Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2014 года.
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.03.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 по делу N А65-15352/2013 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой" (ИНН 1650141723, ОГРН 1061650054344), Республика Татарстан, г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Кабинет Министров Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Спецкаучукремстрой" (далее-заявитель, ООО "Спецкаучукремстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - ответчик, налоговый орган, ИФНС России по Московскому району г. Казани) N 6474 от 23.05.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за 2011 год в полном объеме (л.д. 4-6,88-89).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 заявление удовлетворено (л.д. 99-102).
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 20.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции находит, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные подпунктом 4 части 1 и части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 15.04.2013 N 22593.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговым органом вынесено решение от 23.05.2013 N 6474 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, в порядке, предусмотренном статьями 101.2, 137, 139 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан принято решение от 19.06.2013 N 2.14-0-18/013293@ об оставлении оспариваемого решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Заявитель не согласился с решением инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения от 23.05.2013 N 6474, обратился с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление в полном объеме, исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для доначисления налоговым органом земельного налога послужил вывод инспекции об уменьшении налогоплательщиком налоговой базы на 47258737 руб. и исчисленную сумму земельного налога на 1107292 руб. вследствие неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков за 2011 год.
По мнению инспекции при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным налогового органа стоимость земельных участков: с кадастровым номером 16:50:310102:11, общей площадью 13 450 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, является - 119 161 351 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15, общей площадью 6 910 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, является - 59 805 912 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, общей площадью 81 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, является - 702 672 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, общей площадью 8 584 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, является - 73 978 200 руб.
В представленной налогоплательщиком 23.01.2013 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, указана кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером 16:50:310102:11, общей площадью 13 450 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 24 035 122 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15, общей площадью 6 910 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 12 547 175 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, общей площадью 81 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 152 754 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, общей площадью 8 584 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 15 587 540 руб., установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абз. 2 п. 2 и п. 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд первой инстанции, в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ правомерно сделал вывод о том, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства и правовой позиции Конституционного суда Российской федерации, Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 2.02.2011 года, для целей налогообложения может быть применено лишь с 1.01.2012 года.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Рыночная стоимость указанных земельных участков, принадлежащих обществу, была установлена решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012, что влечет возможность применения рыночной стоимости земельных участков с налогового периода 2012 г.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010, является правильным.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления от 24.12.2010 N 1102, а именно: Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Вместе с тем, довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 1.01.2011, является несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции определением от 27.02.2014 предложил налогоплательщику и налоговому органу представить расчет земельного налога на указанные земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Стороны выполнили определение суда, представив указанный расчет.
Исходя из указанных расчетов, общая сумма земельного налога, исчисленная из кадастровой стоимости земельных участков, установленной в соответствии с Постановлением от 24.12.2010 N 1102, составляет 1 395 065 руб. Общая сумма земельного налога, исчисленная, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной в соответствии с Постановлением от 05.10.2005 N 477, составляет 959 421 руб.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доначисление налогоплательщику земельного налога за 2011 год в размере, превышающем 959 421 руб., является неправомерным, в связи с чем, в указанной части оспариваемое решение налогового органа N 6474 от 23 мая 2013 года подлежит признанию недействительным.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отменят решение суда первой инстанции в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (пункты 2 и 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает новый судебный акт о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 6474 от 23.05.2013 в части доначисления открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" земельного налога за 2011 год в сумме превышающей 959 421 руб., в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказывает. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 следует оставить без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции распределяются на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 по делу N А65-15352/2013 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 6474 от 23.05.2013 года в части доначисления открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" земельного налога за 2011 год в сумме превышающей 959 421 руб.
В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 по делу N А65-15352/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2014 N 11АП-23796/2013 ПО ДЕЛУ N А65-15352/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. по делу N А65-15352/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2014 года.
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.03.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 по делу N А65-15352/2013 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой" (ИНН 1650141723, ОГРН 1061650054344), Республика Татарстан, г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Кабинет Министров Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Спецкаучукремстрой" (далее-заявитель, ООО "Спецкаучукремстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - ответчик, налоговый орган, ИФНС России по Московскому району г. Казани) N 6474 от 23.05.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за 2011 год в полном объеме (л.д. 4-6,88-89).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 заявление удовлетворено (л.д. 99-102).
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 20.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции находит, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные подпунктом 4 части 1 и части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 15.04.2013 N 22593.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговым органом вынесено решение от 23.05.2013 N 6474 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, в порядке, предусмотренном статьями 101.2, 137, 139 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан принято решение от 19.06.2013 N 2.14-0-18/013293@ об оставлении оспариваемого решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Заявитель не согласился с решением инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения от 23.05.2013 N 6474, обратился с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление в полном объеме, исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для доначисления налоговым органом земельного налога послужил вывод инспекции об уменьшении налогоплательщиком налоговой базы на 47258737 руб. и исчисленную сумму земельного налога на 1107292 руб. вследствие неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков за 2011 год.
По мнению инспекции при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным налогового органа стоимость земельных участков: с кадастровым номером 16:50:310102:11, общей площадью 13 450 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, является - 119 161 351 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15, общей площадью 6 910 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, является - 59 805 912 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, общей площадью 81 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, является - 702 672 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, общей площадью 8 584 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, является - 73 978 200 руб.
В представленной налогоплательщиком 23.01.2013 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, указана кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером 16:50:310102:11, общей площадью 13 450 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 24 035 122 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15, общей площадью 6 910 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 12 547 175 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, общей площадью 81 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 152 754 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, общей площадью 8 584 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 15 587 540 руб., установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абз. 2 п. 2 и п. 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд первой инстанции, в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ правомерно сделал вывод о том, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства и правовой позиции Конституционного суда Российской федерации, Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 2.02.2011 года, для целей налогообложения может быть применено лишь с 1.01.2012 года.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Рыночная стоимость указанных земельных участков, принадлежащих обществу, была установлена решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012, что влечет возможность применения рыночной стоимости земельных участков с налогового периода 2012 г.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010, является правильным.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления от 24.12.2010 N 1102, а именно: Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Вместе с тем, довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 1.01.2011, является несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции определением от 27.02.2014 предложил налогоплательщику и налоговому органу представить расчет земельного налога на указанные земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Стороны выполнили определение суда, представив указанный расчет.
Исходя из указанных расчетов, общая сумма земельного налога, исчисленная из кадастровой стоимости земельных участков, установленной в соответствии с Постановлением от 24.12.2010 N 1102, составляет 1 395 065 руб. Общая сумма земельного налога, исчисленная, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной в соответствии с Постановлением от 05.10.2005 N 477, составляет 959 421 руб.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доначисление налогоплательщику земельного налога за 2011 год в размере, превышающем 959 421 руб., является неправомерным, в связи с чем, в указанной части оспариваемое решение налогового органа N 6474 от 23 мая 2013 года подлежит признанию недействительным.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отменят решение суда первой инстанции в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (пункты 2 и 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает новый судебный акт о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 6474 от 23.05.2013 в части доначисления открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" земельного налога за 2011 год в сумме превышающей 959 421 руб., в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказывает. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 следует оставить без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции распределяются на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 по делу N А65-15352/2013 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 6474 от 23.05.2013 года в части доначисления открытому акционерному обществу "Спецкаучукремстрой" земельного налога за 2011 год в сумме превышающей 959 421 руб.
В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 по делу N А65-15352/2013 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)