Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.03.2015 ПО ДЕЛУ N А60-55898/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А60-55898/2014


Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Р. Сингатуллиным рассмотрел в предварительном судебном заседании дело N А60-55898/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УСК" (ИНН 6685006636, ОГРН 1126685006678)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014, ОГРН 1126625000017)
о признании недействительным решения N 1386/2014 от 24.11.2014
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Андреев А.С., представитель по доверенности б/н от 11.01.2015,
от заинтересованного лица: Абдулгалимова Т.М., представитель по доверенности N 09-22/03 от 09.01.2015,
от третьего лица: Коростелев А.Б., представитель по доверенности N 05-03 от 16.12.2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Заинтересованным лицом представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

ООО "УСК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управление ФНС России по Свердловской области N 1386/2014 от 24.11.2014 в части начисления пени.
В настоящем судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования, указав суммы доначисленного налога, пени и штрафа, в части которых оспаривается решение управления.
Поскольку ходатайство заявлено в пределах прав, предусмотренных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно принято арбитражным судом, в связи с чем спор рассматривается в пределах требований о признании недействительным решения Управление ФНС России по Свердловской области N 1386/2014 от 24.11.2014 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 18286 руб. 00 коп., начисления пени в сумме 64625 руб. 59 коп. и назначения штрафа по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 79841 руб. 00 коп.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось, считает оспариваемый акт законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:

