Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ананьиной Е.А., Крекотнева С.Н.
при участии:
от истца Боярской Ю.С., дов. от 12.01.2015
от ответчиков:
от Департамента городского имущества города Москвы Вейн К.В., дов. от 27.12.2013 N 33-Д-960/13
от третьих лиц:
от Правительства Москвы Вейн К.С., дов. от 01.09.2014 N 4-47-737/4
рассмотрев 27 января 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Моссельмаш" - истца, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - третьего лица и ответчика
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 14 июля 2014 года,
принятое судьей Иевлевым П.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 21 октября 2014 года,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Поповым В.И.
по делу N А40-49616/13
по иску открытого акционерного общества "Моссельмаш" (г. Москва, ОГРН 1027700317501) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департаменту городского имущества города Москвы
об установлении кадастровой стоимости
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Правительство Москвы, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, открытое акционерное общество "Городской кадастр"
установил:
Открытое акционерное общество "Моссельмаш" (далее - ОАО "Моссельмаш", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском (с учетом уточнения) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленной по состоянию на 01.01.2012 и применяемой в целях определения размера арендной платы с 01.01.2013, равной ее рыночной стоимости в размере 8 470 226 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 812 руб. 98 коп. за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленной по состоянию на 01.01.2012 и применяемой в целях определения размера земельного налога с 01.01.2013, равной ее рыночной стоимости в размере 157 791 243 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 845 руб. 90 коп. за 1 кв. м; об обязании кадастровой палаты внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2013 по 31.12.2013 сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 41 222 364 руб. 16 коп. на 8 470 226 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 812 руб. 98 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64; с 488 321 312 руб. 98 коп. на 157 791 243 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 2 845 руб. 90 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленной по состоянию на 01.01.2013 и применяемой в целях определения размера арендной платы с 01.01.2014, равной ее рыночной стоимости в размере 9 029 758 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 932 руб. 74 коп. за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленной по состоянию на 01.01.2013 и применяемой в целях определения размера земельного налога с 01.01.2014, равной ее рыночной стоимости в размере 172 034 763 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 3 102 руб.
- 79 коп. за 1 кв. м; об обязании кадастровой палаты внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2014 сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 45 795 691 руб. 52 коп. на 9 029 758 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 932 руб. 74 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64;
- с 552 889 454 руб. 50 коп. на 172 034 763 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 3 102 руб. 79 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Правительство Москвы, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, открытое акционерное общество "Городской кадастр".
Решением названного суда от 14.07.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, иск удовлетворен частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, равной его рыночной в размере 172 034 763 руб. и обязал кадастровую палату внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 172 034 763 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций в части отказа в удовлетворении исковых требований, ОАО "Моссельмаш" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неправильное применение судами норм материального права при рассмотрении иска в части, касающейся установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64.
Правительство Москвы и департамент также подали кассационную жалобу, в которой выразили несогласие с судебными актами в части удовлетворенного искового требования.
Отзывы на жалобы не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам и просил отклонить жалобу Правительства Москвы и департамента. Представитель Правительства Москвы и департамента, в свою очередь, просил отказать в удовлетворении иска полностью. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалоб, поскольку информация об их принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 06.12.2014 и 27.12.2014 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими частичной отмене.
Как установили суды двух инстанций, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по адресу г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4, предоставленным для эксплуатации зданий и сооружений завода в производственных целях.
Также обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001015:67 по адресу г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП с 01.01.2014 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель Москвы по состоянию на 01.01.2013, на основании которых в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует рыночной, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по состоянию на 01.01.2013, равной рыночной, суды двух инстанций исходили из избрания обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права. При этом указали, что общество фактически оспаривает потенциальную цену продажи земельного участка. Суды отклонили представленный отчет об оценке рыночной стоимости, посчитав, что общество не вправе выступать заказчиком оценки арендуемого земельного участка. Также суды отметили невозможность установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной. Для восстановления нарушенного права суды указали обществу на наличие права обратиться с заявлением в комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а в случае несогласия с решением комиссии - обжаловать ее выводы в арбитражном суде.
Суд кассационной инстанции считает неверными данные выводы судов двух инстанций.
Статьей 24.19 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
Как установили суды, общество является арендатором земельного участка. Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии Законом об оценочной деятельности.
Обращаясь в суд с настоящим иском, общество преследовало цель защиты своего права как арендатора земельного участка, поскольку размер подлежащих уплате арендных платежей поставлен законодательным актом города Москвы в зависимость от кадастровой стоимости.
Таким образом, возможность оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости арендатором земельного участка согласуется с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
При этом на момент обращения общества в суд действовала редакция Закона об оценочной деятельности, позволявшая обращаться напрямую в арбитражный суд для оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка. В этой связи указание судов на невозможность непосредственного установления в судебном порядке рыночной стоимости в качестве кадастровой и необходимость обращения в комиссию не соответствует законодательству.
