Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чаплыгиным П.В.,
при участии в судебном заседании:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области: Сукманова М.В. доверенность от 05.09.2014 N 03-22/63;
- от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра": Басманов Е.В. доверенность от 03.04.2014 N Д-ЦА/150 сроком до 03.04.2015, Богданов Т.А. доверенность от 03.04.2014 N Д-ЦА/147 сроком до 03.04.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2014 по делу N А36-2211/2014 (судья Дегоева О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ОРГН 1046900099498, ИНН 6901067107) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области (ОГРН 1134821000016, ИНН 4821035508) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций за 2010 год в размере 475143 руб., обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций за 2010 год в размере 475143 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций за 2010 год в размере 475143 руб., обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций за 2010 год в размере 475143 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2014, действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области, выразившееся в отказе произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 475143 руб. признаны незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" 475143 руб. налога на имущество организаций.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" взыскано 14502 руб. 86 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.
В обоснование апелляционной жалобы, Инспекция ссылается на то, что налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченного налога в размере 475143 руб. за период 1-3 квартал 2010 года в связи с тем, что уплата авансовых платежей по налогу на имущество организаций была произведена налогоплательщиком свыше трех лет назад, а именно в апреле, июле и октябре 2010 года, а заявление на возврат излишне уплаченного налога подано в налоговый орган 25.12.2013.
Кроме того, по мнению Инспекции, налогоплательщик самостоятельно допустил переплату по налогу на имущество организаций, поскольку на дату внесения в 2010 году авансовых платежей по налогу у Общества имелась возможность получения информации об отсутствии обязанности по уплате налога на объекты, освобожденные от налогообложения, в связи с общедоступностью перечня имущества, относящегося к указанным объектам, содержащегося в постановлении правительства РФ N 504 от 30.09.2007.
Как указывает налоговый орган, поскольку налогоплательщиком первоначальная налоговая декларация за 2010 год была представлена к уплате, а не к уменьшению, то трехлетний срок на возврат излишне уплаченных сумм налога следует исчислять в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации с момента уплаты налога в бюджет, то есть с момента уплаты в бюджет спорных сумм авансовых платежей.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве и дополнительных пояснениях Общество возражает против доводов Инспекции, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и дополнительных пояснениях, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.08.2013 ОАО "МРСК Центра" в Межрайонную ИФНС России N 7 по Липецкой области по месту учета обособленных подразделений в части филиала ОАО "МРСЦ Центра" - "Липецкэнерго" представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2010 год.
По результатам проведенных Инспекцией камеральных налоговых проверок данных деклараций нарушений законодательства о налогах и сборах выявлено не было.
25.12.2013 Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями N ЛП/01-16567, N ЛП/01-16568 о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010 год путем перечисления денежных средств в общей сумме 627680 руб. на расчетный счет налогоплательщика (т. 1 л.д. 82-85).
Данные заявления получены Инспекцией 31.12.2012 (т. 1 л.д. 87).
Извещением от 24.01.2014 N 93 Инспекция уведомила налогоплательщика о принятых решениях о возврате налога на имущество организаций в общей сумме 152537 руб. Одновременно налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченного налога в размере 475143 руб. за период 1-3 квартал 2010 года в связи с тем, что заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога (т. 1 л.д. 86).
Указанные действия Инспекции по отказу в возврате излишне уплаченного налога за период 1-3 квартал 2010 года были обжалованы налогоплательщиком в УФНС России по Липецкой области.
Решением от 28.03.2014 N 37 вышестоящий налоговый орган отказал в удовлетворении данной жалобы.
Общество, не согласившись с законностью отказа Инспекции в возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании бездействия Инспекции незаконным, а также об обязании налогового органа возвратить на расчетный счет денежные средства в сумме 475143 руб.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 НК РФ установлено право налогоплательщиков на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно п. п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов.
В силу п. п. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п. 8, 9 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Исходя из положений п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налогов, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате указанных сумм.
Таким образом, реализация налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченного налога обусловлена соблюдением сроков на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, который установлен ст. 78 НК РФ.
Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" (далее - Закон Липецкой области N 80-ОЗ).
Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Объектами налогообложения в силу ст. 374 НК РФ для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений ст. ст. 375, 376 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 1, 2 ст. 379 НК РФ)
В соответствии с со ст. 382 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Таким образом, вышеприведенные положения ст. 382 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты налога на имущество организаций, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 настоящего Кодекса.
