Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2015 N 11АП-1242/2015 ПО ДЕЛУ N А65-17826/2014

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. по делу N А65-17826/2014


Резолютивная часть постановления оглашена 03 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Радушевой О.Н., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочковой А.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7,
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации и специального транспорта - НК", г. Нижнекамск,
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2014 года о включении требования Федеральной налоговой службы в реестр требований кредиторов должника, по делу N А65-17826/2014 (судья Гильфанова Р.Р.)
о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации и специального транспорта - НК", г. Нижнекамск, (ОГРН 1041619005999, ИНН 1651040238),

установил:

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 октября 2014 года в отношении общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Управление механизации и специального транспорта-НК", введена процедура наблюдения; временным управляющим должника утвержден Пьянков С.А.
17 ноября 2014 года в Арбитражный суд Республики Татарстан поступило требование Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника. Согласно уточнения требований от 18 декабря 2014 года просил включить в реестр требований кредиторов должника 14 662 212 руб. 19 коп. недоимки, 932 733 руб. 17 коп. пени и 776 158 руб. 10 коп. штрафа реестра требований кредиторов.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2014 года заявление удовлетворено, требования Федеральной налоговой службы в размере 4 106 352 руб. 29 коп. недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, включены в реестр требований кредиторов должника в составе второй очереди, и в размере 14 662 212 руб. 19 коп. недоимки, 932 733 руб. 17 коп. пени и 776 158 руб. 10 коп. штрафов включены в реестр требований кредиторов должника в составе третьей очереди.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Управление механизации и специального транспорта-НК" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило определение суда первой инстанции отменить в связи с указанием неверного размера суммы недоимки.
Лица, участвующие по делу, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей не обеспечили. Конкурсный управляющий ООО "Управление механизации и специального транспорта-НК" представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, своевременно и надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2014 года о включении требования Федеральной налоговой службы в реестр требований кредиторов должника, по делу N А65-17826/2014 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными Федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", установленными могут быть признаны те не подтвержденные вступившим в законную силу решением суда требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника. Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
В силу п. 1, п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банке; при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Из материалов дела следует, что налоговым органом на основании принятого, в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, решения реализовано право на взыскание начисленных сумм налогов, пеней во внесудебном порядке, в связи с чем, вопрос о взыскании задолженности в судебном порядке (и, соответственно, о применении шестимесячного срока) не возникает.
В силу п. 1, п. 5 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. п. 2 - 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленный законодательством о налогах или сборах дня уплаты налогах и сборах; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу п. 2 ст. 14 Закона об обязательном пенсионном страховании страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сроки уплаты страховых взносов предусмотрены ст. 24 вышеуказанного Закона.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Таким образом, до принятия судом заявления о признании должника банкротом и введения процедуры наблюдения у должника возникла обязанность по уплате страховых взносов, а также наступил срок исполнения этой обязанности.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при осуществлении процедур банкротства, не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов, подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, то есть подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 37 от 06.06.2014 "О внесении изменений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами" признаны утратившими силу пункты 10 и 15 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
В силу п. 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 37 от 06.06.2014 разъяснения, данные в пункте 1, подпунктах 2 и 3 пункта 2 и пункте 5 настоящего постановления, применяются в процедурах банкротства, введенных после размещения настоящего постановления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 11 июля 2014 года.
Учитывая, что процедура наблюдения введена в отношении должника 15 октября 2014 года, т.е. после размещения на сайте ВАС РФ постановления Пленума ВАС РФ N 37 от 06.06.2014, подлежат применению разъяснения, указанные в п. 1 данного постановления при вынесении судебного акта по требованиям Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника не подлежат применению положения пункта 15 постановления Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006.
Соответственно требование уполномоченного органа недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, и недоимки страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 года N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" судам необходимо учитывать, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является Федеральная налоговая служба. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
При этом заявленное требование уполномоченного органа о включении налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 4 106 352,29 руб., подлежит погашению в режиме второй очереди реестра требований кредиторов должника, поскольку согласно п. 41.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 (ред. от 06.06.2014) "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы налога на доходы физических лиц как налоговым агентом (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации) или членских профсоюзных взносов (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статья 377 Трудового кодекса Российской Федерации) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей. Требование об уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом или, соответственно, профсоюзной организацией. Требования работников, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, включаются в реестр требований кредиторов в полном размере без вычета подлежащих удержанию сумм налога на доходы физических лиц или членских профсоюзных взносов.
В случае осуществления в ходе процедуры банкротства расчетов по таким требованиям удерживаемые должником суммы этого налога или таких взносов уплачиваются в режиме реестровых требований второй очереди.
Разъяснения, данные в пункте 41.1, подлежат применению в деле о банкротстве должника, поскольку процедура наблюдения в отношении должника введена определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 июля 2014 года, то есть после размещения Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 37 "О внесении изменений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами" на сайте ВАС РФ (11.07.2014).
Возражения в срок, установленный п. 2 ст. 71 Закона о банкротстве, другими кредиторами, предъявившим требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника в арбитражный суд не представлены.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неверном указании судом первой инстанции величины суммы требования, судебной коллегией не принимается, поскольку резолютивная часть обжалуемого определения содержит указание на составные части требования, а именно: 4 106 352,29 руб. недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, включенные в реестр требований кредиторов должника в составе второй очереди и согласно таблицы, указанной в резолютивной части определения 10 555 859,9 общая сумма недоимки, 932 733 руб. 17 коп. пени и 776 158 руб. 10 коп. штрафа включенные в реестр требований кредиторов должника в составе третьей очереди.
При этом допущенная судом первой инстанции арифметическая ошибка в части указания основной задолженности в размере 14 662 212,19 руб. подлежащей включению в третью очередь реестра, на правильность принятого судебного акта не влияет, а может быть устранена в порядке, предусмотренном ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные ООО "Управление механизации и специального транспорта-НК" в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом определения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому определение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2014 года о включении требования Федеральной налоговой службы в реестр требований кредиторов должника, по делу N А65-17826/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.А.СЕРОВА

Судьи
О.Н.РАДУШЕВА
Н.А.СЕЛИВЕРСТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)