Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2014 ПО ДЕЛУ N А57-1149/2014

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу N А57-1149/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 сентября 2014 года по делу N А57-1149/2014, (судья Игнатьев Д.Ю.),
по иску министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов
к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард", Саратовская область, р.п. Самойловка
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва
Счетная палата Саратовской области, г. Саратов
о взыскании 488963 руб.,
при участии в заседании:
от министерства сельского хозяйства Саратовской области - Цуненко Е.А. по доверенности,
от Счетной палаты Саратовской области - Цуненко Е.А. - по доверенности,
от ООО "Авангард" - Багдасарова М.В. - по доверенности,
иные лица участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

установил:

В арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее ответчик) об обратном взыскании 488.963 руб. ранее предоставленной субсидии.
Решением от 16 сентября 2014 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1149/2014 с общества с ограниченной ответственностью "Авангард" в пользу Министерства сельского хозяйства Саратовской области взысканы денежные средства в размере 488.963 руб., из которых: бюджетные средства Российской Федерации в размере 384.678 руб., бюджетные средства Саратовской области в размере 104.285 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что истцом нарушен установленный законодательством порядок возврата предоставленных субсидий.
Кроме того заявитель указывает, что цели государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия были выполнены ответчиком полностью.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18 декабря 2012 г. ООО "Авангард" обратилось с заявлением о предоставления субсидии в размере 406.007 руб. с целью компенсации части стоимости приобретенного нового технологического оборудования: сепаратора-ворохоочистителя самоходного СВС-25 по договору купли-продажи N 04-07-12-РАТК от 04.07.2012 г. на сумму 738.196 руб.
Гарантийным письмом от 18.12.2012 г. N 181 ООО "Авангард" подтвердил наличие обязательства предоставления в срок до 15 мая 2013 года в Министерство заверенных руководителем получателя субсидии копий отчетных документов предоставляемых в территориальные органы государственной статистики и (или) федеральной налоговой службы, подтверждающих выполнение гарантий.
В случае невыполнения предоставленных гарантий, ссудополучатель обязался в добровольном порядке в течение 15 календарных дней перечислить средства полученных субсидий в доход федерального и областного бюджетов в полном объеме.
Представление ООО "Авангард" субсидии было одобрено со стороны Министерства сельского хозяйства Саратовской области, что подтверждается справками-расчетами на предоставление в 2012 г. сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий за счет областного и федерального бюджета от 18.12.2012 г.
Субсидия была предоставлена ООО "Авангард" в сумме 488.963 руб., из которых: бюджетные средства Российской Федерации в размере 384.678 руб., бюджетные средства Саратовской области в размере 104.285 руб.
Факт предоставления субсидии подтверждается платежными поручениями N 216 от 28.12.2012 г. на сумму 104.285 руб., N 4385369 от 29.12.2012 г. на сумму 384.678 руб.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 г. N 354-П "Вопросы Министерства сельского хозяйства Саратовской области" министерство сельского хозяйства является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе Саратовской области, включающее в себя функции по реализации системы мер, в том числе, в области социального обустройства сельских территорий.
Постановлением Правительства Саратовской области от 19.01.2012 г. N 15-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" (Далее - Положение) утверждено Положение о предоставлении в 2012 году субсидий, которое определяет категории и критерии отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющих право на получение субсидии, цели, условия предоставления. Предоставление средств областного бюджета в форме субсидии носит заявительный характер (п. 5 Положения)
В соответствии с п. 1 раздела III приложения к Положению о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 19.01.2012 N 15-П сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) предоставляются субсидии согласно, в том числе, гарантийному письму о предоставлении обязательства по увеличению объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов), в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года согласно справкам-расчетам, гарантийному письму о предоставлении обязательства по увеличению объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) по установленной форме, заверенным руководителем и главным бухгалтером (при наличии соответствующих должностей) получателя субсидий.
Приказом от 14.02.2013 N 32 "О реализации постановления Правительства Саратовской области от 19.01.2012 N 15-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2012 субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" утверждена, в том числе, форма гарантийного письма.
