Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.03.2015 N 3-20/2015

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. N 3-20/2015


Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В.,
при секретаре М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вологодское производственное предприятие N 3" об оспаривании в части пункта 2.10 Положения об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 2 декабря 2013 года N 1239,
установил:

на основании договора аренды земельного участка для строительства от <...> N <...> общество с ограниченной ответственностью "Вологодское производственное предприятие N 3" (далее также ООО "Вологодское производственное предприятие N 3") является арендатором земельного участка с кадастровым номером N <...> общей площадью 4600 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства производственной базы, расположенного по адресу: <...>.
Правительством Вологодской области 2 декабря 2013 года принято постановление N 1239 "Об утверждении Положения об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области" (далее также Положение).
Постановление опубликовано в официальном печатном издании Вологодской области газете "Красный Север" N 227 от 7 декабря 2013 года, вступило в силу с 1 января 2014 года.
17 февраля 2015 года ООО "Вологодское производственное предприятие N 3" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункта 2.10 Положения в части установления не менее 4-кратного размера земельного налога при расчете арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для иного строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства), в случае если объекты недвижимости на предоставленных в аренду земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства.
В обоснование требований представитель заявителя по доверенности У.В. указал, что, устанавливая арендную плату за земельный участок, предоставленный под строительство с превышением срока ввода объекта в эксплуатацию 3 года с даты предоставления его в аренду для иного строительства - не менее 4-кратного размера земельного налога при расчете арендной платы за использование земельных участков, Правительство Вологодской области в обоснование правомерности установления указанной нормы сослалось на Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, однако, по мнению представителя заявителя, указанные федеральные законы и иные федеральные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, не устанавливают санкций в виде увеличения арендной платы на не менее 4-кратный размер земельного налога при расчете арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для иного строительства, если объекты недвижимости на предоставленных в аренду земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка.
Просил суд признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункт 2.10 Положения об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области 2 декабря 2013 года N 1239.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование "Город Вологда" в лице администрации города Вологды Вологодской области.
Представители ООО "Вологодское производственное предприятие N 3" на основании прав по должности директор К.В. и по доверенности У.В. в судебном заседании требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенности Н.Н. требования не признал. Пояснил, что оспариваемое заявителем постановление Правительства Вологодской области утратило силу с 1 марта 2015 года.
Представитель заинтересованного лица администрации города Вологды по доверенности Г.А. полагала, что правовые основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., полагавшей производство по делу подлежащим прекращению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В то же время из содержания статей 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предметом судебного рассмотрения могут быть лишь те нормативные правовые акты, которые на время их оспаривания являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения.
В силу абзаца 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.






































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)