Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: По мнению истицы, включение компенсационных выплат в виде районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в размере заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям трудового законодательства РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий по делу
судья Козырин М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Усольцевой С.Ю.
судей краевого суда Доржиевой Б.В., Казакевич Ю.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 мая 2015 года гражданское дело по иску Б. к МДОУ "Детский сад N 1 г. Сретенска", Администрации муниципального района "Сретенский район", Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - Администрации муниципального района "Сретенский район" Т.
на решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 05 марта 2015 года, которым постановлено исковые требования Б. к МДОУ "Детский сад N 1 г. Сретенска", Администрации муниципального района "Сретенский район", Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 г. Сретенска" недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 ноября по <Дата> в пользу Б. сумму в размере <данные изъяты> (за вычетом НДФЛ).
Б. в иске к МДОУ "Детский сад N 1 г. Сретенска", Администрации муниципального района "Сретенский район", Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 по 31 октября 2014 года отказать, в связи с пропуском срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора и отсутствием оснований для доначисления заработной платы до минимального размера оплаты труда.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 1 г. Сретенска" выплачивать Б. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2015 года на территории РФ, со дня вступления решения в законную силу - 5.965 руб. в месяц с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон РФ от 1 декабря 2014 года N 408-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых отношений.
Обязать Администрацию муниципального района "Сретенский район" в случае недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 г. Сретенска" осуществить финансирование для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Б. в сумме <данные изъяты> (за вычетом НДФЛ), в том числе за счет и в пределах средств субвенции краевого бюджета направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края произвести финансирование за счет и в пределах выделенных субвенций для оплаты труда отдельной категории работников образования, при недостаточности денежных средств у муниципального района "Сретенский район" и Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 г. Сретенска" по выплате Б. недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 г. Сретенска" государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
установила:
Истица обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что работает в МДОУ "Детский сад N <адрес>" <данные изъяты>. В размер ее заработной платы входит оклад, районный коэффициент 40%, надбавка за непрерывный стаж 30%. Считает, что включение компенсационных выплат: районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в крае в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству.
Просила взыскать не начисленную и невыплаченную заработную плату за период с октября по декабрь 2014 года в сумме <данные изъяты>, обязать ответчика производить начисление заработной платы при отработанной месячной норме рабочего времени и при выполнении норм труда в размере, установленном на территории Российской Федерации минимального размера оплаты труда в размере 5.965 руб. в месяц, с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых отношений.
Судом постановлено указанное выше решение.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации муниципального района "Сретенский район" Т. просит решение отменить. Ссылается на то, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере МРОТ при условии, что заработная плата работников, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Притом, что заработная плата истца в месяц составляла более 5.554 руб., установленного размера МРОТ, вывод суда о наличии нарушений трудовых прав является неверным. Доводы истцов о начислении районного коэффициента и надбавки на оклад, который должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, основаны на неверном толковании норм материального права. У суда не было оснований для взыскания минимального размера оплаты труда с коэффициентами районного регулирования. Незаконно решение суда в части возложения на ответчика обязанности на будущее время выплачивать заработную плату не ниже МРОТ с последующим начислением районного коэффициента и процентной надбавки, поскольку такой способ защиты нарушенного права не предусмотрен трудовым законодательством. Судом не учтены положения Регионального Соглашения о минимальной заработной плате в Забайкальском крае.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, уведомленные надлежаще о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не просившие об отложении, не заявившие суду об уважительности причин неявки, что позволило судебной коллегии в силу ч. ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прийти к выводу о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Б. работает в МДОУ "Детский сад N 1 г. Сретенска". Заработная плата ей начислялась таким образом, что на должностной оклад начислялась надбавка за непрерывный стаж работы - 30% и районный коэффициент - 40%.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст. ст. 129, 133, 133.1, 146, 148 ТК РФ, Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82 "О минимальном размере оплаты труда"), исследованным доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, не допустил нарушений процессуальных прав сторон, и пришел к обоснованному выводу о том, что заработная плата начислялась истице в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства.
Нормы трудового законодательства, такие как ст. ст. 129, 133, 133.1, 135, 148 ТК РФ допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться на размер заработной платы, составляющий не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате заработной платы истице в полном объеме, поэтому имелись основания для удовлетворения требований работника.
Суждения суда в этой части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Доводы представителя администрации муниципального района в жалобе о применении положений Регионального соглашения "О минимальной заработной плате в Забайкальском крае" от 17 октября 2012 года, дополнительного соглашения N 20-Д/СГ-2 от 11 марта 2014 года, предусматривающих, что для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края и местных бюджетов размер минимальной заработной платы составляет 6.044 руб. с учетом районного коэффициента и надбавки за непрерывный стаж работы, судебной коллегией не принимаются, поскольку заработная плата работников организаций, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В противном случае иное начисление приведет к умалению прав работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, на повышенную оплату труда работникам, занятым на работах в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. С учетом изложенного, указанный довод апелляционной жалобы, не может быть принят судебной коллегией во внимание.
Учитывая, что на работодателя возложена обязанность по своевременной и в полном объеме выплате заработной плате работникам в силу положений ст. ст. 21, 22 ТК Российской Федерации, нельзя согласиться с подателем жалобы о том, что решение суда в части возложения на бюджетное учреждение обязанности выплачивать истцу заработную плату в установленном федеральным законом размере неправомерно.
Доводы жалобы не содержат в себе ссылок на обстоятельства и доказательства, требующие дополнительной проверки, поэтому удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного судебное решение по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит при отсутствии к тому оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 05 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального района "Сретенский район" Т. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 27.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2106-2015
Требование: О взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда.Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: По мнению истицы, включение компенсационных выплат в виде районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в размере заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям трудового законодательства РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. по делу N 33-2106-2015
Председательствующий по делу
судья Козырин М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Усольцевой С.Ю.