Предоставление субсидии из федерального бюджета осуществляется в соответствии с пунктом 12 раздела IV приложения к Положению.
Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего и снабженческо-сбытового), имеющего существенное значение для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Субсидии предоставлялись в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".
Субсидии предоставлялись сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на компенсацию части стоимости нового технологического оборудования, приобретенного в 2012 году, при условии ввода в эксплуатацию не позднее 31 марта 2013 года, использования данного оборудования по целевому назначению до истечения сроков амортизации, установленных статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации, обеспечения в 2012 году увеличения объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года согласно справкам-расчетам, гарантийному письму о предоставлении обязательства по увеличению объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) по установленной форме, заверенным руководителем и главным бухгалтером (при наличии соответствующих должностей) получателя субсидий.
Принимая условия получения субсидии, заявитель не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые он вступает.
Получатель субсидии, вступая на добровольной основе в данные отношения, обязан исходить из того, что при этом предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей.
Обязанности по обеспечению в 2012 году увеличения объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года заявителем не выполнены.
Факт невыполнения условий подтверждается налоговыми декларациями по единому сельскохозяйственному налогу за 2011 и 2012 г.г.
По стр. 010 сумма доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, за 2011 г. составила 32.868.695 руб., за 2012 г. - 28.693.114 руб., что на 4.175.581 руб. меньше по сравнению с 2011 г.
Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 57н (далее - Приказ N 57н) утверждена форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядок ее заполнения (далее - Порядок)
Согласно п. 5.1 Порядка по коду строки 010 разд. 2 указывается сумма полученных налогоплательщиком за налоговый период доходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ.
Для целей ЕСХН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
При этом не учитываются в составе доходов, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ (дивиденды), а также доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ.
Как следует из письма от 17.05.2013 г. N 19, подписанного генеральным директором ООО "Авангард" Ю.Б. Беликовым, выручка от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства за период 2012 г. выросла на 19,6%.
В подтверждение ответчик предоставил форму 6-АПК "Отчет об отраслевых показателях 1 деятельности организации агропромышленного комплекса". В разделе Ш "Расшифровка показателей формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" указана выручка за 2012 г. В I сумме 26.988,0 тыс.
руб., за 2011 г. - 22.564,0 тыс. руб.
Форма 6-АПК не входит в состав основных форм отчетности, определенных Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Также она не является формой статистического наблюдения.
Следовательно, данная форма не предоставляется как в налоговый орган, так и в орган статистики. Форма 6-АПК подписана руководителем организации, поэтому ответственность за достоверность данных, отраженных в данной форме, полностью лежит на нем.
Пункт 8 ст. 346.5 НК РФ определяет обязанность сельскохозяйственных товаропроизводителей - плательщиков ЕСХН по ведению учета показателей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога на основе данных бухгалтерского учета. При этом следует руководствоваться положениями гл. 26.1 НК РФ.
Таким образом, показатель строки "выручка" должен отражаться по правилам бухгалтерского учета и соответствовать показателю стр. 010 в налоговой декларации по ЕСХН.
На основании вышеизложенного, доходы, полученные ООО "Авангард" в 2012 г. меньше, чем, полученные в 2011 г., что является существенным нарушением условий предоставления субсидий.
Предоставление субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.
В данном случае субсидия была предоставлена по факту возникновения. Ответчик в июле 2012 г. приобрел оборудование (сепаратор-ворохоочиститель самоходный СВС-25), а в декабре 2012 г. Министерство компенсировало получателю субсидии часть затрат на его приобретение.
13 июля 2012 г. данное основное средство было введено в эксплуатацию (акт по форме ОС-1 от 13.07.2012 г. N 13).
Доказательств того, что данное оборудование не могло использоваться или не использовалось до момента получения субсидии, ответчиком не представлено. Как говорилось выше, субсидия была перечислена по факту возникновения на компенсацию части затрат по приобретенному оборудованию.
