Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2015 N 15АП-16131/2015 ПО ДЕЛУ N А32-14665/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. N 15АП-16131/2015

Дело N А32-14665/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей А.Н. Герасименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края: представитель Федоров А.В. по доверенности от 21.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коллективное многопрофильное производство "Авангард" (ИНН 2348015585) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2015 по делу N А32-14665/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коллективное многопрофильное производство "Авангард" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края, к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю об отмене решений,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Коллективное многопрофильное производство "Авангард" (далее - ООО "Коллективное многопрофильное производство "Авангард", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края (далее - ИФНС России по Северскому району, инспекция, ответчик), Управлению ФНС России по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения инспекции от 28.01.2015 N 13384 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части земельного налога 209 581 руб., пени 58 132 руб. 99 коп., штрафа 20 958 руб. 10 коп. и решения управления от 16.03.2015 N 12-12-158.
Решением суда от 03.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Коллективное многопрофильное производство "Авангард" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда от 03.08.2015, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что с момента приобретения спорного земельного участка общество использует участок по целевому назначению: для сельхозпроизводства, соответственно налоговая ставка по земельному налогу 0,3%. Налоговый орган в ходе проверки налоговой декларации за 2011 год неправомерно установил, что земельный участок относится к прочим земельным участкам, в отношении которого установлена ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости, и доначислил земельный налог, пени, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Суд апелляционной инстанции установил, что препятствия для рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют, материалы дела содержат достаточно доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя общества, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка, общей площадью 21970 кв. м, расположенного по адресу: ст. Смоленская ул. Карасунская, 18 а. Право собственности подтверждается свидетельством о регистрации права N 23 АК N 814793.
С 06.03.2012 года, согласно Постановления N 63 администрации Смоленского сельского поселения Северского района был изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 21970 кв. м на:..."земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта, заготовок".
Применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка.
На основании данного Постановления, были внесены изменения в Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается Уведомлением от 05.06.12 года за N 17/040/2012-373. С момента приобретения земельного участка и до настоящего времени общество использует участок по целевому назначению: для сельхозпроизводства.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных собраний. Ставки земельного налога установлены решением Совета Смоленского сельского поселения N 78 от 14.10.10 года в размере 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также для дачного хозяйства; и 1,5% в отношении прочих земельных участков.
При этом Совет не устанавливает и не применяет нормативно ставки к каждому конкретному земельному участку.
С момента приобретения земельного участка и до настоящего времени общество использует участок по целевому назначению: для сельхозпроизводства.
Инспекцией применена налоговая ставка земельного налога 1,5% вместо 0,3%.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации ставка 0,3% применяется не только в отношении категории земель сельскохозяйственного назначения, но и отношении земель в поселениях, используемых для сельскохозяйственного производства.
В связи с изложенным, общество считает, что обоснованно применило ставку 0,3%.
Также общество указало на пропуск срока давности привлечения к ответственности, так как с момента окончания налогового периода (2011) до момента принятия решения прошло 3-х лет.
Налоговым органом представлено в материалы дела решение Совета Смоленского сельского поселения Северского района N 19 от 31.10.14 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Смоленского сельского поселения Северского района" и информация Администрации муниципального образования Северский район от 4.06.15 об установлении зонирования территории Смоленского сельского поселения, согласно которой в период с 01.01.11 по 31.12.11 зонирование отсутствовало. Земельный участок с кадастровым номером 23:26:1003010:1 расположенный по адресу ст. Смоленская, ул. Карасунская, 18А согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным указанным выше решением отнесен к территориальной зоне - П-5 (зона предприятий, производств и объектов 5 класса опасности СЗЗ-50м).
Суд установил, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной 19.08.14, о чем составлен Акт камеральной налоговой проверки от 03.12.2014 г. N 7823.
23.12.14 обществу направлено извещение N 18397/1 о вызове налогоплательщика на 27.01.15 к 14-00 час. для рассмотрения материалов проверки (т. 2 л.д. 48).
По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение решения от 28.01.15 N 13384 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен земельный налог 209581 руб., пени 58132,99 руб., общество привлечено к ответственности за неполную уплату налога по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа 20958,10 руб.
Согласно представленного протокола рассмотрения материалов проверки N 121 от 27.01.15 рассмотрение материалов проверки состоялось при участии представителей общества - руководителя Пилоян А.А., представителя по доверенности Астаховой С.В. (т. 2 л.д. 45, 4б).
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель оспорил его в Управление ФНС России по Краснодарскому краю.
Решением управления от 16.03.2015 N 21-12-158 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с доначислением земельного налога общество обратилось в арбитражный суд.
При вынесении решения суд правомерно исходил из следующего:
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 28.01.15 N 13384 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, обществом соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Проверив процедуру привлечения общества к налоговой ответственности, суд пришел к правильному выводу о том, что инспекцией существенных нарушений условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки не допущено, права общества как налогоплательщика, установленные статьями 21, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекцией обеспечены и соблюдены.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Из положений статей 388, 389, 390 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиками земельного налога, в том числе признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования; объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог; налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Нормами абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. В отношении прочих земель в силу норм подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки не могут превышать 1,5%.
