Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N А35-15086/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N А35-15086/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2013 по делу N А35-15086/2011 (судья Горевой Д.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества Межрегиональный Научно-Производственный Концерн "НЭКСИ" (ОГРН 1024601223789) о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области от 24.06.2011 N 09-12/18,
третьи лица: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области; администрация города Железногорска,
при участии в судебном заседании:
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области: Симоненковой Е.А., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела управления Федеральной налоговой службы по Курской области по доверенности от 01.01.2013 N 03-15/00144,
от закрытого акционерного общества Межрегиональный Научно-Производственный Концерн "НЭКСИ" - представитель не явился, надлежаще извещено,
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - представитель не явился, надлежаще извещено,
от администрации города Железногорска - представитель не явился, надлежаще извещена,

установил:

Закрытое акционерное общество Межрегиональный Научно-Производственный концерн "НЭКСИ" (далее - общество "МНПК НЭКСИ", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 24.06.2011 N 09-12/18 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части начисления 3 756 148 руб. земельного налога, 955 209 руб. пени и 751 299 руб. налоговых санкций за неуплату земельного налога (с учетом уточнений).
Определением Арбитражного суда Курской области от 29.12.2013 к участию в деле N А35-15086/2011 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области и администрация города Железногорска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 31.01.2013 требования общества "МНПК НЭКСИ" удовлетворены частично, решение инспекции от 24.06.2011 N 09-12/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в сумме 606 103,18 руб. за неполную уплату земельного налога, начисления пени по земельному налогу в сумме 773 719,29 руб. и предложения уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 3 030 518,9 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу "МНПК НЭКСИ" отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении его требований как принятое с неправильным применением норм материального права и с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция, ссылаясь на правовую позицию, сформулированную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 16.07.2013 N 3125/13 по делу N А35-10019/2011 (далее - Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 16.07.2013 N 3125/13), участниками которого являются те же лица, что и в рассматриваемом деле, указывает, что сам факт внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости свидетельствует о существовании этого земельного участка в качестве индивидуально-определенной вещи и объекта налогообложения земельным налогом, вследствие чего у суда области не имелось оснований для вывода об отсутствии у общества "МНПК НЭКСИ" объектов налогообложения по тому основанию, что земельные участки с кадастровыми номерами 46:30:000004:548; 46:30:000012:96 и 46:30:000004:549 не были сформированы в проверенном налоговым органом периоде, а земельный участок с кадастровым номером 46:30:000042:152 сформирован лишь в конце апреля 2008 года.
Общество "МНПК НЭКСИ" в представленном отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как указывает общество, оно не владеет и не пользуется земельными участками с кадастровыми номерами 46:30:000012:96 и 46:30:000004:549, так на участке с кадастровым номером 46:30:000012:96 расположен жилой дом, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:30:000004:549 общество еще в 1996 году обратилось с заявлением об его изъятии в администрацию г. Железногорска, однако, вопрос об изъятии разрешился лишь в судебном порядке в апреле 2009 года.
Также, по мнению общества, у него не возникло и не могло возникнуть обязанности по исчислению и уплате в бюджет земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 46:30:000004:548, 46:30:000004:549, 46:30:000042:152 в силу того, что перечисленные земельные участки до введения в действие Земельного и Налогового кодексов Российской Федерации были представлены правопредшественнику общества "МНПК НЭКСИ" - межотраслевой научно-производственной фирме "НЭКСИ" (новая экономическая система) на праве бессрочного и бесплатного пользования,
По мнению общества, поскольку законодательством, действовавшим на момент предоставления спорных земельных участков, была предусмотрена возможность бесплатного пользования землей, то, в силу общего конституционного принципа об отсутствии у закона обратной силы, у него сохраняется право бесплатного пользования земельными участками, фактически использующимися в хозяйственной деятельности в настоящее время, то есть, земельными участками с кадастровыми номерами 46:30:000004:548 и 46:30:000042:152.
