Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2015 N 04АП-3030/2015 ПО ДЕЛУ N А19-605/2015

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2015 г. по делу N А19-605/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Ячменев Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фармтрейд" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2015 года по делу N А19-605/2015 (суд первой инстанции - Куклина Л.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фармтрейд" (ИНН 3816002520, ОГРН 1023801970510, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (ИНН 3816005640, ОГРН 1023801970653, далее - Пенсионный фонд) об обязании Пенсионного фонда возвратить излишне взысканные суммы страховых взносов, пеней и штрафов в сумме 281 492,77 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Москаленко А.А.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2015 года по делу N А19-605/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Пенсионный фонд с доводами жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.06.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в период с 25.10.2013 по 26.12.2013 проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов на основании представленного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2013 по 30.09.2013 г.
В ходе проверки Пенсионным фондом установлено неправильное исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, в связи с неправомерным применением Обществом пониженного тарифа.
По результатам проверки Управлением составлен акт N 04802630009487 от 26.12.2013, по результатам рассмотрения которого принято решение N 04802614 РК 0001053 от 06.02.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Данным решением ООО "Фармтрейд" привлечено к ответственности по ст. 48 и части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в общем размере 59316 руб. 34 коп., который предложено уплатить (пункт 5.2).
Кроме того, решением Обществу начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 26.12.2013 в сумме 6582 руб. 07 коп., которые предложено уплатить (пункт 5.3), а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 234581 руб. 73 коп. (пункт 5.1).
Основанием для принятия решения явился вывод Управления о том, что Обществом при расчете страховых взносов за проверяемый период не правомерно применен пониженный тариф, предусмотренный подпунктом 10 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ). По мнению ответчика, аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью. Между тем, Общество при расчете страховых взносов применило пониженный тариф, установленный частью 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в отношении всех работников организации.
Кроме того, Обществом по требованию Управления не представлены в установленный срок документы в количестве 62 шт.
02.12.2014 на основании данного решения Управлением Пенсионного фонда выставлено требование N 04802640313011, которым заявителю было предложено уплатить указанные недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в срок до 23.12.2014.
В связи с неуплатой Обществом недоимки по страховым взносам, пени и штрафа в добровольном порядке, 23.12.2014 Управлением вынесено решение N 04802614 ВД 0064930 от 23.12.2014 о взыскании взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, на основании которого по инкассовым поручениям со счетов ООО "Фармтрейд" задолженность списана в полном объеме.
Заявитель, полагая, что нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), пришел к выводу о том, что решение Пенсионного фонда N 04802614 РК 0001053 от 06.02.2014 не было обжаловано в установленном законом порядке и не отменено, а потому является законным, выставленное на его основании требование от 02.12.2014 N 04802640313011 (получено Обществом 03.12.2014) в установленный срок добровольно не исполнено и, следовательно, Пенсионным фондом правомерно в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ приняты меры по принудительному взысканию - вынесено решение N 04802614 ВД 0064930 от 23.12.2014 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, на основании которого по инкассовым поручениям со счетов ООО "Фармтрейд" списаны денежные средства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не усмотрел оснований для обязания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области возвратить Обществу взысканные суммы страховых взносов, пеней и штрафов.
Суд апелляционной инстанции считает такие выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм процессуального и материального права по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, первоначально Общество обратилось с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области N 04802614 РК 0001053 от 06.02.2014 о привлечении к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и решения N 04802614 ВД 0064930 от 23.12.2014 о взыскании взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Заявитель повторно в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил, просил обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области возвратить излишне взысканные суммы страховых взносов, пеней и штрафов в сумме 281492,77 руб.
При этом судом первой инстанции уточнение заявленных требований принято.
С учетом такого определения судом материально-правового интереса истца, у суда первой инстанции не имелось оснований рассматривать заявленные требования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку фактически заявителем заявлено имущественное требование применительно к прежним основаниям заявленного иска.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в пункте 65 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 или 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.
Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа.
