Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.
судей Осиповой М.Б.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Фефеловой М.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от ИФНС России по г. Курску: представители не явились, извещена надлежащим образом,
от ОГСУ "Ветеран": представители не явились, извещено надлежащим образом,
от Комитета социального обеспечения Курской области: представители не явились, извещен надлежащим образом,
от Комитета финансов Курской области: представители не явились, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 по делу N А35-2460/08-С8 (судья Д.А. Горевой) по заявлению ИФНС России по г. Курску к Областному государственному социальному учреждению "Ветеран" о взыскании 10596 руб. 10 коп. налоговых санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее -Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с Областного государственного социального учреждения "Ветеран" (далее ОГСУ "Ветеран", Учреждение) 10596 руб. 10 коп. налоговых санкций по решению N 27519 от 06.09.2007 г. за несвоевременное представление налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2005 года.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет социального обеспечения Курской области, Комитет финансов Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований налогового органа.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то обстоятельство, что розничная продажа продуктов питания ветеранам и инвалидам ВОВ со скидкой к розничной цене товара через специализированные магазины и отделы, соответствует критериям понятия "розничная торговля", в связи с чем в отношении данного вида деятельности применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД). Таким образом, ОГСУ "Ветеран", по мнению Инспекции, является плательщиком ЕНВД и обязано представлять декларации по указанному налогу в срок, установленный законодательством.
Также налоговый орган указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о несоблюдении Инспекцией требований ст. 101, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части пропуска срока для обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции. При этом Инспекция исходит из того, что соответствующее заявление подано Инспекцией в Арбитражный суд Курской области в последний день данного срока (согласно расчета налогового органа) - 05.05.2008 г.
Кроме того, ИФНС России по г. Курску указывает на то, что ОГСУ "Ветеран" представило уточненную декларацию по ЕНВД за 3 квартал 2005 года с суммой налога к уплате 6233 руб., то есть сумма налога, подлежащая фактической уплате в бюджет, составила 6233 руб. Исходя из этой суммы, согласно решению N 27519 от 06.09.2007 г., налоговым органом был исчислен штраф за непредставление основной декларации по ЕНВД.
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу, ОГСУ "Ветеран" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. При этом Учреждение ссылается на то, что исходя из задач учреждения, осуществляющего финансовую поддержку и обеспечение ветеранов войны и труда продуктами питания по доступным ценам, следует, что оно осуществляет данную деятельность, не имея своей целью извлечение прибыли и при этом данная деятельность не является розничной торговлей. На основании изложенного, по мнению ОГСУ "Ветеран", к данной деятельности не может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, в связи с чем требование Инспекции о взыскании налоговых санкций за несвоевременное представление Учреждением налоговой декларации по ЕНВД является незаконным.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Областное государственное социальное учреждение "Ветеран" представило 15.06.2007 г. налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2005 года с суммой налога к уплате 18698 руб. Затем 15.06.2007 г. налогоплательщик представил уточненную декларацию по ЕНВД за 3 квартал 2005 года с суммой налога к уплате 6233 руб.
Поскольку Учреждением при этом был нарушен указанный в ст. 346.32 НК РФ срок представления декларации, Инспекцией 06.09.2007 г. было принято решение N 27519 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ОГСУ "Ветеран" было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 10596 руб. 10 коп.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование N 3945 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.10.2007 г. на уплату указанной суммы штрафа, со сроком исполнения до 30.10.2007 г.
В связи с неисполнением ОГСУ "Ветеран" данного требования в добровольном порядке налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 346.26 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2006 г.) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
- В соответствии со ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Статьей 346.30 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности признается квартал.
В соответствии со ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа 1 месяца следующего налогового периода.
Законом Курской области "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" от 26.11.2002 г. N 54-ЗКО (действующим до 01.01.2006 г.) на территории Курской области введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Статьей 346.27 НК РФ определены основные понятия, используемые в гл. 26.3 НК РФ, исходя из которой, розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (абз. 8 ст. 346.27 НК РФ).
Приведенное понятие розничной торговли действовало до 01.01.2006 г., до внесения в него изменений в соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Согласно названным изменениям с 01.01.2006 к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Из буквального толкования приведенной нормы в редакции, действовавшей до 01.01.2006 г., следует, что основным критерием для отнесения торговли к розничной является форма расчетов за приобретаемый товар.
