Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Косякиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Осколцемент" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.09.2008 г. (судья А.Г. Астаповская), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Осколцемент" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области о признании частично недействительным решения Инспекции N 12-06/03563дсп от 28.03.2008 г.,
при участии в судебном заседании:
- от налогоплательщика: Муратовой Е.А. - представителя по доверенности N 87 от 21.07.2008 г., Лисицыной М.А. - представителя по доверенности N 88 от 21.07.2008 г.;
- от налогового органа: Алексеевой Е.А. - ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 14-14/066550 от 04.12.2007 г., Веховой А.М. - специалиста 1 разряда по доверенности N 14-14/037773 от 04.07.2008 г., Кобызева С.А. - представителя по доверенности N 78 от 19.06.2008 г.;
- установил:
Закрытое акционерное общество "Осколцемент" (далее - ЗАО "Осколцемент", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 12-06/03563дсп от 28.03.2008 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 5387649 руб., налога на добавленную стоимость в размере 4032735 руб., а также в части начисления пени в размере 434794,27 руб. и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 741895 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.09.2008 г. заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в размере 10670 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 721,97 руб. и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 1469 руб. В удовлетворении остальной части требований ЗАО "Осколцемент" отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ЗАО "Осколцемент" обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.09.2008 г. в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налогоплательщик указывает на документальную подтвержденность и экономическую обоснованность произведенных расходов по оплате услуг в рамках заключенных с ООО "КОМТЕК" агентских договоров, в связи с чем считает неправомерным доначисление налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и соответствующих сумм пеней и штрафов в связи с непринятием данных расходов для целей налогообложения прибыли и отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в отношении указанных расчетов.
Налоговый орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании чего пришел к выводу о необоснованности включения в расходы для целей налогообложения прибыли затрат в виде агентского вознаграждения, что послужило основанием для доначисления налога на прибыль, а также начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога.
Соответственно, суд пришел к выводу о том, что у налогоплательщика не имелось оснований для включения в налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость сумм налога, приходящихся на расчеты по данным договорам, в связи с тем, что данные расходы являются экономически неоправданными и документально не подтвержденными. Кроме того, суд указал, что Обществом не представлено доказательств приобретения услуг для операций, признаваемых объектом налогообложения НДС. На основании изложенного, Инспекция исходит из правомерности доначисления налога на добавленную стоимость, а также начисления соответствующих сумм пеней.
Таким образом, налоговый орган считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в оспариваемой налогоплательщиком части.
В судебном заседании 26.11.2008 г. объявлялся перерыв до 28.11.2008 г.
Как следует из апелляционной жалобы, ЗАО "Осколцемент" обжалует решение суда первой инстанции по настоящему делу лишь в части отказа в удовлетворении требований в отношении признания недействительным решения Инспекции в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 5376979 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 363853,3 руб., привлечения к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса за неполную уплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в сумме 740426 руб.; доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 4032735 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 70219 руб.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании пояснили, что не возражают против рассмотрения арбитражным судом апелляционной инстанции данного дела только в обжалуемой налогоплательщиком части.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная коллегия проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Белгородской области от 19.09.2008 г. по рассматриваемому делу только в обжалуемой ЗАО "Осколцемент" части.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Осколцемент" (ОАО "Осколцемент" преобразовано в ЗАО "Осколцемент", о чем 22.04.2008 внесена запись в ЕГРЮЛ) по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов и сборов за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. Результаты проверки нашли отражение в акте N 12-06/660 ДСП от 15.02.2008 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, назначенных решением N 2 от 21.03.2008, представленных возражений на акт, 28.03.2008 заместителем начальника Межрайонной ИФНС РФ N 4 по Белгородской области принято решение N 12-06/03563 дсп "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль организаций в виде взыскания штрафа в сумме 810917 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислены налоги, в том числе, налог на прибыль организаций в сумме 5888888, налог на добавленную стоимость в сумме 4044492 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налогов по состоянию на 28.03.2008 г.: 398493 руб. по налогу на прибыль и 70617 руб. по налогу на добавленную стоимость.
Не согласившись с данным ненормативным правовым актом налогового органа в указанной части, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов проверки, основанием доначисления Обществу налога на прибыль организаций в сумме 5376979 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 363853,3 руб. и привлечения к ответственности за неполную уплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в сумме 740426 руб. послужил вывод Инспекции о необоснованном включении налогоплательщиком в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, выплаченного ООО "КОМТЕК" агентского вознаграждения.
