Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 19.09.2014 ПО ДЕЛУ N 3-146/2014

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. по делу N 3-146/2014


Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре К.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-146/2014 по заявлениям Открытого акционерного общества "М", Открытого акционерного общества "А", Открытого акционерного общества "К" об оспаривании отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год",
установил:

29 ноября 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (далее - постановление Правительства Москвы N 772-ПП), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2013 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, 10 декабря 2013 года.
В настоящее время постановление Правительства Москвы N 772-ПП действует в редакции постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2013 года N 907-ПП.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 772-ПП определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Перечень), являющийся приложением к данному постановлению.
В Перечень включены: здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 802), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1341), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1342), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1343), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1344), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1345), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1607), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1608), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1609), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1610), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1611), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва, <*>, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1612).
ОАО "М", являясь собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, <*>, обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 802 Перечня, являющегося приложением к постановлению Правительства Москвы N 772-ПП, со дня его принятия.
ОАО "А", являясь собственником нежилых помещений в здании, расположенном по адресу: г. Москва, <*>, и зданий, расположенных по адресам: г. Москва, <*>, обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 1341, 1342, 1343, 1344, 1345 того же Перечня со дня его принятия.
ОАО "К", являясь собственником зданий, расположенных по адресам: г. Москва, <*>, обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 1607, 1608, 1609, 1610, 1611, 1612 того же Перечня со дня его принятия.
Заявления мотивированы тем, что здания, включенные в Перечень, являющийся приложением к постановлению Правительства Москвы N 772-ПП, не обладают признаками объекта налогообложения, определенными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителей, включение названных зданий в Перечень противоречит указанным законоположениям и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагают на них обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере, установленном для административно-деловых центров.
Заявитель ОАО "А" также указывает, что один и тот же объект недвижимости дважды включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы N 772-ПП (пункты 1341, 1345).
Дела по заявлениям указанных лиц объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Представители заявителей ОАО "М" - Б.В.Э., Л.Е.М., ОАО "А" - С.А.А., ОАО "К" - Г.С.Н., Л.Е.Ю. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы Д.Р.В., представляющий также интересы Департамента городского имущества города Москвы, требования заявителей не признал, указал, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов заявителей.
Выслушав объяснения представителей заявителей, представителя заинтересованных лиц, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей, что заявления подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 01 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления и приложения к нему обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта, который в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).
Так, административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Под торговым центром (комплексом) понимается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты. До настоящего времени в городе Москве Правила землепользования и застройки не утверждены.
Вместе с тем, подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие Правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования, не принятых до настоящего времени, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);
- - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);
- - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Из материалов дела следует, что ОАО "М" является собственником здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г. Москва, <*>.
Указанный объект недвижимости располагается на земельных участках с кадастровыми номерами <...>, <...> (адресный ориентир: г. Москва, <*>), предоставленных заявителю в аренду на основании договоров краткосрочной аренды земельного участка N <...> от 11 апреля 2001 года, N <...> от 15 августа 2003 года для целей "эксплуатации административных и производственных зданий фабрики и прилегающей территории", "эксплуатации зданий и сооружений фабрики".
Виды разрешенного использования данных земельных участков установлены как "эксплуатация административных и производственных зданий фабрики и прилегающей территории", "эксплуатация зданий и сооружений фабрики", что соответствует коду 1.2.9 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", а также Перечню видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок".
Данное обстоятельство подтверждается договорами краткосрочной аренды земельного участка N <...> от 11 апреля 2001 года, N <...> от 15 августа 2003 года, выписками от 12 ноября 2010 года из государственного кадастра о земельных участках с кадастровыми номерами <...>, <...>.
ОАО "К" является собственником зданий, расположенных по адресам: г. Москва, <*>.
Указанные объекты недвижимости располагаются на земельном участке с кадастровым номером <...> (адресный ориентир: г. Москва, <*>), предоставленном заявителю в аренду на основании договора аренды земельного участка N <...> от 30 марта 1995 года для целей "эксплуатации существующих зданий и сооружений под производство парфюмерно-косметических изделий и уставных видов деятельности".
