Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Заляловой А.Р. (доверенность от 26.02.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Филиппова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-9159/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий", г. Казань (ОГРН 1021603273053, ИНН 1658027170) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий", г. Казань (далее - ООО "Казанский завод ЖБИ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - ИФНС России по Московскому району г. Казани, налоговый орган, инспекция) о признании частично недействительным решения от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании инспекции устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога, превышающего 1 096 151 рубль; в части предложения уплатить земельный налог в сумме, превышающей 1 096 151 рубль; в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд также обязал инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Казанский завод ЖБИ" путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2011 год.
В кассационной жалобе ИФНС России по Московскому району г. Казани с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить в удовлетворенной части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с 01.01.2011.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Казанский завод ЖБИ" возражает против доводов инспекции и просит оставить кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения. По мнению общества, за период 2011 года у него отсутствовала обязанность по уплате сумм земельного налога ввиду отсутствия налоговой базы. Заявитель считает необходимым руководствоваться измененной кадастровой стоимостью участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в отношении ООО "Казанский завод ЖБИ" инспекцией проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой, в том числе, проверена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год.
По результатам налоговой проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 05.12.2012 N 2.11-0-35/68.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, ИФНС России по Московскому району г. Казани было вынесено решение от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 36 181 рубля 96 копеек, доначислении налогов в общей сумме 2 408 354 рублей, пени по налогам - 756 189 рублей 78 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 11.04.2013 N 2.14-0-18/00788900 апелляционная жалоба заявителя на вышеназванное решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением инспекции от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 в части доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2011 год в размере 1 530 589 рублей, а также в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, оспорил данное решение в указанной части в судебном порядке.
Судебные инстанции, удовлетворив заявленные требования о признании недействительным решения инспекции в части доначисления земельного налога, превышающего 1 096 151 рубль, обоснованно пришли к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат два земельных участка: с кадастровым номером 16:50:310101:7, общей площадью 37 290 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Тэцевская и с кадастровым номером 16:50:100106:0001, общей площадью 5940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. 7-я Союзная.
Налоговый орган в оспоренном решении указывает на занижение обществом земельного налога за 2011 год из-за неверно определенной кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
По мнению налогового органа, при расчете земельного налога в спорный период подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан". Инспекция считает, что по состоянию на 01.01.2011 кадастровая стоимость для участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 определена в размере 45 785 341 рублей 80 копеек, а для участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 - в размере 337 351 070 рублей 10 копеек.
Заявитель считает необходимым руководствоваться измененной кадастровой стоимостью участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011. Данным решением кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 установлена в размере 11 653 341 рублей; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 - в размере 52 254 127 рублей. Измененная кадастровая стоимость, по мнению общества, определена по состоянию на 01.01.2011.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011 в государственный кадастр недвижимости 31.05.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, суды правомерно признали несостоятельным.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то, как правомерно указано судами, для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
В соответствии с указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 составляет 39 120 840 рублей, а земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 - 244 696 980 рублей.
Судами установлено, что с учетом перерасчета земельного налога по спорным участкам, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 1 096 151 рубль, а не 1 992 787 рублей, как указано в оспариваемом решении.
При данных обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу о том, что решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога за 2011 год в части доначисления земельного налога, превышающего 1 096 151 рубль, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу N А65-9159/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.08.2014 ПО ДЕЛУ N А65-9159/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. по делу N А65-9159/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Заляловой А.Р. (доверенность от 26.02.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Филиппова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-9159/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий", г. Казань (ОГРН 1021603273053, ИНН 1658027170) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий", г. Казань (далее - ООО "Казанский завод ЖБИ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - ИФНС России по Московскому району г. Казани, налоговый орган, инспекция) о признании частично недействительным решения от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании инспекции устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога, превышающего 1 096 151 рубль; в части предложения уплатить земельный налог в сумме, превышающей 1 096 151 рубль; в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд также обязал инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Казанский завод ЖБИ" путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2011 год.
В кассационной жалобе ИФНС России по Московскому району г. Казани с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить в удовлетворенной части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с 01.01.2011.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Казанский завод ЖБИ" возражает против доводов инспекции и просит оставить кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения. По мнению общества, за период 2011 года у него отсутствовала обязанность по уплате сумм земельного налога ввиду отсутствия налоговой базы. Заявитель считает необходимым руководствоваться измененной кадастровой стоимостью участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в отношении ООО "Казанский завод ЖБИ" инспекцией проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой, в том числе, проверена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год.
По результатам налоговой проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 05.12.2012 N 2.11-0-35/68.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, ИФНС России по Московскому району г. Казани было вынесено решение от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 36 181 рубля 96 копеек, доначислении налогов в общей сумме 2 408 354 рублей, пени по налогам - 756 189 рублей 78 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 11.04.2013 N 2.14-0-18/00788900 апелляционная жалоба заявителя на вышеназванное решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением инспекции от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 в части доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2011 год в размере 1 530 589 рублей, а также в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, оспорил данное решение в указанной части в судебном порядке.
Судебные инстанции, удовлетворив заявленные требования о признании недействительным решения инспекции в части доначисления земельного налога, превышающего 1 096 151 рубль, обоснованно пришли к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат два земельных участка: с кадастровым номером 16:50:310101:7, общей площадью 37 290 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Тэцевская и с кадастровым номером 16:50:100106:0001, общей площадью 5940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. 7-я Союзная.
Налоговый орган в оспоренном решении указывает на занижение обществом земельного налога за 2011 год из-за неверно определенной кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
По мнению налогового органа, при расчете земельного налога в спорный период подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан". Инспекция считает, что по состоянию на 01.01.2011 кадастровая стоимость для участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 определена в размере 45 785 341 рублей 80 копеек, а для участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 - в размере 337 351 070 рублей 10 копеек.
Заявитель считает необходимым руководствоваться измененной кадастровой стоимостью участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011. Данным решением кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 установлена в размере 11 653 341 рублей; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 - в размере 52 254 127 рублей. Измененная кадастровая стоимость, по мнению общества, определена по состоянию на 01.01.2011.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011 в государственный кадастр недвижимости 31.05.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, суды правомерно признали несостоятельным.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то, как правомерно указано судами, для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
В соответствии с указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 составляет 39 120 840 рублей, а земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 - 244 696 980 рублей.
Судами установлено, что с учетом перерасчета земельного налога по спорным участкам, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 1 096 151 рубль, а не 1 992 787 рублей, как указано в оспариваемом решении.
При данных обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу о том, что решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога за 2011 год в части доначисления земельного налога, превышающего 1 096 151 рубль, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу N А65-9159/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)