Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-18164/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. по делу N А65-18164/2013


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Хайруллиной К.Р. (доверенность от 01.04.2014),
ответчика - Заляловой А.Р. (доверенность от 26.02.2014)
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (председательствующего судьи Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Семушкин В.С.)
по делу N А65-18164/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой", г. Казань (ИНН 1659000692, ОГРН 1021602825860) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань, с привлечением к участие в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Спецкаучукремстрой" (далее - общество, ООО "Спецкаучукремстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Московскому району г. Казани) о признании недействительным решения от 20.06.2013 N 6509.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Казань (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2013 отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества полностью отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение ИФНС России по Московскому району г. Казани N 6509 от 20.06.2013 об отказе в привлечении налогоплательщика ОАО "Спецкаучукремстрой" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 1 023 405 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
ИФНС России по Московскому району г. Казани не согласилась с вышеуказанным судебным актом суда апелляционной инстанции и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции, при новом рассмотрении, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 16:50:310102:11, общей площадью 13 450 кв. м, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, с кадастровым номером 16:50:310102:15, общей площадью 6 910 кв. м, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, с кадастровым номером 16:50:310102:20, общей площадью 81 кв. м, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, с кадастровым номером 16:50:310102:22, общей площадью 8 584 кв. м, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая.
Обществом в налоговый орган 28.01.2013 представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 319 168 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
Поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации Кадастра и картографии" по Республике Татарстан, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:11 по состоянию на 1 января 2012 года составила 119 161 351 руб., 16:50:310102:15 по состоянию на 1 января 2012 года составила 59 805 912 руб., 16:50:310102:20 по состоянию на 1 января 2012 года составила 702 672 руб., 16:50:310102:22 по состоянию на 1 января 2012 года составила 73 978 200 руб.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 20.06.2013 N 6509, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 228 081 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением от 01.08.2013 N 2.14-0-18/016872@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено. В решении вышестоящего налогового органа указано, что установленная решением суда рыночная стоимость земельного участка должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, то есть с 01.01.2013.
Считая решения инспекции незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению, при этом правомерно исходил из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:11 в размере 24 035 122 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15 в размере 12 547 175 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, в размере 152 754 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, в размере 15 587 540 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-16604/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 внесена в кадастр 22.10.2012.
При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:310102:11, 16:50:310102:15, 16:50:310102:20, 16:50:310102:22, принадлежащих обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 22.10.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Согласно представленному налогоплательщиком расчету земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости) признанному судом апелляционной инстанции верным, сумма земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, с учетом позиции, изложенной выше, по названным земельным участкам составляет 1 342 573 руб.
Из материалов дела и оспариваемого решения инспекции следует, что сумма, исчисленная налогоплательщиком по земельному налогу по названным земельным участкам составляет 319 168 руб.
Следовательно, разница, составляющая 1 023 405 руб. подлежит уплате налогоплательщиком.
Таким образом, суд апелляционной инстанций при новом рассмотрении пришел к обоснованному выводу о признании решения ИФНС России по Московскому району г. Казани от 20.06.2013 N 6509 в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 1 023 405 руб. не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, отказав в удовлетворении остальной части заявленных требований.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы ответчика не опровергают сделанных судом предыдущей инстанции выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законного и обоснованного судебного акта по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным. Правовых оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу N А65-18164/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Ф.Г.ГАРИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)