположенный по адресу Челябинская обл., Чебаркульский р-он, п. Тимирязевский, ул. Промзона, 1, участок 1 - 2.
Стоимость договора составила 535 506 руб. 39 коп.
При расчете договорной цены продавец руководствовался постановлением Губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области" (далее - постановление N 402), примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 25.10.2010, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Платежным поручением от 02.09.2011 N 13526 общество перечислило на счет продавца 535 506 руб. 39 коп.
Управлением Росреестра 25.10.2011 зарегистрировано право собственности истца в отношении земельного участка N 9.
Между теми же лицами 17.11.2010 заключен договор N 233 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0920006:4 (далее - земельный участок N 4) площадью 61 958 кв. м, расположенный по адресу Челябинская обл., Чебаркульский р-он, с. Пустозерово, ул. Ленина, 56.
Стоимость договора составила 313 578 руб. 73 коп.
При расчете договорной цены продавец руководствовался постановлением N 402, примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3.
Платежным поручением от 03.12.2010 N 14122 общество перечислило на счет продавца 313 578 руб. 73 коп.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 15.09.2010, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Управлением Росреестра 11.01.2011 зарегистрировано право собственности истца в отношении земельного участка N 4.
Между теми же лицами 27.08.2010 заключен договор N 210 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0911024:8 (далее - земельный участок N 8) площадью 17 868 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Чебаркульский р-он, п. Тимирязевский, ул. Промзона, 1 N 1-1.
Стоимость договора составила 287 202 руб. 19 коп.
При расчете договорной цены продавец руководствовался постановлением N 402, примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 03.02.2009, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Платежным поручением от 23.09.2010 N 11035 общество перечислило на счет продавца 287 202 руб. 19 коп.
Управлением Росреестра 25.10.2011 зарегистрировано право собственности истца в отношении земельного участка N 8.
Между теми же лицами 27.08.2010 заключен договор N 211 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0911025:15 (далее - земельный участок N 15) площадью 15 000 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Чебаркульский р-он, п. Тимирязевский, ул. Промзона, 1 участок N 8-1.
Стоимость договора составила 241 103 руб. 25 коп.
При расчете договорной цены продавец руководствовался постановлением N 402, примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 07.08.2009, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Платежным поручением от 23.09.2010 N 11034 общество перечислило на счет продавца 241 103 руб. 25 руб.
Управлением Росреестра 09.11.2010 зарегистрировано право собственности истца в отношении земельного участка N 15.
Между теми же лицами 01.03.2011 заключен договор N 259 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0920006:6 (далее - земельный участок N 6) площадью 37 433 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл. Чебаркульский р-он, с. Пустозерово, ул. Ленина, 56-А.
Стоимость договора составила 189 454,03 руб.
При расчете договорной цены продавец руководствовался постановлением N 402, примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3.
Платежным поручением от 24.03.2011 N 3152 общество перечислило на счет продавца 189 454 руб. 03 коп.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 22.04.2011, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Удельный показатель кадастровой стоимости 20,04 руб. за 1 квадратный метр.
Управлением Росреестра 27.06.2011 зарегистрировано право собственности истца в отношении земельного участка N 6.
Общая сумма внесенных обществом по названными договорам платежей составила 1 566 844 руб. 59 коп.
Общество 07.09.2011 направило в адрес продавца письмо, в котором сослалось на то, что при расчете выкупной цены вышеуказанных земельных участков, продавец необоснованно применил налоговую ставку 1,5%.
В письме от 21.09.2011 N 845 Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района указало, что земли, принадлежащие обществу на праве собственности, не относятся к зонам сельскохозяйственного использования в черте населенных пунктов, для которых в соответствии с решениями органов местного самоуправления сельских поселений Чебаркульского муниципального района, установлена ставка земельного налога в размере 0,2% или 0,3%. Также указало, что размещение объектов птицеводства возможно только в промышленных зонах населенных пунктов, в связи с чем, применение ставки 1,5% законно.
Истец, полагая, что в результате неправильного применения ставок земельного налога по вышеуказанным договорам, а также применения при определении цены договора от 01.03.2011 N 259 вместо удельного показателя кадастровой стоимости равного 20 руб. 04 коп. за 1 кв. м показателя равного 112 руб. 47 коп. за кв. м он излишне уплатил продавцу 1 307 770 руб., обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности спорных земельных участков к землям промышленности, пришел к выводу о том, что требования общества обоснованны, управление земельно-имущественными отношениями (правопреемник Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района) незаконно удерживает отыскиваемые истцом денежные средства.
