Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (далее - фонд, управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2014 по делу N А71-5661/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Аквафонд" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения фонда от 25.04.2013 N 019 035 13 РК 0001187 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 14.01.2014 (судья Зорина Н.Г.) оспариваемое решение признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 79 125 руб. 33 коп. и начисления пеней в сумме 38 948 руб. 81 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на необоснованное применение судом ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), поскольку заявитель не применял в 2012 году упрощенную систему налогообложения, а применял систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. По мнению управления, письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.07.2013 N 17-3/1084 не подлежит применению к правоотношениям по уплате страховых взносов исходя из пониженных тарифов, установленных для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Указывает, что на дату представления уточненного расчета страхователь не уплатил сумму доначисленных страховых взносов и соответствующих ей пени, в связи с чем не может быть освобожден от ответственности на основании ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода (2011 - 2027 гг.) применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Закона, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Информацию о соответствии и несоответствии сельскохозяйственных товаропроизводителей критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы предоставляют в органы контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Пенсионным фондом Российской Федерации, а также соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 346.2 НК РФ установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
В соответствии с п. 4 ст. 346.3 НК РФ если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 данного Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Как установлено судами, по результатам камеральной проверки представленного обществом уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2012 года составлен акт от 13.03.2013 N 01903530000712 и вынесено решение от 25.04.2013 N 019 035 13 РК 0001187, которым страхователь привлечен к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 79 125,33 руб., ему начислены пени в сумме 38 948,81 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 395 626,66 руб.
Основанием для привлечения к ответственности, начисления пени и недоимки послужили выводы управления о том, что обществом самостоятельно выявлена ошибка, в результате которой неверно исчислена (занижена) база для начисления страховых взносов, подлежащая уплате за 1 квартал 2012 года, а при невыполнении условия, предусмотренного п. 1 ч. 4 ст. 17 упомянутого закона, страхователь подлежит привлечению к ответственности и обязан уплатить пени.
Судами установлено, что общество применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, согласно п. 2 ч. 1 ст. 58 отмеченного закона в 1 квартале 2012 года применяло пониженные тарифы при исчислении страховых взносов.
По итогам налогового периода 2012 года общество утратило право на применение пониженного тарифа и представило уточненный расчет по страховым взносам за 1 квартал 2012 года, в связи с чем управление пришло к выводу о наличии оснований для начисления пеней и привлечения к ответственности.
Судами обоснованно учтено, что в рассматриваемом случае общество правомерно уплачивало страховые взносы исходя из пониженных тарифов за 1 квартал 2012 года, соблюдая установленные законом сроки, а, значит, к нему в данной ситуации не могут быть применены меры, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате страховых взносов, предусмотренные ст. 25 Закона N 212-ФЗ. Утрата права на применение пониженных тарифов страховых взносов не свидетельствует о нарушении установленных названным законом сроков уплаты причитающихся страховых взносов за весь отчетный период, поэтому общество не обязано после перерасчета страховых взносов с целью их восстановления уплачивать пени на основании ст. 25 обозначенного закона.
Судами правомерно указано, что доплачиваемая сумма страховых взносов в результате перерасчета в связи с утратой права на применение указанных тарифов не может рассматриваться как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, так как ранее, в рассматриваемом случае за 1 квартал 2012 года, критерии, установленные ст. 346.2 НК РФ, соблюдались, поэтому оснований для начисления пеней по страховым взносам в соответствии с положениями ст. 25 Закона N 212-ФЗ не имеется.
Правильным также является вывод судов о том, что вышеуказанные обстоятельства не свидетельствуют о виновности общества и не являются основанием для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 47 данного закона за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования в указанной части.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2014 по делу N А71-5661/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА
Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
С.Н.ВАСИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.08.2014 N Ф09-5130/14 ПО ДЕЛУ N А71-5661/2013
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. N Ф09-5130/14
Дело N А71-5661/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (далее - фонд, управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2014 по делу N А71-5661/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Аквафонд" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения фонда от 25.04.2013 N 019 035 13 РК 0001187 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 14.01.2014 (судья Зорина Н.Г.) оспариваемое решение признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 79 125 руб. 33 коп. и начисления пеней в сумме 38 948 руб. 81 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на необоснованное применение судом ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), поскольку заявитель не применял в 2012 году упрощенную систему налогообложения, а применял систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. По мнению управления, письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.07.2013 N 17-3/1084 не подлежит применению к правоотношениям по уплате страховых взносов исходя из пониженных тарифов, установленных для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Указывает, что на дату представления уточненного расчета страхователь не уплатил сумму доначисленных страховых взносов и соответствующих ей пени, в связи с чем не может быть освобожден от ответственности на основании ч. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода (2011 - 2027 гг.) применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Закона, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Информацию о соответствии и несоответствии сельскохозяйственных товаропроизводителей критериям, указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы предоставляют в органы контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Пенсионным фондом Российской Федерации, а также соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 346.2 НК РФ установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
В соответствии с п. 4 ст. 346.3 НК РФ если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 данного Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Как установлено судами, по результатам камеральной проверки представленного обществом уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2012 года составлен акт от 13.03.2013 N 01903530000712 и вынесено решение от 25.04.2013 N 019 035 13 РК 0001187, которым страхователь привлечен к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 79 125,33 руб., ему начислены пени в сумме 38 948,81 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 395 626,66 руб.
Основанием для привлечения к ответственности, начисления пени и недоимки послужили выводы управления о том, что обществом самостоятельно выявлена ошибка, в результате которой неверно исчислена (занижена) база для начисления страховых взносов, подлежащая уплате за 1 квартал 2012 года, а при невыполнении условия, предусмотренного п. 1 ч. 4 ст. 17 упомянутого закона, страхователь подлежит привлечению к ответственности и обязан уплатить пени.
Судами установлено, что общество применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, согласно п. 2 ч. 1 ст. 58 отмеченного закона в 1 квартале 2012 года применяло пониженные тарифы при исчислении страховых взносов.
По итогам налогового периода 2012 года общество утратило право на применение пониженного тарифа и представило уточненный расчет по страховым взносам за 1 квартал 2012 года, в связи с чем управление пришло к выводу о наличии оснований для начисления пеней и привлечения к ответственности.
Судами обоснованно учтено, что в рассматриваемом случае общество правомерно уплачивало страховые взносы исходя из пониженных тарифов за 1 квартал 2012 года, соблюдая установленные законом сроки, а, значит, к нему в данной ситуации не могут быть применены меры, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате страховых взносов, предусмотренные ст. 25 Закона N 212-ФЗ. Утрата права на применение пониженных тарифов страховых взносов не свидетельствует о нарушении установленных названным законом сроков уплаты причитающихся страховых взносов за весь отчетный период, поэтому общество не обязано после перерасчета страховых взносов с целью их восстановления уплачивать пени на основании ст. 25 обозначенного закона.
Судами правомерно указано, что доплачиваемая сумма страховых взносов в результате перерасчета в связи с утратой права на применение указанных тарифов не может рассматриваться как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, так как ранее, в рассматриваемом случае за 1 квартал 2012 года, критерии, установленные ст. 346.2 НК РФ, соблюдались, поэтому оснований для начисления пеней по страховым взносам в соответствии с положениями ст. 25 Закона N 212-ФЗ не имеется.
Правильным также является вывод судов о том, что вышеуказанные обстоятельства не свидетельствуют о виновности общества и не являются основанием для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 47 данного закона за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования в указанной части.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.01.2014 по делу N А71-5661/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА
Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
С.Н.ВАСИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)