Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Чернышева А.С., действующего на основании доверенности от 18.08.2014,
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Ярославской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 по делу N А82-5265/2015, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" (ИНН 7838306818, ОГРН 1047855099170)
к Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Ярославской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу
третьи лица: открытое акционерное общество "Газпром", открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Кострома", открытое акционерное общество "РОСНЕФТЕГАЗ",
о признании недействительным предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" (далее заявитель, ОАО "Газпром газораспределение", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Ярославской области Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - ответчик, Банк, уполномоченный орган) о признании недействительным предписания от 12.03.2015 N 75-22-14/3643.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Банк обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик приводит доводы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, а именно статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). По его мнению, исключение из Гражданского кодекса Российской Федерации понятия типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введение понятий публичных и непубличных акционерных обществ не отменяют установленные главой XI.1 Закона N 208-ФЗ (в редакции, действующей на момент вынесения предписания) правила об обязательном предложении о приобретении ценных бумаг у акционеров - владельцев остальных акций соответствующих категорий (типов).
ОАО "Газпром газораспределение" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель считает ошибочным вывод Банка о том, что самостоятельным основанием возникновения обязанности по направлению обязательного предложения является момент возникновения аффилированности. По мнению Общества, поскольку АО "Газпром газораспределение Кострома" не является публичным обществом и ввиду того, что ОАО "Газпром газораспределение" не начинало процедуру приобретения акций, оспариваемое предписание, вынесенное после 01.09.2014, не подлежит исполнению.
ОАО "Газпром газораспределение Кострома" просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. В отзыве на апелляционную жалобу приводит доводы о том, что добровольное или обязательное предложение акционерам не может быть направлено в отношении ценных бумаг непубличного акционерного общества, к которым относится ОАО "Газпром газораспределение Кострома"; при вынесении предписания Банком неправильно применен пункт 1 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ, а именно расширен перечень оснований возникновения обязанности направить обязательное предложение.
ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" в отзыве на жалобу возражает против доводов ответчика, считает решение суда законным, обоснованным и соответствующим сложившейся судебной практике. Третье лицо считает, что ни ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" и ОАО "Газпром газораспределение", ни ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" и ОАО "Газпром" не являлись аффилированными лицами, в том числе не образовывали одну группу лиц. Общество приводит доводы о том, что включение ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" с ОАО "Газпром газораспределение", и ОАО "Газпром" с ОАО "Газпром газораспределение" в одну группу лиц и признание их аффилированными лицами противоречит действующему антимонопольному законодательству.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. ОАО "Газпром газораспределение Кострома" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Банком установлены нарушения ОАО "Газпром газораспределение" требований статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение Кострома" по состоянию на 30.06.2009, опубликованном на странице ОАО "Газпром газораспределение Кострома" (прежнее название - открытое акционерное общество "Костромаоблгаз") в сети Интернет (http://gpgr.kostroma.ru). используемой для раскрытия информации, ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" владеет 25,49% обыкновенных акций ОАО Костромаоблгаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - право распоряжаться более 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал ОАО "Костромаоблгаз", дата наступления основания - "сведениями не располагаем").
Согласно материалам, предоставленным открытым акционерным обществом Акционерный Банк "РОССИЯ" (далее - ОАО "АБ "РОССИЯ"), ОАО "Газпромрегионгаз" (ИНН 7838306818; ОГРН 1047855099170) был открыт счет депо в депозитарии ЗАО "Газэнергопромбанк", которое было реорганизовано 02.08.2010 в форме присоединения к АБ "РОССИЯ", по состоянию на 29.01.2009 ОАО "Газпромрегионгаз", владело 55,49% обыкновенных акций ОАО "Костромаоблгаз".
Согласно сведениям, содержащимся в списке аффилированных лиц ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" по состоянию на 30.06.2009, размещенном на странице ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" в сети Интернет (http://www.e-dbclosvire.ru/portal/company.aspx?id=14467), используемой для раскрытия информации, ОАО "Газпромрегионгаз" было внесено в список аффилированных лиц ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "Лицо принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит акционерное общество", дата наступления основания - 18.02.2009).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО "Газпромрегионгаз" по состоянию на 31.03.2009 размещенном на странице Открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" (далее - ОАО "Газпром газораспределение", прежнее наименование ОАО "Газпромрегионгаз") в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=12592), используемой для раскрытия информации, ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" было внесено в список аффилированных лиц ОАО "Газпромрегионгаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "принадлежит к группе лиц, к которой принадлежит общество", дата наступления основания - 20.03.2009).
