Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., судей Бояршиновой Е.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2009 по делу N А07-3996/2009 (судья Безденежных Л.В.), при участии: от открытого акционерного общества "Стерлитамакский Агротехсервис" - Багаутдинова И.Н. (доверенность от 15.01.2009 N 12), Шарафутдиновой И.Р. (доверенность от 01.09.2009 N 15), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Башкортостан - Марясева Д.А. (доверенность от 28.01.2009 N 01/0166вн),
установил:
открытое акционерное общество "Стерлитамакский Агротехсервис" (далее - ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) от 11.12.2008 N 13/0126 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - УФНС) от 12.02.2009 N 117/16 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 717 991 руб. 81 коп. за 2006-2008 годы, взыскания пеней в размере 5 141 руб. 92 коп. за просрочку уплаты доначисленного НДС, взыскания штрафа в размере 952 794 руб. 20 коп. по ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный налоговым законодательством срок налоговых деклараций по НДС за 2, 3, 4 кварталы 2006 г.; 2, 4 кварталы 2007 г. и за 1 квартал 2008 г. (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно применения нормы п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которая не подлежит применению, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказать.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что у общества отсутствуют основания для восстановления ранее принятых к вычету НДС, поясняет, что доначисление налога было связано не с восстановлением налоговых вычетов, которые были приняты до перехода на упрощенную систему налогообложения, а по причине не исчисления обществом сумм НДС с денежных средств, поступивших обществу в погашение дебиторской задолженности по товарам, реализованным в 2005 г. Считает, что в силу прямого указания Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ) при получении в период с 2006 г. по 1 квартал 2008 г. организацией, перешедшей с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения, оплаты в счет дебиторской задолженности, возникшей до 01.01.2006, несмотря на то, что после такого перехода она не признается плательщиком НДС, возникает обязанность уплатить НДС с поступивших сумм, при этом, суммы дебиторской задолженности должны включаться в налоговую базу в 1 квартале 2008 г.
Также инспекция полагает неправильным вывод суда первой инстанции о нарушении ст. 101 НК РФ, п. п. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, со ссылками на то, что расчет сумм налога произведен без учета первичных документов. Поясняет, что первичные документы по операциям, произведенным налогоплательщиком до 01.01.2006, были запрошены у общества по требованию о предоставлении документов от 25.09.2008 N 101, однако общество письмом от 03.10.2008 N 144 сообщило о невозможности представить данные документы, так как в соответствии с действующим законодательством лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет. Налоговому органу были представлены перечни предприятий дебиторов-кредиторов, были составлены реестры погашения дебиторской и кредиторской задолженности, также предоставлены копии актов сверки с контрагентами, на основании которых и были определены суммы НДС.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы инспекции отклонило, считает, что обязанность уплатить НДС за спорный период у него отсутствует. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции без удовлетворения.
Представители инспекции и налогоплательщика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель УФНС не явился. С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие УФНС.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов, по результатам которой составлен акт от 13.11.2008 N 13/0094 вн ДСП (т. 1, л.д. 34-51) и вынесено решение от 11.12.2008 N 13/0126 (т. 1, л.д. 17-33) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС за 2, 3, 4 кварталы 2006 г., за 2, 4 кварталы 2007 г., за 1 квартал 2008 г. Также обществу предложено уплатить недоимку по единому налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее единый налог), транспортному налогу, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, НДС в общей сумме 759 365 руб. 81 коп., начисленные пени по указанным налогам а также по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 113 000 руб. 11 коп.
Основанием для доначисления НДС в сумме 717 991 руб. 81 коп., соответствующих сумм пени и штрафа, а также привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС, послужили выводы инспекции о нарушении налогоплательщиком положений ст. 167 НК РФ, п. 1 ст. 174 НК РФ, ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ. Инспекция посчитала, что общество в 1 квартале 2008 г. обязано исчислить и уплатить в бюджет НДС с сумм денежных средств, поступивших в 2006 и 2007 г. в счет погашения дебиторской задолженности по реализованным до 01.01.2006 товарам (работам, услугам).