Признавая правомерной позицию налогового органа по данному эпизоду, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях настоящей главы прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, условиями включения затрат в состав расходов для целей налогообложения являются их экономическая оправданность и документальное подтверждение.
Для признания тех или иных расходов экономически оправданными необходимо установление объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы, налогоплательщик, в свою очередь, должен доказать факт несения затрат, их документальное подтверждение и связь с хозяйственной деятельностью.
Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Из материалов дела следует, что между налогоплательщиком и ООО "Белрегионгаз" был заключен договор N 9-2-1425 от 01.05.1999 г. на поставку газа, в соответствии с которым поставки газа осуществлялись с 01.05.1999 г. по 31.12.2008 г.
Согласно п. 2.2 договора конкретные объемы поставки и приема газа на каждый год с разбивкой по кварталам стороны согласовывают дополнительным соглашением не позднее 01 ноября предшествующего года. Дополнительным соглашением от 20.11.2003 N 9 к указанному договору пункт 2.4 договора был принят в редакции, согласно которой по взаимному согласию сторон дополнительные объемы газа могут быть поставлены по заявке покупателя и оформлены путем обмена документами (письмами, факсограммами) при наличии свободных ресурсов газа у поставщика и технических возможностей газотранспортной и газораспределительной систем.
В дополнительном соглашении N 11 от 21.11.2005 г. поставщик (ООО "Белрегионгаз") обязался поставить в 2006 году согласованный сторонами объем газа - 410,0 млн. куб. м. Объем поставки газа был увеличен на основании дополнительных соглашений N 10/2 от 06.05.2006, N 10/3 от 06.06.2006, N 10/4 от 21.06.2006, N 10/5 от 22.09.2006, согласно которым ООО "Белрегионгаз" обязалось поставить в 2006 году дополнительно 222,7 млн. куб. м газа.
Вместе с тем между Обществом (принципал) и ООО "КОМТЕК" (агент) были заключены агентские договоры от 21.11.2005 б/н, от 21.03.2006 N 1.
Согласно п. 1.1 указанных договоров ООО "КОМТЕК" обязалось за вознаграждение совершить по поручению (заявке) принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, направленные на выделение дополнительного объема природного газа в 2006 году по отношению к объему газа, согласованному сторонами на этот период.
В соответствии с п. 2.1 агентских договоров ООО "КОМТЕК" обязалось обеспечить выделение дополнительного объема природного газа ОАО "Газпром" для Общества в количестве и по цене, согласно заявке предприятия, обеспечить отправление факсограмм от ОАО "Газпром" в адрес ООО "Белрегионгаз" о выделении дополнительного объема природного газа для принципала согласно заявке.
В пунктах 3.3 агентских договоров указано, что агент предоставляет принципалу отчет о фактически выделенном последнему дополнительном объеме природного газа, а также акт выполненных работ и счет-фактуру.
Вознаграждение агента определено в п. 3.1 указанных договоров и составляет 120 руб. 80 копеек за каждую тысячу кубических метров дополнительно выделенного принципалу природного газа, включая НДС.
Основанием для выплаты вознаграждения агенту в договоре от 21.11.2005 б/н указаны вышеперечисленные документы, а согласно п. 3.2 договора от 21.03.2006 N 1 - оплата вознаграждения агенту производится по факту получения принципалом извещения от ООО "Белрегионгаз" о количестве выделенного дополнительного объема газа.
За оказанные услуги ООО "КОМТЕК" было выплачено вознаграждение в сумме 26436814 руб. (в том числе НДС в сумме 4032735 руб.). Агентское вознаграждение было перечислено агенту ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ групп" на основании писем ОАО "Осколцемент", в счет взаимных расчетов.