Полагая, что в настоящее время судами норма законодательства о бесплатном пользовании землей и о возможности возложения на лиц, которым земля предоставлена на условиях бесплатного бессрочного пользования, обязанности по уплате земельного налога, установленного главой 31 Налогового кодекса, применяется без учета положения о невозможности придания обратной силы закону, общество "МНПК НЭКСИ" просит апелляционный суд приостановить производство по настоящему делу в связи с обращением им в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой о проверке конституционности положений статей 387 (пункт 1), 388 (пункт 1), 389 (пункт 1) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) до момента рассмотрения указанной жалобы.
Третье лицо - администрация города Железногорска в представленном отзыве поддержала доводы апелляционной жалобы налогового органа, подтвердив, что спорные земельные участки являлись ранее учтенными и, соответственно, являются сформированными. Любое дальнейшее уточнение и четкое определение границ спорных земельных участков возможно только на основании заявления самого налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности его рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Срок приостановления производства по делу, установленный статьей 145 Арбитражного процессуального кодекса, определяется в этом случае моментом вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
О приостановлении производства по делу арбитражный суд выносит определение, указанное в статье 147 Арбитражного процессуального кодекса, которое может быть обжаловано сторонами (статья 147 Арбитражного процессуального кодекса).
Из приведенных процессуальных норм следует, что основанием для приостановления производства по рассматриваемому делу может служить лишь наличие в производстве другого суда из перечня, указанного в пункте 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса, дела, в отсутствие результата разрешения спора по которому невозможно рассмотрение данного дела.
Статьей 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О конституционном суде Российской Федерации (далее - Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ установлено, поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям названного Федерального конституционного закона.
Основанием к рассмотрению дела является, в частности, обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт.
Статьей 40 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ установлено, что обращение в Конституционный суд проверяется Секретариатом Конституционного Суда на предмет его соответствия требованиям названного Федерального конституционного закона, который может уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям названного Закона.
Для разрешения вопроса о возможности принятия обращения к рассмотрению оно в течение двух месяцев с момента регистрации подвергается предварительному изучению, по результатам которого выносится соответствующее заключение, докладываемое в заседании Конституционного Суда (статья 41 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения. О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны (статья 42 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).
Статьей 43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ установлена возможность отказа в принятии обращения к рассмотрению по основаниям, перечисленным в названной статье.
В рассматриваемом случае общество "МНПК НЭКСИ" представило апелляционному суду лишь копию жалобы от 25.11.2013, направленной в Конституционный Суд Российской Федерации, без доказательств ее принятия Конституционным Судом к рассмотрению.
Следовательно, оснований полагать, что в производстве Конституционного Суда имеется жалоба, результат рассмотрения которой будет иметь значение для правильного разрешения настоящего спора, у апелляционного суда не имеется.
В указанной связи апелляционная коллегия не усматривает оснований для производства по делу, тем более, что в силу положений пункта 3 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации, будет являться новым обстоятельством, являющимся основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта.
В судебное заседание представители общества "МНПК НЭКСИ", управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области и администрации города Железногорска, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, не явились.
При этом администрацией города Железногорска заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области обжалует решение суда первой инстанции лишь в той части, в которой признано недействительным ее решение от 24.06.2011 N 09-12/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Лицами, участвующими в деле, ходатайств о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений также не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Курской области от 31.01.2013 лишь в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, выслушав пояснения представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Воронежской области была проведена выездная налоговая проверка общества "МНПК НЭКСИ" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, по результатам которой был составлен акт от 26.05.2011 N 09-08/09.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 26.05.2011 N 09-08/09 и возражения налогоплательщика на него, начальник межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области принял решение от 24.06.2011 N 09-12/18 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым общество "МНПК НЭКСИ" было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде взыскания штрафа за неполную уплату земельного налога за 2008-2009 годы в сумме 751 229 руб.
Кроме того, обществу предлагалось уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 3 756 148 руб. и пени по указанному налогу по состоянию на 24.06.2011 в сумме 955 209 руб.
