Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Марчик Н.Ю., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от заявителя - Архипов М.А., доверенность от 30 июля 2013 года,
от ответчика - Семин В.П., доверенность от 27 декабря 2012 года N 59/13, Тюжина И.Н., доверенность от 27 декабря 2012 года N 65/13,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 19 на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 июля 2013 года по делу N А55-9138/2013 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Фармация" (ОГРН 1076381001080), с. Сергиевск Сергиевского района Самарской области,
к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 19, город Самара,
о признании недействительным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Фармация" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к филиалу N 19 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 12.04.2013 г. N 80001 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Решением суда заявленные Обществом требования удовлетворены.
Фонд, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Фонда поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Фондом с 15.03.2013 г. по 20.03.2012 г. была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) на основе расчета Общества (форма 4-ФСС РФ), представленного 14.01.2013 г. за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г.
По итогам проверки Фондом составлен акт проверки N 80001 от 20.03.2013 г.
С учетом представленных Обществом возражений на акт проверки решением Фонда от 12.04.2013 г. заявитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 15 910,19 руб., также указанным решением доначислена и предложена к уплате Обществу недоимка по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 79 550,97 руб.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является действующим юридическим лицом, его основным видом деятельности согласно выписки из ЕГРЮЛ является розничная торговля фармацевтическими товарами. Общество имеет Лицензию N Ло-63-02-000389 от 12 августа 2010 г. на осуществление фармацевтической деятельности и осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами (л.д. 18-24). При этом заявитель является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе как плательщика ЕНВД (л.д. 25).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона N 212-ФЗ указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
В соответствии с п. п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 2 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. При этом в случае, если в ходе проверки выявлены факты правонарушений, предусмотренных указанным Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, составляется акт проверки и о результатах камеральной проверки сообщается плательщику страховых взносов.
На основании п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 28 вышеназванного Закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 48 Закона).
В ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 г.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В силу ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ в 2012-2013 г. для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8, 10 - 12 ч. 1 ст. 58 данного Закона, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 г.: ПФР - 20%; ФСС РФ - 0,0%; ФФОМС - 0,0%.
Заявитель при расчете размера страховых взносов применил тариф, установленный в вышеуказанной норме 0,0% с учетом того, что он является фармацевтической организацией, имеющей соответствующую лицензию и является плательщиком ЕНВД.
Между тем, Фонд ссылается на то, что аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, применяют пониженные тарифы в 2012-2013 г. только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Федеральный закон N 323 -ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно в отношении лиц, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющих сертификат специалиста.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.04.2012 г. N 19-6/3023271-2288, содержащее разъяснения по применению пониженного тарифа аптечными организациями, уплачивающими ЕНВД.
При этом суд первой инстанции обоснованно посчитал позицию Фонда ошибочной, основанной на неправильном толковании норма права и не соответствующей фактическим обстоятельствам дела исходя из следующего.
Согласно п. 33 ст. 4 Федерального закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно п. 35 ст. 4 Федерального Закона N 61 -ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного закона.
В силу ч. 1 ст. 55 Федерального Закона N 61 -ФЗ аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.
Фармацевтическая деятельность на основании п. 1 ст. 52 Закона N 61 -ФЗ осуществляется, в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
Согласно п. 2 указанного Постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании лицензии N Ло-63-02-000389 от 12 августа 2010 г. сроком действия до 12.08.2015 г.
Также Общество является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе как плательщика ЕНВД.
Заявителем ведется деятельность как облагаемая единым налогом на вмененный доход, так и по общему режиму налогообложения.
Однако законодательство не содержит запрета на применение пониженных тарифов страховых взносов при совмещении режимов.
При проведении проверки Фонду Обществом предоставлялась справка от 11 марта 2013 г. о занятых в деятельности, подлежащей налогообложению в 2012 г. по удельному весу реализации товаров и лицах, занятых в деятельности, подлежащей налогообложению в 2012 г. по общему режиму (л.д. 26), также заявителем предоставлена справка от 11 марта 2013 г. об удельном весе от реализации товаров (работ, услуг) за 2012 г., подлежащих налогообложению по общему режиму (л.д. 27).