Изменяя данное решение и отклоняя требования общества в части, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 указанного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 лица, не указанные в п. 1 данной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно представленным в дело расчетам цены выкупа пяти спорных земельных участков, они произведены в соответствии с постановлением N 402 в размере трехкратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка с использованием данных удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, содержащихся в кадастровых паспортах этих земельных участков.
Пунктами 1, 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Из писем Глав Тимирязевского сельского поселения от 08.11.2012 и Травниковского сельского поселения от 08.11.2012 в черте указанных населенных пунктов зонирование территории в соответствии со ст. 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не проводилось. В тех же письмах указано, что спорные земельные участки не входят в состав зон перечисленных в ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия таковых на территории населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что содержащаяся в указанных письмах информация не свидетельствует о принадлежности земельных участков N 4, 8, 9, 15 к зонам (группам видов разрешенного использования) - "Земли под промышленными объектами" либо "Земли сельскохозяйственного использования".
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
При определении кадастровой стоимости спорных земельных участков использовались результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области", в соответствии с которым в категории земель населенных пунктов установлены 14 групп земель, объединенных по видам разрешенного использования, в том числе - группа N 7 - "Земли под промышленными объектами", а также группа N 11 - "Земли сельскохозяйственного использования".
Из кадастровых паспортов земельных участков N 4, 8, 9, 15 следует, что при определении их кадастровой стоимости, орган кадастрового учета применял удельные показатели кадастровой стоимости, исчисленные для земель под промышленными объектами, в том числе для п. Тимирязевский - 357,19 руб. за 1 кв. м, для с. Пустозерово - 112,47 руб. за 1 кв. м, в то время как для земель сельскохозяйственного использования в тех же населенных пунктах применяется удельный показатель кадастровой стоимости 63 руб. 66 коп. за 1 кв. м и 20 руб. 04 коп. за 1 кв. м соответственно.
Указав на то, что в кадастровом паспорте каждого из четырех вышеназванных земельных участков определена группа вида использования земель "Земли под промышленными объектами", а не "Земли сельскохозяйственного использования" апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о неправомерном отнесение этих участков к зоне земель населенных пунктов сельскохозяйственного использования и применении ставки земельного налога равной 0,2% или 0,3% при исчислении их выкупной цены.
Исходя из материалов дела, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, а также действия кадастрового органа по установлению удельных показателей кадастровой стоимости заявителем не оспаривались.
Кроме того, суд апелляционной инстанции справедливо отметил, что в кадастровых паспортах спорных земельных участков указан вид разрешенного использования - размещение зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что само по себе не может свидетельствовать о том, что они расположены в зоне земель сельскохозяйственного использования.
Оценив сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте земельного участка N 6, а также в письме филиала кадастровой палаты от 06.06.2013 N 5189, апелляционный суд верно применил при расчете выкупной цены этого участка удельный показатель кадастровой стоимости, отнесенный к 11 группе - "Земли сельскохозяйственного использования" и, соответственно, ставки земельного налога 0,2%, определил его выкупную стоимость в размере 189 454 руб. 03 коп., сумму неосновательного обогащения, подлежащую взысканию в пользу истца - 184 953 руб. 09 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов, подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А76-9521/2012 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
С.Э.РЯБОВА
З.Г.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 31.03.2014 N Ф09-995/14 ПО ДЕЛУ N А76-9521/2012
Разделы:Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. N Ф09-995/14
Дело N А76-9521/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Рябовой С.Э., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" (далее - общество, истец) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А76-9521/2012 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Антонов С.Ю. (доверенность от 11.03.2014, N 547);
- Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района (далее - управление по земельно-имущественным отношениям) - Гараев Т.Р. (доверенность от 29.03.2012 N 74 АА 0750668), руководитель управления Огородов А.В. (распоряжение от 12.11.2012);
- муниципального учреждения "Администрации Чебаркульского муниципального района" (далее - администрация) - Местюков В.А. (доверенность от 09.01.2014 N 11);
- Финансового управления администрации Чебаркульского муниципального района (далее - финансовое управление) - Местюков В.А. (доверенность от 10.01.2014 N 3).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к управлению по земельно-имущественным отношениям, муниципальному образованию Чебаркульский муниципальный район в лице администрации о взыскании в порядке субсидиарной ответственности неосновательного обогащения в размере 1 307 770 руб. 78 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: финансовое управление, муниципальное учреждение "Администрации Тимирязевского сельского поселения", муниципальное учреждение "Администрации Травниковского сельского поселения", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Челябинского филиала (далее - филиал кадастровой палаты).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2013 (судья Мухлынина Л.Д.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 (судьи Карпачева М.И., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда изменено, с управления по земельно-имущественным отношениям, а при недостаточности средств - с Чебаркульского муниципального района в лице администрации за счет казны муниципального района в пользу общества взыскано неосновательное обогащение в размере 184 953 руб. 09 коп.