20.03.2009 ОАО "Газпромрегионгаз" совместно с аффилированным лицом ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома", а именно 84,98% обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома".
Согласно открытым и общедоступным сведениям, содержащимся в Едином Государственном реестре юридических лиц, ОАО "Газпромрегионгаз" 12.04.2011 было переименовано в ОАО "Газпром газораспределение", ОАО "Костромаоблгаз" 04.10.2013 переименовано в ОАО "Газпром газораспределение Кострома".
21.05.2013 в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени, оставляемом информационным агентством (лента новостей), ОАО "Газпром" было опубликовано сообщение "О приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества", согласно которому ОАО "Газпром" 23.04.2013 г. приобретено 25,5% голосующих акций ОАО "Костромаоблгаз".
При этом, согласно сведениям, содержащимся в списке аффилированных лиц ОАО "Костромаоблгаз" по состоянию на 30.06.2013 размещенном на странице ОАО "Костромаоблгаз" в сети Интернет используемой для раскрытия информации, ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" с долей участия в уставном капитале Общества 25,5% исключено из списка аффилированных лиц ОАО Костромаоблгаз", а ОАО "Газпром" было внесено в список аффилированных лиц ОАО "Костромаоблгаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции", дата наступления основания -29.05.2013).
В соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение Кострома" по состоянию на 31.12.2014, опубликованном на странице ОАО "Газпром газораспределение Кострома" в сети Интернет - ОАО "Газпром газораспределение" владеет 59,49% обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "Лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции", дата наступления основания - 03.10.2005).
ОАО "Газпром" владеет 25,5% обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "Имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал", дата наступления - 29.05.2013).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение" по состоянию на 31.12.2014, опубликованном на странице ОАО "Газпром газораспределение" в сети Интернет, используемой для раскрытия информации, ОАО "Газпром" является аффилированным лицом ОАО "Газпром газораспределение" - "принадлежит к группе, к которой принадлежит общество", дата наступления основания - 01.10.2004).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром" по состоянию на 31.12.2014 ОАО "Газпром газораспределение" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" - "принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром", дата наступления основания - 01.10.2004).
23.04.2013 ОАО "Газпром" приобрело у ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" 25,5% голосующих акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома".
По результатам проверки уполномоченный орган установил, что 23.04.2013 ОАО "Газпром газораспределение" совместно с аффилированным лицом ОАО "Газпром" стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома", а именно 84,98% обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома". ОАО "Газпром газораспределение", ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ", ОАО "Газпром" обязательного предложения в отношении ценных бумаг ОАО "Газпром газораспределение Кострома" в нарушение статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ не направляли.
12.03.2015 Банк выдал ОАО "Газпром газораспределение" предписание N 75-22-14/3643, которым обязал Общество в срок не позднее 20 рабочих дней с даты получения предписания устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, а именно статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ.
Не согласившись с данным предписанием, ОАО "Газпром газораспределение" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 76.2, 84.2 Закона N 208-ФЗ, статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", пунктом 16 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктом 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в новой редакции) (далее - ГК РФ), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предписание об устранении нарушений обязательных требований представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного (муниципального) надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Оценив законность выданного ОАО "Газпром газораспределение" предписания от 12.03.2015 N 75-22-14/3643, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у суда первой инстанции оснований для признания данного предписания недействительным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
Согласно пункту 1 статьи 93 Закона N 208-ФЗ лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Пунктом 16 статьи 4 Закона N 208-ФЗ установлено, что приобретение акций (долей) хозяйственных обществ - это покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям.
Как верно указал суд первой инстанции, возложенная пунктом 1 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ обязанность по направлению акционерам публичной оферты относится только к лицу, в результате действий которого количество акций, находящихся в его собственности с учетом акций принадлежащих аффилированным с ним лицам, превысило установленные указанной нормой лимиты, а не ко всем владельцам акций, аффилированным с приобретателем.
