Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2006 ПО ДЕЛУ N А55-12096/2006

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2006 г. по делу N А55-12096/2006


Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2006 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2006 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяковой Е.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области Тюмкаевой Е.Н. (доверенность от 14.03.2006 г. N 02-24-4526/05),
представителя ОАО "Тепловые сети" Франовой Ю.П. (доверенность от 18.01.2006 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 декабря 2006 г. апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области (Самарская область, г. Новокуйбышевск) на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 ноября 2006 г. по делу N А55-12096/2006 (судья Гордеева С.Д.), рассмотренному по заявлению ОАО "Тепловые сети" (Самарская область, г. Чапаевск) к Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности,

установил:

открытое акционерное общество "Тепловые сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (т. 1, 2-4) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС N 16 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 07.06.2006 г. N 642 о привлечении к налоговой ответственности (т. 1, л.д. 7-11).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 ноября 2006 г. по делу N А55-12096/2006 предъявленные требования были удовлетворены (т. 2, л.д. 41,42).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель Общества апелляционную жалобу отклонила апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговый орган провел проверку представленной Обществом декларации по налогу на имущество организаций за 2005 г. и установил неуплату налогоплательщиком данного налога в сумме 999688 руб. в связи с неправомерным применением льготы по налогу на имущество, установленной п. 6 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 07.06.2006 г. N 642 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество в виде изыскания штрафа в размере 44998 руб. Налогоплательщику предложено уплатить в бюджет данную налоговую санкцию, 999688 руб. налога на имущество за 2005 г. и 8385 руб. пеней.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего:
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В п. 1 ст. 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговые льготы по названному налогу определены в ст. 381 НК РФ, в п. 6 которой установлено, что от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Из содержания приведенных норм следует, что необходимыми условиями получения права на налоговую льготу являются нахождение объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на балансе предприятия и полное или частичное финансирование их содержания за счет средств бюджетов субъектом Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 16.08.2005 г. N 03-06-01-02/27 при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность.
Сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройстве территорий включаются в Градостроительный кадастр (пункт 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом пунктом 13 раздела 3.1.5 "Генеральные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной приказом Госстроя России от 29.10.2002 г. N 150, определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства на территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
Кроме того, перечень таких объектов содержится в Федеральном законе от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К ним отнесены трубопроводы, линии электропередач и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым, согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235, относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).
Следовательно, под инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса понимается комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования, используемый для оказания жилищно-коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено, что, согласно Уставу Общества и письму Обл. ГОСКОМСТАТА, Общество оказывает услуги населению по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
К расходам на содержание указанных объектов относятся расходы, связанные непосредственно с обеспечением сохранности этих объектов и поддержанием их в эксплуатационном состоянии, что, как видно из материалов дела, и осуществлялось Обществом. Данное обстоятельство, в частности, подтверждается включением в Перечень расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии и ГВС, утвержденных Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, статей, связанных с ремонтом теплосилового оборудования, котельных и тепловых сетей.
Принимая во внимание положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд первой инстанции правильно указал на то, что с учетом вышеуказанного разъяснения Министерства финансов Российской Федерации неясности в применении п. 6 ст. 381 НК РФ должны быть истолкованы в пользу Общества.
Критерием отнесения имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется приказами Минфина России от 31.10.2000 г. N 94п "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" НБУ 6/01" и от 13.10.2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".
В Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 г. N 26н, установлено, что для целей Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
- - использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- - использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- - организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
- - способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Как следует из материалов дела, Обществом выполнены требования НК РФ при заявлении льготы в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, находящихся на балансе Общества.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы налогового органа о том, что возмещение разницы в тарифах за оказанные коммунальные услуги не может признаваться финансированием на содержание инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Тариф на тепловую энергию и горячее водоснабжение включает в себя все расходы, которые общество несет в связи с предоставлением услуг по теплоснабжению и ГВС города Чапаевска, в том числе и расходы по содержанию объектов жилого фонда и инженерной инфраструктуры (ремонт и техническое обслуживание котельных и тепловых сетей). Таким образом, происходило совместное финансирование содержания объектов жилого фонда и инженерной инфраструктуры теплового хозяйства, как Обществом, так и органами местного самоуправления и субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Материалами дела установлено и налоговым органом не опровергнуто, что Общество получало финансирование из местного бюджета и бюджета субъекта федерации на возмещение льгот ветеранам, инвалидам Героям Советского Союза, многодетным семьям, на возмещение разницы в цене по услугам отпускаемым по государственно-регулируемым ценам и субсидии населению, что подтверждается Справкой руководителя финансового управления Администрации г. Чапаевска "О финансировании Общества местным бюджетом в 2005 году".
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и не могут поставить под сомнение обоснованность выводов, содержащихся в обжалуемом судебном решении.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 ноября 2006 г. по делу N А55-12096/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)