Согласно оспариваемому решению инспекции, налоговый орган по результатам проведенной камеральной проверки, полагая, что земельный участок с кадастровым номером 23:26:1003010:1 расположенный по адресу ст. Смоленская, ул. Карасунская, 18А относится к категории земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации объектов недвижимости: административно-торговый корпус, складское помещение - 2 шт., зданий, колбасный цех, сокоэкстрактный цех, цех переработки, котельная, налоговый орган посчитал неправомерным применение при расчете земельного налога ставки в размере 0,3%, вместо ставки - 1,5% в связи с установленным видом разрешенного использования и отсутствием доказательств использования спорных земельных участков для сельскохозяйственных целей, поскольку вид деятельности налогоплательщика (код ОКВЭД 15.32) не относится к сельскохозяйственному производству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
С 01.01.2011 ставки земельного налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей, дополнительные налоговые льготы, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы на территории Смоленского сельского поселения Северского района, установлены решением Совета Смоленского сельского поселения Северского района от 14.10.2010 г. N 78 "О земельном налоге", согласно которого ставка земельного налога в размере 0,3% устанавливается для земель, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, в отношении прочих земельных участков (не отнесенных к категории, облагаемой по ставке 0,1%) установлена ставка 1,5%.
Таким образом, для применения ставки 0,3% земельный участок общества должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах; использоваться для сельскохозяйственного производства.
Довод инспекции о том, что вид деятельности налогоплательщика (код ОКВЭД 15.32) не относится к сельскохозяйственному производству, отклонен судом ввиду того, что производство может быть и сельскохозяйственным. Так, в статье 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" указано, что под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Следовательно, размещение производственных объектов, указанное в качестве вида разрешенного использования спорного участка, может быть произведено и для сельскохозяйственной цели.
Согласно информации Управления сельского и лесного хозяйства и продовольствия от 20.12.14 общество осуществляет деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции (овощи и фрукты) (т. 1 л.д. 55). Эти д же обстоятельства подтверждены заключением Управления архитектуры и градостроительства Северского района от 14.12.05 (т. 1 л.д. 61).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пунктов 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе, на земли населенных пунктов; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Вместе с тем классификатор этих видов, предусмотренный названными положениями земельного законодательства, до настоящего времени не принят, что позволяет прийти к выводу об отсутствии установленных законодательством специальных требований к обозначению видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, которой определены состав земель населенных пунктов и условия зонирование территорий в пределах земель населенных пунктов, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон.
Нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие положения о зонировании территории и разрешенном использовании земельных участков.
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 3 части 2). Согласно статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Следовательно, присвоение земельному участку вида разрешенного использования органу должно соотноситься с действительным видом разрешенного использования данного участка, в том числе с учетом функционального назначения расположенных на участке объектов недвижимости. При этом в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон.
Как следует из свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок от 12.05.06 (т. 1 л.д. 51), земельный участок с кадастровым номером 23:26:1003010:1 отнесен к землям поселений.
По информации органа местного самоуправления в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Смоленского сельского поселения Северского района, утвержденным решением Совета Смоленского сельского поселения Северского района N 19 от 31.10.14 земельный участок с кадастровым номером 23:26:1003010:1 расположенный по адресу ст. Смоленская, ул. Карасунская, 18А согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным указанным выше решением отнесен к территориальной зоне - П-5 (зона предприятий, производств и объектов 5 класса опасности СЗЗ-50м).
Ранее в 2011 г. зонирование территории Смоленского сельского поселения Северского района установлено не было.
Следовательно, спорный участок не отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и не отнесен к зонам сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Таким образом, отсутствует второе условие для применения пониженной ставки налога - отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Довод общества о пропуске срока привлечения к ответственности правомерно отклонен судом с учетом следующего.
В силу пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации срок давности привлечения к ответственности (три года) в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности.
Поскольку налоговая база и сумма налога определяется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, предусмотренный статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога. Такое толкование названной нормы закреплено в пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.
В силу пункта 1 статьи 397, пункта 3 статьи 398 НК РФ и пункта 4 Решения Совета Смоленского сельского поселения Северского района от 14.10.2010 г. N 78 земельный налог должен быть уплачен налогоплательщиком не позднее 25.03.2012. Соответственно, налоговый период, в котором проверяемым лицом допущена задолженность налога - 2012 г. В таком случае отсчет трехлетнего срока для привлечения к ответственности, установленной в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, начинается с 01.01.2013 года, а срок давности привлечения к ответственности истечет 31.12.2015 года.
Таким образом, срок давности (три года) привлечения к ответственности не истек.
При таких условиях суд пришел к правомерному выводу, что оспариваемые ненормативные правовые акты приняты обоснованно, а в удовлетворении требований общества следует отказать.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приведенным последним в суде первой инстанции, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Апелляционный суд считает, что оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции облагается государственной пошлиной для юридических лиц в размере в размере 1 500 руб.
При подаче апелляционной жалобы общество по чеку-ордеру от 27.08.15 уплатило государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.
Таким образом, уплаченная обществом государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2015 по делу N А32-14665/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Коллективное многопрофильное производство "Авангард" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 27.08.15.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Судьи
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Н.В.ШИМБАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)