Общество не согласилось с решением инспекции и обжаловало его в порядке ст. 140 НК РФ в Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан.
Решением УФНС от 12.02.2009 N 117/16 апелляционная жалоба ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" оставлена без удовлетворения. Указанным решением было изменено решение инспекции - увеличена сумма налоговых санкций к ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" с 524 077 руб. 88 коп. до 961 078 руб. 20 коп., а также исправлена техническая ошибка в сумме штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации за 2 квартал 2006 года, которая составила 496 850 руб. 32 коп. (216 021,88х 30% + (216 021,88 х 10% х 20 месяцев). Решением УФНС было утверждено решение инспекции в новой редакции со вступлением в силу с 12.02.2009.
Общество оспорило указанные ненормативные акты налоговых органов в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал оспариваемые ненормативные акты несоответствующими п. 1 ст. 171, п. 5 ст. 172, подп. 7 п. 1 ст. 31, ст. ст. 100 - 101 НК РФ. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у инспекции отсутствуют основания для восстановления сумм НДС, принятых ранее к вычету в установленном порядке, также суд усмотрел со стороны налогового органа существенные нарушения требований, предъявляемых к оформлению результатов проверки. Мотивируя принятое решение, суд указал на то, что в акте выездной налоговой проверки и обжалуемом решении отсутствуют ссылки на первичные документы и счета-фактуры, на основании которых налогоплательщику доначислены оспариваемые суммы НДС.
При правовой оценки материалов дела апелляционный суд исходит из следующего.
На основании подп. 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных, товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) по НДС установлен статьей 163 НК РФ как квартал.
Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ в гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым налоговая база с 01.01.2006 стала определяться по наиболее ранней из двух дат - по дате отгрузки или по дате оплаты (частичной оплаты) (пункт 1 статьи 5 Закона N 119-ФЗ, пункт 1 статьи 167 НК РФ).
В связи с этим Законом N 119-ФЗ предусматривались, в частности, следующие переходные положения.
По состоянию на 01.01.2006 плательщики налога на добавленную стоимость обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31.12.2005 включительно. По результатам инвентаризации должна быть определена дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, реализация (передача) которых облагается НДС, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 01.01.2006, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами и подлежащие налоговому вычету (пункт 1 статьи 2 Закона N 119-ФЗ).
Налогоплательщики, определявшие до 01.01.2006 налоговую базу на день оплаты, должны включать в налоговую базу денежные средства, поступившие до 01.01.2008 в счет погашения указанной выше дебиторской задолженности (пункт 2 статьи 2 Закона N 119-ФЗ).
В силу условий пункта 7 статьи 2 Закона N 119-ФЗ, статьи 163 НК РФ если до 01.01.2008 дебиторская задолженность не была погашена, она в любом случае (даже при непоступлении оплаты) подлежит включению налогоплательщиком в налоговую базу в I квартале 2008 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать предусмотренные данной нормой обязательные реквизиты (пункт 2 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации определен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Согласно разделу 2 данных Методических указаний, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия; персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации; приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации составляется по форме N ИНВ-22 и регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
По окончании инвентаризации оформляется акт расчетов задолженности с покупателями и поставщиками, а также прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17. К акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами составляется справка (приложение к форме ИНВ-17).
Результаты проведенной инвентаризации оформляются первичными документами, формы которых, а также форма приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Согласно пункту 7 статьи 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
Как установлено судом первой инстанции, и следует из материалов дела, ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" в 2005 г. являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, при этом в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения моментом определения налоговой базы являлась оплата за отгруженные товары.
С 01.01.2006 общество применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "Доходы" (уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 02.12.2005 N 108).