Согласно оспариваемому предписанию 20.03.2009 ОАО "Газпром газораспределение" совместно с аффилированным лицом ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома", а 23.04.2013 ОАО "Газпром газораспределение" совместно с аффилированным лицом ОАО "Газпром" также стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома" в результате приобретения ОАО "Газпром" у ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" 25,5% голосующих акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома".
Выводы уполномоченного органа о том, что ОАО "Газпром газораспределение" и ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ", ОАО "Газпром" (после приобретения акций ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ") являются аффилированными лицами, сделаны на основании сведений, содержащихся в списке аффилированных лиц указанных обществ, размещенных в сети Интернет.
Между тем из материалов дела следует, что ОАО "Газпром газораспределение" ни 20.03.2009, ни 23.04.2013 не являлось лицом, которое приобрело акции ОАО "Газпром газораспределение Кострома" поэтому возложение на заявителя обязанности, предусмотренной 1 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ о направлении публичной оферты (обязательного предложения) остальным акционерам ОАО "Газпром газораспределение Кострома" неправомерно. ОАО "Газпром газораспределение" не совершало действий, в результате которых наступила обязанность по выкупу акций.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что уполномоченным органом, в нарушение положений пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты доводы заявителя, о том, что ОАО "Газпром газораспределение" и ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" не являются аффилированными лицами, поскольку контролируются разными лицами - ООО "Газпром межрегионгаз" и Российской Федерацией соответственно, и были включены в соответствующие списки ошибочно.
Кроме этого, в соответствии с подпунктом "ч" пункта 24 статьи 1 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившем в силу с 01.09.2014 из ГК РФ исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 ГК РФ в новой редакции).
На основании статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (пункт 1). Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными (пункт 2).
Согласно пункту 1.1 статьи 1 Закона N 208-ФЗ положения настоящего Федерального закона об открытых акционерных обществах применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК РФ (в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 84.2 Закона N 208-ФЗ обязанность направить публичную оферту была предусмотрена только для открытых акционерных обществ, и с учетом пункта 1.1 статьи 1 названного Закона, начиная с 01.09.2014 обязательное предложение о выкупе акций в порядке статьи 84.2. Закона N 208-ФЗ может быть направлено только в отношении акций публичного акционерного общества.
Из пункта 3 письма Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что, начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона N N 99-ФЗ) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах). Таким образом, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статуса публичного. Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с ГК РФ в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в силу прямого указания части 2 статьи 66.3 ГК РФ ОАО "Газпром газораспределение Кострома" является непубличным вне зависимости от указания в его фирменном наименовании и уставе на то, что общество является непубличным, а также вне зависимости от того, являлось ли ранее данное общество открытым или закрытым (определяющим обстоятельством является, прежде всего, наличие (отсутствие) признаков публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ).
Принимая во внимание, что предписание Банка от 12.03.2015 N 75-22-14/3643, вынесено после 01.09.2014, а именно 12.03.2015 и ОАО "Газпром газораспределение" ни до, ни после 01.09.2014 не начинало процедуру направления предложения о выкупе акций ОАО "Газпром газораспределение Калуга" оспариваемое предписание не является исполнимым.
При таких обстоятельствах предписание Банка от 12.03.2015 N 75-22-14/3643 не соответствует положениям действующего законодательства и незаконно возлагает на заявителя обязанности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания названного предписания недействительным. В этой связи решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных ОАО "Газпром газораспределение" требований является законным и обоснованным.
С учетом изложенного приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика в рассматриваемой ситуации не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 по делу N А82-5265/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Ярославской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2015 N 02АП-8052/2015 ПО ДЕЛУ N А82-5265/2015
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2015 г. по делу N А82-5265/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Чернышева А.С., действующего на основании доверенности от 18.08.2014,
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Ярославской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 по делу N А82-5265/2015, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" (ИНН 7838306818, ОГРН 1047855099170)
к Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Ярославской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу
третьи лица: открытое акционерное общество "Газпром", открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Кострома", открытое акционерное общество "РОСНЕФТЕГАЗ",
о признании недействительным предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" (далее заявитель, ОАО "Газпром газораспределение", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Ярославской области Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - ответчик, Банк, уполномоченный орган) о признании недействительным предписания от 12.03.2015 N 75-22-14/3643.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Банк обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик приводит доводы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, а именно статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). По его мнению, исключение из Гражданского кодекса Российской Федерации понятия типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введение понятий публичных и непубличных акционерных обществ не отменяют установленные главой XI.1 Закона N 208-ФЗ (в редакции, действующей на момент вынесения предписания) правила об обязательном предложении о приобретении ценных бумаг у акционеров - владельцев остальных акций соответствующих категорий (типов).
