Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налогоплательщик посчитал, что при расчете суммы земельного налога надлежит использовать рыночную стоимость земельных участков, указанную в отчете об оценке и определенную по состоянию на дату внесения в кадастр сведений о стоимости спорных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду Касьянц С.Г. (доверенность от 26.02.2015), рассмотрев 19.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Калининградский вагоностроительный завод" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.09.2014 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 (судьи Згурская М.Л., Аносова Н.В., Борисова Г.В.) по делу N А21-3360/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Калининградский вагоностроительный завод", место нахождения: г. Калининград, ул. Вагоностроительная, д. 49, ОГРН 1023900764293, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 18.11.2013 N 13955 и требования от 07.07.2014 N 40945.
Решением суда первой инстанции от 24.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.02.2015, ненормативные акты налогового органа признаны недействительными в части взыскания с Общества штрафа в сумме 174 375 руб. 60 коп., в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Заявитель исчислил земельный налог исходя из рыночной стоимости земельных участков на основании отчета об оценке, достоверность и полнота которого проверена в рамках дела N А21-3407/2013. Кроме того, заявление об установлении кадастровой стоимости рыночной стоимости было подано 19.04.2013, в связи с чем новая кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2013.
В судебном заседании представитель Инспекции отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной (корректировка N 4) декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной Обществом в налоговый орган 08.05.2013, в соответствии с которой сумма исчисленного за налоговый период земельного налога составила 979 617 руб.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 22.08.2013 N 15202 и вынесено решение от 18.11.2013 N 13955 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 194 375 руб. 60 коп. Заявителю предложено уплатить в соответствующий бюджет земельный налог в сумме 3 239 593 руб. и пени в сумме 352 607 руб. 59 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 27.03.2014 N 06-13/03730 решение Инспекции от 18.11.2013 N 13955 оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.
На основании вступившего в законную силу решения Инспекцией в адрес Общества направлено требование от 07.07.2014 N 40945 об уплате в срок до 25.04.2014 сумм налога, пеней и штрафа.
Не согласившись с законностью вынесенных Инспекцией ненормативных актов, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, заявив ходатайство о применении положений статей 112 и 114 НК РФ.
Суд первой инстанции, признав правомерным привлечение Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, установил наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, и, применив положения статей 112 и 114 НК РФ, снизил размер штрафа до 20 000 руб., в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса, в том числе на праве собственности.
Судами установлено, что в спорном периоде Общество являлось собственником двух земельных участков: с кадастровым номером 39:15:111601:9 площадью 168 274 кв. м и с кадастровым номером 39:15:111605:12 площадью 43 858 кв. м, расположенных в районе улиц Вагоностроительная - Правая набережная в г. Калининграде (в 2013 году земельный участок с кадастровым номером 39:15:111605:12 был разделен на три участка).
Кадастровая стоимость указанных участков по состоянию на 01.01.2012 составляла 272 027 769 руб. и 65 522 536 руб. соответственно.
В соответствии с отчетом об оценке N 39-73700679-12-10-12-О, составленным ООО "Профит Балт" по заказу Общества, рыночная стоимость указанных земельных участков составила 62 787 185 руб. и 15 585 323 руб., соответственно.
Налогоплательщик посчитал, что именно указанная рыночная стоимость земельных участков подлежит применению при расчете суммы земельного налога за 2012 год, поскольку, как указано в отчете об оценке, она определена по состоянию на 01.01.2007 (дата внесения в кадастр сведений о стоимости спорных земельных участков).
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 данного Кодекса.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, норма пункта 3 статьи 66 ЗК РФ не только допускает определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, но и предусматривает, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, установленная решением Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2013 по делу N А21-3407/2013 рыночная стоимость спорных земельных участков, не может быть применена при расчете земельного налога за 2012 год.
При таких обстоятельствах следует признать, что при исчислении земельного налога за 2012 год Инспекция обоснованно применила кадастровую стоимость земельного участка на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2012.
Доводы подателя жалобы о правомерности применения рыночной стоимости с 01.01.2013, мотивированный тем, что исковое заявление об установлении кадастровой стоимости рыночной стоимости было подано в суд 19.04.2013, рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены, поскольку в рамках настоящего дела рассматривается спор о правильности исчисления земельного налога за 2012 год.
Кроме того, положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (статья 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.09.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу N А21-3360/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Калининградский вагоностроительный завод" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Калининградский вагоностроительный завод", место нахождения: г. Калининград, ул. Вагоностроительная, д. 49, ОГРН 1023900764293, ИНН 3905031160, из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы на основании платежного поручения от 09.04.2015 N 43.
Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.08.2015 N Ф07-4328/2015 ПО ДЕЛУ N А21-3360/2014
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налогоплательщик посчитал, что при расчете суммы земельного налога надлежит использовать рыночную стоимость земельных участков, указанную в отчете об оценке и определенную по состоянию на дату внесения в кадастр сведений о стоимости спорных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2015 г. по делу N А21-3360/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду Касьянц С.Г. (доверенность от 26.02.2015), рассмотрев 19.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Калининградский вагоностроительный завод" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.09.2014 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 (судьи Згурская М.Л., Аносова Н.В., Борисова Г.В.) по делу N А21-3360/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Калининградский вагоностроительный завод", место нахождения: г. Калининград, ул. Вагоностроительная, д. 49, ОГРН 1023900764293, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 18.11.2013 N 13955 и требования от 07.07.2014 N 40945.
Решением суда первой инстанции от 24.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.02.2015, ненормативные акты налогового органа признаны недействительными в части взыскания с Общества штрафа в сумме 174 375 руб. 60 коп., в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Заявитель исчислил земельный налог исходя из рыночной стоимости земельных участков на основании отчета об оценке, достоверность и полнота которого проверена в рамках дела N А21-3407/2013. Кроме того, заявление об установлении кадастровой стоимости рыночной стоимости было подано 19.04.2013, в связи с чем новая кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2013.
В судебном заседании представитель Инспекции отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной (корректировка N 4) декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной Обществом в налоговый орган 08.05.2013, в соответствии с которой сумма исчисленного за налоговый период земельного налога составила 979 617 руб.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 22.08.2013 N 15202 и вынесено решение от 18.11.2013 N 13955 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 194 375 руб. 60 коп. Заявителю предложено уплатить в соответствующий бюджет земельный налог в сумме 3 239 593 руб. и пени в сумме 352 607 руб. 59 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 27.03.2014 N 06-13/03730 решение Инспекции от 18.11.2013 N 13955 оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.
На основании вступившего в законную силу решения Инспекцией в адрес Общества направлено требование от 07.07.2014 N 40945 об уплате в срок до 25.04.2014 сумм налога, пеней и штрафа.
Не согласившись с законностью вынесенных Инспекцией ненормативных актов, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, заявив ходатайство о применении положений статей 112 и 114 НК РФ.
Суд первой инстанции, признав правомерным привлечение Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, установил наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, и, применив положения статей 112 и 114 НК РФ, снизил размер штрафа до 20 000 руб., в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса, в том числе на праве собственности.
Судами установлено, что в спорном периоде Общество являлось собственником двух земельных участков: с кадастровым номером 39:15:111601:9 площадью 168 274 кв. м и с кадастровым номером 39:15:111605:12 площадью 43 858 кв. м, расположенных в районе улиц Вагоностроительная - Правая набережная в г. Калининграде (в 2013 году земельный участок с кадастровым номером 39:15:111605:12 был разделен на три участка).
Кадастровая стоимость указанных участков по состоянию на 01.01.2012 составляла 272 027 769 руб. и 65 522 536 руб. соответственно.
В соответствии с отчетом об оценке N 39-73700679-12-10-12-О, составленным ООО "Профит Балт" по заказу Общества, рыночная стоимость указанных земельных участков составила 62 787 185 руб. и 15 585 323 руб., соответственно.
Налогоплательщик посчитал, что именно указанная рыночная стоимость земельных участков подлежит применению при расчете суммы земельного налога за 2012 год, поскольку, как указано в отчете об оценке, она определена по состоянию на 01.01.2007 (дата внесения в кадастр сведений о стоимости спорных земельных участков).
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 данного Кодекса.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, норма пункта 3 статьи 66 ЗК РФ не только допускает определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, но и предусматривает, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, установленная решением Арбитражного суда Калининградской области от 30.09.2013 по делу N А21-3407/2013 рыночная стоимость спорных земельных участков, не может быть применена при расчете земельного налога за 2012 год.
При таких обстоятельствах следует признать, что при исчислении земельного налога за 2012 год Инспекция обоснованно применила кадастровую стоимость земельного участка на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2012.
Доводы подателя жалобы о правомерности применения рыночной стоимости с 01.01.2013, мотивированный тем, что исковое заявление об установлении кадастровой стоимости рыночной стоимости было подано в суд 19.04.2013, рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены, поскольку в рамках настоящего дела рассматривается спор о правильности исчисления земельного налога за 2012 год.
Кроме того, положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (статья 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.09.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу N А21-3360/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Калининградский вагоностроительный завод" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Калининградский вагоностроительный завод", место нахождения: г. Калининград, ул. Вагоностроительная, д. 49, ОГРН 1023900764293, ИНН 3905031160, из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы на основании платежного поручения от 09.04.2015 N 43.
Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)