В силу положений пункта 1 и пункта 7 статьи 2 Закона N 119-ФЗ общество было обязано по состоянию на 01.01.2006 провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, и включить выявленную дебиторскую задолженностью в налоговую базу по НДС в I квартале 2008 г.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" при получении в 2006-2007 гг., 1 квартале 2008 года оплаты в счет дебиторской задолженности, возникшей до 01.01.2006, по операциям, связанным с отгрузкой облагаемых товаров (работ, услуг), НДС с поступивших сумм не исчисляло и не уплачивало в бюджет. Также инспекцией выявлено наличие непогашенной дебиторской задолженности общества.
На требование инспекции от 25.09.2008 N 101 представить первичные документы по операциям, произведенным до 01.01.2006, и расчеты по которым осуществлены позднее, общество сообщило, что не имеет возможности представить истребуемые документы, так как не ведет бухгалтерский учет в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Инспекцией суммы дебиторской задолженности (погашенной и непогашенной) и суммы доначисленного НДС были определены на основании перечней предприятий дебиторов-кредиторов, реестров погашенной дебиторской и кредиторской задолженности, копий актов сверки ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" с контрагентами. При этом суммы поступившей оплаты в счет дебиторской задолженности не сверялись со сведениями о поступивших денежных средствах на расчетный счет налогоплательщика. Встречные проверки контрагентов, от хозяйственных операций с которыми числится дебиторская задолженность, инспекцией также не проводились. Более того, инспекцией в ходе проверки не выяснялось -проводило ли общество во исполнение требований п. 1 и п. 7 ст. 2 Закона N 119-ФЗ инвентаризацию дебиторской задолженности. Так в акте проверки лишь содержатся сведения о том, что общество проводило инвентаризацию товарно-материальных ценностей на основании приказа N 85 от 15.09.2005.
Между тем необходимыми условиями для определения суммы НДС в данном случае являются наличие документа о проведенной инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности на 01.01.2006.
Кроме того, сведения о погашенной дебиторской задолженности, указанные в методике расчета доначисленных сумм НДС не совпадают со сведениями о суммах погашенной дебиторской задолженности, приведенных налоговым органом в акте "сверки доходов, полученных ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" (далее - акт сверки) в погашение дебиторской задолженности, включенных в налоговую базу по упрощенной системе налогообложения". Так согласно методике расчета доначисленных сумм НДС учтена сумма погашенной дебиторской задолженности за 1 квартал 2006 г. в размере 1 872 394 руб. 52 коп., за 2 квартал 2006 г. в размере 1 778 014 руб. 08 коп., а акте сверки приведена сумма погашенной дебиторской задолженности за 1 квартал 2006 г. в размере 1 837 229 руб. 21 коп., за 2 квартал 2006 г. в размере 2 216 493 руб. 69 коп. Аналогично имеются и расхождения по суммам погашенной дебиторской задолженности и по 3 кварталу 2006 г., 1 кварталу 2007 г., 4 кварталу 2007 г.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств проверить правильность определения инспекцией налоговых обязательств общества по НДС, не представляется возможным, поскольку, документы о проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, результатах инвентаризации не представлены, как и первичные документы подтверждающие суммы дебиторской задолженности. При исчислении НДС налоговый орган фактически применил расчетный метод, используя информацию документов, не являющихся первичными документами бухгалтерского учета, таким образом, требования положений, установленных подп. 7 п. 1 ст. 31, п. 7 ст. 166 НК РФ им не соблюдены.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что инспекцией сумма вменяемых обществу налоговых обязательств по НДС не доказана, следовательно, начисление сумм пени и применение штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ, п. 2, 1 ст. 119 НК РФ также является незаконным.