Причинами неуплаты земельного налога, как это следует из акта проверки и решения по нему, явилось занижение налогоплательщиком налогооблагаемой базы для исчисления земельного налога вследствие невключения в нее кадастровой стоимости четырех земельных участков с кадастровыми номерами 46:30:000042:152, 46:30:000004:549, 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96, в отношении которых у общества имелись правоустанавливающие документы, подтверждающие его права на эти земельные участки.
Общество "МНПК НЭКСИ", не согласившись с решением от 24.06.2011 N 09-12/18, обжаловало это решение в управление Федеральной налоговой службы по Курской области, которое по результатам рассмотрения жалобы решением от 08.08.2011 N 496 оставило решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области от 24.06.2011 N 09-12/18 без изменения, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Считая, что решение инспекции от 24.06.2011 N 09-12/18, которым на него возлагались обязанности по уплате земельного налога, пеней и санкций по налогу, не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество "МНПК НЭКСИ" обратилось с заявлением о признании его недействительными в Арбитражный суд Курской области.
Арбитражный суд области, рассмотрев заявленные требования, удовлетворил их частично, признав обжалуемые ненормативные правовые акты недействительными в части доначисления земельного налога, начисления пеней и привлечения к ответственности за неуплату налога в отношении трех земельных участков с кадастровыми номерами 46:30:000004:549, 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96 - полностью, в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:30:000042:152 - частично.
При этом арбитражный суд области исходил из того, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 46:30:000004:549, 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96 не были установлены в проверенном налоговым органом периоде, вследствие чего нельзя считать указанные земельные участки сформированными по правилам земельного законодательства, границы земельного участка с кадастровым номером 46:30:000042:152 сформированы лишь в конце апреля 2008 года, поэтому объектом налогообложения он стал с мая 2008 года.
В указанной связи суд пришел к выводу, что в отсутствие доказательств формирования спорных земельных участков в установленном порядке не имеется оснований для признания их объектами налогообложения земельным налогом и для возложения на налогоплательщика обязанности по исчислению и уплате земельного налога по несформированным земельным участкам, и признал решение налогового органа от 24.06.2011 N 09-12/18 недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 3 030 518,90 руб., пени по земельному налогу в сумме 773 719,29 руб., штрафа по налогу в сумме 606 103,18 руб.
Апелляционная коллегия, признавая указанный вывод суда области ошибочным, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В частности, статья 388 Налогового кодекса устанавливает обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, производить уплату земельного налога в порядке, установленном главой 31 Налогового кодекса.
Земельный налог, как это следует из статьи 387 Налогового кодекса, устанавливается Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу положений пункта 3 статьи 391, пункта 2 статьи 396 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 Налогового кодекса (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена кадастровая стоимость этого земельного участка.
Следует отметить, что определение понятия "земельный участок" в самом Налоговом кодексе отсутствует, поэтому с учетом статьи 11 Кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно используется в соответствующих отраслях законодательства.
Понятие земельного участка установлено Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), согласно статье 11.1 которого в редакции, действовавшей в 2008 - 2009 годах, земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) и удостоверяются документами, предусмотренными названным Законом.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество, как это указано в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 23.07.2009 N 54), плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В этой связи с момента принятия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию их правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим на момент издания такого акта.
Статья 70 Земельного кодекса предусматривает необходимость осуществления в отношении земельных участков государственного кадастрового учета.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), действующего с 01.01.2008, установлено, что государственный земельный кадастр (кадастр недвижимости) представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах кадастрового учета, включая их правовой режим, месторасположение и размер.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
На основании пункта 2 названной нормы в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости - земельном участке, такие как: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости и об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования и (или) адрес электронной почты правообладателя объекта недвижимости); сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости.
Следовательно, учитывая, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется налогоплательщиком на основании данных государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в нем по состоянию на начало соответствующего налогового периода (1 января календарного года, за который исчисляется налог), которые, в свою очередь, вносятся в кадастр в отношении сформированных участков, обязанность по уплате земельного налога может возникнуть у налогоплательщика лишь после формирования и учета земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Данный вывод содержится в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 23.07.2009 N 54, из которого следует, что объект налогообложения по земельному налогу возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
При этом, учитывая, что формирование земельного участка включает его государственный кадастровый учет, обязанность по уплате земельного налога (при соблюдении иных законодательно установленных условий) возникает только после проведения государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка.