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка <...> от 07 сентября 2012 года указанному участку установлен вид разрешенного использования "эксплуатация прочих земель промышленных предприятий".
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 04 апреля 2013 года N 2136 "О перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>" установлено разрешенное использование земельного участка как "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов".
В дальнейшем, распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы от 27 марта 2014 года N 3895, 3896 вид разрешенного использования данного земельного участка установлен как "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида" по коду 1.2.9 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", а также в соответствии с Перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок".
Данное обстоятельство подтверждается договором аренды земельного участка N <...> от 30 марта 1995 года, кадастровым паспортом земельного участка N <...> от 07 сентября 2012 года, распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 04 апреля 2013 года N 2136, которым были утверждены схема расположения вышеозначенного земельного участка с кадастровым номером <...> на кадастровой карте территории, адресный ориентир земельного участка и установлен вид разрешенного использования земельного участка, распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы от 27 марта 2014 года N 3895, 3896, которыми установлено разрешенное использование земельного участка как "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (1.2.9)".
Такой вид разрешенного использования земельных участков как "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок" (код 1.2.9) не позволяет размещать на этих земельных участках офисные здания делового, административного и коммерческого назначения; указание в формулировке вида разрешенного использования на возможность размещения административных зданий промышленности предполагает, что на таких участках допускается размещение административных объектов, составляющих инфраструктуру любого промышленного предприятия и входящих в состав единых производственных комплексов, включающих в себя в качестве неотъемлемых частей объекты различного назначения, в том числе и вспомогательные постройки.
Анализ изложенного указывает на то, что вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены принадлежащие ОАО "М", ОАО "К" на праве собственности объекты недвижимого имущества, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего такие здания согласно положениям пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Таким образом, включение в названный Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в его пунктах 802, 1607, 1608, 1609, 1610, 1611, 1612, как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", не может быть признано законным.
Помимо прочего, из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение офисных зданий. В материалах дела отсутствуют данные о том, что земельные участки, на которых расположены принадлежащие ОАО "М", ОАО "К" на праве собственности объекты недвижимого имущества, предоставлялись заявителям для этих целей. Из актов обследования объектов недвижимости от 06 февраля 2014 года N <...> и 01 сентября 2014 года N <...> Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, проводившей соответствующие проверки с целью установления фактического использования зданий, также следует, что расположенные на указанных земельных участках здания используются в производственных целях.
Учитывая изложенное, суд признает недействующими пункты 802, 1607, 1608, 1609, 1610, 1611, 1612 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 772-ПП, поскольку его положения содержат противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, согласно письму Департамента городского имущества города Москвы от 28 августа 2014 года N ДЖ-1-106830/14-1, в настоящее время готовится проект постановления Правительства Москвы, предусматривающий исключение зданий, принадлежащих на праве собственности ОАО "К", из указанного Перечня, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 772-ПП.
Из материалов дела следует, что ОАО "А" является собственником нежилых помещений в здании, расположенном по адресу: г. Москва, <*>, и зданий, расположенных по адресам: г. Москва, <*>.
Указанные объекты недвижимости располагаются на земельном участке с кадастровым номером <...> (адресный ориентир: г. Москва, <*>), предоставленном заявителю в аренду на основании договора долгосрочной аренды земельного участка N <...> от 28 августа 2002 года для целей "эксплуатации зданий и сооружений административно-складского назначения". Вид разрешенного использования данного земельного участка установлен как "эксплуатация зданий и сооружений административно-складского назначения".
Данное обстоятельство подтверждается договором долгосрочной аренды земельного участка N <...> от 28 августа 2002 года, кадастровыми паспортами земельного участка N <...> от 27 апреля 2011 года, N <...> от 20 июля 2004 года, N <...> от 20 августа 2014 года.
Формулировка вида разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" ("земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок"), с указанной формулировкой ("эксплуатация зданий и сооружений административно-складского назначения"), вопреки утверждению заявителя ОАО "А", не совпадает.
Каких-либо данных, указывающих на то, что здания, принадлежащие на праве собственности ОАО "А", составляют инфраструктуру какого-либо предприятия либо входят в состав единого производственного комплекса, включающего в себя в качестве неотъемлемых частей объекты различного назначения, в том числе и вспомогательные постройки, не имеется.
Анализ изложенного показывает, что здания, принадлежащие на праве собственности ОАО "А", расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого "эксплуатация зданий и сооружений административно-складского назначения" позволяет размещать на таком земельном участке офисные здания делового, административного и коммерческого назначения, что в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дает основание для отнесения названных объектов к административно-деловым центрам.