Доводы инспекции о неправильном применении судом первой инстанции нормы п. 3 ст. 170 НК РФ, являются обоснованными. В данном случае судом первой инстанции действительно применены нормы материального права, не подлежащие применению, и сделаны неверные выводы, однако это не привело к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2009 по делу N А07-3996/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2009 N 18АП-6265/2009 ПО ДЕЛУ N А07-3996/2009
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2009 г. N 18АП-6265/2009
Дело N А07-3996/2009
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., судей Бояршиновой Е.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2009 по делу N А07-3996/2009 (судья Безденежных Л.В.), при участии: от открытого акционерного общества "Стерлитамакский Агротехсервис" - Багаутдинова И.Н. (доверенность от 15.01.2009 N 12), Шарафутдиновой И.Р. (доверенность от 01.09.2009 N 15), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Башкортостан - Марясева Д.А. (доверенность от 28.01.2009 N 01/0166вн),
установил:
открытое акционерное общество "Стерлитамакский Агротехсервис" (далее - ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) от 11.12.2008 N 13/0126 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - УФНС) от 12.02.2009 N 117/16 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 717 991 руб. 81 коп. за 2006-2008 годы, взыскания пеней в размере 5 141 руб. 92 коп. за просрочку уплаты доначисленного НДС, взыскания штрафа в размере 952 794 руб. 20 коп. по ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный налоговым законодательством срок налоговых деклараций по НДС за 2, 3, 4 кварталы 2006 г.; 2, 4 кварталы 2007 г. и за 1 квартал 2008 г. (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно применения нормы п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которая не подлежит применению, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказать.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что у общества отсутствуют основания для восстановления ранее принятых к вычету НДС, поясняет, что доначисление налога было связано не с восстановлением налоговых вычетов, которые были приняты до перехода на упрощенную систему налогообложения, а по причине не исчисления обществом сумм НДС с денежных средств, поступивших обществу в погашение дебиторской задолженности по товарам, реализованным в 2005 г. Считает, что в силу прямого указания Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ) при получении в период с 2006 г. по 1 квартал 2008 г. организацией, перешедшей с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения, оплаты в счет дебиторской задолженности, возникшей до 01.01.2006, несмотря на то, что после такого перехода она не признается плательщиком НДС, возникает обязанность уплатить НДС с поступивших сумм, при этом, суммы дебиторской задолженности должны включаться в налоговую базу в 1 квартале 2008 г.
Также инспекция полагает неправильным вывод суда первой инстанции о нарушении ст. 101 НК РФ, п. п. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, со ссылками на то, что расчет сумм налога произведен без учета первичных документов. Поясняет, что первичные документы по операциям, произведенным налогоплательщиком до 01.01.2006, были запрошены у общества по требованию о предоставлении документов от 25.09.2008 N 101, однако общество письмом от 03.10.2008 N 144 сообщило о невозможности представить данные документы, так как в соответствии с действующим законодательством лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет. Налоговому органу были представлены перечни предприятий дебиторов-кредиторов, были составлены реестры погашения дебиторской и кредиторской задолженности, также предоставлены копии актов сверки с контрагентами, на основании которых и были определены суммы НДС.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы инспекции отклонило, считает, что обязанность уплатить НДС за спорный период у него отсутствует. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции без удовлетворения.
Представители инспекции и налогоплательщика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель УФНС не явился. С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие УФНС.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов, по результатам которой составлен акт от 13.11.2008 N 13/0094 вн ДСП (т. 1, л.д. 34-51) и вынесено решение от 11.12.2008 N 13/0126 (т. 1, л.д. 17-33) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС за 2, 3, 4 кварталы 2006 г., за 2, 4 кварталы 2007 г., за 1 квартал 2008 г. Также обществу предложено уплатить недоимку по единому налогу, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее единый налог), транспортному налогу, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, НДС в общей сумме 759 365 руб. 81 коп., начисленные пени по указанным налогам а также по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 113 000 руб. 11 коп.
Основанием для доначисления НДС в сумме 717 991 руб. 81 коп., соответствующих сумм пени и штрафа, а также привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС, послужили выводы инспекции о нарушении налогоплательщиком положений ст. 167 НК РФ, п. 1 ст. 174 НК РФ, ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ. Инспекция посчитала, что общество в 1 квартале 2008 г. обязано исчислить и уплатить в бюджет НДС с сумм денежных средств, поступивших в 2006 и 2007 г. в счет погашения дебиторской задолженности по реализованным до 01.01.2006 товарам (работам, услугам).