Приказом N 41 от 20.12.2011 г. Обществом утверждено положение об учетной политики для целей налогообложения на 2012 г. и порядок ведения раздельного учета доходов и расходов в целях налогообложения различных видов деятельности в ОАО "Фармация". Пунктом 3.3 Порядка ведения раздельного учета определен список лиц, занятых в деятельности, подлежащей налогообложению по общему режиму. К ним относятся: генеральный директор; заместитель генерального директора; провизор-технолог; главный бухгалтер; работники ЦБ; санитарка-мойщица; уборщица; фасовщик; водители. Их зарплата определяется по удельному весу от реализации товаров (работ, услуг) по району.
Провизор-аналитик, фармацевт, провизор технолог, фасовщик заняты в деятельности, подлежащей налогообложению по общему режиму, по ним полностью исчисляются страховые взносы.
Из представленных заявителем бухгалтерской отчетности, включающей отчет о финансовых результатах за 2012 г. следует, что за 2012 г. Обществом получена выручка 70 056 000 руб., из них по общему режиму - 1 527 000 руб., по ЕНВД - 68 529 000 руб.
Таким образом, удельный вес реализации по общему режиму составляет всего 2,2% от всей выручки.
На основании этого удельного веса Обществом составляется расчет по начисленным страховым взносам на обязательное социальное страхование. При этом, в налогооблагаемую базу включается лишь часть зарплаты генерального директора; заместителя генерального директора; провизора-технолога; главного бухгалтера; работников ЦБ; санитарки-мойщицы; уборщицы; фасовщика и водителей в соответствии с вышеуказанным процентом.
При этом заработная плата провизора-аналитика; фармацевта; провизора технолога и фасовщика, работающим только по общему режиму, облагается в полном объеме.
Остальные работники работают в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД и по ним Обществом обоснованно применяется пониженный тариф страховых взносов 0%.
Общая начисленная к уплате сумма страховых взносов в размере 32 267,91 руб. за 2012 г. включена в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование.
В связи с этим Общество относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ право на занятие фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что работники аптеки самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность; согласно ч. 1 ст. 52 Закона N 61 -ФЗ такую деятельность осуществляет аптечная организация, а, следовательно, вывод о том, что фармацевтическая деятельность осуществляется отдельными работниками аптеки, неправомерен и не соответствует Закону N 61-ФЗ.
Кроме того, согласно законодательному определению понятия фармацевтической деятельности, указанный вид деятельности включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, изготовлению лекарственных препаратов, в котором помимо фармацевтов-провизоров, других лиц, имеющих фармацевтическое образование участвуют и иные работники аптечной организации.
Таким образом, учитывая, что положения п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона ФЗ-212 устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае юридического лица, которым выступает аптечная организация, заявитель является плательщиком ЕНВД и осуществляет фармацевтическую деятельностью, а поэтому суд первой инстанции обоснованно посчитал, что он вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам, участвующим в деятельности общества, облагаемой ЕНВД. В связи с чем довод Фонда о том, что с доходов работников, не занятых фармацевтической деятельностью, аптеки должны уплачивать страховые взносы, применяя общий, а не льготный тариф, правильно не принят судом и отклонен.
Кроме того, следует отметить, что письмо-разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.04.2012 г. N 196/3023271-2288, содержащее разъяснение, аналогичное позиции регионального отделения Фонда, не обладает признаками нормативного документа, поскольку не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, не было признано указанным органом в установленном порядке, не нуждающимся в таковой регистрации, не было официально опубликовано в порядке, установленном Указом от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ от 23.05.1996 г. N 763).
Кроме того, письмом Министерства юстиции России от 21.06.2012 г. N 01-48982/12 сообщено, что данный документ не может применяться в качестве нормативного правового акта, в связи с чем письмом ФСС РФ от 06.12.2012 г. N 15-03-11/05-16023 он отозван с исполнения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правильно посчитал, что Фондом ошибочно сделан вывод о том, что заявителем неверно применены пониженные тарифы, не доказан факт того, что организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность, в силу закона имеет право по применению соответствующих тарифов только в отношении лиц, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными стандартами и имеющими сертификат специалиста, в связи с чем Фондом не доказан факт нарушения заявителем положений п. 10 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, а поэтому обоснованно указал, что оспариваемым решением нарушены права заявителя, так как оно влечет уплату страховых взносов в большем размере, чем это установлено п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод, удовлетворив требования заявителя о признании недействительным решения N 80001 от 12.04.2013 г. о привлечении плательщика к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 июля 2013 года по делу N А55-9138/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-9138/2013
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу N А55-9138/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Марчик Н.Ю., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от заявителя - Архипов М.А., доверенность от 30 июля 2013 года,
от ответчика - Семин В.П., доверенность от 27 декабря 2012 года N 59/13, Тюжина И.Н., доверенность от 27 декабря 2012 года N 65/13,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 19 на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 июля 2013 года по делу N А55-9138/2013 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Фармация" (ОГРН 1076381001080), с. Сергиевск Сергиевского района Самарской области,
к Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 19, город Самара,
о признании недействительным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Фармация" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к филиалу N 19 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 12.04.2013 г. N 80001 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Решением суда заявленные Обществом требования удовлетворены.