Вместе с тем, вводя в действие новую редакцию рассматриваемой нормы, законодатель уточняет понятие розничной торговли путем указания на то, что предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи признается розничной торговлей, независимо от формы расчетов. Тем самым законодатель одновременно формулирует общие признаки розничной торговли, которые не были ранее прямо закреплены законодательно (предпринимательская деятельность на основе договоров розничной купли-продажи), а также расширяет понятие розничной торговли путем включения в него безналичной формы расчетов, фактически отменяя выбранный ранее критерий.
Как следует из смысла определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2006 г. N 405-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова С.Ю. на нарушение его конституционных прав абз. 8 ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации", содержащееся в п. 2 ст. 346.26 НК РФ условие применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли позволяет рассматривать ее как направленную преимущественно на налогообложение в сфере торговли товарами или оказания услуг для конечного потребления. Именно этот критерий являлся определяющим при установлении режима налогообложения рассматриваемого вида деятельности.
Вместе с тем, Министерство финансов Российской Федерации, учитывая данные изменения, а также то, что по указанным вопросам ранее финансовыми и налоговыми органами давались противоречивые разъяснения, считает возможным не производить перерасчет налоговых обязательств за 2003 - 2005 годы в случае, если налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применялись различные формы расчетов за товары при розничной торговле (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 03-11-02/37).
Суд апелляционной инстанции считает, что законодательная конкретизация понятия "розничной торговли" является дополнительной гарантией прав налогоплательщиков, поскольку от правильного понимания данного понятия зависит необходимость применение специального налогового режима - системы налогообложения в виде ЕНВД.
В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу. Исходя из чего понятие розничной торговли, содержащееся в абз. 8 ст. 346.27 НК РФ в редакции ФЗ от 21.07.2005 N 101-ФЗ, может применяться к рассматриваемым правоотношениям по вопросу применения Учреждением системы налогообложения в виде ЕНВД в 3 квартале 2005 г.
Указанный вывод апелляционной инстанции подтверждается позицией Министерства финансов Российской Федерации, нашедшей отражение в письме от 15 сентября 2005 г. N 03-11-02/37.
В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором.
Для данной категории договоров в соответствии со ст. 494 ГК РФ также предусмотрена публичная оферта товара.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, ОГСУ "Ветеран" является областным государственным социальным учреждением.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
ОГСУ "Ветеран" было создано по Постановлению Губернатора Курской области N 430 от 06.08.1998 г. "О создании областного государственного социального учреждения "Ветеран" в целях финансовой поддержки и обеспечения ветеранов войны и труда продуктами питания по доступным ценам.
Согласно Порядку возмещения расходов, связанных с реализацией продукции через областное государственное социальное учреждение "Ветеран", утв. Постановлением Губернатора от 05.04.2001 г. N 328, расходы, связанные с функционированием данного учреждения, производятся из областного бюджета за счет средств, предусмотренных по статье "Прочие расходы".
Издержки обращения государственного социального учреждения "Ветеран" и его филиалов формируются в размере 10 процентов от стоимости поставленных Учреждению предприятиями продовольственных товаров (с учетом НДС).
Выручка от реализации продукции за минусом расходов на издержки обращения (10%) в сумме, указанной в расчетах, засчитывается как очередное финансирование из областного бюджета и остается в распоряжении государственного социального учреждения "Ветеран" для последующей закупки продукции.
Вышеуказанным нормативным актом также были утверждены ассортиментный перечень продовольственных товаров по льготным ценам для социального обслуживания в областном государственном социальном учреждении "Ветеран" и его филиалах участников и инвалидов войны, матерей и несовершеннолетних детей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) при исполнении воинского долга в республике Афганистан, Чеченской Республике, а также при исполнении должностных обязанностей, и нормы отпуска продовольственных товаров на 1 человека в месяц и Порядок обеспечения продовольственными товарами по льготным ценам в областном государственном социальном учреждении "Ветеран" и его филиалах участников и инвалидов войны, матерей и несовершеннолетних детей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) при исполнении воинского долга в Республике Афганистан, Чеченской Республике, а также при исполнении должностных обязанностей.