Таким образом, налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую уплату по итогам налогового (отчетного) периода исходя из соответствующих показателей налоговой базы и установленных на соответствующий налоговый период налоговых льгот (ст. 54 НК РФ), отражая ее в налоговой декларация, представляемой по итогам налогового периода.
В соответствии с п. 1 ст. 383 НК РФ налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Липецкой области N 80-ОЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 386 НК РФ предусмотрено, что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания налогового периода, поскольку окончательный размер налогового обязательства по налогу на имущество определяется по итогам налогового периода в представляемой налогоплательщиком налоговой декларации.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что установленный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на имущество о сумме налога на имущество, излишне уплаченной в бюджет, налогоплательщик должен знать с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Как следует из материалов дела, Обществом за 2010 год уплачен налог на имущество организаций в сумме 1030646 руб., что подтверждается платежными поручениями:
- - N 61437 от 27.04.2010 на сумму 169767 руб., N 61441 от 27.04.2010 на сумму 40182 руб., N 61445 от 27.04.2010 на сумму 13353 руб., N 61455 от 27.04.2010 на сумму 12026 руб., N 61457 от 27.04.2010 на сумму 26059 руб. (за 1 квартал 2010 года);
- - N 10175 от 23.07.2010 на сумму 40009 руб., N 10178 от 23.07.2010 на сумму 13273 руб., N 10183 от 23.07.2010 на сумму 11990 руб., N 10184 от 23.07.2010 на сумму 25929 руб., N 112022 от 27.07.2010 на сумму 168944 руб. (за 2 квартал 2010 года);
- - N 155788 от 26.10.2010 на сумму 168122 руб., N 155790 от 26.10.2010 на сумму 39835 руб., N 13193 от 26.10.2010 на сумму 13193 руб., N 155797 от 26.10.2010 на сумму 11954 руб., N 155798 от 26.10.2010 на сумму 25800 руб. (за 3 квартал 2010 года);
- - N 33438 от 23.03.2011 на сумму 38620 руб., N 33440 от 23.03.2011 на сумму 12633 руб., N 33445 от 23.03.2011 на сумму 11699 руб., N 33446 от 23.03.2011 на сумму 24895 руб., N 33809 от 24.03.2011 на сумму 162363 руб. (за 2010 год).
Первичная налоговая декларация по налогу на имущество была представлена налогоплательщиком 24.01.2011.
26.08.2013 Обществом в налоговый орган были поданы уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2010 год.
Как следует из пояснений налогоплательщика, представление уточненных деклараций было обусловлено ошибкой при применении налоговой льготы по основным средствам, которые в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 освобождаются от налогообложения.
25.12.2013 Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями N ЛП/01-16567, N ЛП/01-16568 о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010 год в общей сумме 627680 руб.
Отказывая налогоплательщику в возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций 1-3 квартал 2010 года в размере 475143 руб., налоговый орган исходил из того, что заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога.
Таким образом, налогоплательщик обратился с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ ввиду чего у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа налогоплательщику в возврате спорной суммы налога по мотивам пропуска срока.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что наличие переплаты по налогу на имущество организаций в заявленной Обществом сумме, а также отсутствие у налогоплательщика задолженности по налоговым платежам, подтверждается материалами дела.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признал незаконными действие Инспекции, выразившееся в отказе произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 475143 руб. и обязал налоговый орган возвратить Обществу 475143 руб. налога на имущество организаций.
Приведенные выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, определенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в Арбитражный суд Курской области ОАО "МРСК-Центра" произведена уплата государственной пошлины в размере 14502 руб. 86 коп. Учитывая, что заявленные Обществом требования удовлетворены, государственная пошлина уплачена Обществом в полном размере, возврат уплаченной государственной пошлины из бюджета в рассматриваемом случае законом не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 110 АПК РФ и взыскал с налогового органа, как с проигравшей стороны, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 14502 руб. 86 коп.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм права.
