Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2009 N 18АП-2984/2009 ПО ДЕЛУ N А07-475/2009

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2009 г. N 18АП-2984/2009

Дело N А07-475/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2009
Постановление в полном объеме изготовлено 08.05.2009
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей: Малышева М.Б., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2009 по делу N А07-475/2009 (судья Азаматов А.Д.), при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан - Лебедевой Э.М. (доверенность от 31.12.2008 N 12-07/11738), общества с ограниченной ответственностью "Курасковское управление технологического транспорта" - Шаповалова А.С. (доверенность от 02.02.2009 N 4), от открытого акционерного общества АНК "Башнефть" - Шаповалова А.С. (доверенность от 26.05.2008),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Курасковское управление технологического транспорта" (далее общество, налогоплательщик, ООО "Курасковское управление технологического транспорта") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан (далее инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.11.2008 N 09-06/34 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение в части начисления налога на добавленную стоимость (далее НДС) в сумме 7122645 руб., пени по НДС в сумме 1187958 руб. 06 коп., штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в сумме 1270784 руб. 26 коп.
Решением суда первой инстанции от 03.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказать.
По мнению инспекции, общество неправомерно предъявляло к вычету полную сумму НДС, уплаченного за оказанные ОАО АНК "Башнефть" услуги по предоставлению во временное пользование работникам общества койко-мест в общежитиях вахтового поселка Белорусский Нижневаторского района, в то время как полагалось предъявить только часть в пределах норматива, установленного для данного вида расходов.
Налоговый орган ссылаясь на Письма Минфина России от 23.06.2006 N 03-03-04/1/543, от 02.05.2006 N 03-03-04/4/81, считает, что затраты по оплате аренды жилья для проживания вахтового персонала в целях налогообложения прибыли учитываются также как затраты по содержанию аналогичных объектов вахтового поселка и относятся к прочим расходам, предусмотренным п. п. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ. Поскольку расходы, предусмотренные подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ признаются в пределах норматива, утвержденного по месту деятельности налогоплательщика, суммы НДС по таким расходам на основании абз.2 п. 7 ст. 171 НК РФ подлежат к вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
Общество с доводами инспекции не согласно, считает решение суда законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, считает, что апелляционная жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "Курасковское управление технологического транспорта" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.
Итоги проверки отражены в акте от 24.10.2008 N 09-06/30 (л.д. 22-49).
Налогоплательщиком 19.11.2008 представлены возражения на акт проверки (л.лд.50-51).
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 28.11.2008 N 09-/06/34 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение" (л.д. 7-19).
Данным решением налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 1270784 руб. 26 коп. Кроме того, решением обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 7146746 руб. 69 коп., по налогу на прибыль в сумме 153163 руб. 92 коп., пени по НДС в размере 1196425 руб. 33 коп., пени по налогу на прибыль в размере 17744 руб. 86 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 694 руб.
Общество не согласилось с указанным решением инспекции в части начисления НДС, соответствующих пени и штрафа и оспорило его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик не содержит вахтовых поселков, поскольку бремя содержания арендуемых койко-мест в общежитиях несет арендодатель данного имущества. Суд пришел к выводу, что подпункт 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ (в тексте решения судом допущена опечатка, вместо подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ, указан п. 32 ст. 164 НК РФ) к расходам общества не применим, соответственно вычет суммы НДС, уплаченный по договору оказания услуг за проживание работников, производится в полном объеме согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ.
Апелляционный суд находит данный вывод суда первой инстанции правильным.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
В случае, если в соответствии с главой 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.
На основании подп. 12 и подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанные с производством и (или) реализацией относятся расходы на командировки, в частности на: проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения; суточные или полевое довольствие и другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Исходя из положений подп. 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика.