В соответствии с Правилами обеспечения граждан продовольственными товарами по сниженным ценам в областном государственном социальном учреждении "Ветеран", утвержденным Постановлением Правительства Курской области N 250 от 27.12.2006 г., право на обеспечение продовольственными товарами по сниженным ценам имеют постоянно проживающие на территории Курской области следующие категории граждан: участники Великой Отечественной войны; инвалиды Великой Отечественной Войны и инвалиды боевых действий; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, в возрасте старше 80 лет и являющиеся инвалидами 1 или 2 групп; матери или отцы и несовершеннолетние дети военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) при исполнении воинского долга в Республике Афганистан, Чеченской Республике, а также при исполнении должностных обязанностей.
Согласно Уставу ОГСУ "Ветеран", целью создания Учреждения являются финансовая поддержка и создание условий для обеспечения ветеранов войны и труда продуктами питания по доступным ценам.
В Уставе также указано, что Учреждение занимается предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела ОГСУ "Ветеран" в спорный период предпринимательской деятельностью не занималось, продукты реализовывались только лицам, указанных в Правилах обеспечения граждан продовольственными товарами по сниженным ценам, свободной реализации товаров для всех категорий граждан в ОГСУ "Ветеран" нет.
Данное утверждение налоговым органом не опровергнуто и доказательств обратного суду не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что осуществляемая учреждением деятельность, относится к розничной торговле, поскольку налоговый орган квалифицирует ее как реализацию продуктов питания по льготным ценам, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не основанные на имеющихся в материалах дела доказательствах, а также противоречащие положениям ст. 346.27 НК РФ в совокупности со ст. ст. 426, 492 ГК РФ.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Как следует из положений вышеуказанных статей НК РФ, ответственность за непредставление налоговой декларации, установленная в ст. 119 НК РФ, может быть применена только к налогоплательщику.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОГСУ "Ветеран" не является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и, следовательно, в силу положений ст. 80 НК РФ не обязано было представлять в налоговый орган декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В связи с вышеизложенным доводы апелляционной жалобы о том, что ОГСУ "Ветеран" осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на получение дохода, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку налоговым органом не представлено надлежащих и достаточных доказательств осуществления ОГСУ "Ветеран" предпринимательской деятельности в виде розничной торговли в том понятии, которое установлено положениями ст. 346.27 НК РФ в совокупности со ст. ст. 426, 492 ГК РФ. Следовательно, ИФНС России по г. Курску не доказала, что ОГСУ "Ветеран" является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход и, соответственно, лицом, обязанным представлять налоговые декларации по данному налогу.
Кроме того, судом апелляционной инстанции также учтено, что в соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу п. 6 ст. 108 НК РФ и ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговый орган.
Таких доказательств налоговым органом не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что в спорный период ОГСУ "Ветеран" осуществлялась иная деятельность в сфере розничной торговли, помимо деятельности, осуществляемой в соответствии с постановлением Губернатора Курской области N 430 от 06.08.1998 г., постановлением Губернатора от 05.04.2001 г. N 328.
Таким образом, оснований для привлечения ОГСУ "Ветеран" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ у Инспекции не имелось.
То обстоятельство, что в рассматриваемом случае ОГСУ "Ветеран" самостоятельно была представлена налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход, само по себе не свидетельствуют об обоснованности привлечения его к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по ЕНВД, поскольку ответственность по ст. 119 НК РФ может наступить только при условии неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанности по представлению налоговой декларации, когда такая обязанность возникла в силу закона.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о соблюдении срока, установленного положениями ст. ст. 69, 70, 101, 115 НК РФ судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании положений указанных норм права.
Кроме того, указывая на то, что срок для обращения в суд следует исчислять с учетом срока исполнения требования N 3945, который определен 30.10.2007 г., налоговый орган не учитывает, что даже в этом случае, срок, установленный ст. 115 НК РФ является пропущенным.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия) которым определено его начало.
В данном случае, начало течение шестимесячного срока, определенного п. 2 ст. 115 НК РФ, связано с истечением срока исполнения требования об уплате штрафа.
Таким образом, исходя из доводов налогового органа, шестимесячный срок начинает течь с 31.10.2007 г.
В силу п. 5 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходиться на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Последним месяцем шестимесячного срока, установленного ст. 115 НК РФ, в данном случае является апрель 2008 года. В указанном месяце отсутствует 31-ое число. Следовательно, срок истек 30 апреля 2008 года. Этот день не является выходным либо праздничным.