В подтверждение того, что дополнительное выделение газа в объеме 222,7 млн. куб. м было осуществлено при участии ООО "КОМТЕК", налогоплательщик ссылается на факсограммы. Согласно факсограмме N 06/1400-350ф от 30.12.2005 обществу выделено 15,5 млн. куб. м газа, согласно факсограмме N 06/1400-17ф от 22.02.2006 обществу выделено 8,5 млн. куб. м газа, согласно факсограмме N 06/1400-22ф от 01.03.2006 обществу выделено 15 млн. куб. м газа; согласно факсограмме N 06/1400-28ф от 03.04.2006 обществу выделено 25,6 млн. куб. м газа, согласно факсограмме N 06/1400-34ф от 05.05.2006 обществу выделено 26 млн. куб. м газа, согласно факсограмме N 06/1400/2-108 (ф) от 05.06.2006 обществу выделено 22,5 млн. куб. м газа; согласно факсограмме N ИД18/224 от 21.06.2006 обществу выделено 87,8 млн. куб. м газа; согласно факсограмме N 05-02/866 от 20.09.2006 обществу выделено 21,8 млн. куб. м газа.
Вместе с тем, из текста указанных факсограмм, а также из условий агентского соглашения следует, что выделение дополнительного объема газа осуществлялось на основании заявок самого Общества. Доказательств, свидетельствующих о случаях отказа Обществу в дополнительных поставках газа, налогоплательщиком не представлено.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства согласования дополнительных объемов поставляемого Обществу газа на основании заявок агента или при его посредническом участии.
Кроме того, при проведении налоговым органом контрольных мероприятий было установлено, что факт участия ООО "КОМТЕК" в каких-либо взаимоотношениях с поставщиками газа - ООО "Белрегионгаз" и ОАО "Газпром" не нашел подтверждения со стороны последних.
Таким образом, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом были самостоятельно организованы и обеспечены рассматриваемые дополнительные поставки газа.
Данные обстоятельства косвенно подтверждаются также ведением ЗАО "Осколцемент" самостоятельно соответствующих переговоров по выделению дополнительных объемов газа. Так, налоговым органом при проведении проверки было установлено, что в течение 2006 года в ООО "Межрегионгаз" (г. Москва) для решения вопроса поставки газа в командировки направлялся советник генерального директора ОАО "Осколцемент" Капустин А.Н.. В отчетах о выполненных заданиях отражено, что "задание выполнено - проведены переговоры по поставкам природного газа".
Также суд первой инстанции правомерно исходил из недоказанности организации поставки природного газа в дополнительных объемах именно ООО "КОМТЕК".
Документов, свидетельствующих об осуществлении каких-либо действий агентом в соответствии с условиями заключенных агентских соглашений от своего имени (от имени ООО "КОМТЕК") не представлено.
Имеющиеся в материалах дела счета-фактуры, выставленные Обществу ООО "КОМТЕК", акты на оказанные услуги, отчеты агента к агентским договорам не могут быть оценены судом в качестве доказательств, подтверждающих выполнение агентом взятых на себя обязательств, и обоснованность произведенных Обществом расходов по их оплате.
При этом из указанных документов не усматривается, какие именно услуги в рамках исполнения агентских договоров были оказаны Обществу и в чем данные услуги заключались.
То обстоятельство, что в отчетах агента указано, что исполнителем решен вопрос по выделению дополнительного объема природного газа, не свидетельствует о соблюдении требований, предъявляемых к первичным учетным документам, в части необходимости указания на содержание хозяйственной операции.
При этом в соответствии со ст. 38 НК РФ под услугой для целей налогообложения понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления деятельности.
С учетом специфики хозяйственных операций по приобретению и реализации услуг, установление связи затрат на приобретение услуг с хозяйственной деятельностью налогоплательщика осуществляется на основании данных первичных бухгалтерских документов и иных доказательств, свидетельствующих о фактическом оказании услуг, а также данных о том, в чем конкретно выражалась деятельность по оказании услуг.
При этом в ходе рассмотрения дела Обществом не представлено каких-либо доказательств, содержащих сведения о перечне оказанных услуг, либо содержащих расшифровку агентских услуг.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается как сам факт оказания агентом посреднических услуг применительно к предмету рассматриваемого договора, так и влияние данных услуг на результат хозяйственной деятельности налогоплательщика.
В соответствии с разъяснением, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
При этом под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
В соответствии с пунктами 3, 4 указанного постановления Пленума ВАС РФ налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если для целей налогообложения учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а также налоговая выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 9 постановления Пленума ВАС РФ установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением (п. 11 указанного постановления Пленума ВАС РФ).