Представитель заявителя ОАО "А", обосновывая заявленные требования, ссылался на то, что основанием для включения спорных зданий в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, послужило их отнесение к числу административно-деловых центров, в то время как данные здания, по мнению заявителя, и по своему фактическому использованию не могут быть квалифицированы в качестве таковых.
С приведенным доводом согласиться нельзя.
Из актов обследования объектов недвижимости N <...>, <...>, <...>, <...> от 15 июля 2014 года Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, проводившей соответствующие проверки с целью установления фактического использования зданий, следует, что расположенные на земельном участке с кадастровым номером <...> (адресный ориентир: г. Москва, <*>) здания используются, в том числе, под размещение офисов - без учета площадей вспомогательных и складских помещений площадь офисных помещений в доме <*> (5 этажей) составляет <*> кв. м (100% основных площадей помещений), в 3 строении - <*> кв. м, в 6 строении - <*> кв. м.
Кроме того, в силу статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 г. N 63), суд отмечает, что с 01 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении тех объектов недвижимости, которые расположены на земельных участках, имеющих определенный в данной норме вид разрешенного использования земельного участка, а не от фактического использования здания.
Общая площадь каждого из зданий, принадлежащих на праве собственности ОАО "А", включенных в Перечень, составляет более 5000 кв. м, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Таким образом, судом установлено, что включение в Перечень зданий, принадлежащих на праве собственности ОАО "А", в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Доводы заявителя ОАО "А" об обратном основаны на неверном понимании приведенных законоположений, в связи с чем суд их отклоняет.
При этом суд учитывает, что включение в Перечень зданий, принадлежащих на праве собственности ОАО "А", явилось следствием действий соответствующих государственных органов по отнесению земельного участка, на котором расположены здания, к определенному виду разрешенного использования, подпадающего под критерии определения, данного в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, однако указанные действия заявителем ОАО "А" не обжаловались.
Оспариваемые ОАО "А" положения постановления не определяют вид разрешенного использования земельного участка.
Неверное определение вида разрешенного использования земельного участка не может явиться основанием для признания постановления в оспариваемой части недействующим при решении вопроса о соответствии его требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
ОАО "А" не лишено возможности обратиться в соответствующие органы с заявлением об уточнении либо изменении вида разрешенного использования земельного участка, а в случае отказа в совершении указанных действий вправе обратиться за разрешением спора в судебном порядке.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что один и тот же объект недвижимости дважды включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы N 772-ПП (пункты 1341, 1345).
Данное обстоятельство подтверждается справкой ГУП города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" от 18 августа 2014 года N 3184, согласно которой адрес: г. Москва, <*> и адрес по данным БТИ: г. Москва, <*> принадлежат одному и тому же объекту, распоряжением префектуры Западного административного округа города Москвы от 22 марта 2002 года N 600-РП об утверждении адреса домовладения: <*>. Также данное обстоятельство по существу не отрицалось представителем Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в настоящем судебном заседании.
Учитывая изложенное, суд признает недействующим пункт 1345 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 772-ПП, как нарушающий абзац 2 пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй данного Кодекса и с учетом положений данной статьи, и принцип запрета двойного налогообложения.
Как указывалось ранее, правовых оснований для признания недействующими пунктов 1341, 1342, 1343, 1344 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 772-ПП, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах его полномочий, до вынесения настоящего решения суда применялся и на его основании были реализованы права организаций, именно это обстоятельство послужило поводом для заявителей для обращения в суд с настоящим заявлением, суд, руководствуясь частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", считает необходимым признать пункты 802, 1345, 1607, 1608, 1609, 1610, 1611, 1612 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 772-ПП, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Следовательно, основания для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим со дня его принятия, на чем настаивают заявители отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении этой части заявленных требований должно быть отказано.
В связи с частичным удовлетворением требований заявителей суд на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, распределяя понесенные лицами, участвующими в деле судебные расходы, взыскивает с Правительства Москвы в пользу ОАО "М", ОАО "А", ОАО "К", каждого, уплаченную при подаче настоящего заявления в суд государственную пошлину в размере 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:

Заявления Открытого акционерного общества "М", Открытого акционерного общества "А", Открытого акционерного общества "К" об оспаривании отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год", удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу настоящего решения пункты 802, 1345, 1607, 1608, 1609, 1610, 1611, 1612 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год".
В остальной части требований Открытого акционерного общества "М", Открытого акционерного общества "А", Открытого акционерного общества "К" отказать.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Открытого акционерного общества "М", Открытого акционерного общества "А", Открытого акционерного общества "К", каждого, 3000 (три тысячи) руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского
городского суда
А.С. Лопаткина




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)