Таким образом, Инспекцией пропущен срок на обращение в суд с соответствующим заявлением, поскольку, как следует из материалов дела, заявление о взыскании с ОГСУ "Ветеран" штрафной санкции поступило в Арбитражный суд Курской области 05.05.2008 г.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (ч. 6 ст. 215 АПК РФ).
В связи с тем, что налоговым органом не доказано наличие у ОГСУ "Ветеран" обязанности по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и соответственно, обязанности по предоставлению налоговой декларации по вышеуказанному налогу, а также в связи пропуском Инспекцией срока для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции не проверяется правильность исчисления налоговым органом суммы взыскиваемого штрафа, исходя из суммы налога, подлежащей уплате за проверяемый период с учетом представления уточненной налоговой декларации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что ссылка суда области на нормы Решения Курского городского собрания от 25.11.2005 г. N 171_З-РС "О введении на территории муниципального образования "город Курск" единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", действие которого распространяется на правоотношения лишь с 01.01.2006 г., не повлекло за собой принятия незаконного решения. В данном случае суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что до 01.01.2006 г. аналогичные нормативные положения в части применения к розничной торговле системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход содержались в Законе Курской области "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" от 26.11.2002 г. N 54-ЗКО.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 г. по делу N А35-2460/08-С8 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Курской области без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы ИФНС России по г. Курску оплатила государственную пошлину в сумме 1000 руб. согласно платежному поручению N 788 от 04.09.2008 г.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Согласно абзацу 3 пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
Таким образом, эти органы не обязаны уплачивать государственную пошлину при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, заявлений о выдаче указанных в подпункте 13 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ документов по делам, по которым ими были предъявлены иски (заявления) в защиту государственных и (или) общественных интересов.
На основании изложенного, государственная пошлина, уплаченная по платежному поручению N 788 от 04.09.2008 г., подлежит возврату Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 г. по делу N А35-2460/08-С8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.
Возвратить Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, находящейся по адресу: 305000, г. Курск, ул. М. Горького, д. 37-а из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 788 от 04.09.2008 г. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
Т.Л.МИХАЙЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2008 ПО ДЕЛУ N А35-2460/08-С8
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2008 г. по делу N А35-2460/08-С8
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.
судей Осиповой М.Б.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Фефеловой М.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от ИФНС России по г. Курску: представители не явились, извещена надлежащим образом,
от ОГСУ "Ветеран": представители не явились, извещено надлежащим образом,
от Комитета социального обеспечения Курской области: представители не явились, извещен надлежащим образом,
от Комитета финансов Курской области: представители не явились, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 по делу N А35-2460/08-С8 (судья Д.А. Горевой) по заявлению ИФНС России по г. Курску к Областному государственному социальному учреждению "Ветеран" о взыскании 10596 руб. 10 коп. налоговых санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее -Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с Областного государственного социального учреждения "Ветеран" (далее ОГСУ "Ветеран", Учреждение) 10596 руб. 10 коп. налоговых санкций по решению N 27519 от 06.09.2007 г. за несвоевременное представление налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2005 года.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет социального обеспечения Курской области, Комитет финансов Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований налогового органа.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то обстоятельство, что розничная продажа продуктов питания ветеранам и инвалидам ВОВ со скидкой к розничной цене товара через специализированные магазины и отделы, соответствует критериям понятия "розничная торговля", в связи с чем в отношении данного вида деятельности применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД). Таким образом, ОГСУ "Ветеран", по мнению Инспекции, является плательщиком ЕНВД и обязано представлять декларации по указанному налогу в срок, установленный законодательством.
Также налоговый орган указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о несоблюдении Инспекцией требований ст. 101, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части пропуска срока для обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции. При этом Инспекция исходит из того, что соответствующее заявление подано Инспекцией в Арбитражный суд Курской области в последний день данного срока (согласно расчета налогового органа) - 05.05.2008 г.
Кроме того, ИФНС России по г. Курску указывает на то, что ОГСУ "Ветеран" представило уточненную декларацию по ЕНВД за 3 квартал 2005 года с суммой налога к уплате 6233 руб., то есть сумма налога, подлежащая фактической уплате в бюджет, составила 6233 руб. Исходя из этой суммы, согласно решению N 27519 от 06.09.2007 г., налоговым органом был исчислен штраф за непредставление основной декларации по ЕНВД.