Следует учитывать также, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 16.07.2013 N 3125/13 по делу N А35-10019/2011, предметом спора в котором являлась обоснованность доначисления обществу "МНПК НЭКСИ" земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 46:30:000042:152, 46:30:000004:548, 46:30:000012:96 решением межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области от 24.06.2011 N 09-12/18 за 2010 год, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, признается юридически действительным на основании статьи 45 названного Закона с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу данного Закона, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с названным Законом, считаются ранее учтенными земельными участками.
Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом (пункт 7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В силу пункта 2 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (в редакции, действовавшей в спорный период), установление границ земельных участков (территориальное землеустройство) проводится по инициативе собственника (землепользователя).
Как установлено судом области в рассматриваемом деле и следует из материалов дела, на территории муниципального образования г. Железногорск земельный налог введен решением Железногорской городской Думы от 27.10.2005 N 194-3-РД "О введении на территории муниципального образования "Город Железногорск" земельного налога (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно представленным в материалам дела документам закрытое акционерное общество Межрегиональный Научно-Производственный Концерн "НЭКСИ" является правопреемником созданной на основании решения исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов от 29.09.1989 N 351 межотраслевой научно-производственной фирма "НЭКСИ" (новая экономическая система).
Решением исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов от 16.08.1990 N 378 межотраслевая научно-производственная фирма "НЭКСИ" переименована в межрегиональный научно-производственный концерн "НЭКСИ".
Постановлением главы администрации г. Железногорска от 26.02.1993 N 149 межрегиональный научно-производственный концерн "НЭКСИ" перерегистрирован в качестве акционерного общества закрытого типа "МНПК НЭКСИ". 01.12.2000 акционерное общество закрытого типа "МНПК НЭКСИ" реорганизовано в закрытое акционерное общество "МНПК НЭКСИ", о чем ему выдано свидетельство N 1150.
Суд области на основании имеющихся в материалах дела документов установил, что обществу "МНПК НЭКСИ" в проверенном налоговым органом периоде - 2008-2009 годы на праве постоянного (бессрочного) пользования в пределах муниципального образования город Железногорск принадлежали четыре земельных участка:
- - земельный участок площадью 3 300 м кв. (0,33 га) с кадастровым номером 46:30:000012:96 и кадастровой стоимостью 19 146 501 руб., представленный для обслуживания магазина;
- - земельный участок площадью 9 530 м кв. (0,9530 га) с кадастровым номером 46:30:000042:152 и кадастровой стоимостью 37 079 324 руб., представленный для строительства научно-инженерного центра;
- - земельный участок площадью 60 000 м кв. (6,0 га) с кадастровым номером 46:30:000004:549 и кадастровой стоимостью 27 691 800 руб., представленный для расширения производственной базы;
- - земельный участок площадью 124 000 м кв. (12,4 га) с кадастровым номером 46:30:000004:548 и кадастровой стоимостью 57 229 720 руб., представленный для строительства производственной базы и завода экспериментального машиностроения.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 46:30:000012:96, расположенным по адресу: Курская обл., г. Железногорск, ул. Энтузиастов, д. 1, возникло у общества МНПК "НЭКСИ" на основании постановления главы администрации города Железногорска от 16.11.1998 N 1144 и подтверждается свидетельством о праве пользования на землю от 01.12.1998 N 358, выданным межрегиональному научно-производственному концерну "НЭКСИ".
Земельный участок с кадастровым номером 46:30:000004:548 с местом расположения Курская область, г. Железногорск, МСК, был предоставлен обществу МНПК "НЭКСИ" для строительства производственной базы и завода экспериментального машиностроения на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании государственного акта от 01.08.1990 N А-I N 229979, выданного межотраслевой научно-производственной фирме "НЭКСИ".