ОАО "Газпром газораспределение" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель считает ошибочным вывод Банка о том, что самостоятельным основанием возникновения обязанности по направлению обязательного предложения является момент возникновения аффилированности. По мнению Общества, поскольку АО "Газпром газораспределение Кострома" не является публичным обществом и ввиду того, что ОАО "Газпром газораспределение" не начинало процедуру приобретения акций, оспариваемое предписание, вынесенное после 01.09.2014, не подлежит исполнению.
ОАО "Газпром газораспределение Кострома" просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. В отзыве на апелляционную жалобу приводит доводы о том, что добровольное или обязательное предложение акционерам не может быть направлено в отношении ценных бумаг непубличного акционерного общества, к которым относится ОАО "Газпром газораспределение Кострома"; при вынесении предписания Банком неправильно применен пункт 1 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ, а именно расширен перечень оснований возникновения обязанности направить обязательное предложение.
ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" в отзыве на жалобу возражает против доводов ответчика, считает решение суда законным, обоснованным и соответствующим сложившейся судебной практике. Третье лицо считает, что ни ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" и ОАО "Газпром газораспределение", ни ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" и ОАО "Газпром" не являлись аффилированными лицами, в том числе не образовывали одну группу лиц. Общество приводит доводы о том, что включение ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" с ОАО "Газпром газораспределение", и ОАО "Газпром" с ОАО "Газпром газораспределение" в одну группу лиц и признание их аффилированными лицами противоречит действующему антимонопольному законодательству.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. ОАО "Газпром газораспределение Кострома" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Банком установлены нарушения ОАО "Газпром газораспределение" требований статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение Кострома" по состоянию на 30.06.2009, опубликованном на странице ОАО "Газпром газораспределение Кострома" (прежнее название - открытое акционерное общество "Костромаоблгаз") в сети Интернет (http://gpgr.kostroma.ru). используемой для раскрытия информации, ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" владеет 25,49% обыкновенных акций ОАО Костромаоблгаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - право распоряжаться более 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал ОАО "Костромаоблгаз", дата наступления основания - "сведениями не располагаем").
Согласно материалам, предоставленным открытым акционерным обществом Акционерный Банк "РОССИЯ" (далее - ОАО "АБ "РОССИЯ"), ОАО "Газпромрегионгаз" (ИНН 7838306818; ОГРН 1047855099170) был открыт счет депо в депозитарии ЗАО "Газэнергопромбанк", которое было реорганизовано 02.08.2010 в форме присоединения к АБ "РОССИЯ", по состоянию на 29.01.2009 ОАО "Газпромрегионгаз", владело 55,49% обыкновенных акций ОАО "Костромаоблгаз".
Согласно сведениям, содержащимся в списке аффилированных лиц ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" по состоянию на 30.06.2009, размещенном на странице ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" в сети Интернет (http://www.e-dbclosvire.ru/portal/company.aspx?id=14467), используемой для раскрытия информации, ОАО "Газпромрегионгаз" было внесено в список аффилированных лиц ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "Лицо принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит акционерное общество", дата наступления основания - 18.02.2009).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО "Газпромрегионгаз" по состоянию на 31.03.2009 размещенном на странице Открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" (далее - ОАО "Газпром газораспределение", прежнее наименование ОАО "Газпромрегионгаз") в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=12592), используемой для раскрытия информации, ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" было внесено в список аффилированных лиц ОАО "Газпромрегионгаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "принадлежит к группе лиц, к которой принадлежит общество", дата наступления основания - 20.03.2009).
20.03.2009 ОАО "Газпромрегионгаз" совместно с аффилированным лицом ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома", а именно 84,98% обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома".