Следовательно, к моменту получения субсидии основное средство использовалось в производственной деятельности ответчика по назначению.
Получение субсидии как из областного, так и федерального бюджетов, является мерой государственной поддержки сельского хозяйства, направленной, в том числе, на модернизацию сельхозпроизводства, увеличение объема отгружаемой сельскохозяйственной продукции.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Авангард" получив субсидию в 2012 г., не смог модернизировать имеющееся технологическое оборудование и увеличить объем отгруженной сельскохозяйственной продукции.
ООО "Авангард" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании его банкротом, что свидетельствует о ненадлежащем финансовом состоянии ответчика и невозможности вести нормальную хозяйственную деятельность.
Согласно представленных по требованию суда налоговых деклараций по транспортному и земельному налогу за 2013 г. ООО "Авангард" не отчитывалось по налогу на прибыль, единому сельскохозяйственному налогу.
Пунктом 13 Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства установлено, что в случае выявления факта нарушения получателем субсидий условий предоставления субсидий, установленных настоящим Положением:
а) министерство в течение 5 рабочих дней принимает решение в форме правового акта о приостановлении предоставления субсидий получателю и установлении суммы субсидий, подлежащей возврату в областной бюджет;
б) министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия правового акта, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, направляет получателю субсидий письменное требование о возврате средств субсидий с приложением копии указанного правового акта и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидий;
в) получатель субсидии обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, возвратить средства субсидий в областной бюджет;
г) в случае, если в течение срока, установленного в подпункте "в" настоящего пункта, получатель субсидий не возвратил средства субсидий в областной бюджет, министерство осуществляет взыскание средств субсидий в судебном порядке.
Осуществляя контроль за использованием федеральных средств, Министерство сельского хозяйство Саратовской области руководствуется соглашением N 585/17 о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ.
ООО "Авангард" обязался в срок до 15 мая 2013 г. предоставить в Министерство сельского хозяйства Саратовской области документы, позволяющие установить целевое использование полученной субсидии.
17 мая 2014 г. ответчик предоставил истцу пояснительную записку, согласно которой выручка от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства ООО "Авангард" за период 2012 г. выросла на 19,6% с приложением подтверждающих документов.
Только проверкой Счетной палаты Саратовской области установлен факт предоставления ООО "Авангард" недостоверных данных об увеличении в 2012 году объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года.
Акт проверки от 22.11.2013 г., вместе с представлением от 11.12.2013 г. N 05-05/1101 был направлен в Министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Приказом Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 4.12.2013 г. N 339-пр было принято решение о принятии мер по возврату субсидий в бюджет.
Данный приказ относится и к полученной ООО "Авангард" субсидии в размере 488.963 руб.
В декабре 2013 г. истец направил в адрес ООО "Авангард" требование о возврате ранее перечисленной субсидии в сумме 488.963 руб.
Указанное требование оставлено ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим иском.
Судом первой инстанции установлен факт неисполнения ответчиком обязательств по обеспечению в 2012 году увеличения объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года.
Таким образом, ответчиком нарушены условия получения субсидии в рамках Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства.
Полученные ответчиком средства в размере 488.963 руб. подлежат возврату в бюджет.
Поскольку суду не представлено доказательств правомерного удержания ответчиком полученных от истца денежных средств в размере 488.963 руб., то указанная сумма приобрела форму неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Ответчиком не доказано наличие обстоятельств предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика, что министерством не соблюден порядок возврата субсидий, предусмотренный Постановлением Правительства Саратовской области от 19.01.2012 N 15-П", подлежат отклонению.
Отказ в иске по формальному основанию при наличии доказательств, позволяющих установить фактические обстоятельства по делу, противоречит основной задаче судопроизводства - защите нарушенного права (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 сентября 2014 года по делу N А57-1149/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Авангард" в доход федерального бюджета 2.000 руб. госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Суду первой инстанции выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН

Судьи
О.И.АНТОНОВА
Т.В.ВОЛКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)