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу, ОГСУ "Ветеран" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. При этом Учреждение ссылается на то, что исходя из задач учреждения, осуществляющего финансовую поддержку и обеспечение ветеранов войны и труда продуктами питания по доступным ценам, следует, что оно осуществляет данную деятельность, не имея своей целью извлечение прибыли и при этом данная деятельность не является розничной торговлей. На основании изложенного, по мнению ОГСУ "Ветеран", к данной деятельности не может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, в связи с чем требование Инспекции о взыскании налоговых санкций за несвоевременное представление Учреждением налоговой декларации по ЕНВД является незаконным.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Областное государственное социальное учреждение "Ветеран" представило 15.06.2007 г. налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2005 года с суммой налога к уплате 18698 руб. Затем 15.06.2007 г. налогоплательщик представил уточненную декларацию по ЕНВД за 3 квартал 2005 года с суммой налога к уплате 6233 руб.
Поскольку Учреждением при этом был нарушен указанный в ст. 346.32 НК РФ срок представления декларации, Инспекцией 06.09.2007 г. было принято решение N 27519 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ОГСУ "Ветеран" было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 10596 руб. 10 коп.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование N 3945 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.10.2007 г. на уплату указанной суммы штрафа, со сроком исполнения до 30.10.2007 г.
В связи с неисполнением ОГСУ "Ветеран" данного требования в добровольном порядке налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 346.26 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2006 г.) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
- В соответствии со ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Статьей 346.30 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности признается квартал.
В соответствии со ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа 1 месяца следующего налогового периода.
Законом Курской области "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" от 26.11.2002 г. N 54-ЗКО (действующим до 01.01.2006 г.) на территории Курской области введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Статьей 346.27 НК РФ определены основные понятия, используемые в гл. 26.3 НК РФ, исходя из которой, розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (абз. 8 ст. 346.27 НК РФ).
Приведенное понятие розничной торговли действовало до 01.01.2006 г., до внесения в него изменений в соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Согласно названным изменениям с 01.01.2006 к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Из буквального толкования приведенной нормы в редакции, действовавшей до 01.01.2006 г., следует, что основным критерием для отнесения торговли к розничной является форма расчетов за приобретаемый товар.
Вместе с тем, вводя в действие новую редакцию рассматриваемой нормы, законодатель уточняет понятие розничной торговли путем указания на то, что предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи признается розничной торговлей, независимо от формы расчетов. Тем самым законодатель одновременно формулирует общие признаки розничной торговли, которые не были ранее прямо закреплены законодательно (предпринимательская деятельность на основе договоров розничной купли-продажи), а также расширяет понятие розничной торговли путем включения в него безналичной формы расчетов, фактически отменяя выбранный ранее критерий.
Как следует из смысла определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2006 г. N 405-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова С.Ю. на нарушение его конституционных прав абз. 8 ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации", содержащееся в п. 2 ст. 346.26 НК РФ условие применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли позволяет рассматривать ее как направленную преимущественно на налогообложение в сфере торговли товарами или оказания услуг для конечного потребления. Именно этот критерий являлся определяющим при установлении режима налогообложения рассматриваемого вида деятельности.
Вместе с тем, Министерство финансов Российской Федерации, учитывая данные изменения, а также то, что по указанным вопросам ранее финансовыми и налоговыми органами давались противоречивые разъяснения, считает возможным не производить перерасчет налоговых обязательств за 2003 - 2005 годы в случае, если налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применялись различные формы расчетов за товары при розничной торговле (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 03-11-02/37).
Суд апелляционной инстанции считает, что законодательная конкретизация понятия "розничной торговли" является дополнительной гарантией прав налогоплательщиков, поскольку от правильного понимания данного понятия зависит необходимость применение специального налогового режима - системы налогообложения в виде ЕНВД.
В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу. Исходя из чего понятие розничной торговли, содержащееся в абз. 8 ст. 346.27 НК РФ в редакции ФЗ от 21.07.2005 N 101-ФЗ, может применяться к рассматриваемым правоотношениям по вопросу применения Учреждением системы налогообложения в виде ЕНВД в 3 квартале 2005 г.
Указанный вывод апелляционной инстанции подтверждается позицией Министерства финансов Российской Федерации, нашедшей отражение в письме от 15 сентября 2005 г. N 03-11-02/37.