По смыслу вышеуказанной нормы, для отнесения затрат к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, необходимы три условия: осуществление на предприятии деятельности вахтовым методом (способом); утверждение местными органами власти нормативов затрат; нахождение на балансе налогоплательщика вахтового или временного поселка.
Поскольку Налоговой кодекс Российской Федерации не содержит определения вахтового поселка, то в силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 г. N 794/33-82 "Об утверждении основных положений о вахтовом методе организации работ" (с изменениями и дополнениями) вахтовые поселки представляют собой комплекс жилых, культурно-бытовых, санитарных и хозяйственных зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности работников, работающих вахтовым методом, в период их отдыха на вахте, а также обслуживания строительной и спецтехники, автотранспорта, хранения запасов товарно-материальных ценностей.
Техническое и бытовое обслуживание вахтовых поселков обеспечивается, как правило, соответствующим сменным штатным персоналом.
Ответственность за содержание вахтовых поселков, организацию бытового обслуживания, политико-воспитательной и культурно-массовой работы с проживающими возлагается на администрацию и профсоюзный комитет предприятия, на балансе которого находится вахтовый поселок. Администрацией этих предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом утверждается внутренний распорядок обслуживания для всех проживающих в данном поселке.
Вахтовые поселки сооружаются по типовым или индивидуальным проектам, включающим генеральный план поселка с привязкой к местности, состав помещений, электро-, водо- и теплоснабжение, почтово-телеграфную связь, схему подъездных путей и взлетно-посадочной полосы, обоснование способа доставки персонала, смету затрат на его строительство и содержание. Проектом решаются вопросы надлежащей организации питания, отдыха и досуга, медицинского, торгово-бытового и культурного обслуживания проживающих. Обязательным требованием при выборе места дислокации вахтового поселка является всемерное сокращение времени проезда работников от места проживания в вахтовом поселке до места работы и обратно.
Проект согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом и органами государственного санитарного и пожарного надзора и утверждается руководителем предприятия.
Проживание вахтового (сменного) персонала в период междувахтового отдыха в вахтовых поселках запрещается.
В силу ст. 65 и п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону, а также наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на налоговый орган.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела на основании договоров от 31.05.2006 б/н (л.д. 52-53), от 12.02.2007 N БНФ/у/15/413/07/ПРИ/2 (л.д. 60-61), заключенных с ОАО АНК "Башнефть", общество арендует койко-места в малосемейном общежитии, принадлежащем указанному обществу.
Налоговый орган полагает, что, поскольку спорные расходы носят тот же характер обеспечения работников, работающих вахтовым методом, жильем, то затраты по оплате проживания вахтового персонала в стационарных объектах жилого фонда общего пользования (общежитиях) для целей налогообложения прибыли могут быть учтены в фактических размерах, не превышающих предельно установленных нормативов по содержанию аналогичных объектов вахтового поселка. Следовательно, налоговые вычеты по таким расходам принимаются согласно абз.2 п. 7 ст. 171 НК РФ не в полном объеме, а в размере соответствующем данным нормам.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы налогового органа не соответствуют положениям ст. 264 НК РФ.
Расходы на аренду койко-мест не являются расходами по содержанию вахтовых поселков, в связи с чем установленные нормативы для отнесения данных затрат в состав прочих расходов в соответствии с подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ не подлежат применению.
Рассматриваемые затраты признаются как прочие расходы, связанных с производством и реализацией в соответствии с подп. 12 и подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отметить, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что поселок Белорусский Нижневаторского района Тюменской области является вахтовым поселком.
С учетом изложенного оснований для отнесения произведенных затрат к прочим расходам, предусмотренным подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ у налогового органа не имелось.
Поскольку понесенные расходы налогоплательщика не относятся к нормируемым, суммы налога, уплаченные за приобретение услуг по проживанию работников в соответствии с положениями ст. 171 НК РФ принимаются к вычету в полном объеме.
При таких обстоятельствах оспариваемая сумма НДС доначислена инспекцией незаконно.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому судебный акт отмене или изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.03.2009 по делу N А07-475/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
М.Г.СТЕПАНОВА

Судьи
М.Б.МАЛЫШЕВ
Ю.А.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)