Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 09.10.2015 N Ф09-6988/15 ПО ДЕЛУ N А47-8869/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обстоятельства: Налоговый орган начислил налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф, уменьшил НДПИ, указав на необоснованные уменьшение количества добытой нефти на количество газового конденсата, начисление НДПИ на газовый конденсат.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2015 г. N Ф09-6988/15

Дело N А47-8869/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Вдовина Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Газпром нефть Оренбург" (далее - общество, налогоплательщик; ИНН 5610029842, ОГРН 1025602725862) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2015 по делу N А47-8869/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Ткаченко Н.Ю. (доверенность от 12.01.2015 N 0302), Полякова О.П. (доверенность от 12.01.2015 N 0301), Сборец Э.Ю. (доверенность от 07.10.2013 N 0513).
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа принял участие представитель общества Зуева Ю.В. (доверенность от 15.12.2014 N Д-193/2014).

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 14.03.2014 N 08-31/54 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 02.04.2015 (судья Цыпкина Е.Г.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Общество находит выводы судов о том, что реализация товарной продукции осуществляется после завершения всего комплекса технологических операций, предусмотренных Технологической схемой разработки месторождения и, следовательно, применяемый налогоплательщиком предусмотренный п. 8 ст. 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) порядок определения количества добытого полезного ископаемого не обоснован, а также о том, что отсутствие в Технологических регламентах описания процессов отдельной промысловой подготовки нестабильного газового конденсата и отсутствие доказательств его реализации в качестве товарного продукта (не в смеси с нефтью) не позволяет признать газовый конденсат полезным ископаемым с позиции ст. 337 Кодекса, ошибочными в силу прямого противоречия положениям Кодекса, правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и сделанными без учета представленных обществом доводов и доказательств.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, 10.10.2013 обществом представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за сентябрь 2013 г., в соответствии с которой сумма налога к уплате в бюджет составила по НДПИ нефть 539 835 801 руб., по НДПИ газ 9 925 654 руб., по НДПИ газовый конденсат 618 790 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией оформлен акт от 31.01.2014 N 410, в котором содержится вывод о необоснованном уменьшении обществом количества добытого полезного ископаемого - нефти на количество газового конденсата, что привело к неуплате НДПИ по этому полезному ископаемому на 5 915 703 руб. и необоснованному исчислению НДПИ по газовому конденсату на 618 790 руб.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и представленных обществом возражений инспекцией принято решение от 14.03.2014 N 54 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен НДПИ по полезному ископаемому нефть в размере 5 915 703 руб. и соответствующие суммы пеней, общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде наложения штраф, также обществу уменьшен НДПИ по полезному ископаемому газовый конденсат, исчисленный в завышенном размере на 618 790 руб. и предложено внести необходимые исправления в документы налогового и бухгалтерского учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 14.05.2014 N 16-15/05642 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности и обоснованности оспоренного ненормативного акта.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1 ст. 334 Кодекса налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 336 Кодекса установлено, что объектом налогообложения НДПИ, если иное не предусмотрено п. 2 этой статьи, признаются в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях главы 26 Кодекса залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подп. 3 п. 2 ст. 337 Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
В соответствии со ст. 337 Кодекса в целях главы 26 Кодекса указанные в п. 1 ст. 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (п. 1). Видами добытого полезного ископаемого является в том числе углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная; газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей этой статьи переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки (пп. 3 п. 2).
Пунктом 7 ст. 339 Кодекса установлено, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 этой статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В силу п. 8 ст. 339 Кодекса при реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.
Исходя из указанных положений, возникновение объекта обложения НДПИ связывается законом с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из добываемого минерального сырья полезного ископаемого (в том числе нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также газового конденсата) и доведением его качества до определенного стандарта.
Газовый конденсат признается видом добытого полезного ископаемого после прохождения технологии промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку (отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки).
При исследовании материалов дела судами установлено, что общество на основании лицензии ОРБ N 02272 НЭ осуществляет добычу углеводородного сырья на Восточном участке Оренбургского нефтегазового месторождения в соответствии с дополнением к Технологической схеме разработки Восточном участке Оренбургского НГКМ в пределах горного отвода общества, утвержденным в 2012 г. (далее - Дополнение к технологической схеме), а также в соответствии с Технологическим регламентом на эксплуатацию 1-ой технологической линии установки подготовки нефти и газа от 29.12.2008 (далее - Технологический регламент 1) и Технологическим регламентом на эксплуатацию 2-ой технологической линии установки подготовки нефти и газа от 29.12.2008 (далее - Технологический регламент 2).