В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором.
Для данной категории договоров в соответствии со ст. 494 ГК РФ также предусмотрена публичная оферта товара.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, ОГСУ "Ветеран" является областным государственным социальным учреждением.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
ОГСУ "Ветеран" было создано по Постановлению Губернатора Курской области N 430 от 06.08.1998 г. "О создании областного государственного социального учреждения "Ветеран" в целях финансовой поддержки и обеспечения ветеранов войны и труда продуктами питания по доступным ценам.
Согласно Порядку возмещения расходов, связанных с реализацией продукции через областное государственное социальное учреждение "Ветеран", утв. Постановлением Губернатора от 05.04.2001 г. N 328, расходы, связанные с функционированием данного учреждения, производятся из областного бюджета за счет средств, предусмотренных по статье "Прочие расходы".
Издержки обращения государственного социального учреждения "Ветеран" и его филиалов формируются в размере 10 процентов от стоимости поставленных Учреждению предприятиями продовольственных товаров (с учетом НДС).
Выручка от реализации продукции за минусом расходов на издержки обращения (10%) в сумме, указанной в расчетах, засчитывается как очередное финансирование из областного бюджета и остается в распоряжении государственного социального учреждения "Ветеран" для последующей закупки продукции.
Вышеуказанным нормативным актом также были утверждены ассортиментный перечень продовольственных товаров по льготным ценам для социального обслуживания в областном государственном социальном учреждении "Ветеран" и его филиалах участников и инвалидов войны, матерей и несовершеннолетних детей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) при исполнении воинского долга в республике Афганистан, Чеченской Республике, а также при исполнении должностных обязанностей, и нормы отпуска продовольственных товаров на 1 человека в месяц и Порядок обеспечения продовольственными товарами по льготным ценам в областном государственном социальном учреждении "Ветеран" и его филиалах участников и инвалидов войны, матерей и несовершеннолетних детей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) при исполнении воинского долга в Республике Афганистан, Чеченской Республике, а также при исполнении должностных обязанностей.
В соответствии с Правилами обеспечения граждан продовольственными товарами по сниженным ценам в областном государственном социальном учреждении "Ветеран", утвержденным Постановлением Правительства Курской области N 250 от 27.12.2006 г., право на обеспечение продовольственными товарами по сниженным ценам имеют постоянно проживающие на территории Курской области следующие категории граждан: участники Великой Отечественной войны; инвалиды Великой Отечественной Войны и инвалиды боевых действий; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, в возрасте старше 80 лет и являющиеся инвалидами 1 или 2 групп; матери или отцы и несовершеннолетние дети военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) при исполнении воинского долга в Республике Афганистан, Чеченской Республике, а также при исполнении должностных обязанностей.
Согласно Уставу ОГСУ "Ветеран", целью создания Учреждения являются финансовая поддержка и создание условий для обеспечения ветеранов войны и труда продуктами питания по доступным ценам.
В Уставе также указано, что Учреждение занимается предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела ОГСУ "Ветеран" в спорный период предпринимательской деятельностью не занималось, продукты реализовывались только лицам, указанных в Правилах обеспечения граждан продовольственными товарами по сниженным ценам, свободной реализации товаров для всех категорий граждан в ОГСУ "Ветеран" нет.
Данное утверждение налоговым органом не опровергнуто и доказательств обратного суду не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что осуществляемая учреждением деятельность, относится к розничной торговле, поскольку налоговый орган квалифицирует ее как реализацию продуктов питания по льготным ценам, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не основанные на имеющихся в материалах дела доказательствах, а также противоречащие положениям ст. 346.27 НК РФ в совокупности со ст. ст. 426, 492 ГК РФ.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Как следует из положений вышеуказанных статей НК РФ, ответственность за непредставление налоговой декларации, установленная в ст. 119 НК РФ, может быть применена только к налогоплательщику.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОГСУ "Ветеран" не является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и, следовательно, в силу положений ст. 80 НК РФ не обязано было представлять в налоговый орган декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В связи с вышеизложенным доводы апелляционной жалобы о том, что ОГСУ "Ветеран" осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на получение дохода, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку налоговым органом не представлено надлежащих и достаточных доказательств осуществления ОГСУ "Ветеран" предпринимательской деятельности в виде розничной торговли в том понятии, которое установлено положениями ст. 346.27 НК РФ в совокупности со ст. ст. 426, 492 ГК РФ. Следовательно, ИФНС России по г. Курску не доказала, что ОГСУ "Ветеран" является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход и, соответственно, лицом, обязанным представлять налоговые декларации по данному налогу.