Доводы Инспекции со ссылкой на судебную практику также подлежат отклонению, ввиду того, что приведенные Инспекцией споры основаны на иных фактических обстоятельствах дела.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2014 по делу N А36-2211/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2014 по делу N А36-2211/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.ОСИПОВА
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N А36-2211/2014
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N А36-2211/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чаплыгиным П.В.,
при участии в судебном заседании:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области: Сукманова М.В. доверенность от 05.09.2014 N 03-22/63;
- от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра": Басманов Е.В. доверенность от 03.04.2014 N Д-ЦА/150 сроком до 03.04.2015, Богданов Т.А. доверенность от 03.04.2014 N Д-ЦА/147 сроком до 03.04.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2014 по делу N А36-2211/2014 (судья Дегоева О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ОРГН 1046900099498, ИНН 6901067107) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области (ОГРН 1134821000016, ИНН 4821035508) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций за 2010 год в размере 475143 руб., обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций за 2010 год в размере 475143 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций за 2010 год в размере 475143 руб., обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций за 2010 год в размере 475143 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2014, действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области, выразившееся в отказе произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 475143 руб. признаны незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" 475143 руб. налога на имущество организаций.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" взыскано 14502 руб. 86 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.
В обоснование апелляционной жалобы, Инспекция ссылается на то, что налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченного налога в размере 475143 руб. за период 1-3 квартал 2010 года в связи с тем, что уплата авансовых платежей по налогу на имущество организаций была произведена налогоплательщиком свыше трех лет назад, а именно в апреле, июле и октябре 2010 года, а заявление на возврат излишне уплаченного налога подано в налоговый орган 25.12.2013.
Кроме того, по мнению Инспекции, налогоплательщик самостоятельно допустил переплату по налогу на имущество организаций, поскольку на дату внесения в 2010 году авансовых платежей по налогу у Общества имелась возможность получения информации об отсутствии обязанности по уплате налога на объекты, освобожденные от налогообложения, в связи с общедоступностью перечня имущества, относящегося к указанным объектам, содержащегося в постановлении правительства РФ N 504 от 30.09.2007.
Как указывает налоговый орган, поскольку налогоплательщиком первоначальная налоговая декларация за 2010 год была представлена к уплате, а не к уменьшению, то трехлетний срок на возврат излишне уплаченных сумм налога следует исчислять в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации с момента уплаты налога в бюджет, то есть с момента уплаты в бюджет спорных сумм авансовых платежей.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве и дополнительных пояснениях Общество возражает против доводов Инспекции, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и дополнительных пояснениях, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.08.2013 ОАО "МРСК Центра" в Межрайонную ИФНС России N 7 по Липецкой области по месту учета обособленных подразделений в части филиала ОАО "МРСЦ Центра" - "Липецкэнерго" представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2010 год.
По результатам проведенных Инспекцией камеральных налоговых проверок данных деклараций нарушений законодательства о налогах и сборах выявлено не было.
25.12.2013 Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями N ЛП/01-16567, N ЛП/01-16568 о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010 год путем перечисления денежных средств в общей сумме 627680 руб. на расчетный счет налогоплательщика (т. 1 л.д. 82-85).
Данные заявления получены Инспекцией 31.12.2012 (т. 1 л.д. 87).
Извещением от 24.01.2014 N 93 Инспекция уведомила налогоплательщика о принятых решениях о возврате налога на имущество организаций в общей сумме 152537 руб. Одновременно налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченного налога в размере 475143 руб. за период 1-3 квартал 2010 года в связи с тем, что заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога (т. 1 л.д. 86).
Указанные действия Инспекции по отказу в возврате излишне уплаченного налога за период 1-3 квартал 2010 года были обжалованы налогоплательщиком в УФНС России по Липецкой области.
Решением от 28.03.2014 N 37 вышестоящий налоговый орган отказал в удовлетворении данной жалобы.
Общество, не согласившись с законностью отказа Инспекции в возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании бездействия Инспекции незаконным, а также об обязании налогового органа возвратить на расчетный счет денежные средства в сумме 475143 руб.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 НК РФ установлено право налогоплательщиков на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно п. п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов.
В силу п. п. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п. 8, 9 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Исходя из положений п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налогов, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате указанных сумм.
Таким образом, реализация налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченного налога обусловлена соблюдением сроков на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, который установлен ст. 78 НК РФ.
Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Липецкой области от 27.11.2003 N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" (далее - Закон Липецкой области N 80-ОЗ).
Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Объектами налогообложения в силу ст. 374 НК РФ для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений ст. ст. 375, 376 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 1, 2 ст. 379 НК РФ)
В соответствии с со ст. 382 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Таким образом, вышеприведенные положения ст. 382 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты налога на имущество организаций, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 настоящего Кодекса.
