Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Кувшинова В.Е, Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И.,
с участием представителей:
открытого акционерного общества "Земельная корпорация "ЭНЕРГИЯ" - Гилазетдинова Р.Ф. (доверенность от 30 марта 2012 года),
от иных лиц, участвующих в деле - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2013 года по делу N А65-23823/2013, судья Воробьев Р.М., принятое по заявлению открытого акционерного общества "Земельная корпорация "ЭНЕРГИЯ" (ОГРН 1081650008758, ИНН 1650177705), г. Набережные Челны, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения,
установил:
открытое акционерное общество "Земельная корпорация "Энергия" (далее - общество, ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, Межрайонная ИФНС N 11 по Республике Татарстан) N 660 от 28.03.2013 об отказе в привлечении за совершенное налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применений норм материального права, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан и УФНС по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу и пояснил, что расчет сумма земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:53:030112:111, 16:53:030112:110, 16:53:030112:51, 16:53:030112:113, подлежавшего уплате за 2011 год, в соответствии с Постановлением Кабинет Министров Республики Татарстан N 951 от 31.12.2008 составляет 3 197 721 руб.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:53:030112:113, общей площадью 65337 кв. м, категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона. До 15.10.2012 общество обладало на праве собственности земельными участками, расположенными по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона (ПТК-2Нижнекамской ТЭЦ) категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации производственной базы с кадастровыми номерами: 16:53:030112:111; 16:53:030112:110; 16:53:030112:51.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2012 N 65-5538/2012 установлена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером 16:53:030112:113 в размере 18 821 000 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:111 в размере 14 737 000 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:110 в размере 7 008 000 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:51 в размере 60 214 000 руб.
Основанием для подачи заявителем уточненных налоговых деклараций по земельному налогу послужило решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-5538/2012 от 24.07.2012.
Инспекцией, проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" по земельному налогу за 2011, по результатам проверки 28.03.2013 вынесено решение N 660 об отказе в привлечении к ответственности за совершенное налогового правонарушения, согласно которого налогоплательщику доначислено и предложено уплатить земельный налог за 2011 год в размере 5 809 586 руб.
Основанием для принятия Инспекцией оспариваемого решения послужил вывод о применении обществом заниженной кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:53:030112:111, 16:53:030112:110, 16:53:030112:51, 16:53:030112:113. По мнению Инспекции, при расчете земельного налога в спорный период подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 16.09.2013 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан N 660 от 28.03.2013, ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статьи 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункта 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан.
Суд первой инстанции правомерно указал, что доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, Инспекцией произведено неправильно.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает обоснованными вывод суда первой инстанции о неправомерном исчислении обществом земельного налога за 2011 год исходя из рыночной цены, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.07.2012 по делу N А65-5538/2012.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Прстановлением от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Однако суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, Инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Согласно оспариваемому решению налогового органа сумма земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:53:030112:111, 16:53:030112:110, 16:53:030112:51, 16:53:030112:113, подлежавшего уплате за 2011 год, составляет 5 809 586 руб. (6 989 262-1 179 676). Расчет суммы земельного налога произведен на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Исходя из представленного ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" расчета сумма земельного налога, подлежавшего уплате за 2011 год, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 951 от 31.12.2008 составляет 3 197 721 руб. (по земельному участку с кадастровым номером 16:53:030112:51 обществом применена кадастровая стоимость в размере 172 848 256 руб. и исчислен земельный налог в сумме 1 872 523 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:110 применена кадастровая стоимость в размере 16 454 715 руб. и исчислен земельный налог в сумме 213 911 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:111 применена кадастровая стоимость в размере 37 057 759 руб. и исчислен земельный налог в сумме 481 751 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:113 применена кадастровая стоимость в размере 48 425 824 руб. и исчислен земельный налог в сумме 629 536 руб.).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка 16:53:030112:110, а также выдержке из электронного файла на данный земельный участок кадастровая стоимость земельного участка составляет 16 454 715 руб.
Судом апелляционной инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что сумма земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:53:030112:111, 16:53:030112:110, 16:53:030112:113, подлежавшего уплате за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров от 31.12.2008 N 951, составляет 1 325 198 руб.