Кроме того, судом апелляционной инстанции также учтено, что в соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу п. 6 ст. 108 НК РФ и ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговый орган.
Таких доказательств налоговым органом не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что в спорный период ОГСУ "Ветеран" осуществлялась иная деятельность в сфере розничной торговли, помимо деятельности, осуществляемой в соответствии с постановлением Губернатора Курской области N 430 от 06.08.1998 г., постановлением Губернатора от 05.04.2001 г. N 328.
Таким образом, оснований для привлечения ОГСУ "Ветеран" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ у Инспекции не имелось.
То обстоятельство, что в рассматриваемом случае ОГСУ "Ветеран" самостоятельно была представлена налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход, само по себе не свидетельствуют об обоснованности привлечения его к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по ЕНВД, поскольку ответственность по ст. 119 НК РФ может наступить только при условии неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанности по представлению налоговой декларации, когда такая обязанность возникла в силу закона.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о соблюдении срока, установленного положениями ст. ст. 69, 70, 101, 115 НК РФ судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании положений указанных норм права.
Кроме того, указывая на то, что срок для обращения в суд следует исчислять с учетом срока исполнения требования N 3945, который определен 30.10.2007 г., налоговый орган не учитывает, что даже в этом случае, срок, установленный ст. 115 НК РФ является пропущенным.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия) которым определено его начало.
В данном случае, начало течение шестимесячного срока, определенного п. 2 ст. 115 НК РФ, связано с истечением срока исполнения требования об уплате штрафа.
Таким образом, исходя из доводов налогового органа, шестимесячный срок начинает течь с 31.10.2007 г.
В силу п. 5 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходиться на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Последним месяцем шестимесячного срока, установленного ст. 115 НК РФ, в данном случае является апрель 2008 года. В указанном месяце отсутствует 31-ое число. Следовательно, срок истек 30 апреля 2008 года. Этот день не является выходным либо праздничным.
Таким образом, Инспекцией пропущен срок на обращение в суд с соответствующим заявлением, поскольку, как следует из материалов дела, заявление о взыскании с ОГСУ "Ветеран" штрафной санкции поступило в Арбитражный суд Курской области 05.05.2008 г.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (ч. 6 ст. 215 АПК РФ).
В связи с тем, что налоговым органом не доказано наличие у ОГСУ "Ветеран" обязанности по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и соответственно, обязанности по предоставлению налоговой декларации по вышеуказанному налогу, а также в связи пропуском Инспекцией срока для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции не проверяется правильность исчисления налоговым органом суммы взыскиваемого штрафа, исходя из суммы налога, подлежащей уплате за проверяемый период с учетом представления уточненной налоговой декларации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что ссылка суда области на нормы Решения Курского городского собрания от 25.11.2005 г. N 171_З-РС "О введении на территории муниципального образования "город Курск" единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", действие которого распространяется на правоотношения лишь с 01.01.2006 г., не повлекло за собой принятия незаконного решения. В данном случае суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что до 01.01.2006 г. аналогичные нормативные положения в части применения к розничной торговле системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход содержались в Законе Курской области "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" от 26.11.2002 г. N 54-ЗКО.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 г. по делу N А35-2460/08-С8 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Курской области без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы ИФНС России по г. Курску оплатила государственную пошлину в сумме 1000 руб. согласно платежному поручению N 788 от 04.09.2008 г.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Согласно абзацу 3 пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
Таким образом, эти органы не обязаны уплачивать государственную пошлину при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, заявлений о выдаче указанных в подпункте 13 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ документов по делам, по которым ими были предъявлены иски (заявления) в защиту государственных и (или) общественных интересов.
На основании изложенного, государственная пошлина, уплаченная по платежному поручению N 788 от 04.09.2008 г., подлежит возврату Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2008 г. по делу N А35-2460/08-С8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.
Возвратить Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, находящейся по адресу: 305000, г. Курск, ул. М. Горького, д. 37-а из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 788 от 04.09.2008 г. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
Т.Л.МИХАЙЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)