Суд первой инстанции указал на наличие признаков, позволяющих говорить о том, что рассматриваемые действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. К числу таких признаков судом отнесено:
- - создание ООО "КОМТЕК" (посредника) незадолго до совершения хозяйственных операций - 23.05.2005;
- - использование посредником "номинального" юридического адреса, то есть адреса, по которому налогоплательщик отсутствует. Согласно данных ЕГРЮЛ юридическим адресом ООО "КОМТЕК" значился г. Ст. Оскол, м-н Восточный, д. 14 - без номера квартиры и офиса. Юридический адрес в г. Воронеже: ул. Карла Маркса, д. 67 б, который является адресом массовой регистрации (письмо МИФНС N 1 по Воронежской области вх. N 3079 от 29.12.2007);
- - исчезновение ООО "КОМТЕК", т.к. с момента постановки на учет в МИФНС N 1 по Воронежской области (22.05.2007) ООО "КОМТЕК" в налоговом органе не отчитывается;
- - отсутствие кадрового состава в ООО "КОМТЕК" (согласно отчетности за 2006 год);
- - нарушение налогового законодательства по аналогичным причинам в 2005 году (ОАО "Осколцемент" использовало посредника ООО "НПО ДЕКАРТА-ГРУПП" как агента при выделении дополнительного объема природного газа в 2005 году.
Суд апелляционной инстанции в связи с изложенным дополнительно принимает во внимание то, что руководитель ООО "КОМТЕК" в рассматриваемом периоде - Терентьев С.Н., являлся в 2005 г. генеральным директором ООО "НПО ДЕКАРТА-ГРУПП", с которым налогоплательщиком было заключено аналогичное агентское соглашение на поставку дополнительного объема природного газа. Кроме того, основным видом деятельности ООО "КОМТЕК", согласно выписке из ЕГРЮЛ, является производство отделочных работ.
Данные обстоятельства в совокупности с выводом суда о том, что дополнительные поставки газа были самостоятельно организованы и обеспечены налогоплательщиком при отсутствии подтверждения факта оказания агентом посреднических услуг, направленных на их обеспечение, оценены судом в качестве основания для отказа Обществу в получении налоговой выгоды, выразившейся в уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль путем включения в состав затрат агентского вознаграждения.
Таким образом, доначисление налога на прибыль по указанным основаниям в сумме 5376979 руб. произведено Инспекцией правомерно.
В силу статьи 75 Налогового кодекса в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, с учетом вывода суда о правомерности доначисления налога на прибыль организации, на указанную сумму недоимки правомерно начислены пени в размере 363853,3 руб.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности явился вывод налогового органа о совершении налогоплательщиком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса. Согласно указанной норме неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
То есть при наличии в действиях налогоплательщика предусмотренного данной нормой состава налогового правонарушения, у налогового органа в данном случае имелись основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 740426 руб.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика о признании недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов налоговых органов в отношении доначислений по налогу на прибыль организаций отказано судом первой инстанции правомерно.
Как следует из материалов дела, Инспекцией также было отказано в применении налоговых вычетов по расчетам с ООО "КОМТЕК", поскольку данные расходы нельзя признать связанными с деятельностью налогоплательщика, облагаемой налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 названной нормы Кодекса (в редакции, действующей в проверяемый период) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов
Таким образом, условиями применения вычетов являются приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическая уплата сумм налога продавцу, принятие на учет указанных товаров (работ, услуг) и наличие соответствующих первичных документов.
В рассматриваемом случае, связь оказанных услуг с хозяйственной деятельностью налогоплательщика надлежащими и достаточными доказательствами не подтверждена, следовательно, у суда отсутствуют основания считать, что спорные услуги приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Кроме того, вывод суда о необоснованности налоговой выгоды по взаимоотношениям Общества с ООО "КОМТЕК" на основании агентского договора распространяется и на применение налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно признано правомерным доначисление Обществу налоговым органом налога на добавленную стоимость по рассмотренным основаниям в сумме 4032735 руб.
С учетом вывода суда о правомерном доначислении ЗАО "Осколцемент" налога на добавленную стоимость, начисление пеней за несвоевременную уплату данной суммы в размере 70219 руб. произведено Инспекцией также правомерно.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку, поэтому основания для отмены или изменения состоявшегося решения у суда апелляционной инстанции отсутствуют, в связи с чем апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя -ЗАО "Осколцемент".