Дополнением к технологической схеме определена существующая система сбора, транспорта и подготовки продукции скважин месторождения, в соответствии с которой продукция скважин (нефть, газ, вода) под устьевым давлением поступает на групповые замерные установки (ГЗУ). После ГЗУ добываемая продукция поступает на УПНГ, где осуществляется первичная подготовка нефти и газа. Сырье на установку подается двумя раздельными потоками: поток высокого давления от высоконапорных скважин и поток низкого давления от низконапорных скважин. Установка подготовки нефти и газа состоит их двух технологических линий подготовки добываемой продукции. Первая технологическая линия (ТЛ-1) УПНГ в Восточной зоне ВУ ОНГКМ предназначена для первичной подготовки нефти и газа к транспорту на ОГПЗ. Сырьем для установки служат нефть, попутный и природный газ, газовый конденсат, поступающие из скважин, расположенных в Восточной зоне ВУ ОНГКМ. Вторая технологическая линия (ТЛ-2) УПНГ, которая работает параллельно с первой технологической линией (ТЛ-1) и обеспечивает полный цикл подготовки нефти и компримирования газа: прием пластовой нефти, поступающей от входного манифольда; предварительную сепарацию для снижения давления и отделения попутного газа; подогрев сырой нефти, обезвоживание и обессоливание в соответствии с техническими условиями; компримирование газа предельно низкого (ПНД) и низкого (НД) давлений, отделенных в установках сепарации и обезвоживания, для дальнейшей транспортировки на Оренбургский газоперерабатывающий завод (ОГПЗ); транспортировка частично подготовленной нефти на ОГПЗ. Товарной продукцией УПНГ является нестабильная нефть в смеси с газовым конденсатом и отсепарированный газ, поступающие на ОГПЗ для дальнейшей переработки. Выходными потоками с установки являются: товарный газ, направляемый в газопровод; товарная нефть, направляемая в нефтепровод; газ высокого давления, подготовленный для использования в системе газлифта; пластовая вода, утилизируемая путем закачки в поглощающий пласт; низконапорные газы выветривания, сжигаемые на факеле. Подготовка нефти и газа на УПНГ осуществляется методом одно- и двухступенчатой сепарации с подогревом сырьевых потоков. Газ из сепаратора высокого давления под собственным давлением направляется в товарный газопровод. Газ из входного сепаратора низкого давления (после дополнительного отделения жидкости в газосепараторе) компримируется газомотокомпрессорами и также направляется в товарный газопровод. Отсепарированная нефть в смеси с газовым конденсатом, насосом откачивается в товарный нефтепровод. Конденсат газовый нестабильный полученный путем осушки природного газа на блоке низкотемпературной сепарации направляется в сепарационный блок подготовки товарной нефти и далее в смеси с товарной нефтью откачивается в товарный нефтепровод.
Технологическим регламентом - 1 установлено, что 1-ая технологическая линия УПНГ в Восточной зоне Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения предназначена для первичной подготовки нефти и газа к транспорту на ОГПЗ. Сырьем для установки служат нефть, попутный и природный газ, газовый конденсат, поступающие из скважин, расположенных в Восточной зоне Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения. Товарной продукцией установки является нефть нестабильная в смеси газовым конденсатом и газ нефтяной отсепарированный, поступающие на ОГПЗ для дальнейшей переработки. Получаемой продукцией является нефть нестабильная, соответствующая СТО 51-526-2011, газ нефтяной отсепарированный, соответствующий СТО 51-527-2011 "Газ нефтяной отсепарированный Восточного Участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения", утилизируемая вода, Деэмульгатор DMO-86478, ингибитор коррозии ИКТ-1, ингибитор коррозии ИН-КОРГАЗ-21Т, ингибитор коррозии CORTRON KRU-2097 Метанол технический, диэтиленгликоль, газ горючий природный промышленного назначения.