Как следует из материалов дела, ООО "УСК" 03.02.2014 в Межрайонную ИФНС России N 30 по Свердловской области представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, по которой заявлена к уплате сумма 240024 руб. 00 коп.
Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ООО "УСК" по земельному налогу за 2013 год.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 20.05.2014 N 2354 и вынесено решение от 21.08.2014 N 2038 о привлечении ООО "УСК" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за совершение налогового правонарушения, предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2013 год в размере 1421360 руб. 00 коп., пени в размере 141795 руб. 42 коп.
Решение инспекции от 21.08.2014 N 2038 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО "УСК" обжаловало в Управление ФНС России по Свердловской области.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 24.11.2014 N 1386/14 решение инспекции от 21.08.2014 N 2038 было отменено и вынесено новое решение, которым ООО "УСК" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 79841 руб. 00 коп., обществу начислены пени в размере 64625 руб. 59 коп. и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2013 год в размере 591270 руб. 00 коп.
Согласно решению Управления ФНС России по Свердловской области основанием доначисления налога и пени в указанных суммах, а также привлечения налогоплательщика к ответственности явилось необоснованное применение обществом при определении налоговой базы за 2013 год кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, установленной решениями Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2013 N А60-51786/2012, от 20.03.2013 N А60-51405/2012, от 06.03.2013 N А60-51414/2012, от 06.03.2013 N А60-51415/2012, от 01.03.2013 N А60-51407/2012, от 06.03.2013 N А60-51432/2012, от 06.03.2013 N А60-51404/2012, ко всему налоговому периоду, а не с даты вступления решений в законную силу.
Оспаривая выводы управления, заявитель ссылается на то, что занижение налоговой базы по земельному налогу за 2013 год произошло в связи с неправильным пониманием Обществом решений Арбитражного суда Свердловской области, которыми уменьшена кадастровая стоимость земельных участков, ошибочным толкованием действующего законодательства, нестабильной судебной практикой, а также многочисленными разъяснениями Минфина РФ в письмах 2011 - 2013 годов.
Возражая против доводов заявителя, Управление полагает их необоснованными, исходя из того, что действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на определенную дату не может распространяться на правоотношения в налоговой сфере, имевшие место до вступления в силу, так как устанавливает только юридический факт и вступает в законную силу в ином порядке, чем предусмотрено законодательством о налогах и сборах, и применяться к налоговым правоотношениям может только с очередного налогового периода.
Также управление указывает, что в данном случае расчет земельного налога должен производиться с учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ, то есть количества месяцев владения участком до вступления в силу решений суда (когда применяется кадастровая стоимость земельного участка по Постановлению N 695-ПП) и после вступления его в силу (когда применяется рыночная стоимость, установленная решениями суда).
Рассмотрев в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в обоснование доводов и возражений доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части на основании следующего.
Оспаривая решение инспекции, общество указывает на то, что имеются вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области, которыми кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, была определена по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости и подлежит применению на 2013 год.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Указанным постановлением установлена, в том числе и кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116001:377, 66:58:0116001:375, 66:58:0116001:371, 66:58:0116001:374, 66:58:0116001:378, 66:58:0116001:373, расположенных в г. Екатеринбурге и принадлежащих заявителю.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости - это систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входят сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
В силу ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
С учетом изложенного, суд полагает, что довод налогового органа о невозможности применения кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной за период до вступления судебных актов в законную силу является правильным.
В связи с изложенным, решение налогового органа в части доначисления земельного налога и начисления пени признается судом обоснованным и правомерным.
Вместе с тем, в судебном заседании представитель Управления пояснил, что при расчете суммы пени за несвоевременную уплату земельного налога в расчетах была допущена арифметическая ошибка, что повлекло завышение суммы пени.
Заинтересованным лицом представлен уточненный расчет пени, в соответствии с которым сумма пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2013 год составила 61966 руб. 68 коп.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Поскольку налогоплательщиком в первоначальной декларации допущено занижение налоговой базы в результате неверного определения кадастровой стоимости земельных участков, налоговым органом налогоплательщик обоснованно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
Однако в данной части заинтересованным лицом также заявлено о наличии арифметической ошибки в расчете суммы штрафа. Согласно представленному уточненному расчету сумма штрафа составила 76183 руб. 00 коп.
Оспаривая решение Управления ФНС России по Свердловской области в части привлечения к налоговой ответственности, заявитель указывает на то, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год налогоплательщик учитывал разъяснения Минфина РФ по данному вопросу, изложенных в письмах за 2011 - 2013 годы, а также ссылается на наличие нестабильной судебной практики, что не позволило налогоплательщику правильно произвести расчет облагаемой базы.
По мнению заявителя, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины налогоплательщика и отсутствии оснований для применения ответственности.
В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.
В силу положений пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются, в том числе выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 и 4.3.1 Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 169, Департамент является структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации, обеспечивающим осуществление функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, а также в сфере таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров. Департамент осуществляет представление письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также иных актов законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Российской Федерации в установленных сферах деятельности Федеральной налоговой службы (в пределах компетенции Департамента).
Указанные письменные разъяснения имеют информационно-разъяснительный характер, в соответствующих письмах выражается позиция Минфина России (Департамента) по конкретным и общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков, сборов, налоговых агентов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (п. 2 ст. 34.2 НК РФ).
Из материалов дела не следует, что причиной неверного исчисления земельного налога за 2013 год явилось следование налогоплательщиком именно разъяснениям Минфина России.
При этом ни в заявлении, ни в заявлении об уточнении требований не указаны реквизиты конкретных писем Минфина России, которыми руководствовался налогоплательщик.
В судебном заседании представитель заявителя каких-либо пояснений в этой части также не представил.
Не указано заявителем и на конкретные судебные акты, из которых бы усматривалась иная позиция судебных инстанций по определению облагаемой базы по земельному налогу при наличии в течение налогового периода как кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Свердловской области, так и судебного решения об установлении кадастровой стоимости равной рыночной.
Таким образом, суд не усматривает обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины налогоплательщика в неправильном определении облагаемой базы по земельному налогу за 2013 год.
При данных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238) N 1386/2014 от 24.11.2014 в части назначения штрафа по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, превышающего сумму 76183 руб. 00 коп., и начисления пени, превышающей сумму 61966 руб. 68 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
2. Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238) в пользу общества с ограниченной ответственностью "УСК" (ИНН 6685006636, ОГРН 1126685006678) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины денежные средства в размере 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)