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.09.2008 г. по делу N А08-3037/2008-1 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Осколцемент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2008 ПО ДЕЛУ N А08-3037/2008-1
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2008 г. по делу N А08-3037/2008-1
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Косякиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Осколцемент" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.09.2008 г. (судья А.Г. Астаповская), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Осколцемент" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области о признании частично недействительным решения Инспекции N 12-06/03563дсп от 28.03.2008 г.,
при участии в судебном заседании:
- от налогоплательщика: Муратовой Е.А. - представителя по доверенности N 87 от 21.07.2008 г., Лисицыной М.А. - представителя по доверенности N 88 от 21.07.2008 г.;
- от налогового органа: Алексеевой Е.А. - ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 14-14/066550 от 04.12.2007 г., Веховой А.М. - специалиста 1 разряда по доверенности N 14-14/037773 от 04.07.2008 г., Кобызева С.А. - представителя по доверенности N 78 от 19.06.2008 г.;
- установил:
Закрытое акционерное общество "Осколцемент" (далее - ЗАО "Осколцемент", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 12-06/03563дсп от 28.03.2008 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 5387649 руб., налога на добавленную стоимость в размере 4032735 руб., а также в части начисления пени в размере 434794,27 руб. и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 741895 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.09.2008 г. заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в размере 10670 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 721,97 руб. и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 1469 руб. В удовлетворении остальной части требований ЗАО "Осколцемент" отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ЗАО "Осколцемент" обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.09.2008 г. в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налогоплательщик указывает на документальную подтвержденность и экономическую обоснованность произведенных расходов по оплате услуг в рамках заключенных с ООО "КОМТЕК" агентских договоров, в связи с чем считает неправомерным доначисление налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и соответствующих сумм пеней и штрафов в связи с непринятием данных расходов для целей налогообложения прибыли и отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в отношении указанных расчетов.
Налоговый орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании чего пришел к выводу о необоснованности включения в расходы для целей налогообложения прибыли затрат в виде агентского вознаграждения, что послужило основанием для доначисления налога на прибыль, а также начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога.
Соответственно, суд пришел к выводу о том, что у налогоплательщика не имелось оснований для включения в налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость сумм налога, приходящихся на расчеты по данным договорам, в связи с тем, что данные расходы являются экономически неоправданными и документально не подтвержденными. Кроме того, суд указал, что Обществом не представлено доказательств приобретения услуг для операций, признаваемых объектом налогообложения НДС. На основании изложенного, Инспекция исходит из правомерности доначисления налога на добавленную стоимость, а также начисления соответствующих сумм пеней.
Таким образом, налоговый орган считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в оспариваемой налогоплательщиком части.
В судебном заседании 26.11.2008 г. объявлялся перерыв до 28.11.2008 г.
Как следует из апелляционной жалобы, ЗАО "Осколцемент" обжалует решение суда первой инстанции по настоящему делу лишь в части отказа в удовлетворении требований в отношении признания недействительным решения Инспекции в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 5376979 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 363853,3 руб., привлечения к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса за неполную уплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в сумме 740426 руб.; доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 4032735 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 70219 руб.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании пояснили, что не возражают против рассмотрения арбитражным судом апелляционной инстанции данного дела только в обжалуемой налогоплательщиком части.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная коллегия проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Белгородской области от 19.09.2008 г. по рассматриваемому делу только в обжалуемой ЗАО "Осколцемент" части.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Осколцемент" (ОАО "Осколцемент" преобразовано в ЗАО "Осколцемент", о чем 22.04.2008 внесена запись в ЕГРЮЛ) по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов и сборов за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. Результаты проверки нашли отражение в акте N 12-06/660 ДСП от 15.02.2008 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, назначенных решением N 2 от 21.03.2008, представленных возражений на акт, 28.03.2008 заместителем начальника Межрайонной ИФНС РФ N 4 по Белгородской области принято решение N 12-06/03563 дсп "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, в том числе на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль организаций в виде взыскания штрафа в сумме 810917 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислены налоги, в том числе, налог на прибыль организаций в сумме 5888888, налог на добавленную стоимость в сумме 4044492 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налогов по состоянию на 28.03.2008 г.: 398493 руб. по налогу на прибыль и 70617 руб. по налогу на добавленную стоимость.
Не согласившись с данным ненормативным правовым актом налогового органа в указанной части, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов проверки, основанием доначисления Обществу налога на прибыль организаций в сумме 5376979 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 363853,3 руб. и привлечения к ответственности за неполную уплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в сумме 740426 руб. послужил вывод Инспекции о необоснованном включении налогоплательщиком в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, выплаченного ООО "КОМТЕК" агентского вознаграждения.