Общество не согласилось с решением инспекции и обжаловало его в порядке ст. 140 НК РФ в Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан.
Решением УФНС от 12.02.2009 N 117/16 апелляционная жалоба ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" оставлена без удовлетворения. Указанным решением было изменено решение инспекции - увеличена сумма налоговых санкций к ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" с 524 077 руб. 88 коп. до 961 078 руб. 20 коп., а также исправлена техническая ошибка в сумме штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации за 2 квартал 2006 года, которая составила 496 850 руб. 32 коп. (216 021,88х 30% + (216 021,88 х 10% х 20 месяцев). Решением УФНС было утверждено решение инспекции в новой редакции со вступлением в силу с 12.02.2009.
Общество оспорило указанные ненормативные акты налоговых органов в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал оспариваемые ненормативные акты несоответствующими п. 1 ст. 171, п. 5 ст. 172, подп. 7 п. 1 ст. 31, ст. ст. 100 - 101 НК РФ. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у инспекции отсутствуют основания для восстановления сумм НДС, принятых ранее к вычету в установленном порядке, также суд усмотрел со стороны налогового органа существенные нарушения требований, предъявляемых к оформлению результатов проверки. Мотивируя принятое решение, суд указал на то, что в акте выездной налоговой проверки и обжалуемом решении отсутствуют ссылки на первичные документы и счета-фактуры, на основании которых налогоплательщику доначислены оспариваемые суммы НДС.
При правовой оценки материалов дела апелляционный суд исходит из следующего.
На основании подп. 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных, товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) по НДС установлен статьей 163 НК РФ как квартал.
Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ в гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым налоговая база с 01.01.2006 стала определяться по наиболее ранней из двух дат - по дате отгрузки или по дате оплаты (частичной оплаты) (пункт 1 статьи 5 Закона N 119-ФЗ, пункт 1 статьи 167 НК РФ).
В связи с этим Законом N 119-ФЗ предусматривались, в частности, следующие переходные положения.
По состоянию на 01.01.2006 плательщики налога на добавленную стоимость обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31.12.2005 включительно. По результатам инвентаризации должна быть определена дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, реализация (передача) которых облагается НДС, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 01.01.2006, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами и подлежащие налоговому вычету (пункт 1 статьи 2 Закона N 119-ФЗ).
Налогоплательщики, определявшие до 01.01.2006 налоговую базу на день оплаты, должны включать в налоговую базу денежные средства, поступившие до 01.01.2008 в счет погашения указанной выше дебиторской задолженности (пункт 2 статьи 2 Закона N 119-ФЗ).
В силу условий пункта 7 статьи 2 Закона N 119-ФЗ, статьи 163 НК РФ если до 01.01.2008 дебиторская задолженность не была погашена, она в любом случае (даже при непоступлении оплаты) подлежит включению налогоплательщиком в налоговую базу в I квартале 2008 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать предусмотренные данной нормой обязательные реквизиты (пункт 2 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации определен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Согласно разделу 2 данных Методических указаний, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия; персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации; приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации составляется по форме N ИНВ-22 и регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
По окончании инвентаризации оформляется акт расчетов задолженности с покупателями и поставщиками, а также прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17. К акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами составляется справка (приложение к форме ИНВ-17).
Результаты проведенной инвентаризации оформляются первичными документами, формы которых, а также форма приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Согласно пункту 7 статьи 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
Как установлено судом первой инстанции, и следует из материалов дела, ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" в 2005 г. являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, при этом в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения моментом определения налоговой базы являлась оплата за отгруженные товары.
С 01.01.2006 общество применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "Доходы" (уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 02.12.2005 N 108).