В кассационной жалобе общество просит данное постановление отменить, ссылаясь на то, что суд апелляционной инстанции, неверно истолковав ст. 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 30 - 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к ошибочному выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:23:0920006:4, 74:23:0911024:8, 74:23:0911024:9, 74:23:0911025:15 относятся к землям под промышленными объектами и при определении их выкупной цены должна применяться ставка земельного налога равная 1,5%. В обоснование своего мнения общество указало на то, что единственным видом его деятельности является производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка, видом разрешенного использования спорных земельных участков является переработка сельскохозяйственной продукции, следовательно, земли, занимаемые объектами недвижимого имущества общества, следует признать землями сельскохозяйственного назначения и применить ставку земельного налога при их выкупе равную 0,3%. Кроме того в силу того, что территориальное зонирование в границах Тимирязевского и Травниковского сельских поселений согласно ст. 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проводилось, доказательства отнесения спорных земельных участков к землям под промышленными объектами отсутствуют.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании постановлений администрации между Управлением муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района (далее - продавец) и обществом подписан договор от 31.08.2011 N 294 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0911024:9 (далее - земельный участок N 9) площадью 33 316 кв. м, расположенный по адресу Челябинская обл., Чебаркульский р-он, п. Тимирязевский, ул. Промзона, 1, участок 1 - 2.
Стоимость договора составила 535 506 руб. 39 коп.
При расчете договорной цены продавец руководствовался постановлением Губернатора Челябинской области от 06.12.2007 N 402 "Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области" (далее - постановление N 402), примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 25.10.2010, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Платежным поручением от 02.09.2011 N 13526 общество перечислило на счет продавца 535 506 руб. 39 коп.
Управлением Росреестра 25.10.2011 зарегистрировано право собственности истца в отношении земельного участка N 9.
Между теми же лицами 17.11.2010 заключен договор N 233 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0920006:4 (далее - земельный участок N 4) площадью 61 958 кв. м, расположенный по адресу Челябинская обл., Чебаркульский р-он, с. Пустозерово, ул. Ленина, 56.
Стоимость договора составила 313 578 руб. 73 коп.
При расчете договорной цены продавец руководствовался постановлением N 402, примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3.
Платежным поручением от 03.12.2010 N 14122 общество перечислило на счет продавца 313 578 руб. 73 коп.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 15.09.2010, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Управлением Росреестра 11.01.2011 зарегистрировано право собственности истца в отношении земельного участка N 4.
Между теми же лицами 27.08.2010 заключен договор N 210 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0911024:8 (далее - земельный участок N 8) площадью 17 868 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Чебаркульский р-он, п. Тимирязевский, ул. Промзона, 1 N 1-1.
Стоимость договора составила 287 202 руб. 19 коп.
При расчете договорной цены продавец руководствовался постановлением N 402, примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 03.02.2009, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Платежным поручением от 23.09.2010 N 11035 общество перечислило на счет продавца 287 202 руб. 19 коп.
Управлением Росреестра 25.10.2011 зарегистрировано право собственности истца в отношении земельного участка N 8.
Между теми же лицами 27.08.2010 заключен договор N 211 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0911025:15 (далее - земельный участок N 15) площадью 15 000 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., Чебаркульский р-он, п. Тимирязевский, ул. Промзона, 1 участок N 8-1.
Стоимость договора составила 241 103 руб. 25 коп.
При расчете договорной цены продавец руководствовался постановлением N 402, примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 07.08.2009, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Платежным поручением от 23.09.2010 N 11034 общество перечислило на счет продавца 241 103 руб. 25 руб.
Управлением Росреестра 09.11.2010 зарегистрировано право собственности истца в отношении земельного участка N 15.
Между теми же лицами 01.03.2011 заключен договор N 259 купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:23:0920006:6 (далее - земельный участок N 6) площадью 37 433 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл. Чебаркульский р-он, с. Пустозерово, ул. Ленина, 56-А.
Стоимость договора составила 189 454,03 руб.
При расчете договорной цены продавец руководствовался постановлением N 402, примененная ставка земельного налога - 1,5%, кратность ставки - 3.
Платежным поручением от 24.03.2011 N 3152 общество перечислило на счет продавца 189 454 руб. 03 коп.
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что участок поставлен на кадастровый учет 22.04.2011, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Удельный показатель кадастровой стоимости 20,04 руб. за 1 квадратный метр.
Управлением Росреестра 27.06.2011 зарегистрировано право собственности истца в отношении земельного участка N 6.