Признавая правомерной позицию налогового органа по данному эпизоду, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях настоящей главы прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, условиями включения затрат в состав расходов для целей налогообложения являются их экономическая оправданность и документальное подтверждение.
Для признания тех или иных расходов экономически оправданными необходимо установление объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы, налогоплательщик, в свою очередь, должен доказать факт несения затрат, их документальное подтверждение и связь с хозяйственной деятельностью.
Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Из материалов дела следует, что между налогоплательщиком и ООО "Белрегионгаз" был заключен договор N 9-2-1425 от 01.05.1999 г. на поставку газа, в соответствии с которым поставки газа осуществлялись с 01.05.1999 г. по 31.12.2008 г.
Согласно п. 2.2 договора конкретные объемы поставки и приема газа на каждый год с разбивкой по кварталам стороны согласовывают дополнительным соглашением не позднее 01 ноября предшествующего года. Дополнительным соглашением от 20.11.2003 N 9 к указанному договору пункт 2.4 договора был принят в редакции, согласно которой по взаимному согласию сторон дополнительные объемы газа могут быть поставлены по заявке покупателя и оформлены путем обмена документами (письмами, факсограммами) при наличии свободных ресурсов газа у поставщика и технических возможностей газотранспортной и газораспределительной систем.
В дополнительном соглашении N 11 от 21.11.2005 г. поставщик (ООО "Белрегионгаз") обязался поставить в 2006 году согласованный сторонами объем газа - 410,0 млн. куб. м. Объем поставки газа был увеличен на основании дополнительных соглашений N 10/2 от 06.05.2006, N 10/3 от 06.06.2006, N 10/4 от 21.06.2006, N 10/5 от 22.09.2006, согласно которым ООО "Белрегионгаз" обязалось поставить в 2006 году дополнительно 222,7 млн. куб. м газа.
Вместе с тем между Обществом (принципал) и ООО "КОМТЕК" (агент) были заключены агентские договоры от 21.11.2005 б/н, от 21.03.2006 N 1.
Согласно п. 1.1 указанных договоров ООО "КОМТЕК" обязалось за вознаграждение совершить по поручению (заявке) принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, направленные на выделение дополнительного объема природного газа в 2006 году по отношению к объему газа, согласованному сторонами на этот период.
В соответствии с п. 2.1 агентских договоров ООО "КОМТЕК" обязалось обеспечить выделение дополнительного объема природного газа ОАО "Газпром" для Общества в количестве и по цене, согласно заявке предприятия, обеспечить отправление факсограмм от ОАО "Газпром" в адрес ООО "Белрегионгаз" о выделении дополнительного объема природного газа для принципала согласно заявке.
В пунктах 3.3 агентских договоров указано, что агент предоставляет принципалу отчет о фактически выделенном последнему дополнительном объеме природного газа, а также акт выполненных работ и счет-фактуру.
Вознаграждение агента определено в п. 3.1 указанных договоров и составляет 120 руб. 80 копеек за каждую тысячу кубических метров дополнительно выделенного принципалу природного газа, включая НДС.
Основанием для выплаты вознаграждения агенту в договоре от 21.11.2005 б/н указаны вышеперечисленные документы, а согласно п. 3.2 договора от 21.03.2006 N 1 - оплата вознаграждения агенту производится по факту получения принципалом извещения от ООО "Белрегионгаз" о количестве выделенного дополнительного объема газа.
За оказанные услуги ООО "КОМТЕК" было выплачено вознаграждение в сумме 26436814 руб. (в том числе НДС в сумме 4032735 руб.). Агентское вознаграждение было перечислено агенту ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ групп" на основании писем ОАО "Осколцемент", в счет взаимных расчетов.