В силу положений пункта 1 и пункта 7 статьи 2 Закона N 119-ФЗ общество было обязано по состоянию на 01.01.2006 провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, и включить выявленную дебиторскую задолженностью в налоговую базу по НДС в I квартале 2008 г.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" при получении в 2006-2007 гг., 1 квартале 2008 года оплаты в счет дебиторской задолженности, возникшей до 01.01.2006, по операциям, связанным с отгрузкой облагаемых товаров (работ, услуг), НДС с поступивших сумм не исчисляло и не уплачивало в бюджет. Также инспекцией выявлено наличие непогашенной дебиторской задолженности общества.
На требование инспекции от 25.09.2008 N 101 представить первичные документы по операциям, произведенным до 01.01.2006, и расчеты по которым осуществлены позднее, общество сообщило, что не имеет возможности представить истребуемые документы, так как не ведет бухгалтерский учет в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Инспекцией суммы дебиторской задолженности (погашенной и непогашенной) и суммы доначисленного НДС были определены на основании перечней предприятий дебиторов-кредиторов, реестров погашенной дебиторской и кредиторской задолженности, копий актов сверки ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" с контрагентами. При этом суммы поступившей оплаты в счет дебиторской задолженности не сверялись со сведениями о поступивших денежных средствах на расчетный счет налогоплательщика. Встречные проверки контрагентов, от хозяйственных операций с которыми числится дебиторская задолженность, инспекцией также не проводились. Более того, инспекцией в ходе проверки не выяснялось -проводило ли общество во исполнение требований п. 1 и п. 7 ст. 2 Закона N 119-ФЗ инвентаризацию дебиторской задолженности. Так в акте проверки лишь содержатся сведения о том, что общество проводило инвентаризацию товарно-материальных ценностей на основании приказа N 85 от 15.09.2005.
Между тем необходимыми условиями для определения суммы НДС в данном случае являются наличие документа о проведенной инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности на 01.01.2006.
Кроме того, сведения о погашенной дебиторской задолженности, указанные в методике расчета доначисленных сумм НДС не совпадают со сведениями о суммах погашенной дебиторской задолженности, приведенных налоговым органом в акте "сверки доходов, полученных ОАО "Стерлитамакский Агротехсервис" (далее - акт сверки) в погашение дебиторской задолженности, включенных в налоговую базу по упрощенной системе налогообложения". Так согласно методике расчета доначисленных сумм НДС учтена сумма погашенной дебиторской задолженности за 1 квартал 2006 г. в размере 1 872 394 руб. 52 коп., за 2 квартал 2006 г. в размере 1 778 014 руб. 08 коп., а акте сверки приведена сумма погашенной дебиторской задолженности за 1 квартал 2006 г. в размере 1 837 229 руб. 21 коп., за 2 квартал 2006 г. в размере 2 216 493 руб. 69 коп. Аналогично имеются и расхождения по суммам погашенной дебиторской задолженности и по 3 кварталу 2006 г., 1 кварталу 2007 г., 4 кварталу 2007 г.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств проверить правильность определения инспекцией налоговых обязательств общества по НДС, не представляется возможным, поскольку, документы о проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, результатах инвентаризации не представлены, как и первичные документы подтверждающие суммы дебиторской задолженности. При исчислении НДС налоговый орган фактически применил расчетный метод, используя информацию документов, не являющихся первичными документами бухгалтерского учета, таким образом, требования положений, установленных подп. 7 п. 1 ст. 31, п. 7 ст. 166 НК РФ им не соблюдены.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что инспекцией сумма вменяемых обществу налоговых обязательств по НДС не доказана, следовательно, начисление сумм пени и применение штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ, п. 2, 1 ст. 119 НК РФ также является незаконным.
Доводы инспекции о неправильном применении судом первой инстанции нормы п. 3 ст. 170 НК РФ, являются обоснованными. В данном случае судом первой инстанции действительно применены нормы материального права, не подлежащие применению, и сделаны неверные выводы, однако это не привело к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.06.2009 по делу N А07-3996/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)