судей краевого суда Доржиевой Б.В., Казакевич Ю.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 мая 2015 года гражданское дело по иску Б. к МДОУ "Детский сад N 1 г. Сретенска", Администрации муниципального района "Сретенский район", Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - Администрации муниципального района "Сретенский район" Т.
на решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 05 марта 2015 года, которым постановлено исковые требования Б. к МДОУ "Детский сад N 1 г. Сретенска", Администрации муниципального района "Сретенский район", Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 г. Сретенска" недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 ноября по <Дата> в пользу Б. сумму в размере <данные изъяты> (за вычетом НДФЛ).
Б. в иске к МДОУ "Детский сад N 1 г. Сретенска", Администрации муниципального района "Сретенский район", Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 по 31 октября 2014 года отказать, в связи с пропуском срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора и отсутствием оснований для доначисления заработной платы до минимального размера оплаты труда.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 1 г. Сретенска" выплачивать Б. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2015 года на территории РФ, со дня вступления решения в законную силу - 5.965 руб. в месяц с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон РФ от 1 декабря 2014 года N 408-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых отношений.
Обязать Администрацию муниципального района "Сретенский район" в случае недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 г. Сретенска" осуществить финансирование для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Б. в сумме <данные изъяты> (за вычетом НДФЛ), в том числе за счет и в пределах средств субвенции краевого бюджета направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края произвести финансирование за счет и в пределах выделенных субвенций для оплаты труда отдельной категории работников образования, при недостаточности денежных средств у муниципального района "Сретенский район" и Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 г. Сретенска" по выплате Б. недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 г. Сретенска" государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
установила:
Истица обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что работает в МДОУ "Детский сад N <адрес>" <данные изъяты>. В размер ее заработной платы входит оклад, районный коэффициент 40%, надбавка за непрерывный стаж 30%. Считает, что включение компенсационных выплат: районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в крае в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству.
Просила взыскать не начисленную и невыплаченную заработную плату за период с октября по декабрь 2014 года в сумме <данные изъяты>, обязать ответчика производить начисление заработной платы при отработанной месячной норме рабочего времени и при выполнении норм труда в размере, установленном на территории Российской Федерации минимального размера оплаты труда в размере 5.965 руб. в месяц, с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых отношений.
Судом постановлено указанное выше решение.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации муниципального района "Сретенский район" Т. просит решение отменить. Ссылается на то, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере МРОТ при условии, что заработная плата работников, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Притом, что заработная плата истца в месяц составляла более 5.554 руб., установленного размера МРОТ, вывод суда о наличии нарушений трудовых прав является неверным. Доводы истцов о начислении районного коэффициента и надбавки на оклад, который должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, основаны на неверном толковании норм материального права. У суда не было оснований для взыскания минимального размера оплаты труда с коэффициентами районного регулирования. Незаконно решение суда в части возложения на ответчика обязанности на будущее время выплачивать заработную плату не ниже МРОТ с последующим начислением районного коэффициента и процентной надбавки, поскольку такой способ защиты нарушенного права не предусмотрен трудовым законодательством. Судом не учтены положения Регионального Соглашения о минимальной заработной плате в Забайкальском крае.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, уведомленные надлежаще о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не просившие об отложении, не заявившие суду об уважительности причин неявки, что позволило судебной коллегии в силу ч. ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прийти к выводу о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Б. работает в МДОУ "Детский сад N 1 г. Сретенска". Заработная плата ей начислялась таким образом, что на должностной оклад начислялась надбавка за непрерывный стаж работы - 30% и районный коэффициент - 40%.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст. ст. 129, 133, 133.1, 146, 148 ТК РФ, Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82 "О минимальном размере оплаты труда"), исследованным доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ, не допустил нарушений процессуальных прав сторон, и пришел к обоснованному выводу о том, что заработная плата начислялась истице в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства.
Нормы трудового законодательства, такие как ст. ст. 129, 133, 133.1, 135, 148 ТК РФ допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться на размер заработной платы, составляющий не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате заработной платы истице в полном объеме, поэтому имелись основания для удовлетворения требований работника.
Суждения суда в этой части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Доводы представителя администрации муниципального района в жалобе о применении положений Регионального соглашения "О минимальной заработной плате в Забайкальском крае" от 17 октября 2012 года, дополнительного соглашения N 20-Д/СГ-2 от 11 марта 2014 года, предусматривающих, что для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края и местных бюджетов размер минимальной заработной платы составляет 6.044 руб. с учетом районного коэффициента и надбавки за непрерывный стаж работы, судебной коллегией не принимаются, поскольку заработная плата работников организаций, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В противном случае иное начисление приведет к умалению прав работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, на повышенную оплату труда работникам, занятым на работах в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. С учетом изложенного, указанный довод апелляционной жалобы, не может быть принят судебной коллегией во внимание.
Учитывая, что на работодателя возложена обязанность по своевременной и в полном объеме выплате заработной плате работникам в силу положений ст. ст. 21, 22 ТК Российской Федерации, нельзя согласиться с подателем жалобы о том, что решение суда в части возложения на бюджетное учреждение обязанности выплачивать истцу заработную плату в установленном федеральным законом размере неправомерно.
Доводы жалобы не содержат в себе ссылок на обстоятельства и доказательства, требующие дополнительной проверки, поэтому удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного судебное решение по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит при отсутствии к тому оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 05 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации муниципального района "Сретенский район" Т. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)