Фонд, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Фонда поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Фондом с 15.03.2013 г. по 20.03.2012 г. была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) на основе расчета Общества (форма 4-ФСС РФ), представленного 14.01.2013 г. за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г.
По итогам проверки Фондом составлен акт проверки N 80001 от 20.03.2013 г.
С учетом представленных Обществом возражений на акт проверки решением Фонда от 12.04.2013 г. заявитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 15 910,19 руб., также указанным решением доначислена и предложена к уплате Обществу недоимка по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 79 550,97 руб.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является действующим юридическим лицом, его основным видом деятельности согласно выписки из ЕГРЮЛ является розничная торговля фармацевтическими товарами. Общество имеет Лицензию N Ло-63-02-000389 от 12 августа 2010 г. на осуществление фармацевтической деятельности и осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами (л.д. 18-24). При этом заявитель является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе как плательщика ЕНВД (л.д. 25).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона N 212-ФЗ указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
В соответствии с п. п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 2 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. При этом в случае, если в ходе проверки выявлены факты правонарушений, предусмотренных указанным Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, составляется акт проверки и о результатах камеральной проверки сообщается плательщику страховых взносов.
На основании п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 28 вышеназванного Закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 48 Закона).
В ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 г.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В силу ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ в 2012-2013 г. для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8, 10 - 12 ч. 1 ст. 58 данного Закона, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 г.: ПФР - 20%; ФСС РФ - 0,0%; ФФОМС - 0,0%.
Заявитель при расчете размера страховых взносов применил тариф, установленный в вышеуказанной норме 0,0% с учетом того, что он является фармацевтической организацией, имеющей соответствующую лицензию и является плательщиком ЕНВД.
Между тем, Фонд ссылается на то, что аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, применяют пониженные тарифы в 2012-2013 г. только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Федеральный закон N 323 -ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно в отношении лиц, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющих сертификат специалиста.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.04.2012 г. N 19-6/3023271-2288, содержащее разъяснения по применению пониженного тарифа аптечными организациями, уплачивающими ЕНВД.
При этом суд первой инстанции обоснованно посчитал позицию Фонда ошибочной, основанной на неправильном толковании норма права и не соответствующей фактическим обстоятельствам дела исходя из следующего.
Согласно п. 33 ст. 4 Федерального закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно п. 35 ст. 4 Федерального Закона N 61 -ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного закона.
В силу ч. 1 ст. 55 Федерального Закона N 61 -ФЗ аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.
Фармацевтическая деятельность на основании п. 1 ст. 52 Закона N 61 -ФЗ осуществляется, в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
Согласно п. 2 указанного Постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании лицензии N Ло-63-02-000389 от 12 августа 2010 г. сроком действия до 12.08.2015 г.
Также Общество является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе как плательщика ЕНВД.
Заявителем ведется деятельность как облагаемая единым налогом на вмененный доход, так и по общему режиму налогообложения.
Однако законодательство не содержит запрета на применение пониженных тарифов страховых взносов при совмещении режимов.
При проведении проверки Фонду Обществом предоставлялась справка от 11 марта 2013 г. о занятых в деятельности, подлежащей налогообложению в 2012 г. по удельному весу реализации товаров и лицах, занятых в деятельности, подлежащей налогообложению в 2012 г. по общему режиму (л.д. 26), также заявителем предоставлена справка от 11 марта 2013 г. об удельном весе от реализации товаров (работ, услуг) за 2012 г., подлежащих налогообложению по общему режиму (л.д. 27).
