Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-36429/2014

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N А56-36429/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Бебишевой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Соколова В.В. по доверенности от 24.07.2014
от ответчика (должника): Крень И.С. по доверенности от 25.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20400/2014) ИП Зуева Н.И. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2014 по делу N А56-36429/2014 (судья Калайджян А.А.), принятое
по иску (заявлению) ИП Зуева Н.И.
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Ленинградской области
о признании незаконным Уведомления

установил:

Индивидуальный предприниматель Зуев Николай Иванович (далее - заявитель, ИП) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Уведомления Межрайонной ИФНС России N 3 по Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) N 246 от 02.04.2014 об отказе в приеме декларации по ЕНВД за 1 квартал 2014 года.
Решением суда от 13.08.2014 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16 апреля 2014 года ИП Зуев Н.И. направил по почте в Межрайонную ИФНС России N 3 по Ленинградской области налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1 квартал 2014 г.
Инспекцией вынесено уведомление об отказе в приеме документа N 246 от 02.06.2014.
Полагая указанное уведомление недействительным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одной из обязанностей налогоплательщика в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) является предоставление в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговой декларации (расчета), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Согласно абз. 1 пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые, в соответствии с НК РФ, должны прилагаться к налоговой декларации.
В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ).
Уведомлением N 246 от 02.06.2014 заявителю было отказано в принятии декларации со ссылкой на основания, предусмотренные п. 194 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (л.д. 15).
Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее - Регламент).
Согласно пункту 194 Регламента (действующего в спорный период) Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
2) для организации:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
В силу пункта 27 Регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
1) для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - отсутствие подписи физического лица (в запросе, представленном на бумажном носителе), указания его фамилии, имени, отчества (при наличии) и почтового адреса (адреса электронной почты);
2) для организации (индивидуального предпринимателя) - отсутствие в запросе:
а) указания полного наименования организации (фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя);
б) указания ИНН заявителя;
в) указания почтового адреса (адреса электронной почты) заявителя;


4) непредставление уполномоченным представителем заявителя документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего запроса на бумажном носителе;
5) отсутствие у лица, подписавшего запрос, полномочий обращаться в налоговый орган для получения информации о заявителе;
6) представление запроса, текст которого не поддается прочтению.
В силу пункта 28 Регламента основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
В соответствии с пунктом 194 Регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности утверждены Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@ (далее - Порядок).
Общие требования, которые должны соблюдать плательщики ЕНВД при заполнении декларации, сформулированы в разд. II Порядка заполнения декларации:
1) декларация должна иметь сквозную нумерацию страниц начиная с титульного листа. При этом поле "Стр." имеет 3 знакоместа и заполняется, например, так: для 1 страницы - "001", для 10 - "010" (п. 2.2 Порядка заполнения декларации);
2) каждому показателю декларации соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. В каждом поле указывается только один показатель. Исключение составляют показатели даты и дроби (абз. 1 - 3 п. 2.4 Порядка заполнения декларации);
3) если показатель отсутствует, то в поле, предназначенном для отражения данного показателя, ставится прочерк - прямая линия, проведенная посередине знакомест по всей длине поля (абз. 7 п. 2.4 Порядка заполнения декларации);
4) в верхней части каждой страницы декларации указываются ИНН и КПП организации (п. 2.9 Порядка заполнения декларации);
5) декларация может заполняться вручную, при этом необходимо:
- - использовать чернила черного, фиолетового или синего цвета (абз. 1 п. 2.3 Порядка заполнения декларации);
- - заполнять текстовые поля бланка декларации заглавными печатными символами (абз. 6 п. 2.4 Порядка заполнения декларации);
- - заполнять поля слева направо начиная с первого (левого) знакоместа (абз. 4 п. 2.4 Порядка заполнения декларации);
- - ставить отдельный прочерк в каждом незаполненном знакоместе, если для отражения показателя не требуется заполнения всех знакомест поля (абз. 7 п. 2.4 Порядка заполнения декларации);
6) при подготовке декларации с использованием программного обеспечения, а также распечатке ее на принтере:
- - не должны изменяться расположение и размеры значений показателей (абз. 9 п. 2.4 Порядка заполнения декларации);
- - знакоместа могут не обрамляться, а также вы можете не проставлять прочерки в незаполненных знакоместах (абз. 9 п. 2.4 Порядка заполнения декларации);
- - значения числовых показателей выравниваются по правому (последнему) знакоместу (абз. 5 п. 2.4 Порядка заполнения декларации);
- - используется шрифт Courier New высотой 16 - 18 пунктов (абз. 9 п. 2.4 Порядка заполнения декларации);
7) при заполнении не допускается:
- - двусторонняя печать декларации на бумажном носителе (абз. 3 п. 2.3 Порядка заполнения декларации);
- - скрепление листов, если это приводит к их порче (абз. 3 п. 2.3 Порядка заполнения декларации);
- - исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства (абз. 2 п. 2.3 Порядка заполнения декларации);
8) применяются следующие правила округления (п. 11 ст. 346.29 НК РФ, п. 2.1 Порядка заполнения декларации):
- - все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. При этом значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля;
- - значения корректирующего коэффициента К2 округляются после запятой до третьего знака включительно;
- - значения физических показателей указываются в целых единицах.
Как следует из материалов дела (л.д. 22-23), заявитель представил налоговую декларацию за 1 квартал 2014 года по ЕНВД на бумажном носителе с применением двухсторонней печати.
В пункте 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2012 за номером 25312), дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности.
Таким образом, заявителем нарушен порядок заполнения налоговой декларации, а не форма заполнения налоговой декларации.
Представление декларации с нарушением порядка заполнения (некорректное заполнение) не являются причинами для отказа в приеме соответствующей налоговой декларации.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что отказ налогового органа в принятии налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2014 года, оформленной двусторонней печатью на бумажном носителе является неправомерны. Поэтому уведомление N 246 от 02.06.2014 является незаконным.
Налоговый орган своими действиями препятствует выполнению налогоплательщиком своих обязанностей, что в силу пункта 5 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации влечет за собой налоговую ответственность по ст. 119 НК РФ.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию с налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2014 по делу N А56-36429/2014 отменить.
Признать незаконным Уведомление Межрайонной ИФНС России N 3 по Ленинградской области от 02.06.2014 N 246 об отказе в приеме ИП Зуеву Н.П. декларации по ЕНВД за 1 квартал 2014 года.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 3 по Ленинградской области в пользу Индивидуального предпринимателя Зуева Николая Ивановича (ИНН 472100026058) расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)