Таким образом, налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую уплату по итогам налогового (отчетного) периода исходя из соответствующих показателей налоговой базы и установленных на соответствующий налоговый период налоговых льгот (ст. 54 НК РФ), отражая ее в налоговой декларация, представляемой по итогам налогового периода.
В соответствии с п. 1 ст. 383 НК РФ налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Липецкой области N 80-ОЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 386 НК РФ предусмотрено, что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания налогового периода, поскольку окончательный размер налогового обязательства по налогу на имущество определяется по итогам налогового периода в представляемой налогоплательщиком налоговой декларации.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что установленный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на имущество о сумме налога на имущество, излишне уплаченной в бюджет, налогоплательщик должен знать с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Как следует из материалов дела, Обществом за 2010 год уплачен налог на имущество организаций в сумме 1030646 руб., что подтверждается платежными поручениями:
- - N 61437 от 27.04.2010 на сумму 169767 руб., N 61441 от 27.04.2010 на сумму 40182 руб., N 61445 от 27.04.2010 на сумму 13353 руб., N 61455 от 27.04.2010 на сумму 12026 руб., N 61457 от 27.04.2010 на сумму 26059 руб. (за 1 квартал 2010 года);
- - N 10175 от 23.07.2010 на сумму 40009 руб., N 10178 от 23.07.2010 на сумму 13273 руб., N 10183 от 23.07.2010 на сумму 11990 руб., N 10184 от 23.07.2010 на сумму 25929 руб., N 112022 от 27.07.2010 на сумму 168944 руб. (за 2 квартал 2010 года);
- - N 155788 от 26.10.2010 на сумму 168122 руб., N 155790 от 26.10.2010 на сумму 39835 руб., N 13193 от 26.10.2010 на сумму 13193 руб., N 155797 от 26.10.2010 на сумму 11954 руб., N 155798 от 26.10.2010 на сумму 25800 руб. (за 3 квартал 2010 года);
- - N 33438 от 23.03.2011 на сумму 38620 руб., N 33440 от 23.03.2011 на сумму 12633 руб., N 33445 от 23.03.2011 на сумму 11699 руб., N 33446 от 23.03.2011 на сумму 24895 руб., N 33809 от 24.03.2011 на сумму 162363 руб. (за 2010 год).
Первичная налоговая декларация по налогу на имущество была представлена налогоплательщиком 24.01.2011.
26.08.2013 Обществом в налоговый орган были поданы уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2010 год.
Как следует из пояснений налогоплательщика, представление уточненных деклараций было обусловлено ошибкой при применении налоговой льготы по основным средствам, которые в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 освобождаются от налогообложения.
25.12.2013 Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями N ЛП/01-16567, N ЛП/01-16568 о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010 год в общей сумме 627680 руб.
Отказывая налогоплательщику в возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций 1-3 квартал 2010 года в размере 475143 руб., налоговый орган исходил из того, что заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога.
Таким образом, налогоплательщик обратился с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ ввиду чего у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа налогоплательщику в возврате спорной суммы налога по мотивам пропуска срока.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что наличие переплаты по налогу на имущество организаций в заявленной Обществом сумме, а также отсутствие у налогоплательщика задолженности по налоговым платежам, подтверждается материалами дела.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признал незаконными действие Инспекции, выразившееся в отказе произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2010 год в сумме 475143 руб. и обязал налоговый орган возвратить Обществу 475143 руб. налога на имущество организаций.
Приведенные выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, определенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в Арбитражный суд Курской области ОАО "МРСК-Центра" произведена уплата государственной пошлины в размере 14502 руб. 86 коп. Учитывая, что заявленные Обществом требования удовлетворены, государственная пошлина уплачена Обществом в полном размере, возврат уплаченной государственной пошлины из бюджета в рассматриваемом случае законом не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 110 АПК РФ и взыскал с налогового органа, как с проигравшей стороны, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 14502 руб. 86 коп.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм права.
Доводы Инспекции со ссылкой на судебную практику также подлежат отклонению, ввиду того, что приведенные Инспекцией споры основаны на иных фактических обстоятельствах дела.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2014 по делу N А36-2211/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.07.2014 по делу N А36-2211/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.ОСИПОВА
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)