Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-40211/13

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. по делу N А41-40211/13


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
в судебном заседании участвуют:
от ЗАО "Агрофирма "Борец": Пыжков О.В., по доверенности от 16.01.2014; от ИФНС России по г. Дмитрову Московской области: Чернова Л.А., по доверенности от 10.01.2014 N 03/09,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Агрофирма "Борец" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2014 года по делу N А41-40211/13, принятое судьей Кудрявцевой Е.И. по заявлению ЗАО "Агрофирма "Борец" к ИФНС России по г. Дмитрову Московской области о признании недействительным решения,

установил:

ЗАО "Агрофирма "Борец" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Инспекции ФНС России по г. Дмитрову Московской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным решения от 05.02.2013 N 10-29/3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 1 411 568 руб. (пункт 1.9.1 решения), в размере 6 801 743 руб. (пункт 1.9.2 решения), в размере 119 054 руб. (пункт 1.9.3 решения), в размере 137 813 руб. (пункт 1.9.4 решения), в размере 66 273 руб. (пункт 1.9.6 решения), начисления соответствующих пеней и штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ, а также обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Агрофирма "Борец", исключив из карточки расчетов с бюджетом доначисленный земельный налог в общей сумме 8 536 451 руб., начисленные пени и штрафы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2014 года по делу N А41-40211/13 требования ЗАО "Агрофирма "Борец" удовлетворены в части. Суд решил: признать недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Дмитрову Московской области от 05.02.2013 N 10-29/3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в общей сумме 1 477 841 руб., начисления соответствующих пеней и штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ (пункты 1.9.1, 1.9.6 решения). Обязать Инспекцию ФНС России по г. Дмитрову Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Агрофирма "Борец", исключив из карточки расчетов с бюджетом ЗАО "Агрофирма "Борец" доначисленный земельный налог в общей сумме 1 477 841 руб., начисленные пени и штрафы.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ЗАО "Агрофирма "Борец" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 27.02.2014 года по делу N А41-40211/13 в указанной части отменить, заявленные требования удовлетворить полностью.
Инспекция представила в материалы дела отзыв, в котором просит состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
При отсутствии возражений со стороны участвующих в деле лиц, апелляционный суд в порядке пункта 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Дмитрову Московской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Агрофирма "Борец" по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт от 18.12.2012 N 12-25/54 и вынесено решение от 05.02.2013 N 10-29/3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением обществу, помимо прочего, доначислен земельный налог в общей сумме 11 126 389 руб., соответствующие пени. Также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа.
Решением УФНС России по Московской области от 24.06.2013 N 07-12/33440 решение от 05.02.2013 N 10-29/3 изменено в части доначисления земельного налога за 2011 г. в сумме 2 571 922 руб., пеней в сумме 256 871 руб. и штрафа в размере 128 597 руб. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение налогового органа нарушает права общества и не соответствует закону, общество обратилось в рассматриваемым заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 1.9.2 решения налогового органа обществу доначислен земельный налог в размере 6 801 743 руб. за 2009 - 2011 гг., начислены соответствующие пени, также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа.
Основанием для принятия инспекцией решения в указанной части послужило то обстоятельство, что при расчете земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0180309:1, 50:04:0180208:26, 50:04:0180301:64, 50:04:0120204:3, 50:04:0120111:24, 50:04:0120111:23, 50:04:0120111:3, 50:04:0180301:6, 50:04:0120401:229 обществом была неверно указана кадастровая стоимость данных участков.
В своей апелляционной жалобе заявитель считает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков в установленном законом порядке не определена, соответственно, объект налогообложения отсутствует.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод апелляционной жалобы, ввиду следующего.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 указанного Закона N в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель определено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с указанными положениями, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены Приказом от 12.08.2006 N 222 Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с действующим законодательством данными полномочиями наделено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Согласно пункту 2.1.2 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном садоводческом, огородническом или дачном объединении кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, действовавшего до 25.05.2013, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
В соответствии с указанным распоряжением средний уровень кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Дмитровском муниципальном районе Московской области составляет 783,26 руб.