Земельный участок с кадастровым номером 46:30:000042:152, расположенный по адресу: Курская обл., г. Железногорск, в р-не ПТУ N 18 и ЖГМК, был предоставлен обществу в бессрочное (постоянное) пользование на основании государственного акта от 30.04.1990 N 184, выданного межотраслевой научно-производственной фирме "НЭКСИ".
Земельный участок с кадастровым номером 46:30:000004:549, расположенный по адресу: Курская обл., г. Железногорск, МСК, предоставлен обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования для расширения производственной базы на основании государственного акта от 18.12.1991 N А-I N 615851, выданного межрегиональному концерну "НЭКСИ.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 01.11.2008 N 46/11-1-7709, земельный участок 46:30:000012:96, расположенный по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Энтузиастов, д. 1, площадью 3 300 кв. м, кадастровой стоимостью 19 146 501 руб., находится в пользовании общества МНПК "НЭКСИ" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сведения о границах указанного земельного участка отсутствуют.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 11.02.2011 N 2008-03-2819 следует, что земельный участок 46:30:00000:548, расположенный по адресу: Курская область, г. Железногорск, МСК, площадью 124 000 кв. м, кадастровой стоимостью 57 229 720 руб., находится в постоянном (бессрочном) пользовании общества. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 11.02.2011 N 46/11-1-7614, земельный участок 46:30:000042:152, расположенный по адресу: Курская область, г. Железногорск, в районе ПТУ N 18 и ЖГМК, площадью 9 530 кв. м, кадастровой стоимостью 37 079 324 руб., принадлежит обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 26.03.2012 N 46/12-1-28245, земельный участок 46:30:000004:549, расположенный по адресу: Курская обл., г. Железногорск, МСК, площадью 60 000 кв. м, кадастровой стоимостью 25 576 200 руб., находится у общества на праве бессрочного и бесплатного пользования. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При этом, как установлено в деле N А35-10019/2011, земельные участки с кадастровыми номерами 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании общества "МНПК НЭКСИ", являются надлежащим образом сформированными, вследствие чего общество в отношении указанных участков являлось налогоплательщиком земельного налога в 2010 году.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку в деле N А35-10019/2011 уже установлено то обстоятельство, что общество "МНПК НЭКСИ" является налогоплательщиком земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96 применительно к 2010 году, а в 2008 и в 2009 годах общество обладало названными земельными участками на тех же правах, возникших до введения в действие Земельного кодекса, то, с учетом уже установленных обстоятельств, апелляционная коллегия считает доказанной обязанность общества по уплате земельного налога по названным земельным участкам также и в 2008 - 2009 годах.
Так как фактически исчисление земельного налога по названным земельным участкам обществом "МНПК НЭКСИ" не производилось, то налоговым органом обоснованно произведено доначисление налога за указанные периоды.
Также материалами рассматриваемого дела установлен, по мнению апелляционной коллегии, факт существования в 2008 - 2009 годах в качестве сформированного и обособленного земельного участка с кадастровым номером 46:30:000042:152, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суд области, частично признавая необоснованным произведенное инспекцией доначисление земельного налога по названному земельному участку, исходил из того, что формирование земельного участка произошло лишь в апреле 2008 года, так как в этом периоде были завершены работы по межеванию и формированию земельного участка, о чем свидетельствует, как указал суд области, то обстоятельство, что решение об учете изменений характеристик объекта недвижимости принято межтерриториальным отделом N 10 г. Железногорска управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области 11.04.2008, а регистрация земельного участка с кадастровым номером 46:30:000042:152 в управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области была назначена на 25.04.2008.
С учетом изложенного, суд области пришел к выводу о том, что земельный налог по данному земельному участку подлежит начислению с момента окончания его формирования, то есть, с мая 2008 года.
