Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2014 N Ф06-15622/2013 ПО ДЕЛУ N А65-28725/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N А65-28725/2013


Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Ольховикова А.Н.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.04.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 (председательствующий судья - Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Захарова Е.И.)
по делу N А65-28725/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Металл", г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань, с привлечением третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань, о признании недействительным решения от 26.07.2013 N 21670,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Экспресс Металл", г. Казань (далее - Общество, заявитель, ООО "Экспресс Металл") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 26.07.2013 N 21670.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) и исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - исполком).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 474 034 руб., признано незаконным. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Представители сторон в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Экспресс Металл" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровыми номерами 16:50:310204:64, общей площадью 22 745 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, участок в Северо-Западном промышленном районе.
28.01.2013 Обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налога в размере 268 168 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующей рыночной, в размере 43 962 000 руб., установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-7739/2012.
Инспекцией по представленной налогоплательщиком названной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 17.05.2013 N 22889 и без учета возражений налогоплательщика, 26.07.2013 принято оспариваемое решение N 21670 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 975 135 руб. земельного налога за 2012 год, а также соответствующих налогу пеней по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 43 184,81 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 136 559,40 руб.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за названный налоговый период кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 09.09.2013 N 2.14-0-18/019726@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в части, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01 марта этого года.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Судебные инстанции, с учетом положений статьи 5 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О и подтвержденной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П и от 01.03.2011 N 275-О-О, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Суды, частично удовлетворяя заявленные требования, приняли во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-7739/2012 от 15.05.2012 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-7739/2012 от 15.05.2012, в государственный кадастр недвижимости 26.06.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, суды обеих инстанций правомерно указали на то, что в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом анализа вышеуказанных норм, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как правомерно указали суды, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость указанных земельных участков, установленная решением суда от 15.05.2012 не подлежит применению при исчислении Обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (26.06.2012).
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Таким образом, судами правомерно указано, что размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением N 1102, в период с 01.01.2012 по 25.06.2012, и в период с 26.06.2012 по 31.12.2012, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной вышеназванным судебным актом составит 742 202 руб., и соответственно 474 034 руб., с учетом налога исчисленного и уплаченного заявителем в сумме 268 168 руб. и налоговой ставки 0,61%, установленной решением Казанской городской Думой от 29.11.2005 N 2-3 для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, сооружений, промышленности, к каковым относится земельный участок заявителя - разрешенный вид использования под промышленную площадку.
При данных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции, приняв расчеты налогового органа, не оспоренные заявителем, обоснованно пришли к выводу о том, что начисление Инспекцией земельного налога, превышающего 474 034 руб., а также соответствующих сумм пени, является незаконным.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в указанной части.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии законодательно установленного правового механизма, закрепляющего особый порядок определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в текущем налоговом периоде, а также отсутствии в законодательстве норм о перерасчете земельного налога в течение налогового периода до и после вступления в законную силу решения суда, которым изменена кадастровая стоимость земельного участка, судами правомерно не приняты, поскольку указанные обстоятельства не препятствуют установлению законной обязанности по уплате налога с учетом определенной судом кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.04.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу N А65-28725/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)