На основании данных положений Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области была установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0180309:1, 50:04:0180208:26, 50:04:0180301:64, 50:04:0120204:3, 50:04:0120111:24, 50:04:0120111:23, 50:04:0120111:3, 50:04:0180301:6, 50:04:0120401:229 определена в размере 5074945118,76 руб., 205508625,76 руб., 154751028 руб., 217644456,2 руб., 244181305 руб., 147287343,44 руб., 367179755,84 руб., 47524300,5 руб. и 270521555,54 руб. соответственно (т. 7 л.д. 204-236).
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии объекта налогообложения по земельному налогу относительно спорных участков является несостоятельным.
В соответствии с п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0180309:1, 50:04:0180208:26, 50:04:0180301:64,50:04:0120204:3, 50:04:0120111:24, 50:04:0120111:23, 50:04:0120111:3, 50:04:0180301:6, 50:04:0120401:229 в установленном законом порядке заявителем не оспорены.
При проведении налоговой проверки инспекция использовала данные о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0180309:1, 50:04:0180208:26, 50:04:0180301:64, 50:04:0120204:3, 50:04:0120111:24, 50:04:0120111:23, 50:04:0120111:3, 50:04:0180301:6, 50:04:0120401:229 полученные от уполномоченного государственного органа - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Расчет доначисленной суммы земельного налога по данному эпизоду по спорным земельным участкам представлен инспекцией в материалы дела (т. 7 л.д. 175-180). Спора относительно суммы доначисленного налога не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что кадастровые выписки на земельные участки с кадастровыми номерами 50:04:0180309:1, 50:04:0180208:26, 50:04:0180301:64, 50:04:0120204:3, 50:04:0120111:24, 50:04:0120111:23, 50:04:0120111:3, 50:04:0180301:6, 50:04:0120401:229 представлены на третьих лиц, апелляционным судом отклоняется, поскольку к каждой кадастровой выписке представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объекты недвижимого имущества, подтверждающая право собственности заявителя на спорные земельные участки в проверяемый период.
В соответствии с пунктом 1.9.3 решения обществу доначислен земельный налог в размере 119 054 руб. за 2010-2011 г., начислены соответствующие пени, также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ввиду штрафа.
Основанием для принятия инспекцией решения в указанной части послужило то обстоятельство, что общество не включило в налоговую декларацию по земельному налогу земельный участок с кадастровым номером 50:40:0180106:243.
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что у инспекции отсутствовали основания для использования при расчете земельного налога кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:40:0180106:243 в размере 19 842 325,58 руб.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:40:0180106:243 от 13.12.2012 N МО-12/ЗВ-980198 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:40:0180106:243 составляет 19842325,58 руб. (т. 7 л.д. 184).
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что в спорный период земельный участок с кадастровым номером 50:40:0180106:243 принадлежал на праве собственности заявителю (т. 7 л.д. 185).
В соответствии с пунктом 1.9.4 решения с учетом изменений, внесенных решением УФНС России по Московской области от 24.06.2013 N 07-12/33440, обществу доначислен земельный налог в размере 137 813 руб. за 2010 г., начислены соответствующие пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием для принятия инспекцией решения в указанной части послужило то обстоятельство, что обществом неверно рассчитан коэффициент К2 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0180309:2.
В 2010 г. земельный участок с кадастровым номером 50:04:0180309:2 был разделен на 3 земельных участка с кадастровыми номерами 50:04:0180309:83, 50:04:0180309:84, 50:04:0180309:85. Свидетельства о государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки датированы 17.11.2010. В ходе проверки было установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0180309:84 было зарегистрировано за третьим лицом 16.02.2012.
В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
В ходе проверки инспекцией был доначислен земельный налог за 2010 г. в размере 122 976 руб., за 2011 г. - 178 118 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 24.06.2013 N 07-12/33440 установлена арифметическая ошибка при расчете налога за 2011 г., в связи с чем решение инспекции было изменено, сумма доначисленного земельного налога за 2010, 2011 гг. составила 137 813 руб.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что доначисление налога необоснованно в связи с применением инспекцией неверной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:04:0180309:84.
Пунктами 1, 2 статьи 396 НК РФ определено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Довод апелляционной жалобы о том, что инспекцией неверно применена кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0180309:84, не может служить основанием для признания решения от 05.02.2013 N 10-29/3 незаконным в оспариваемой части.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:04:0180309:84 была самостоятельно указана заявителем в налоговой декларации по земельному налогу в спорный период.
Данный факт заявителем не оспаривается.
Соответственно, инспекция проверила расчет налога с учетом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:04:0180309:84, указанной налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2014 года по делу N А41-40211/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Агрофирма Борец" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)