Эта технологическая схема была предметом исследования проведенной в ходе иной (выездной) налоговой проверки общества технической экспертизы (заключение специалиста экспертной организации от 11.12.2014 N 119/2014).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу о том, что газовый конденсат как отдельный вид углеводородного сырья технологию промысловой подготовки для получения нестабильного газового конденсата как товарной продукции не проходит (комплекс технологических операций по доведению извлеченного газового конденсата до надлежащего стандарта качества не отражен; операции по сепарации, обезвоживанию, обессоливанию, отделению от легких фракций и прочих примесей, в результате которых мог быть получен газовый конденсат, соответствующий определенному стандарту качества, не предусмотрены), техническими документами общества предусмотрена подготовка извлеченного из недр углеводородного сырья исключительно для получения товарной нефти, а газовый конденсат проходит подготовку совместно с нефтью.
Паспорт качества на газовый конденсат нестабильный, подтверждающий проверку соответствия углеводородного сырья требованиям стандарта, в рассматриваемом периоде налогоплательщиком не оформлялся, анализ компонентного состава газового конденсата в соответствии с п. п. 4.1.1.4 разработанного обществом СТО 51-528-2011 "Конденсат газовый нестабильный Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения" не проводился, поскольку, как указывает само общество, газовый конденсат реализуется в смеси с нефтью.
Обществом в налоговый орган представлен график аналитического контроля качества продукции УНПГ общества на 2013 г. от 18.04.2013, из которого следует, что отбор проб конденсата газового нестабильного производится совместно с нестабильной нефтью на узле отбора проб конденсата (КУУ). Однако в соответствии с Технологическим регламентом на эксплуатацию 1 технологической линии УПНГ, коммерческий узел учета нефти (КУУН) предназначен для измерения нефти брутто, поставляемой обществом на ОГПЗ, а потому осуществление контроля за соответствием физико-химических свойств газового конденсата на этой установке невозможно.
Также судами установлено, что на основании договора поставки сырья от 01.09.2009 N СТ10/10 обществом в 2013 г. осуществлялась реализация в адрес ОАО "Газпром" нефти нестабильной, иные виды углеводородного сырья (включая газовый конденсат) не реализовывались.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что общество не осуществляет промысловую подготовку газового конденсата как отдельного вида товарной продукции (либо направление его на переработку для получения стабильного газового конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки как отдельного вида полезного ископаемого), газовый конденсат не соответствует первому стандарту качества для отдельного добытого полезного ископаемого - СТО 51-528-2011, а потому газовый конденсат не может быть признан добытым полезным ископаемым по смыслу ст. 337 Кодекса, а исчисление обществом НДПИ по виду добытого полезного ископаемого газовый конденсат в сумме 618 790 руб. - правомерным.
В соответствии с СТО 51-526-2011 до требований которого должна доводиться продукция, получаемая на технологической линии УПНГ в Восточной зоне Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения, в продукции "Нефть нестабильная Восточного участка ОНГКМ" присутствует нестабильная нефть, нестабильный газовый конденсат, добываемый из природного газа газовых скважин методом низкотемпературной сепарации на блоке НТС, нефтяной газ и другие компоненты в соответствии с техническими требованиями.
При этом, технические требования нестабильного газового конденсата по СТО 51-528-2011 идентичны техническим требованиям нестабильной нефти по СТО 51-526-2011, в связи с чем содержащийся в товарной продукции нестабильный газовый конденсат по сути является нестабильной нефтью и не может быть от нее отделен. Тот же вывод содержится и в заключении специалиста экспертной организации от 11.12.2014 N 119/2014.
В силу ст. 337 Кодекса признание нефти добытым полезным ископаемым возможно лишь после прохождения процедуры обезвоживания, обессоливания и стабилизации, до достижения первого соответствия определенному стандарту качества.
Как указано судами, в рассматриваемом случае таким стандартом качества правомерно определен стандарт организации СТО 51-526-2011, которому соответствует первая качественная характеристика нефти, полученной заявителем в результате разработки ВУ ОНГКМ, и прошедшей процедуры обезвоживания, обессоливания и стабилизации, следовательно, такая нефть обоснованно признана налоговым органом добытым полезным ископаемым.
В порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, свидетельствующих об ошибочности выводов арбитражных судов, сделанных в ходе рассмотрения дела, и выводов налогового органа в ходе проведения налоговой камеральной проверки, обществом в материалы дела не представлено, не приведены соответствующие доводы в кассационной жалобе.
В целом, доводы кассационной жалобы повторяют позицию общества по делу, не опровергают выводы судов обеих инстанций, основаны на несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов по делу, что является недопустимым в суде кассационной инстанции в силу положений норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2015 по делу N А47-8869/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Газпром нефть Оренбург" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Ю.В.ВДОВИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)