При исчислении земельного налога за 2011 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:53:030112:51 (площадью 233210 кв. м) ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" руководствуясь кадастровым паспортом на земельный участок с кадастровым номером16:53:000000:44 (площадью 248503 кв. м, удельный показатель кадастровой стоимости 741,17 руб. /кв. м, кадастровая стоимость 184 182 968,51 руб.), из которого в последующем был образован указанный участок с кадастровым номером 16:53:030112:51 (площадью 233210 кв. м) и произвело расчет земельного налога в размере 1 872 523 руб. применив в качестве налогооблагаемой базы удельный показатель кадастровой стоимости земель 741,17 руб. / кв. м.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным расчетом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:53:030112:51 был сформирован в 2011 году, а согласно выдержке из электронного файла по земельному участку с кадастровым номером 16:53:030112:51 кадастровая стоимость составляет 352 517 904 руб.
ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела доказательства того, что сведения указанные в выдержке из электронного файла по земельному участку с кадастровым номером 16:53:030112:51 являются недостоверными.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что налоговым органом правомерно исчислена сумма налога за 2011 год по данному участку в размере 3 818 944 руб. исходя из кадастровой стоимости 352 517 904 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом полученной информации от ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" и Инспекции, сумма земельного налога к доплате ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" за 2011 год составляет 3 964 466 руб. (5 144 142 руб. сумма земельного налога, подлежавшего уплате за 2011 год - 1 179 676 руб. сумма авансовых платежей).
Принимая во внимание вышеизложенное, а также обстоятельства дела, доначисление Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, является незаконным и решение Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан N 660 от 28.03.2013 в части доначисления в размере 1 845 120 руб. (5 809 586 руб. - 3 964 466 руб.) недоимки по земельному налогу за 2011 год подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции, руководствуясь п. 2 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отменяет решение суда первой инстанции в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает новый судебный акт о признании недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан N 660 от 28.03.2013 в части начисления земельного налога в сумме 1 845 120 руб. и об отказе обществу в удовлетворении остальной части заявления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2013 года по делу N А65-23823/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан N 660 от 28.03.2013 в части начисления земельного налога в сумме 1 845 120 руб.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан в пользу открытого акционерного общества "Земельная корпорация "ЭНЕРГИЯ" 2000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины по первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья
А.А.ЮДКИН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.04.2014 ПО ДЕЛУ N А65-23823/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2014 г. по делу N А65-23823/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Кувшинова В.Е, Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И.,
с участием представителей:
открытого акционерного общества "Земельная корпорация "ЭНЕРГИЯ" - Гилазетдинова Р.Ф. (доверенность от 30 марта 2012 года),
от иных лиц, участвующих в деле - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2013 года по делу N А65-23823/2013, судья Воробьев Р.М., принятое по заявлению открытого акционерного общества "Земельная корпорация "ЭНЕРГИЯ" (ОГРН 1081650008758, ИНН 1650177705), г. Набережные Челны, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения,
установил:
открытое акционерное общество "Земельная корпорация "Энергия" (далее - общество, ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, Межрайонная ИФНС N 11 по Республике Татарстан) N 660 от 28.03.2013 об отказе в привлечении за совершенное налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применений норм материального права, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан и УФНС по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу и пояснил, что расчет сумма земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:53:030112:111, 16:53:030112:110, 16:53:030112:51, 16:53:030112:113, подлежавшего уплате за 2011 год, в соответствии с Постановлением Кабинет Министров Республики Татарстан N 951 от 31.12.2008 составляет 3 197 721 руб.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:53:030112:113, общей площадью 65337 кв. м, категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона. До 15.10.2012 общество обладало на праве собственности земельными участками, расположенными по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона (ПТК-2Нижнекамской ТЭЦ) категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации производственной базы с кадастровыми номерами: 16:53:030112:111; 16:53:030112:110; 16:53:030112:51.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2012 N 65-5538/2012 установлена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером 16:53:030112:113 в размере 18 821 000 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:111 в размере 14 737 000 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:110 в размере 7 008 000 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:51 в размере 60 214 000 руб.
Основанием для подачи заявителем уточненных налоговых деклараций по земельному налогу послужило решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-5538/2012 от 24.07.2012.
Инспекцией, проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" по земельному налогу за 2011, по результатам проверки 28.03.2013 вынесено решение N 660 об отказе в привлечении к ответственности за совершенное налогового правонарушения, согласно которого налогоплательщику доначислено и предложено уплатить земельный налог за 2011 год в размере 5 809 586 руб.