В подтверждение того, что дополнительное выделение газа в объеме 222,7 млн. куб. м было осуществлено при участии ООО "КОМТЕК", налогоплательщик ссылается на факсограммы. Согласно факсограмме N 06/1400-350ф от 30.12.2005 обществу выделено 15,5 млн. куб. м газа, согласно факсограмме N 06/1400-17ф от 22.02.2006 обществу выделено 8,5 млн. куб. м газа, согласно факсограмме N 06/1400-22ф от 01.03.2006 обществу выделено 15 млн. куб. м газа; согласно факсограмме N 06/1400-28ф от 03.04.2006 обществу выделено 25,6 млн. куб. м газа, согласно факсограмме N 06/1400-34ф от 05.05.2006 обществу выделено 26 млн. куб. м газа, согласно факсограмме N 06/1400/2-108 (ф) от 05.06.2006 обществу выделено 22,5 млн. куб. м газа; согласно факсограмме N ИД18/224 от 21.06.2006 обществу выделено 87,8 млн. куб. м газа; согласно факсограмме N 05-02/866 от 20.09.2006 обществу выделено 21,8 млн. куб. м газа.
Вместе с тем, из текста указанных факсограмм, а также из условий агентского соглашения следует, что выделение дополнительного объема газа осуществлялось на основании заявок самого Общества. Доказательств, свидетельствующих о случаях отказа Обществу в дополнительных поставках газа, налогоплательщиком не представлено.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства согласования дополнительных объемов поставляемого Обществу газа на основании заявок агента или при его посредническом участии.
Кроме того, при проведении налоговым органом контрольных мероприятий было установлено, что факт участия ООО "КОМТЕК" в каких-либо взаимоотношениях с поставщиками газа - ООО "Белрегионгаз" и ОАО "Газпром" не нашел подтверждения со стороны последних.
Таким образом, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом были самостоятельно организованы и обеспечены рассматриваемые дополнительные поставки газа.
Данные обстоятельства косвенно подтверждаются также ведением ЗАО "Осколцемент" самостоятельно соответствующих переговоров по выделению дополнительных объемов газа. Так, налоговым органом при проведении проверки было установлено, что в течение 2006 года в ООО "Межрегионгаз" (г. Москва) для решения вопроса поставки газа в командировки направлялся советник генерального директора ОАО "Осколцемент" Капустин А.Н.. В отчетах о выполненных заданиях отражено, что "задание выполнено - проведены переговоры по поставкам природного газа".
Также суд первой инстанции правомерно исходил из недоказанности организации поставки природного газа в дополнительных объемах именно ООО "КОМТЕК".
Документов, свидетельствующих об осуществлении каких-либо действий агентом в соответствии с условиями заключенных агентских соглашений от своего имени (от имени ООО "КОМТЕК") не представлено.
Имеющиеся в материалах дела счета-фактуры, выставленные Обществу ООО "КОМТЕК", акты на оказанные услуги, отчеты агента к агентским договорам не могут быть оценены судом в качестве доказательств, подтверждающих выполнение агентом взятых на себя обязательств, и обоснованность произведенных Обществом расходов по их оплате.
При этом из указанных документов не усматривается, какие именно услуги в рамках исполнения агентских договоров были оказаны Обществу и в чем данные услуги заключались.
То обстоятельство, что в отчетах агента указано, что исполнителем решен вопрос по выделению дополнительного объема природного газа, не свидетельствует о соблюдении требований, предъявляемых к первичным учетным документам, в части необходимости указания на содержание хозяйственной операции.
При этом в соответствии со ст. 38 НК РФ под услугой для целей налогообложения понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления деятельности.
С учетом специфики хозяйственных операций по приобретению и реализации услуг, установление связи затрат на приобретение услуг с хозяйственной деятельностью налогоплательщика осуществляется на основании данных первичных бухгалтерских документов и иных доказательств, свидетельствующих о фактическом оказании услуг, а также данных о том, в чем конкретно выражалась деятельность по оказании услуг.
При этом в ходе рассмотрения дела Обществом не представлено каких-либо доказательств, содержащих сведения о перечне оказанных услуг, либо содержащих расшифровку агентских услуг.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается как сам факт оказания агентом посреднических услуг применительно к предмету рассматриваемого договора, так и влияние данных услуг на результат хозяйственной деятельности налогоплательщика.
В соответствии с разъяснением, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
При этом под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
В соответствии с пунктами 3, 4 указанного постановления Пленума ВАС РФ налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если для целей налогообложения учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а также налоговая выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 9 постановления Пленума ВАС РФ установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением (п. 11 указанного постановления Пленума ВАС РФ).
