Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2014 ПО ДЕЛУ N А41-28249/14

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. по делу N А41-28249/14


Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Куликовой А.А.
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 19 Московской области,
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2014 года по делу N А41-28249/14, принятое судьей Кудрявцевой Е.И.,

установил:

ООО "Альбатрос" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 13.11.2013 N 17012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель налогоплательщика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверки уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2012 г.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.08.2013 N 16824 и принято решение от 13.11.2013 N 17012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в размере 170 671 руб., начислены соответствующие пени, а также штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 34 134 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 17.02.2014 N 07-12/08475 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правилам доказывания, установленным частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
Основанием для начисления налога явилось занижение налогоплательщиком налоговой ставки.
Материалами дела подтверждается, что в проверяемый период обществу на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 50:07:70512:13, расположенный в Волоколамском районе Московской области, Осташевский с.о., вблизи дер. Бражниково, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под дачное строительство (т. 1, л.д. 137).
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
Статьей 394 НК РФ определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства.
При этом пункт 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области от 07.10.2010 N 70/10 "О земельном налоге" на 2012 г. установлена налоговая ставка в размере 0,2 процента от кадастровой стоимости земельного участка кроме прочего в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, дачного строительства, садоводства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, подтвердив соответствующими доказательствами включение земельного участка в состав земель соответствующей категории и соответствующее использование земельного участка (л.д. 158 - 177), имеет право на применение налоговой ставки 0,2%, соответствующей характеристикам спорного земельного участка, принадлежащего заявителю в 2012 г.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога общество неправомерно применило налоговую ставку 0,2% по спорному земельному участку, поскольку в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "под дачное строительство", принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налогового кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налогового кодексом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Также в данной статье дано понятие дачного земельного участка, согласно которому это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Однако для применения пониженной налоговой ставки имеет значение факт предоставления (приобретения) участка для дачного хозяйства (дачного строительства).
Согласно вышеприведенной норме участок для этой цели может получить (приобрести) гражданин, имеющий право возвести на участке жилое строение и выращивать плодовые и другие культуры, а также некоммерческое объединение граждан, учрежденное гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Коммерческая организация вправе иметь в собственности земельный участок с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" ("для дачного строительства"), поскольку действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц таких земельных участков. Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях содействия их членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, осуществления дачного строительства.
Аналогичная позиция содержится в решении ВАС РФ от 11.03.2013 N ВАС-17640/12 применительно к землям с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства", которое в целях налогообложения не имеет существенного различия с землями, предоставленными для дачного хозяйства (дачного строительства), постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23.09.2014 по делу N А41-63339/13.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что у ООО "Альбатрос" отсутствовали основания для применения пониженной ставки.
Выводы суда первой инстанции относительно кадастровой стоимости спорного земельного участка признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что при исчислении земельного налога за 2012 г. по спорному земельному участку общество применило кадастровую стоимость земельного участка в размере 1 464 027,84 руб., определенную по данным Росреестра по Московской области по состоянию на 01.01.2012.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации заявителя от Росреестра по Московской области в адрес инспекции поступила информация о размере кадастровой стоимости спорного земельного участка - 600 166 982 руб., которая была учтена при расчете земельного налога за 2012 г.
После окончания проверки и получения возражений общества, инспекция повторно обратилась в орган кадастрового учета с целью уточнения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012.
Письмом от 19.08.2013 N 01-42/206 Росреестр по Московской области известил инспекцию и принятии решения от 13.08.2013 N МО-13/РКФ-376802 "Об исправлении технической ошибки", допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:70512:13 и внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участка в размере 11 573 234 руб. (т. 1, л.д. 85 - 88).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:70512:13 составляет 11 573 234 руб.
На основании изложенного, инспекция обоснованно пересчитала земельный налог, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка равной 11 573 234 руб.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить налоговую базу на основании сведений земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, не исключает обязанность налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
Поскольку уточненные данные о кадастровой стоимости получены инспекцией до вынесения оспариваемого решения налогового органа, кадастровая стоимость уменьшена с 600 166 982 руб. до 11 573 234 руб., в материалах дела имеются доказательства того, что по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:70512:13 составляет 11 573 234 руб., суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений прав налогоплательщика при вынесении обжалуемого решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что доначисление земельного налога произведено налоговым органом законно и обоснованно.
Таким образом, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2014 года по делу N А41-28249/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.

Председательствующий
Н.А.ОГУРЦОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)