Общая сумма внесенных обществом по названными договорам платежей составила 1 566 844 руб. 59 коп.
Общество 07.09.2011 направило в адрес продавца письмо, в котором сослалось на то, что при расчете выкупной цены вышеуказанных земельных участков, продавец необоснованно применил налоговую ставку 1,5%.
В письме от 21.09.2011 N 845 Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района указало, что земли, принадлежащие обществу на праве собственности, не относятся к зонам сельскохозяйственного использования в черте населенных пунктов, для которых в соответствии с решениями органов местного самоуправления сельских поселений Чебаркульского муниципального района, установлена ставка земельного налога в размере 0,2% или 0,3%. Также указало, что размещение объектов птицеводства возможно только в промышленных зонах населенных пунктов, в связи с чем, применение ставки 1,5% законно.
Истец, полагая, что в результате неправильного применения ставок земельного налога по вышеуказанным договорам, а также применения при определении цены договора от 01.03.2011 N 259 вместо удельного показателя кадастровой стоимости равного 20 руб. 04 коп. за 1 кв. м показателя равного 112 руб. 47 коп. за кв. м он излишне уплатил продавцу 1 307 770 руб., обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности спорных земельных участков к землям промышленности, пришел к выводу о том, что требования общества обоснованны, управление земельно-имущественными отношениями (правопреемник Управления муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района) незаконно удерживает отыскиваемые истцом денежные средства.
Изменяя данное решение и отклоняя требования общества в части, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 указанного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 лица, не указанные в п. 1 данной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно представленным в дело расчетам цены выкупа пяти спорных земельных участков, они произведены в соответствии с постановлением N 402 в размере трехкратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка с использованием данных удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, содержащихся в кадастровых паспортах этих земельных участков.
Пунктами 1, 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Из писем Глав Тимирязевского сельского поселения от 08.11.2012 и Травниковского сельского поселения от 08.11.2012 в черте указанных населенных пунктов зонирование территории в соответствии со ст. 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не проводилось. В тех же письмах указано, что спорные земельные участки не входят в состав зон перечисленных в ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия таковых на территории населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что содержащаяся в указанных письмах информация не свидетельствует о принадлежности земельных участков N 4, 8, 9, 15 к зонам (группам видов разрешенного использования) - "Земли под промышленными объектами" либо "Земли сельскохозяйственного использования".
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
При определении кадастровой стоимости спорных земельных участков использовались результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2009 N 297-П "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области", в соответствии с которым в категории земель населенных пунктов установлены 14 групп земель, объединенных по видам разрешенного использования, в том числе - группа N 7 - "Земли под промышленными объектами", а также группа N 11 - "Земли сельскохозяйственного использования".
Из кадастровых паспортов земельных участков N 4, 8, 9, 15 следует, что при определении их кадастровой стоимости, орган кадастрового учета применял удельные показатели кадастровой стоимости, исчисленные для земель под промышленными объектами, в том числе для п. Тимирязевский - 357,19 руб. за 1 кв. м, для с. Пустозерово - 112,47 руб. за 1 кв. м, в то время как для земель сельскохозяйственного использования в тех же населенных пунктах применяется удельный показатель кадастровой стоимости 63 руб. 66 коп. за 1 кв. м и 20 руб. 04 коп. за 1 кв. м соответственно.
Указав на то, что в кадастровом паспорте каждого из четырех вышеназванных земельных участков определена группа вида использования земель "Земли под промышленными объектами", а не "Земли сельскохозяйственного использования" апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о неправомерном отнесение этих участков к зоне земель населенных пунктов сельскохозяйственного использования и применении ставки земельного налога равной 0,2% или 0,3% при исчислении их выкупной цены.
Исходя из материалов дела, акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, а также действия кадастрового органа по установлению удельных показателей кадастровой стоимости заявителем не оспаривались.
Кроме того, суд апелляционной инстанции справедливо отметил, что в кадастровых паспортах спорных земельных участков указан вид разрешенного использования - размещение зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что само по себе не может свидетельствовать о том, что они расположены в зоне земель сельскохозяйственного использования.
Оценив сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте земельного участка N 6, а также в письме филиала кадастровой палаты от 06.06.2013 N 5189, апелляционный суд верно применил при расчете выкупной цены этого участка удельный показатель кадастровой стоимости, отнесенный к 11 группе - "Земли сельскохозяйственного использования" и, соответственно, ставки земельного налога 0,2%, определил его выкупную стоимость в размере 189 454 руб. 03 коп., сумму неосновательного обогащения, подлежащую взысканию в пользу истца - 184 953 руб. 09 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов, подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу N А76-9521/2012 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
С.Э.РЯБОВА
З.Г.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)