Согласно открытым и общедоступным сведениям, содержащимся в Едином Государственном реестре юридических лиц, ОАО "Газпромрегионгаз" 12.04.2011 было переименовано в ОАО "Газпром газораспределение", ОАО "Костромаоблгаз" 04.10.2013 переименовано в ОАО "Газпром газораспределение Кострома".
21.05.2013 в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени, оставляемом информационным агентством (лента новостей), ОАО "Газпром" было опубликовано сообщение "О приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества", согласно которому ОАО "Газпром" 23.04.2013 г. приобретено 25,5% голосующих акций ОАО "Костромаоблгаз".
При этом, согласно сведениям, содержащимся в списке аффилированных лиц ОАО "Костромаоблгаз" по состоянию на 30.06.2013 размещенном на странице ОАО "Костромаоблгаз" в сети Интернет используемой для раскрытия информации, ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" с долей участия в уставном капитале Общества 25,5% исключено из списка аффилированных лиц ОАО Костромаоблгаз", а ОАО "Газпром" было внесено в список аффилированных лиц ОАО "Костромаоблгаз" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции", дата наступления основания -29.05.2013).
В соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение Кострома" по состоянию на 31.12.2014, опубликованном на странице ОАО "Газпром газораспределение Кострома" в сети Интернет - ОАО "Газпром газораспределение" владеет 59,49% обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "Лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции", дата наступления основания - 03.10.2005).
ОАО "Газпром" владеет 25,5% обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома" (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - "Имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал", дата наступления - 29.05.2013).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром газораспределение" по состоянию на 31.12.2014, опубликованном на странице ОАО "Газпром газораспределение" в сети Интернет, используемой для раскрытия информации, ОАО "Газпром" является аффилированным лицом ОАО "Газпром газораспределение" - "принадлежит к группе, к которой принадлежит общество", дата наступления основания - 01.10.2004).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО "Газпром" по состоянию на 31.12.2014 ОАО "Газпром газораспределение" является аффилированным лицом ОАО "Газпром" - "принадлежит к группе лиц ОАО "Газпром", дата наступления основания - 01.10.2004).
23.04.2013 ОАО "Газпром" приобрело у ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" 25,5% голосующих акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома".
По результатам проверки уполномоченный орган установил, что 23.04.2013 ОАО "Газпром газораспределение" совместно с аффилированным лицом ОАО "Газпром" стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома", а именно 84,98% обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома". ОАО "Газпром газораспределение", ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ", ОАО "Газпром" обязательного предложения в отношении ценных бумаг ОАО "Газпром газораспределение Кострома" в нарушение статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ не направляли.
12.03.2015 Банк выдал ОАО "Газпром газораспределение" предписание N 75-22-14/3643, которым обязал Общество в срок не позднее 20 рабочих дней с даты получения предписания устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, а именно статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ.
Не согласившись с данным предписанием, ОАО "Газпром газораспределение" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 76.2, 84.2 Закона N 208-ФЗ, статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", пунктом 16 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктом 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в новой редакции) (далее - ГК РФ), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предписание об устранении нарушений обязательных требований представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного (муниципального) надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Оценив законность выданного ОАО "Газпром газораспределение" предписания от 12.03.2015 N 75-22-14/3643, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у суда первой инстанции оснований для признания данного предписания недействительным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
Согласно пункту 1 статьи 93 Закона N 208-ФЗ лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Пунктом 16 статьи 4 Закона N 208-ФЗ установлено, что приобретение акций (долей) хозяйственных обществ - это покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям.
Как верно указал суд первой инстанции, возложенная пунктом 1 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ обязанность по направлению акционерам публичной оферты относится только к лицу, в результате действий которого количество акций, находящихся в его собственности с учетом акций принадлежащих аффилированным с ним лицам, превысило установленные указанной нормой лимиты, а не ко всем владельцам акций, аффилированным с приобретателем.
Согласно оспариваемому предписанию 20.03.2009 ОАО "Газпром газораспределение" совместно с аффилированным лицом ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома", а 23.04.2013 ОАО "Газпром газораспределение" совместно с аффилированным лицом ОАО "Газпром" также стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома" в результате приобретения ОАО "Газпром" у ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" 25,5% голосующих акций ОАО "Газпром газораспределение Кострома".