Приказом N 41 от 20.12.2011 г. Обществом утверждено положение об учетной политики для целей налогообложения на 2012 г. и порядок ведения раздельного учета доходов и расходов в целях налогообложения различных видов деятельности в ОАО "Фармация". Пунктом 3.3 Порядка ведения раздельного учета определен список лиц, занятых в деятельности, подлежащей налогообложению по общему режиму. К ним относятся: генеральный директор; заместитель генерального директора; провизор-технолог; главный бухгалтер; работники ЦБ; санитарка-мойщица; уборщица; фасовщик; водители. Их зарплата определяется по удельному весу от реализации товаров (работ, услуг) по району.
Провизор-аналитик, фармацевт, провизор технолог, фасовщик заняты в деятельности, подлежащей налогообложению по общему режиму, по ним полностью исчисляются страховые взносы.
Из представленных заявителем бухгалтерской отчетности, включающей отчет о финансовых результатах за 2012 г. следует, что за 2012 г. Обществом получена выручка 70 056 000 руб., из них по общему режиму - 1 527 000 руб., по ЕНВД - 68 529 000 руб.
Таким образом, удельный вес реализации по общему режиму составляет всего 2,2% от всей выручки.
На основании этого удельного веса Обществом составляется расчет по начисленным страховым взносам на обязательное социальное страхование. При этом, в налогооблагаемую базу включается лишь часть зарплаты генерального директора; заместителя генерального директора; провизора-технолога; главного бухгалтера; работников ЦБ; санитарки-мойщицы; уборщицы; фасовщика и водителей в соответствии с вышеуказанным процентом.
При этом заработная плата провизора-аналитика; фармацевта; провизора технолога и фасовщика, работающим только по общему режиму, облагается в полном объеме.
Остальные работники работают в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД и по ним Обществом обоснованно применяется пониженный тариф страховых взносов 0%.
Общая начисленная к уплате сумма страховых взносов в размере 32 267,91 руб. за 2012 г. включена в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование.
В связи с этим Общество относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ право на занятие фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что работники аптеки самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность; согласно ч. 1 ст. 52 Закона N 61 -ФЗ такую деятельность осуществляет аптечная организация, а, следовательно, вывод о том, что фармацевтическая деятельность осуществляется отдельными работниками аптеки, неправомерен и не соответствует Закону N 61-ФЗ.
Кроме того, согласно законодательному определению понятия фармацевтической деятельности, указанный вид деятельности включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, изготовлению лекарственных препаратов, в котором помимо фармацевтов-провизоров, других лиц, имеющих фармацевтическое образование участвуют и иные работники аптечной организации.
Таким образом, учитывая, что положения п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона ФЗ-212 устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае юридического лица, которым выступает аптечная организация, заявитель является плательщиком ЕНВД и осуществляет фармацевтическую деятельностью, а поэтому суд первой инстанции обоснованно посчитал, что он вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам, участвующим в деятельности общества, облагаемой ЕНВД. В связи с чем довод Фонда о том, что с доходов работников, не занятых фармацевтической деятельностью, аптеки должны уплачивать страховые взносы, применяя общий, а не льготный тариф, правильно не принят судом и отклонен.
Кроме того, следует отметить, что письмо-разъяснение Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.04.2012 г. N 196/3023271-2288, содержащее разъяснение, аналогичное позиции регионального отделения Фонда, не обладает признаками нормативного документа, поскольку не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, не было признано указанным органом в установленном порядке, не нуждающимся в таковой регистрации, не было официально опубликовано в порядке, установленном Указом от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ от 23.05.1996 г. N 763).
Кроме того, письмом Министерства юстиции России от 21.06.2012 г. N 01-48982/12 сообщено, что данный документ не может применяться в качестве нормативного правового акта, в связи с чем письмом ФСС РФ от 06.12.2012 г. N 15-03-11/05-16023 он отозван с исполнения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правильно посчитал, что Фондом ошибочно сделан вывод о том, что заявителем неверно применены пониженные тарифы, не доказан факт того, что организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность, в силу закона имеет право по применению соответствующих тарифов только в отношении лиц, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными стандартами и имеющими сертификат специалиста, в связи с чем Фондом не доказан факт нарушения заявителем положений п. 10 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, а поэтому обоснованно указал, что оспариваемым решением нарушены права заявителя, так как оно влечет уплату страховых взносов в большем размере, чем это установлено п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод, удовлетворив требования заявителя о признании недействительным решения N 80001 от 12.04.2013 г. о привлечении плательщика к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 июля 2013 года по делу N А55-9138/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)