Суд первой инстанции указал на наличие признаков, позволяющих говорить о том, что рассматриваемые действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. К числу таких признаков судом отнесено:
- - создание ООО "КОМТЕК" (посредника) незадолго до совершения хозяйственных операций - 23.05.2005;
- - использование посредником "номинального" юридического адреса, то есть адреса, по которому налогоплательщик отсутствует. Согласно данных ЕГРЮЛ юридическим адресом ООО "КОМТЕК" значился г. Ст. Оскол, м-н Восточный, д. 14 - без номера квартиры и офиса. Юридический адрес в г. Воронеже: ул. Карла Маркса, д. 67 б, который является адресом массовой регистрации (письмо МИФНС N 1 по Воронежской области вх. N 3079 от 29.12.2007);
- - исчезновение ООО "КОМТЕК", т.к. с момента постановки на учет в МИФНС N 1 по Воронежской области (22.05.2007) ООО "КОМТЕК" в налоговом органе не отчитывается;
- - отсутствие кадрового состава в ООО "КОМТЕК" (согласно отчетности за 2006 год);
- - нарушение налогового законодательства по аналогичным причинам в 2005 году (ОАО "Осколцемент" использовало посредника ООО "НПО ДЕКАРТА-ГРУПП" как агента при выделении дополнительного объема природного газа в 2005 году.
Суд апелляционной инстанции в связи с изложенным дополнительно принимает во внимание то, что руководитель ООО "КОМТЕК" в рассматриваемом периоде - Терентьев С.Н., являлся в 2005 г. генеральным директором ООО "НПО ДЕКАРТА-ГРУПП", с которым налогоплательщиком было заключено аналогичное агентское соглашение на поставку дополнительного объема природного газа. Кроме того, основным видом деятельности ООО "КОМТЕК", согласно выписке из ЕГРЮЛ, является производство отделочных работ.
Данные обстоятельства в совокупности с выводом суда о том, что дополнительные поставки газа были самостоятельно организованы и обеспечены налогоплательщиком при отсутствии подтверждения факта оказания агентом посреднических услуг, направленных на их обеспечение, оценены судом в качестве основания для отказа Обществу в получении налоговой выгоды, выразившейся в уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль путем включения в состав затрат агентского вознаграждения.
Таким образом, доначисление налога на прибыль по указанным основаниям в сумме 5376979 руб. произведено Инспекцией правомерно.
В силу статьи 75 Налогового кодекса в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, с учетом вывода суда о правомерности доначисления налога на прибыль организации, на указанную сумму недоимки правомерно начислены пени в размере 363853,3 руб.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности явился вывод налогового органа о совершении налогоплательщиком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса. Согласно указанной норме неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
То есть при наличии в действиях налогоплательщика предусмотренного данной нормой состава налогового правонарушения, у налогового органа в данном случае имелись основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 740426 руб.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщика о признании недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов налоговых органов в отношении доначислений по налогу на прибыль организаций отказано судом первой инстанции правомерно.
Как следует из материалов дела, Инспекцией также было отказано в применении налоговых вычетов по расчетам с ООО "КОМТЕК", поскольку данные расходы нельзя признать связанными с деятельностью налогоплательщика, облагаемой налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 названной нормы Кодекса (в редакции, действующей в проверяемый период) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов
Таким образом, условиями применения вычетов являются приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическая уплата сумм налога продавцу, принятие на учет указанных товаров (работ, услуг) и наличие соответствующих первичных документов.
В рассматриваемом случае, связь оказанных услуг с хозяйственной деятельностью налогоплательщика надлежащими и достаточными доказательствами не подтверждена, следовательно, у суда отсутствуют основания считать, что спорные услуги приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Кроме того, вывод суда о необоснованности налоговой выгоды по взаимоотношениям Общества с ООО "КОМТЕК" на основании агентского договора распространяется и на применение налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно признано правомерным доначисление Обществу налоговым органом налога на добавленную стоимость по рассмотренным основаниям в сумме 4032735 руб.
С учетом вывода суда о правомерном доначислении ЗАО "Осколцемент" налога на добавленную стоимость, начисление пеней за несвоевременную уплату данной суммы в размере 70219 руб. произведено Инспекцией также правомерно.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку, поэтому основания для отмены или изменения состоявшегося решения у суда апелляционной инстанции отсутствуют, в связи с чем апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя -ЗАО "Осколцемент".
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.09.2008 г. по делу N А08-3037/2008-1 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Осколцемент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)