Вместе с тем, исходя из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 16.07.2013 N 3125/13 по делу N А35-10019/2011, поскольку земельный участок с кадастровым номером 46:30:000042:152 находился в пользовании общества с момента его предоставления на правах постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается государственным актом от 30.04.1990 N 184 и являлся ранее учтенным, а уточнение границ земельного участка в 2008 году производилось по желанию правообладателя - общества "МНПК НЭКСИ", то факт уточнения границ земельного участка не свидетельствует об отсутствии обязанности по уплате земельного налога по нему до этого момента.
Следовательно, налоговым органом правомерно произведено начисление земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 46:30:000042:152 за 2008 - 2009 годы.
Эта же позиция применима и при оценке наличия у общества обязанности по исчислению и уплате в бюджет земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 46:30:000004:549, представленного обществу "МНПК НЭКСИ" для расширения производственной базы на основании государственного акта от 18.12.1991 N А-I N 615851.
Следует отметить при этом, что доначисление земельного налога произведено налоговым органом с учетом того обстоятельства, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общества "МНПК "НЭКСИ" было прекращено решением Арбитражного суда Курской области от 23.04.2009 по делу N А35-9171/08-с16 по иску администрации г. Железногорска.
Доводы общества МНПК "НЭКСИ" о том, что фактически оно не владело и не пользовалось земельными участками с кадастровыми номерами 46:30:000012:96 и 46:30:000004:549, так на участке с кадастровым номером 46:30:000012:96 расположен жилой дом, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:30:000004:549 общество еще в 1996 году обратилось с заявлением об его изъятии, не могут быть признаны апелляционной коллегией обоснованными, так как они противоречат доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Из имеющихся в материалах рассматриваемого дела постановления главы администрации города Железногорска от 16.11.1998 N 1144 и свидетельства о праве пользования на землю от 01.12.1998 N 358 следует, что земельный участок площадью 3 300 м кв. (0,33 га) с кадастровым номером 46:30:000012:96, расположенный по адресу: Курская обл., г. Железногорск, ул. Энтузиастов, д. 1, был предоставлен обществу "МНПК НЭКСИ" на основании его ходатайства от 19.04.1996 N 02/101 для обслуживания магазина, приобретенного по договору купли-продажи от 08.10.1991 N 14.
Доказательств того, что на указанном участке расположен жилой дом, а также того, что в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса, пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ у собственников квартир в жилом доме в спорных налоговых периодах 2008-2010 годы возникло право на этот земельный участок как на входящий в состав общего имущества многоквартирного дома, в материалах дела не имеется.
Согласно плану земельного участка, являющемуся приложением к свидетельству о праве пользования на землю от 01.12.1998 N 358, данный земельный участок прилегает к многоквартирному жилому дому по ул. Энтузиастов, д. 1.
Из ответа филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области", представленного суду апелляционной инстанции на запрос о представлении копий документов, на основании которых в государственный кадастр недвижимости внесены данные об обществе "МНПК НЭКСИ" как о правообладателе земельных участков с кадастровыми номерами 46:30:000004:549, 46:30:000004:548 и 46:30:000012:96 следует, что сведения об обществе "МНПК НЭКСИ" как о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 46:30:000012:96 исключены из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 28.11.2013 на основании решения от 02.02.2011 N 46/11-2695.
Следовательно, в спорных периодах 2008-2009 годы общество являлось плательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 46:30:000012:96.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 46:30:000004:549 общество в качестве доказательства прекращения прав на этот земельный участок ссылалось на письмо от 19.04.1996 N 02/10.1, направленное им в адрес администрацию г. Железногорска, в котором оно просило об изъятии земельного участка площадью 6 га, предназначенного под расширение производственной базы.
Однако, в материалах дела отсутствуют сведения об изъятии данного земельного участка на основании обращения общества. Вместе с тем, как установлено судом области, право постоянного (бессрочного) пользования обществом "МНПК НЭКСИ" земельным участком с кадастровым номером 46:30:000004:549 прекращено по иску администрации г. Железногорска решением Арбитражного суда Курской области от 23.04.2009 по делу N А35-9171/2008, не обжалованным сторонами и вступившим в законную силу.