Указания судов относительно правового регулирования вопросов выкупа земельного участка, а также действующего арендного соглашения, неправомерны, поскольку не имеют отношения к предмету иска. Обращение общества в суд за установлением кадастровой стоимости земельного участка не связано с приобретением права собственности и напрямую не направлено на изменение заключенного договора аренды земли.
Неправильное применение судами норм материального права привело к неправомерным выводам в части требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по состоянию на 01.01.2013 и фактически лишило общества права на судебную защиту.
При данных обстоятельствах принятые по делу судебные акты в указанной части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит рассмотреть по существу иск с учетом вышеизложенной позиции суда кассационной инстанции, оценить представленные в материалы дела доказательства с точки зрения их относимости и допустимости и принять законное и обоснованное решение.
В оставшейся части выводы судов двух инстанций соответствуют законодательству и представленным доказательствам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Удовлетворяя иск в части требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, равной его рыночной по состоянию на 01.01.2013, суды двух инстанций оценили имеющееся в материалах дела заключение эксперта от 21.05.2014 N 10/05/2014-СЭ, из содержания которого усматривается, что по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 172 034 763 руб. Указанное заключение признано судами соответствующим требованиям действующего законодательства и принято в качестве надлежащего обоснования заявленного требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, равной его рыночной по состоянию на 01.01.2013.
При этом суды, применив правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях Президиума от 25.06.2013 N 10761/11, от 28.06.2011 N 913/11, обоснованно исходили из того, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит внесению в Государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
В этой связи суды правомерно отметили невозможность указания в судебном акте конкретной даты, с которой необходимо применять новую кадастровую стоимость.
Также признаются основанными на правовых позициях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и выводы судов двух инстанций о том, что внесение изменений в сведения о кадастровой стоимости за предыдущие периоды не соответствует требованиям действующего на момент рассмотрения спора законодательства. Оспаривание результатов кадастровой оценки возможно лишь в отношении актуальной и действующей кадастровой стоимости.
Поэтому требования в части установления кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 правомерно отклонены судами.
Доводы кассационной жалобы Правительства Москвы и департамента основаны на ошибочной правовой позиции о невозможности установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2014 года по делу N А40-49616/13 отменить в части отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по состоянию на 01.01.2013, равной рыночной, и обязания Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
С.Н.КРЕКОТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 03.02.2015 N Ф05-15607/2014 ПО ДЕЛУ N А40-49616/13
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу N А40-49616/13
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ананьиной Е.А., Крекотнева С.Н.
при участии:
от истца Боярской Ю.С., дов. от 12.01.2015
от ответчиков:
от Департамента городского имущества города Москвы Вейн К.В., дов. от 27.12.2013 N 33-Д-960/13
от третьих лиц:
от Правительства Москвы Вейн К.С., дов. от 01.09.2014 N 4-47-737/4
рассмотрев 27 января 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Моссельмаш" - истца, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - третьего лица и ответчика
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 14 июля 2014 года,
принятое судьей Иевлевым П.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 21 октября 2014 года,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Поповым В.И.
по делу N А40-49616/13
по иску открытого акционерного общества "Моссельмаш" (г. Москва, ОГРН 1027700317501) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департаменту городского имущества города Москвы
об установлении кадастровой стоимости
третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Правительство Москвы, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, открытое акционерное общество "Городской кадастр"
установил:
Открытое акционерное общество "Моссельмаш" (далее - ОАО "Моссельмаш", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском (с учетом уточнения) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленной по состоянию на 01.01.2012 и применяемой в целях определения размера арендной платы с 01.01.2013, равной ее рыночной стоимости в размере 8 470 226 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 812 руб. 98 коп. за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленной по состоянию на 01.01.2012 и применяемой в целях определения размера земельного налога с 01.01.2013, равной ее рыночной стоимости в размере 157 791 243 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 845 руб. 90 коп. за 1 кв. м; об обязании кадастровой палаты внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2013 по 31.12.2013 сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 41 222 364 руб. 16 коп. на 8 470 226 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 812 руб. 98 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64; с 488 321 312 руб. 98 коп. на 157 791 243 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 2 845 руб. 90 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленной по состоянию на 01.01.2013 и применяемой в целях определения размера арендной платы с 01.01.2014, равной ее рыночной стоимости в размере 9 029 758 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 932 руб. 74 коп. за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленной по состоянию на 01.01.2013 и применяемой в целях определения размера земельного налога с 01.01.2014, равной ее рыночной стоимости в размере 172 034 763 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 3 102 руб.
- 79 коп. за 1 кв. м; об обязании кадастровой палаты внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2014 сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 45 795 691 руб. 52 коп. на 9 029 758 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 932 руб. 74 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64;
- с 552 889 454 руб. 50 коп. на 172 034 763 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 3 102 руб. 79 коп. за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Правительство Москвы, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, открытое акционерное общество "Городской кадастр".