Выводы уполномоченного органа о том, что ОАО "Газпром газораспределение" и ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ", ОАО "Газпром" (после приобретения акций ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ") являются аффилированными лицами, сделаны на основании сведений, содержащихся в списке аффилированных лиц указанных обществ, размещенных в сети Интернет.
Между тем из материалов дела следует, что ОАО "Газпром газораспределение" ни 20.03.2009, ни 23.04.2013 не являлось лицом, которое приобрело акции ОАО "Газпром газораспределение Кострома" поэтому возложение на заявителя обязанности, предусмотренной 1 статьи 84.2 Закона N 208-ФЗ о направлении публичной оферты (обязательного предложения) остальным акционерам ОАО "Газпром газораспределение Кострома" неправомерно. ОАО "Газпром газораспределение" не совершало действий, в результате которых наступила обязанность по выкупу акций.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что уполномоченным органом, в нарушение положений пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты доводы заявителя, о том, что ОАО "Газпром газораспределение" и ОАО "РОСНЕФТЕГАЗ" не являются аффилированными лицами, поскольку контролируются разными лицами - ООО "Газпром межрегионгаз" и Российской Федерацией соответственно, и были включены в соответствующие списки ошибочно.
Кроме этого, в соответствии с подпунктом "ч" пункта 24 статьи 1 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившем в силу с 01.09.2014 из ГК РФ исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 ГК РФ в новой редакции).
На основании статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (пункт 1). Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными (пункт 2).
Согласно пункту 1.1 статьи 1 Закона N 208-ФЗ положения настоящего Федерального закона об открытых акционерных обществах применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК РФ (в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 84.2 Закона N 208-ФЗ обязанность направить публичную оферту была предусмотрена только для открытых акционерных обществ, и с учетом пункта 1.1 статьи 1 названного Закона, начиная с 01.09.2014 обязательное предложение о выкупе акций в порядке статьи 84.2. Закона N 208-ФЗ может быть направлено только в отношении акций публичного акционерного общества.
Из пункта 3 письма Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что, начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона N N 99-ФЗ) и публичных акционерных обществ (с учетом положений пункта 1.1 статьи 1 Закона об акционерных обществах). Таким образом, при приобретении после 01.09.2014 более 30, 50, 75 процентов акций публичного акционерного общества соответствующее лицо должно сделать остальным акционерам такого общества обязательное предложение. Одновременно, начатая в соответствии с главой XI.1 Закона об акционерных обществах до 01.09.2014 процедура приобретения или выкупа ценных бумаг открытого акционерного общества не прекращается в связи с приобретением таким акционерным обществом, ценные бумаги которого приобретаются (выкупаются), статуса публичного. Вместе с тем, после 01.09.2014 добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа, требование о выкупе не может быть направлено в отношении ценных бумаг акционерного общества, которое внесло изменения в устав в части его приведения в соответствие с ГК РФ в редакции Закона и стало непубличным акционерным обществом. Однако, процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в силу прямого указания части 2 статьи 66.3 ГК РФ ОАО "Газпром газораспределение Кострома" является непубличным вне зависимости от указания в его фирменном наименовании и уставе на то, что общество является непубличным, а также вне зависимости от того, являлось ли ранее данное общество открытым или закрытым (определяющим обстоятельством является, прежде всего, наличие (отсутствие) признаков публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ).
Принимая во внимание, что предписание Банка от 12.03.2015 N 75-22-14/3643, вынесено после 01.09.2014, а именно 12.03.2015 и ОАО "Газпром газораспределение" ни до, ни после 01.09.2014 не начинало процедуру направления предложения о выкупе акций ОАО "Газпром газораспределение Калуга" оспариваемое предписание не является исполнимым.
При таких обстоятельствах предписание Банка от 12.03.2015 N 75-22-14/3643 не соответствует положениям действующего законодательства и незаконно возлагает на заявителя обязанности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания названного предписания недействительным. В этой связи решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных ОАО "Газпром газораспределение" требований является законным и обоснованным.
С учетом изложенного приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика в рассматриваемой ситуации не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.07.2015 по делу N А82-5265/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Ярославской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)