При этом при рассмотрении спора суд не признал обоснованным довод общества "МНПК НЭКСИ" о том, что спорный земельный участок ему не принадлежит с 1996 года, когда им было направлено в адрес администрации письмо об изъятии земельного участка.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 46:30:000004:549 находился в пользовании общества "МНПК НЭКСИ" до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А35-91712008, что учтено налоговым органом в решении от 24.06.2011 N 09-12/18, так как земельный налог по названному земельному участку доначислен лишь за четыре месяца 2009 года.
Также апелляционной коллегией не может быть признан обоснованным довод налогоплательщика об отсутствии у него обязанности по исчислению и уплате в бюджет земельного налога по спорным земельным участкам, так как все они были представлены ему на праве бессрочного бесплатного пользования, на что указано в соответствующих правоустанавливающих документах.
Действительно, в соответствии со статьей 10 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 01.07.1970 "Об утверждении земельного кодекса РСФСР" пользование землей в РСФСР осуществлялось бесплатно, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Союза ССР.
Вместе с тем, Постановлением Верховного Совета СССР от 28.02.1990 N 1252-1 были утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, статьей 12 которых, действующей с 01.01.1991, устанавливалось, что землевладение и землепользование в СССР являются платными. Плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка.
Принцип платности землепользования сохранился и в законодательстве Российской Федерации. Так, статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон от 11.10.1991 N 1738-1) было предусмотрено, что использование земли в РСФСР является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 30.10.2001, принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отнесен к основным принципам земельного законодательства.
Таким образом, начиная с января 1991 года любое землепользование в Российской Федерации является платным, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
К таким случаям относятся установленные законодательством льготы по уплате земельного налога, установленные разделом IV Закона от 11.10.1991 N 1738-1) и статьей 395 Налогового кодекса.
Следовательно, в силу действующего с 01.01.1991 нормативного регулирования общество "МНПК НЭКСИ" является налогоплательщиком земельного налога как правообладатель представленных ему в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков. Доказательств наличия льгот по налогообложению общество суду не представило.
Довод общества о сохранении за ним права бесплатного землепользования, в силу изложенных правовых норм отклоняется апелляционной коллегией как ошибочный.
Доводов, касающихся правильности определения кадастровой стоимости земельных участков и расчета земельного налога апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного апелляционная коллегия полагает обоснованным доначисление обществу "МНПК НЭКСИ" решением межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курской области от 24.06.2011 N 09-12/18 земельного налога в сумме 3 756 148 руб. за 2008 - 2009 годы.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, а материалами рассматриваемого дела доказан факт неправомерного неисчисления и неуплаты обществом "МНПК НЭКСИ" земельного налога в сумме 3 756 148 руб., инспекцией правомерно начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 955 209 руб.
Кроме того, в силу положений статьи 122 Налогового кодекса неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной названной статьей, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Поскольку материалами дела доказан факт занижения налогоплательщиком налоговой базы при исчислении земельного налога за 2008-2009 годы, он обоснованно привлечен инспекцией к ответственности за неуплату налога в виде взыскания штрафа в сумме 751 229 руб.
В указанной связи у суда области не имелось оснований для признания решения инспекции от 24.06.2011 N 09-12/18 недействительным в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за неуплату земельного налога в сумме 606 103,18 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 773 719,29 руб. и земельного налога за 2008-2009 годы в сумме 3 030 518,9 руб.
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что апелляционная жалоба межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Курской области подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2013 по делу N А35-15086/2011- отмене в части удовлетворения требований общества "МНПК НЭКСИ" о признании недействительным решения инспекции в части доначисления земельного налога за 2008-2009 годы в сумме 3 030 518,9 руб., пеней за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 606 103,18 руб., штрафа за неуплату налога в сумме 773 719,29 руб.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционной коллегией не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Курской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2013 по делу N А35-15086/2011 в части признания решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Курской области от 24.06.2011 N 09-12/18 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" недействительным отменить.
Отказать закрытому акционерному обществу Межрегиональный Научно-Производственный Концерн "НЭКСИ" в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА

Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)