Таким образом, то обстоятельство, что Общество не обжаловало в судебном порядке решение Пенсионного фонда N 04802614 РК 0001053 от 06.02.2014, в данном случае не имеет правового значения.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия указанного решения явился вывод Управления о том, что Обществом при расчете страховых взносов за проверяемый период неправомерно применен пониженный тариф, предусмотренный подпунктом 10 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ). По мнению Пенсионного фонда, аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, применяют пониженные тарифы страховых взносов только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью. Между тем, Общество при расчете страховых взносов применило пониженный тариф, установленный частью 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в отношении всех работников организации.
Кроме того, Обществом по требованию Управления не представлены в установленный срок документы в количестве 62 шт.
Суд апелляционной инстанции считает, что спорные суммы страховых взносов, пеней и штрафов в размере 281 492,77 руб. являются излишне взысканными, поскольку оснований для их доначисления и последующего бесспорного взыскания не имелось по следующим мотивам.
В статье 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В силу части 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 году: ПФР - 20 процентов; ФСС РФ - 0,0 процента; ФФОМС - 0,0 процента.
Как следует из материалов дела, в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов, осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 11.01.2012 N ЛО-38-02-000589 и является плательщиком единого налога на вмененный доход.
Заявитель при расчете размера страховых взносов за 9 месяцев 2013 г. применил тариф, установленный в вышеуказанной норме, с учетом того, что он является фармацевтической организацией и плательщиком ЕНВД.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Пункту 35 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ установлено, что аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного закона.
В силу части 1 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ осуществляется, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
Согласно пункту 2 указанного Постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается статус ООО "Фармтрейд" как фармацевтической организации и плательщика ЕНВД, суд апелляционной инстанции полагает, что заявитель относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Пенсионным Фондом ошибочно не принято во внимание то обстоятельство, что критерием, определяющим возможность применения пониженных тарифов страховых взносов, является вид осуществляемой деятельности и применение ЕНВД, в свою очередь, вид деятельности, определяется кодом ОКЭВД, присвоенным организации.
При этом пункт 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ содержит отсылочные нормы на положения Федерального закона N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в части признания организаций аптечными, но не указывает на необходимость соответствия физического лица, трудоустроенного в фармацевтической организации, в пользу которого осуществляются выплаты и вознаграждения применительно к называемым Пенсионным фондом критериям: имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста.
В данном случае понятие, определенное в пункте 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ, "право лица на занятие фармацевтической деятельности" не является тождественным понятию "в связи с осуществлением фармацевтической деятельности", предусмотренному в пункте 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Исходя из норм Федерального закона N 61-ФЗ следует, что фармацевтическую деятельность осуществляет организация в целом, как основной вид деятельности, при этом физические лица, состоящие в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность, как те, кто непосредственно осуществляет фармацевтическую деятельность (реализует лекарственные средства и т.д.), так и управленческий, вспомогательный и обслуживающий персонал, заняты в фармацевтической деятельности хозяйствующего субъекта, в связи с чем имеют отношение к осуществляемому организацией виду деятельности, соответственно, производимые выплаты в пользу таких лиц также подлежат обложению по пониженным тарифам страховых взносов.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании выплаты и вознаграждения в пользу всех работников фармацевтической организации связаны с осуществлением фармацевтической деятельности в целом и применение к таким выплатам пониженных тарифов страховых взносов не противоречат пункту 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Следовательно, у Пенсионного фонда также не имелось оснований для направления Обществу требования о представлении документов - копий сертификатов специалистов на осуществление фармацевтической деятельности в количестве 62 документов, т.е. на всех работников Общества.
Кроме того, с участием сторон настоящего дела арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций сформирована обширная практика, подтверждающая незаконность выводов Пенсионного фонда.
Таким образом, последующее направление требования и принятие решения о взыскании привело к тому, что спорные суммы страховых взносов, пеней и штрафов в размере 281 492,77 руб. являются излишне взысканными, поскольку оснований для их доначисления и последующего бесспорного взыскания не имелось.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а решение суда первой инстанции - отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В силу статьи 110 АПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2015 года по делу N А19-605/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (ОГРН 1023801970653; ИНН 3816005640) возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фармтрейд" (ОГРН 1023801970510; ИНН 3816002520) излишне взысканные суммы страховых взносов, пеней, штрафов в сумме 281 492,77 руб.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (ОГРН 1023801970653; ИНН 3816005640) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Фармтрейд" (ОГРН 1023801970510; ИНН 3816002520) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)