Решением названного суда от 14.07.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, иск удовлетворен частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, равной его рыночной в размере 172 034 763 руб. и обязал кадастровую палату внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 172 034 763 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций в части отказа в удовлетворении исковых требований, ОАО "Моссельмаш" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неправильное применение судами норм материального права при рассмотрении иска в части, касающейся установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64.
Правительство Москвы и департамент также подали кассационную жалобу, в которой выразили несогласие с судебными актами в части удовлетворенного искового требования.
Отзывы на жалобы не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам и просил отклонить жалобу Правительства Москвы и департамента. Представитель Правительства Москвы и департамента, в свою очередь, просил отказать в удовлетворении иска полностью. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалоб, поскольку информация об их принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 06.12.2014 и 27.12.2014 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими частичной отмене.
Как установили суды двух инстанций, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по адресу г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4, предоставленным для эксплуатации зданий и сооружений завода в производственных целях.
Также обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001015:67 по адресу г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП с 01.01.2014 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель Москвы по состоянию на 01.01.2013, на основании которых в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует рыночной, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по состоянию на 01.01.2013, равной рыночной, суды двух инстанций исходили из избрания обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права. При этом указали, что общество фактически оспаривает потенциальную цену продажи земельного участка. Суды отклонили представленный отчет об оценке рыночной стоимости, посчитав, что общество не вправе выступать заказчиком оценки арендуемого земельного участка. Также суды отметили невозможность установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной. Для восстановления нарушенного права суды указали обществу на наличие права обратиться с заявлением в комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а в случае несогласия с решением комиссии - обжаловать ее выводы в арбитражном суде.
Суд кассационной инстанции считает неверными данные выводы судов двух инстанций.
Статьей 24.19 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
Как установили суды, общество является арендатором земельного участка. Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии Законом об оценочной деятельности.
Обращаясь в суд с настоящим иском, общество преследовало цель защиты своего права как арендатора земельного участка, поскольку размер подлежащих уплате арендных платежей поставлен законодательным актом города Москвы в зависимость от кадастровой стоимости.
Таким образом, возможность оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости арендатором земельного участка согласуется с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
При этом на момент обращения общества в суд действовала редакция Закона об оценочной деятельности, позволявшая обращаться напрямую в арбитражный суд для оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка. В этой связи указание судов на невозможность непосредственного установления в судебном порядке рыночной стоимости в качестве кадастровой и необходимость обращения в комиссию не соответствует законодательству.
Указания судов относительно правового регулирования вопросов выкупа земельного участка, а также действующего арендного соглашения, неправомерны, поскольку не имеют отношения к предмету иска. Обращение общества в суд за установлением кадастровой стоимости земельного участка не связано с приобретением права собственности и напрямую не направлено на изменение заключенного договора аренды земли.
Неправильное применение судами норм материального права привело к неправомерным выводам в части требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по состоянию на 01.01.2013 и фактически лишило общества права на судебную защиту.
При данных обстоятельствах принятые по делу судебные акты в указанной части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит рассмотреть по существу иск с учетом вышеизложенной позиции суда кассационной инстанции, оценить представленные в материалы дела доказательства с точки зрения их относимости и допустимости и принять законное и обоснованное решение.
В оставшейся части выводы судов двух инстанций соответствуют законодательству и представленным доказательствам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Удовлетворяя иск в части требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, равной его рыночной по состоянию на 01.01.2013, суды двух инстанций оценили имеющееся в материалах дела заключение эксперта от 21.05.2014 N 10/05/2014-СЭ, из содержания которого усматривается, что по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 172 034 763 руб. Указанное заключение признано судами соответствующим требованиям действующего законодательства и принято в качестве надлежащего обоснования заявленного требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, равной его рыночной по состоянию на 01.01.2013.
При этом суды, применив правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях Президиума от 25.06.2013 N 10761/11, от 28.06.2011 N 913/11, обоснованно исходили из того, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит внесению в Государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
В этой связи суды правомерно отметили невозможность указания в судебном акте конкретной даты, с которой необходимо применять новую кадастровую стоимость.
Также признаются основанными на правовых позициях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и выводы судов двух инстанций о том, что внесение изменений в сведения о кадастровой стоимости за предыдущие периоды не соответствует требованиям действующего на момент рассмотрения спора законодательства. Оспаривание результатов кадастровой оценки возможно лишь в отношении актуальной и действующей кадастровой стоимости.
Поэтому требования в части установления кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 правомерно отклонены судами.
Доводы кассационной жалобы Правительства Москвы и департамента основаны на ошибочной правовой позиции о невозможности установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2014 года по делу N А40-49616/13 отменить в части отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по состоянию на 01.01.2013, равной рыночной, и обязания Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
С.Н.КРЕКОТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)