Основанием для принятия Инспекцией оспариваемого решения послужил вывод о применении обществом заниженной кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:53:030112:111, 16:53:030112:110, 16:53:030112:51, 16:53:030112:113. По мнению Инспекции, при расчете земельного налога в спорный период подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 16.09.2013 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан N 660 от 28.03.2013, ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статьи 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункта 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан.
Суд первой инстанции правомерно указал, что доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, Инспекцией произведено неправильно.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает обоснованными вывод суда первой инстанции о неправомерном исчислении обществом земельного налога за 2011 год исходя из рыночной цены, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.07.2012 по делу N А65-5538/2012.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Прстановлением от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Однако суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, Инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Согласно оспариваемому решению налогового органа сумма земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:53:030112:111, 16:53:030112:110, 16:53:030112:51, 16:53:030112:113, подлежавшего уплате за 2011 год, составляет 5 809 586 руб. (6 989 262-1 179 676). Расчет суммы земельного налога произведен на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Исходя из представленного ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" расчета сумма земельного налога, подлежавшего уплате за 2011 год, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 951 от 31.12.2008 составляет 3 197 721 руб. (по земельному участку с кадастровым номером 16:53:030112:51 обществом применена кадастровая стоимость в размере 172 848 256 руб. и исчислен земельный налог в сумме 1 872 523 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:110 применена кадастровая стоимость в размере 16 454 715 руб. и исчислен земельный налог в сумме 213 911 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:111 применена кадастровая стоимость в размере 37 057 759 руб. и исчислен земельный налог в сумме 481 751 руб.; с кадастровым номером 16:53:030112:113 применена кадастровая стоимость в размере 48 425 824 руб. и исчислен земельный налог в сумме 629 536 руб.).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка 16:53:030112:110, а также выдержке из электронного файла на данный земельный участок кадастровая стоимость земельного участка составляет 16 454 715 руб.
Судом апелляционной инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что сумма земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16:53:030112:111, 16:53:030112:110, 16:53:030112:113, подлежавшего уплате за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров от 31.12.2008 N 951, составляет 1 325 198 руб.
При исчислении земельного налога за 2011 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:53:030112:51 (площадью 233210 кв. м) ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" руководствуясь кадастровым паспортом на земельный участок с кадастровым номером16:53:000000:44 (площадью 248503 кв. м, удельный показатель кадастровой стоимости 741,17 руб. /кв. м, кадастровая стоимость 184 182 968,51 руб.), из которого в последующем был образован указанный участок с кадастровым номером 16:53:030112:51 (площадью 233210 кв. м) и произвело расчет земельного налога в размере 1 872 523 руб. применив в качестве налогооблагаемой базы удельный показатель кадастровой стоимости земель 741,17 руб. / кв. м.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным расчетом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:53:030112:51 был сформирован в 2011 году, а согласно выдержке из электронного файла по земельному участку с кадастровым номером 16:53:030112:51 кадастровая стоимость составляет 352 517 904 руб.
ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела доказательства того, что сведения указанные в выдержке из электронного файла по земельному участку с кадастровым номером 16:53:030112:51 являются недостоверными.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что налоговым органом правомерно исчислена сумма налога за 2011 год по данному участку в размере 3 818 944 руб. исходя из кадастровой стоимости 352 517 904 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом полученной информации от ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" и Инспекции, сумма земельного налога к доплате ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" за 2011 год составляет 3 964 466 руб. (5 144 142 руб. сумма земельного налога, подлежавшего уплате за 2011 год - 1 179 676 руб. сумма авансовых платежей).
Принимая во внимание вышеизложенное, а также обстоятельства дела, доначисление Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан ОАО "ЗК "ЭНЕРГИЯ" земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, является незаконным и решение Межрайонной ИФНС N 11 по Республике Татарстан N 660 от 28.03.2013 в части доначисления в размере 1 845 120 руб. (5 809 586 руб. - 3 964 466 руб.) недоимки по земельному налогу за 2011 год подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции, руководствуясь п. 2 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отменяет решение суда первой инстанции в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает новый судебный акт о признании недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан N 660 от 28.03.2013 в части начисления земельного налога в сумме 1 845 120 руб. и об отказе обществу в удовлетворении остальной части заявления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2013 года по делу N А65-23823/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан N 660 от 28.03.2013 в части начисления земельного налога в сумме 1 845 120 руб.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан в пользу открытого акционерного общества "Земельная корпорация "ЭНЕРГИЯ" 2000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины по первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья
А.А.ЮДКИН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)